Усадьба в Михайловском, как историко-культурное достояние России — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Усадьба в Михайловском, как историко-культурное достояние России

2020-04-01 96
Усадьба в Михайловском, как историко-культурное достояние России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

А. С. Пушкин так писал о своих родных местах:

 

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

 

Михайловское - одно из самых интересных историко-культурных мест Псковской области. Родовое имение Пушкиных посещали многие известные деятели России. Например, Иван Иванович Пущин, деятельный член тайных (в будущем - декабристских) организаций и близкий друг А.С.Пушкина, в апреле 1825 года приезжает, в гости к поэту, Антон Антонович Дельвиг- русский поэт, литературный критик и журналист, а так же лицейский товарищ А.М.Горчаков и известная, благодаря стихам Пушкина, Анна Петровна Керн.

Ярчайшая история Михайловского начинается с того, что в 1742 году прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу- "арапу Петра Великого" было пожаловано имение в Псковской области, на месте деревни Зуево. На межевом плане 1782г. отмечены деревянные барские строения, хозяйственный двор и регулярный партер к югу от парадного двора. Парка в усадьбе еще не было.

В 1790г. в Михайловском поселяется сын А.П. Ганнибала, Петр Абрамович. Он перестраивает усадьбу по классическим образцам конца XVIII века, разбивает парк. Усадебный ансамбль, выстроенный А.П. Ганнибалом, существовал до начала 1860-х гг.

После смерти А.П. Ганнибала, Михайловское унаследовала его дочь, Надежда Осиповна. Семья Пушкиных проводила в усадьбе летние месяцы. А.С. Пушкин впервые приехал в Михайловское в 1817-м, затем - в 1819гг. Главным историческим событием для родового поместья и этапной вехой в жизни Пушкина - поэта стали годы его ссылки в Михайловское (1824-1826гг.).

С душой, переполненной впечатлениями юга, с сердцем, взволнованным и несчастной любовью, и тревогами последних дней, Пушкин приехал в тихую русскую деревню. Но она на первых же порах встретила его крупными неприятностями. Его отец, Сергей Львович, имел бестактность согласиться на предложение губернатора наблюдать за поведением сына.

Незавидную роль старик исполнял очень неудачно, дойдя до распечатывания писем, получаемых сыном. Его обычный эгоизм сказался ярко в боязни за то, что ему придется отвечать за сына. На этой почве разыгралось крупное столкновение. Никогда между сыном и отцом не было никаких связей, но до этого времени они не переходили за пределы холодного равнодушия: теперь они столкнулись впервые.

Не смотря на это талант Пушкина только окреп в годы ссылки. Познакомившись с трагедией "Борис Годунов", П.А. Вяземский писал: "... ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал.". Жизнь в усадьбе стала творческой лабораторией, в которой раскрывались картины дворянской жизни, провинциального и крестьянского быта, древней истории России и судьба самого поэта.

А И.И. Пущин,навестив ссыльного поэта в 1825 году, заметил, что его ветреному другу заметно «наскучила прежняя шумная жизнь, в которой он частенько терялся». Тем не менее, при всем своем презрении к «черни», он очень интересовался теми слухами, что ходили о нем в столице, и преувеличивал их значение. О деревенской жизни поэт сказал, что с нею несколько примирился в эти четыре месяца, что тут, хотя невольно, он отдыхает от прежнего шума и волнения, что с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно.

Приятное разнообразие в уединенную жизнь Пушкина внесли обычные для него сердечные увлечения: сперва легкий флирт с Евпраксией Вульф, с которой, как говорят, он списал Татьяну Ларину; затем страстное увлечение дочерью П.А. Осиповой, Александрой Ивановной Осиповой (впоследствии Беклешовой); памятником этой вспышки чувства осталось стихотворение «Признание», не говорящее нам ни о силе, ни о возвышенности этого увлечения.

Гораздо глубже задето было творчество поэта образом А.П. Керн. Ей посвящены стихотворения 1825 г.: «Желание славы» и «К А.П. Керн» и 1829 г. «К А.П. Керн». Отрывки из ее альбома (1828 г.), письма к ней за 1825 г. (с 21-го июля по 8-ое декабря, всего 7 писем) рисуют нам эту своеобразную любовь, отливающую самыми прихотливыми переливами - от головокружительной земной страсти до благоговейного преклонения перед неземной красотой... Муки ревности, радости кратковременной, мимолетной ласки, остроты и двусмысленности - все сверкает разноцветными искрами в этих семи письмах.

Потом эти письма обрываются, чувство погасает - легкомысленная красавица попала навстречу другим ласкам, увлекающийся поэт тоже отошел в сторону, сохранив, впрочем, в сердце своем благодарную приязнь к своей красавице: в 1829 году он, в своем стихотворении «К А.П. Керн», ласковым приветом попытался утешить ее, видя, как она страдала от тех укоров, которыми осыпало ее «общественное мнение» за ее поведение. Поэтическая деятельность Пушкина в этот, «Михайловский» период его жизни, вступила в новый фазис развития.

Период его лирического творчества, когда каждое мимолетное настроение искало воплощения в стихах, кончился. Кончился и период его субъективных поэм: очевидно поэт - «человек» сложился...

Внимание его теперь ушло в ширь современной русской жизни, иностранной литературы и в глубь русского прошлого. Конечно, не мог поэт воздерживаться и от лирической исповеди своих минутных настроений - но теперь эта стихотворческая откровенность принимает случайный, отрывочный характер; так, автобиографическое значение имеют стихотворения 1824-1825 гг. «Коварность», «Сожженное письмо», «К А.П. Керн», «Желание славы», «19-е октября 1825 г.", «Зимний вечер» и другие, или рассуждения в стихах, вроде стихотворений «Аквилон», «Разговор книгопродавца с поэтом» и двух «Посланий к цензору»; или записи народных песен и попытки творить в их духе, или подражания творчеству других народов («Испанский романс», «Подражания Корану»), или подражания и переводы (из Шенье, Ариосто, Парни, Вольтера и др.), или, наконец, незначительные отрывки, наброски, эпиграммы, памфлеты.

Зато широко и свободно развернулся за это время гений Пушкина в творчестве эпическом и драматическом. Прежде всего следует отметить создание драмы «Борис Годунов». 13-го июля 1825 года он писал кн. Вяземскому: «Предо мною моя трагедия. Не могу вытерпеть, чтобы не выписать ее заглавия: «Комедия о настоящей беде Московскому Государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве. Писал раб Божий Александр сын Сергеев Пушкин, в лето 7333 на городище Ворониче». Такое фигурное название, отзывающее XVII-м веком, носила сначала пьеса Пушкина. Он сам был ею доволен и с чисто детской радостью сообщал об этом Вяземскому: «Я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин!» Произведение свое он именует то «комедиею», то «трагедиею», то «драмою» - ясный признак того, что новое произведение не умещалось в рамках тех определений, которые поэт находил в псевдоклассических кодексах и на которых был воспитан. Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством. Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью. Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку. Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. «Я могу творить» - признается он. И в этом большое влияние на него оказало именно Михайловское и его совершенно особая атмосфера.

Архитектурный облик парадного двора пушкинского времени известен по рисунку псковского землемера И.С. Иванова, литографированному в 1838г художником А. Александровым.

Композиционным центром двора является скромный барский дом, одноэтажный, с двумя боковыми и одним центральным входами. Высокая тесовая крыша дополняет композицию.

По сторонам от дома были расположены однотипные служебные флигели:

- западный - барская банька, известный позднее как "домик няни", и

- восточный - кухня-людская.

Одноэтажные небольшие строения вместе с главным домом составляют каре парадного двора с севера. С восточной стороны каре продолжено двумя флигелями. В центре двора устроен объездной дерновый круг в виде газона. Территория двора с запада обнесена простым забором, близ которого виден огород и пологий спуск в долину реки Сороти.

 

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко


 

Такой вид усадьба имела в период Михайловской ссылки А.С.Пушкина (1824-1826гг.), не изменилась к году его гибели и лишь медленно разрушалась пока Михайловское находилось под опекой до совершеннолетия детей поэта. Когда, в начале 1860-х гг., в Михайловском поселился младший сын поэта, Григорий Александрович Пушкин, он заново выстроил дом и службы. Частично перепланировал парк. От прежней усадьбы сохранился флигель-банька и круглый газон, в центре которого Г. А. Пушкин, в память о предках Ганнибалах и отце, посадил вяз, привезенный из усадьбы Петровское. Сын поэта занимался сельским хозяйством и животноводством; при нем значительно увеличилась площадь хозяйственного двора, появились каменные строения ледника и льнохранилища, рига, скотные дворы.

В 1899г., в связи с подготовкой к празднованию столетия со дня рождения А.С. Пушкина, усадьба была приобретена государством по инициативе псковского дворянства. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.

В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено. В связи с этим, можно провести аналогию с судьбой поместья Н.М.Языкова, которую постигла та же учесть, что и Михайловское. В.Н.Ганичев- председатель Союза писателей России, в своих дневниках писал, что«… Такого рода очаги были отнюдь не целью народного гнева, они были определены заранее к уничтожению. Как и все тридцать тысяч помещичьих, дворянских, купеческих усадеб, наполненных книгами, картинами величайших мастеров, изделиями мирового искусства, рукописями разных времён и шедеврами народного творчества. В России в таких усадьбах были собраны величайшие богатства мировой и русской культуры, лучшее, составляющее духовную сокровищницу человечества».

Из усадебных построек в Михайловском уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.