Адресат в теории речевых актов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адресат в теории речевых актов

2020-04-01 284
Адресат в теории речевых актов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

О важности «роли другого» в акте коммуникации писал М.М. Бахтин: «Высказывание с самого начала строится с учётом ответных реакций, ради которых оно, в сущности, и создаётся» [Бахтин М.М., c. 274]. По мнению исследователя, роль «других» заключается не в пассивном слушании, а в активном участии речевого общения. Слушающий, воспринимая и понимая значение речи, одновременно занимает по отношению к ней активную ответную позицию: соглашается или не соглашается с ней, дополняет её. И сам говорящий, по мнению Бахтина, установлен именно на такое активное ответное понимание: он ждёт не пассивного понимания, только дублирующего его мысли в чужой голове, но ответа, согласия, сочувствия, возражения. В зависимости от своего собеседника, говорящий пользуется разными средствами выражения своих мыслей.

Таким образом, актуальность курсовой работы заключается в важности исследования влияние на речевую деятельность говорящего факторов адресата.

Объектом курсовой работы являются программы приморской радиостанции «Лемма»: «От рассвета до работы», «Реальное время» и «Звездное радио», а предметом исследование является речевое поведение радиоведущих.

Цель исследования проанализировать речевое поведение радиоведущих.

Задачи: 1) Записать эфиры передач радио «Лемма»

) Выявить социолингвистические факторы, влияющие на речевую деятельность ведущих приморской радиостанции

) Рассмотреть выбор речевого поведения радиоведущих во взаимодействии с участниками диалогов.        

 


Адресат в теории речевых актов

 

Существует несколько терминов для обозначения участников речевого акта, такие как «адресант-адресат», «говорящий-слушающий», в научных исследований так же встречаются их интерпретации: «отправитель-адресат» и «говорящий - адресат». Причем последняя оппозиция используется чаще остальных. Так в работе Т.Г. Винокур «К характеристике говорящего интенция и реакция», автор рассматривает значение термина «говорящий» и его место в коммуникации. С его точки зрения, говорящий в коммуникации занимает первое место, но не потому что он только лишь производит речевое действие, а потому что говорящий является первым приемным пунктом собственных коммуникативных усилий. Он вслушивается в себя, познает свою речь и это самопознание выводит на поверхность речевой деятельности. [Винокур Т.Г., с. 19] А исследователь Н.Д. Арутюнова пишет статью «Фактор адресата», в которой намеренно использует термин «адресат» подчеркивая этим сознательную направленность речевого высказывания к лицу, которое может быть определенным образом охарактеризовано, а коммуникативное намерение говорящего должно согласовываться с его характеристикой. Она объясняет: «Фактор адресата, точка зрения которого естественно принимается за отправную при интерпретации высказываний, представляется существенным для теории речевых актов». [Арутюнова Н.Д., 1981, с. 358].

В нашей работе мы будем пользоваться терминами «говорящий - адресат», так, по-нашему мнению, данная оппозиция наиболее точно выражает их функции в речевом акте.

 

Анализ речевой деятельности ведущих информационно-развлекательного радио «Лемма»

 

В первой главе мы дали несколько классификаций социолингвистических факторов, которые необходимо учитывать для осуществления успешной коммуникации. Рассмотрим, как именно влияет на речевую деятельность радиоведущего различные характеристики адресата. Их выше приведенных классификаций, мы выбрали несколько характеристик, на наш взгляд наиболее точно характеризующих отношение между радиоведущим и адресатом.

Итак, для выбора речевого поведения радиоведущего, необходим учет следующих социолингвистических факторов:

)   характер радиопередачи

)   постоянные социальные роли (социальный статус адресата)

)   симметричность / асимметричность ролевой ситуации

Условимся, что в качестве говорящих выступают радиоведущие, а адресаты - это гости эфиров и радиослушатели.

 

Характер радиопередачи

 

Условно, все радиопередачи можно разделить на две категории: информационные, целью которых является обеспечение слушателей определенной информацией и развлекательные, направленны на отвлечение радиослушателей от повседневных забот. В соответствии с тем, какие передачи занимают большее количество эфиров, можно делать выводы к какому типу относится сама радиостанция. Нами были прослушаны передачи радиостанции «Лемма» (г. Владивосток). В ходе прослушивания, оказалось что на радио «Лемма» самыми популярными среди радиослушателей являются две программы информационного характера: «От рассвета до работы», выходящая в эфир в утреннее время, и «Реальное время», которую можно услышать днем, именно туда поступает большое количество звонков от жителей города Владивостока с жалобами и предложениями. Гости обеих передач - это люди известные в политике: глава города Владивостока - Игорь Сергеевич Пушкарев, депутат государственной думы, председатель политики по делам ветеранов - Талабаева Людмила Зумовна, начальник ипотечного отдела операциями открытого акционерного общества - Наталья Викторовна Хворостянко, а так же адвокаты, тренер футбольной команды «Луч-Энергия» и другие. На радио «Лемма» зафиксированы так же программы информационно-развлекательного характера, но такие тоже присутствовали, к ним можно отнести «Звездное радио», гостями которого, чаще всего являются актеры приморских театров и певцы, приехавшие в город на гастроли. Таким образом «Лемма» приобретает статус информационно-развлекательного радио.

Итак, в ходе анализа речевой деятельности радиоведущих приморской радиостанции, нами были выявлены следующие закономерности: речевое поведение ведущих в программах несущих информационный характер, отличается от поведения развлекательных программ. Так, ведущему информационной программы «Реальное время» Евгению Вольскому в большинстве передач в начале эфиров характерно прямое обращение, в первую очередь, к самим радиослушателям, затем ведущий представляется сам, определяет тему эфира и лишь в последнюю очередь представляет своего гостя, независимо от его социального статуса, должности и других факторов. Это обеспечивает успешность коммуникации, подчеркивает важность адресата, которым в данный момент выступает радиослушатель, так как все передачи направлены на воздействия радиослушателя.

Евгений Вольский:

«Дорогие друзья / приветствую всех / кто находится сейчас на чистоте общения вместе с нами / это радиостанция «Лемма» и программа «Реальное время» // меня зовут Евгений Вольский // сегодня друзья поговорим о такой / ну / я считаю теме / которая касается всех / потому что квартирный вопрос / он всегда стоял / и наверное будет стоять в нашей стране / в Приморском крае / будем говорить сегодня об ипотеке … но хочу перед этим представить нашего гостя / у нас начальник управления ипотечными операциями открытого акционерного общества «Наш дом-Приморье» Наталья Хворостянко / …»

В зависимости от социального статуса гостя, очередность представление темы эфира и гостя студии меняется: вначале представляют гостя, а затем тему передачи. Так радиоведущие «Лемма» информационной программы «От рассвета, до работы» Ульяна Полянская и Руслан Романов начинают свою трансляцию:

«Доброе утро уважаемые радиослушатели / мы начинаем прямую линию с главой города Владивостока Игорем Сергеевичем Пушкаревым / доброе утро…»

В передачах такого плана мы можем наблюдать обращения к слушателям: уважаемые радиослушатели, дорогие радиослушатели. Наряду со стандартными, можно так же часто встретить ничем не обоснованные обращения, такие как дорогие друзья и уважаемые друзья, при этом, отмечается частотная повторяемость. Евгении Вольский:

Дорогие друзья / я приветствую тех / кто находится на чистоте нашего эфира // … можете присоединяться к нашему разговору / напомню телефон нашего прямого эфира …/ и дорогие друзья / большая просьба / так как времени очень мало / вопросов очень много…

Ведь на самом деле ведущие и слушатели как таковыми друзьями не являются, более того они даже не имеют визуального контакта друг с другом. Радиослушатель выступает в качестве квазиадресата, т.е. воображаемое лицо, которому предназначено высказывание. Тем не менее, все эти номинации ведущие выбирают осознанно, не только с целью выразить вежливое, уважительное отношение к собеседнику, но и снять обезличивание и косвенно побудить их принимать активное участие в дискуссии.

Прежде чем мы начнем / напоминаю телефон прямого эфира … звоните / задавайте свои вопросы //

На примере мы видим, что обращаясь к адресату с прямой просьбой, никаких дополнительных средств ведущим использоваться не будет. Если говорящий совершает косвенное побуждение, т.е. открыто не называя свою просьбу, он обязательно применит обращение:

Друзья / напоминаем телефон нашей студии… //

Друзья / хотелось бы послушать ваше мнение //

Сложно не заметить с какой частотностью Евгений Вольский в приведенных выше примерах называет радиослушателей дорогими друзьями за одну беседу, что свидетельствует об ограниченном лексическом запасе для обозначения радиослушетелей.

Для сравнения, рассмотрим одну из информационно-развлекательных программ «Звездное радио» ведущей, которой является Оксана Якуш. Здесь мы увидим, отклонение от схемы представления темы и гостей эфира:

Как-то беседуя с коллегой журналистом о нашей эстраде / разговор зашел об этом исполнителе // много хороших слов было сказано в его адрес / но одна фраза мне запомнилась особенно / это «человек вселенная» // Сегодня у нас в гостях «Звездного радио» человек вселенной / Александр Розенбаун

Сама передача представляет собой беседу ведущей и гостем в форме интервью, где радиослушателям не представляется возможности позвонить и задать вопрос гостям программы. В связи с этим, на протяжении всей передачи мы наблюдаем отсутствие обращение к зрителям, а так же не определена точная тема беседы. Информационно-развлекательную программу отличает так же подготовленность вступительной речи, продуманность лексических единиц в представлении «звездных гостей», с целью расположить адресата к общению:

Сегодня у нас в гостях человек вселенной Александр Розенбаум

Сегодня у нас в гостях богиня / которые все эти годы хочет быть просто Эвелина Бледанс

Мы видим, что чем популярнее гость, тем меньше радиоведущие рассказывают об их деятельности, но приписывают им неземные качества, стараясь как можно необычнее преподнести их радиослушателям, преследуя понятные цели: сделать адресата как можно откровеннее в разговорах, а следовательно и сама программа будет интереснее. В информационных программах, из-за особенностей характера передачи, а так же официальности ситуации, представление гостей эфира происходит строже, начинают с перечисления должностей, и только затем приводят полные имена:

… обо всем об этом мы поговорим с нашим гостем / начальником управления содержания жилфонда / и городских территорий администрации Владивостока / Корошенко Александр Игоревич //.

2.2 Постоянные социальные роли (возраст, социальный статус адресата)

 

Нам уже известно, что выбор речевого поведения говорящего во многом зависит от занимаемого социального статуса и возраста адресата. В ходе наблюдения за речевыми ситуациями, нами было выявлено, если в студии оказываются два или более адресата, то в начале передачи, в первую очередь говорящий представляет радиослушателям того, чей социальный статус находится выше остальных:

У нас в студии / исполнительный директор футбольного клуба «Луч-Энергия» Анатолий Безняк / и Константин Терехов / пресс-секретарь этого же клуба //

…вначале приветствую / у нас глава города Владивостока Игорь Сергеевич Пушкарев // так же руководители средств массовой информации / это главный редактор газеты «Владивосток» Андрей Пушкарев / главный редактор телеканала ТВ-Центр Елена Лаврищева / и главный редактор газеты «Аргументы и факты» Роман Абрамов //

Влияние статуса очевидно и в тех случаях, когда ведущий задает вопрос, он сначала адресует его старшему по статусу:

Задав вопрос, Евгений Вольский обращаясь к Пушкареву: Игорь Сергеевич / ну я думаю / вы продолжите //

К директору футбольного клуба: Анатолий Владимирович / начнем наш разговор //

Следует обратить внимание на реплики говорящего побуждающие ответить на заданный им вопрос: думаю / вы продолжите. Тогда как к собеседнику незначительно ниже статуса главы города ведущий открыто задает прямые и не до конца сформулированные вопросы:

Ну вот / условия для стандартной ипотеки / если вдруг человек решился?

В этом случае мы видим отсутствие обращения и этикетных норм типа: расскажите, пожалуйста, нашим слушателям… идругие.

Если же приходится общаться с радиослушателями, отвечая на их телефонные звонки, то их социальный статус для ведущего остается неизвестным, в этом случае мы наблюдаем максимальное соблюдение ведущими речевого этикета:

Руслан Романов: У нас есть телефонный звонок / алло / доброе утро! /

Ульяна Полянская: Доброе утро / как зовут вас?

Слушатель: Геннадий //

Ульяна Полянская: Геннадий / пожалуйста / задавайте свой вопрос //

В ходе исследований, нами была замечена еще одна закономерность: так как в информационных программах, диалог не имеет четкой тематической определенности и характеризуется взаимообусловленностью реплик и отсутствием их взаимной подготовки, ведущие вынуждены обдумывать их в ходе разговора. Но чем выше социальный статус адресата, тем тщательнее ведущий обдумывает свои высказывания. И если ведущий имеет небольшой опыт, то во время обдумывания, он использует частые заполнители пауз, что сказывается отрицательно на речевой деятельности радиоведущего. Так Евгений Вольский в разговоре с начальником ипотечного отдела открытого акционерного общества, заполняет паузы «эканьем», а так же использованием междометий вот и ну:

… и еще / вот /я обратил внимание на процентные ставки / я так понимаю на сегодняшний день / ээээ/ ну ээ/ это одна из самых низких ставок / и в докризисные-то времена не во всех банках такое видел / в принципе //

Следует отметить, что все информационные программы официального характера, Евгений же использует лексику характеризующую разговорный стиль: в принципе, в докризисные-то, которая так же выполняет роль заполнителя пауз.

Подобные случаи могут встречаться, не только при неподготовленности речи, но и если радиоведущий плохо осведомлен в теме эфирного разговора:

Напомню / сегодня мы говорим об ипотечном жилищном кредитовании // ну и / перед тем как мы начнем / аааа / скажу / что компания открытого акционерного общества / ну / уже известна / ааа / несколько лет / ааа / более трех тысяч семей в крае отметили новоселье благодаря…

Радиоведущий ориентируется не только на адресата, находящегося выше его по социальному статусу, но и на радиослушателей, которые могут занимать разные позиции. Так как для успешного проведения речевого акта главным условием является простота и доступность, а понимая что не все слушатели разбираются в данной теме, ведущий просит разъяснить понятия. Важной особенностью в таком примере является его манера просьбы, незнание в терминах он проецирует, непосредственно, на себя используя при том синтаксические особенности разговорного стиля - неполные предложения, обрывистые фразы:

А вот / эээ / в понятиях / я немного в терминах / может быть неправильно / займ и кредит / это несколько разные вещи / да? //

Судя по утверждению в конце вопроса, мы можем предположить, что как раз в этом вопросе говорящий разбирается лучше, чем в остальных.

Е. Вольский: А вот еще для себя хотел уточнить / по материнскому капиталу /…

Такое намеренное проецирование ситуации на себя не случайно, ведущий пытается показать заинтересованность и познания в теме, с целью расположить к себе адресата, завоевать доверие и тем самым сделать коммуникацию еще более успешной. Точно такой же прием осведомленности демонстрирует нам ведущая информационно - развлекательной программы «Звездное радио» Оксана Якуш. В своем интервью показывает свою заинтересованность в творчестве певца, располагая к себе симпатию, что позволяет ей внедриться в его внутренний мир и вызвать его на откровения:

Александр Яковлевич / в вашей биографии прочитала фразу / «Я все равно живу в это мире мне / его очень не хватает» // вы ее сказали в двадцати метровой комнате коммунальной квартиры / в которой вы жили вшестером всей семьей //

В информационно-развлекательных программах ведущий может выступать в роли модератора - составителя диалогов, именно он направляет беседу в нужное «русло», ему предоставляется возможность заранее подготовить вопросы, и как следствие, его речь будет построена логически грамотно, а в разговорах меньше пауз и их заполнителей. Такой и оказалась речь Оксаны, из чего можно сделать вывод, что к разговору с адресатом выше ее по социальному статусу, радиоведущая подготовилась, выбирая определенное речевое поведение при общении с популярным человеком.

 


Заключение

 

В результате проведенных нами исследований было установлено, что характер речевого общения говорящего и адресата определяется прагматическими параметрами коммуникативной ситуации, включающими в себя пространственно-временные характеристики общения, индивидуальные характеристики участников коммуникации (социальный статус, роль, возраст, жизненный опыт, образование), специфику жанра и другие. В речевой деятельности радиоведущих приморской радиостанции «Лемма» особое влияние на выбор речевого поведения влияют такие параметры как, характер радиопередачи, социальный статус, симметричность / асимметричность социальных ролей и официальность / неофициальность общения. Так про общении с адресатом в условиях симметричности находящимся по статусу выше он обдуманно и «аккуратно» подбирает лексику, используя заполнители пауз, а при общении с адресатом находящимся примерно на одном уровне по статусу, в официальный стиль вносит элементы разговорного, с использованием лексики стилистически сниженной нормы: немножко, в принципе, перебрал.

Если рассматривать официальность / неофициальность общения, то мы увидим использование метафор: львиную долю эфира мы посвятим…, всевозможные оговорки, «аканье» и «эканье» что недопустимо в официальном общении.

речевой радиоведущий поведение социальный


Список литературы

 

1) Арутюнова, Н.Д. «Фактор Адресата» (Известия АН СССР, Серия литературы и языка. 1981 +Т40)

)   Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

)   Бюлер, К. теория языка. Репрезентативная функция языка. (Пер. с нем.-М.: Прогресс, 2001.)

)   Винокур, Т.Г. «К характеристике говорящего интенция и реакция» // АН СССР язык и личность С. 11-23

)   Гак, В.Г. К типологии лингвистических номинаций. Языковая номинация: общие вопросы, - М. Наука, 1997.-С. 230-293.

)   Грайс, Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая грамматика. Вып. XVI. - М., 198 - С. 217-237.

)   Демьянков, В.З. Грамматические основы интерпретации высказывания // Изв. АН СССР. Сер лит и яз - 1981. - Т. 40. - №4 - С. 368 - 377.

)   Ермоленкина, Л.И. Диалог, как дискообразующий фактор информационного радио [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sun.tsu.ru/000063105/325/image/325-018.pdf

)   Карасик, В.И. Язык социально статуса, - М: Гнозис, С. 2002-333

)   Речевое поведение и тип языковых личностей / Массовая литература на рубеже XX-XXI веков: человек и его дискурс. Под редакцией Ю.А. Сорокина, М.Р. Желтухиной ИЯ РАН.-М: «Азбуковик», 2003-368 с.

)   Крысин, Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // социально - лингвистические исследования/ АН.СССР «Наука Москва 1976. С. 42-52

)   Социальный аспект владения языком/ [электронный ресурс]: режим доступа: http://desraction.narod.ru/krysyn_cozialnyi_aspect_soderganije.htm.-3c

)   Матвеева, Г.Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению.-Ростов-на-Дону: ДЮИ, 1998 Скрытые грамматические значения идентификация грамматического лица («портрета») говорящего. - Диссертация доктора филологических наук.-С.-П., 1992

)   Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: теория речевых актов. Вып. XVII.-М., 1986. С. 27

)   Серль, Дж. Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике: теория речевых актов. Вып. XVII. - М., 1986. С. 151-169

)   Теория речевых актов.-М., 1988-180 с.

)   Хаймс, Д. Этнография речи // Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика.- М.: Прогресс, 1975. С. 42-95

)   Эрвин-Трипп, С.М. Язык. Тема. Слушатель. Анализ взаимодействия // Новое в лингвистике. Вып 7. Социолингвистика.-М.: Прогресс, 1975. С. 336-362

)   Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учебное пособие для высших учебных заведений [Г.М. Васильева и др.]; под редакцией И.П. Лисаковой.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2004.270 с.

Введение

 

О важности «роли другого» в акте коммуникации писал М.М. Бахтин: «Высказывание с самого начала строится с учётом ответных реакций, ради которых оно, в сущности, и создаётся» [Бахтин М.М., c. 274]. По мнению исследователя, роль «других» заключается не в пассивном слушании, а в активном участии речевого общения. Слушающий, воспринимая и понимая значение речи, одновременно занимает по отношению к ней активную ответную позицию: соглашается или не соглашается с ней, дополняет её. И сам говорящий, по мнению Бахтина, установлен именно на такое активное ответное понимание: он ждёт не пассивного понимания, только дублирующего его мысли в чужой голове, но ответа, согласия, сочувствия, возражения. В зависимости от своего собеседника, говорящий пользуется разными средствами выражения своих мыслей.

Таким образом, актуальность курсовой работы заключается в важности исследования влияние на речевую деятельность говорящего факторов адресата.

Объектом курсовой работы являются программы приморской радиостанции «Лемма»: «От рассвета до работы», «Реальное время» и «Звездное радио», а предметом исследование является речевое поведение радиоведущих.

Цель исследования проанализировать речевое поведение радиоведущих.

Задачи: 1) Записать эфиры передач радио «Лемма»

) Выявить социолингвистические факторы, влияющие на речевую деятельность ведущих приморской радиостанции

) Рассмотреть выбор речевого поведения радиоведущих во взаимодействии с участниками диалогов.        

 


Адресат в теории речевых актов

 

Существует несколько терминов для обозначения участников речевого акта, такие как «адресант-адресат», «говорящий-слушающий», в научных исследований так же встречаются их интерпретации: «отправитель-адресат» и «говорящий - адресат». Причем последняя оппозиция используется чаще остальных. Так в работе Т.Г. Винокур «К характеристике говорящего интенция и реакция», автор рассматривает значение термина «говорящий» и его место в коммуникации. С его точки зрения, говорящий в коммуникации занимает первое место, но не потому что он только лишь производит речевое действие, а потому что говорящий является первым приемным пунктом собственных коммуникативных усилий. Он вслушивается в себя, познает свою речь и это самопознание выводит на поверхность речевой деятельности. [Винокур Т.Г., с. 19] А исследователь Н.Д. Арутюнова пишет статью «Фактор адресата», в которой намеренно использует термин «адресат» подчеркивая этим сознательную направленность речевого высказывания к лицу, которое может быть определенным образом охарактеризовано, а коммуникативное намерение говорящего должно согласовываться с его характеристикой. Она объясняет: «Фактор адресата, точка зрения которого естественно принимается за отправную при интерпретации высказываний, представляется существенным для теории речевых актов». [Арутюнова Н.Д., 1981, с. 358].

В нашей работе мы будем пользоваться терминами «говорящий - адресат», так, по-нашему мнению, данная оппозиция наиболее точно выражает их функции в речевом акте.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.