Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речевого акта — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речевого акта

2020-04-01 311
Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речевого акта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Адекватное взаимопонимание коммуникантов обеспечивается тем, что в акте речи реализуется имеющийся в языке ряд закономерных соотношений между интенциями и способами их выражений.

В самой речи общающихся можно выделить в исследовательских целях два компонента - речевую деятельность и речевое поведение отправителя текста. В этих двух сторонах речи есть черты общие и раздельные.

Общими выступают, прежде всего, предмет исследования - текст, категории выбора отправителем текста лингвистических единиц, категории эффекта воздействия, учет компонентов актуализации речевого акта. Различие между речевой деятельностью и речевым поведением просматривается по критериям открытости / скрытости воздействия; целенаправленности, осознанности, мотивированности выбора языковых единиц, с одной стороны, и привычности, автоматичности, неосознанности выбора речевых сигналов, с другой стороны; по критерию единицы обследования; по критерию используемых для анализа метод исследования; и, наконец, по объекту исследования.

«Речевую деятельность мы в прагмалингвистике рассматриваем как деятельность отправителя текста по осознанному, мотивированному, целенаправленному выбору языковых единиц в конкретных условиях речевого акта для достижения оптимального результата общения». [МатвееваГ.Г., 1998, с. 14].

Важным условием привлечения компонентов внеязыковой действительности стало изучение роли коммуникантов и, прежде всего, отправителя текста. Оказалось, что целенаправленный, продуманный, мотивированный выбор языковых единиц осуществляет именно говорящий. Единицей такого выбора при исследовании речевой деятельности адресанта стала иллокуция, которая занимает важное место в триаде внутренней стороны речевого акта - локуции, иллокуции, перлокуции. Повторим, что локуция речевого акта - это момент произнесения отправителем текста выбранной языковой единицы, иллокуция - это та цель, которую отправитель текста преследует при произнесении выбранной единицы, перлокуция - факт достижения/не достижения отправителем текста цели с помощью выбранной языковой единицы. При этом под языковой единицей понимается законченное высказывание на любом языковом уровне от слова до текста. Единицей обследования речевой деятельности выступает высказывание, которое, прежде всего, общепринято считается единицей речи. Ее основным свойством считается законченность выражаемого содержания. Представляется, что этим содержанием и является иллокуция. При рассмотрении высказывания как формы, а иллокуции как содержания возникает две проблемы: с одной стороны, одно высказывание как синтаксическая модель, может выражать больше одной иллокуции в зависимости от условий, в которых происходит речевой акт. Например, вопросительное высказывание «Не пройдете ли Вы в полицейский участок?» может интерпретироваться и как просьба, и как приказ. С другой стороны, несколько высказываний, построенных по разным синтаксическим моделям, могут представлять собой набор для выражения одной и той же иллокуции. Например, для выражения иллокуции просьбы отправитель текста может выбрать высказывание из следующего набора: «Закройте, пожалуйста, окно!» (модель побудительного предложения); «Не закроете ли Вы окно?» (модель вопросительно предложения); «Хорошо бы закрыть окно» (модель повествовательного предложения) и др.

Выбор говорящим нужной единицы речи, определяется целями и мотивами, которые являются экстралингвистическими факторами обоснования выбора. Для достижения конечного оптимально результата, адресант тщательно продумывает выбор единиц.

При выборе высказывания говорящий учитывает все внешние компоненты речевого акта. По вопросу о количестве и качестве учитываемых компонентов речевого акта также нет единства среди ученых. Так, например, Бюлер выделяет три компонента речевого акта, а Хаймс семь. Безусловно, три компонента самые важные и учитываются всеми: отправитель-текст-получатель. Причем отправитель и получатель - участники речевого акта обладают целым рядом свойств нелингвистического характера, которые влияют на выбор текста отправителем. К ним относятся:

)   социальные свойства - пол, возраст, образование, культура, социальный статус

)   психологические свойства - черты характера и темперамента

)   ситуативные свойства - социальные роли участников, степень знакомства, официальная / неформальная обстановка речевого общения [Эрвин-Трипп С.М., 1975, с. 358].

Если хотя бы один из этих экстралингвистических факторов окажется неучтенным, то цели отправителя текста не достигаются, более того, возможно возникновение конфликтной ситуации общения.

Другой стороной речи мы рассматриваем речевое поведение отправителя текста. Под речевым поведением понимается «стереотипное и индивидуальное проявление заавтоматизированного, неосознаваемого, интуитивного выбора отправителем текста речевых сигналов актуализации скрытых нюансов смысла» [Матвеева Г.Г., 1998, с. 6].

В своей работе Матвеева дает пояснение интуитивного выбора, говоря об актуализации в речи таких грамматических значениях, выбор которых совершается автоматически, а обоснование этого выбора сразу и не найдешь. Например, в таких двух фразах, как «Я веду кружок немецкого языка» и «Я руковожу кружком немецкого языка» выбор категории винительного падежа («кружок») в первом случае и творительного падежа («кружком») во втором случае у носителя русского языка происходит автоматически, интуитивно, а, следовательно, на неосознаваемом уровне. В обыденной жизни эта актуализация грамматических категорий происходит интуитивно в отличие от продуманного, намеренного выбора лексических значений в речевой деятельности теле - и радиоведущих.

Не только выбор грамматической категории падежа, но и всех грамматических категорий - числа, лица, наклонения носителями родного языка совершается привычно на неосознаваемом уровне. Для успешного проведения речевого акта, подобный выбор можно наблюдать и в лексике, а так же на синтаксическом уровне.

Таким образом, исследователь Матвеева делит речь на две равнозначные составляющие - речевая деятельность и речевое поведение отправителя текста, которые различаются по степени осознанности при выборе лингвистических единиц. При речевой деятельности этот выбор - целенаправлен и мотивирован; при речевом поведении он - автоматичен, не осознан. Другим различием является объект выбора: при речевой деятельности - это лингвистические единицы, обладающие лексическим значением; при речевом поведении - это выбор речевых сигналов грамматических категорий, таких как категория времени, личные местоимения я, ты и местоименные слова типа этот, сейчас, здесь, там, вот. [Караулов Ю.Н., 1997, с.]

Обе составляющие речи - речевая деятельность и речевое поведение отправителя текста - равноправны и проявляются в речи одновременно.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.