Охрана зрения в дошкольном возрасте. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Охрана зрения в дошкольном возрасте.

2020-04-01 199
Охрана зрения в дошкольном возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


НАПРАВЛЕНИЯ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование индивида. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.

Актуальность проблемы ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для жизни человека.

Для чего нужны человеку глаза? Педагоги помогают решить этот вопрос детям на занятиях, используя дидактические игры, на прогулках, в повседневной деятельности. В процессе работы дошкольники осознают, что весь окружающий мир: людей, природу, предметы можно увидеть. Зрение позволяет любоваться палитрой красок, удивляться разнообразию форм, различать размер и положение предметов.

Нормальновидящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми дети научаются выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий.

Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. Самостоятельное выделение свойств и качеств предметов у них затруднено. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой. Решать эти проблемы – функциональная обязанность тифлопедагога.

Вся система коррекционной работы направлена на развитие зрительного восприятия, на формирование у детей навыков зрительного обследования. Дошкольники учатся выделять цвет, форму, величину предмета; анализируют его строение; определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т.д. У детей формируется система предметных представлений.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

- предметное лото

- чудесный мешочек,

- найди пару по цвету (форме, величине); по двум (трем) признакам,

- чем похожи (различаются) предметы,

- мозаики,

- наложите одно изображение на другое,

- соедини два изображения в одно,

- подбери к контурному изображению силуэт

- и тому подобные.

 

С помощью зрения дети ориентируются в своем теле, в большом и малом пространстве. Без сформированных навыков ориентировки не возможно эффективное и объективное познание окружающего мира. Определять положение предмета относительно себя, другого предмета тифлопедагоги учат воспитанников на коррекционных занятиях. Эти навыки закрепляются педагогами на занятиях ФЭМП, ИЗО, в повседневной деятельности.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

- погладь левой рукой левое колено,

- назови своего соседа справа,

- принеси игрушку, которая стоит справа на полке,

- что к тебе ближе дерево или куст,

- графические диктанты,

- обведи контур,

- штриховки

- и тому подобное.

Значимость зрения проявляется в контролирующей функции. Зрительный контроль за выполнением действий проявляется даже в случаях грубой глазной патологии. Научить правильно, без лишней нагрузки использовать глаза – задача педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Известен тот факт, что рациональное автоматизированное действие не требует постоянного зрительного контроля. Следовательно, формирование предметных действий с раннего возраста позволяет снять или снизить зрительное напряжение.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

- нарисуй домик с открытыми глазами, а теперь с закрытыми; какой красивее?

- пройди между столами с открытыми глазами, а теперь с закрытыми; когда легче?

- И тому подобное.

При обучении дошкольников важен момент проговаривания. В процессе выполнения всех упражнений тифлопедагог и воспитатель предлагают детям последовательно и четко описать свои действия. Оречевление действия позволяет уточнить последовательность операций, запомнить ее, понять при каких приемах результат достигается быстрее и лучше. Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а даваемые ими словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися. Таким способом у ребенка формируется осознанное отношение к своим действиям, самостоятельность.

В дошкольном детстве человек получает первые навыки общения, учится соотносить себя с другими людьми. Важное место в этом процессе также отводится зрительному восприятию. Как выглядит собеседник, как относится к тебе, что чувствует. Все это можно узнать, внимательно посмотрев на человека. Тифлопедагог и воспитатели учат детей узнавать и изображать различные эмоции и состояния человека.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

- Какое настроение у гнома,

- Подбери выражение лица к ситуации,

- Психогимнастика,

- Дорисуй,

- И тому подобные.

Результатом целенаправленной работы становится осознание детьми роли зрения, важности заботы об органе зрения, значения соблюдения гигиенических правил для сохранения функций глаз.

 

ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ.

Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание верно и для здоровья глаз. Тщательное промывание глаз позволяет предотвратить различные инфекционные заболевания.

Очки – окно в мир для ребенка со зрительной глазной патологией. Чистота стекол чрезвычайно важна для адекватного формирования представлений об окружающем мире. Старший дошкольник может и должен самостоятельно следить и поддерживать чистоту очков.

У дошкольников формируют осознанное отношение к зрительной работе. Для сохранения зрительных функций необходимо соблюдать тифлопедагогические требования к рабочему пространству:

- Уменьшить нагрузку на глаза. Недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, лежа. Во время занятий расстояние от книги должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев.

- Дома для занятий должно быть отведено светлое место у окна.

- В вечернее время суток следует пользоваться лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Поставить ее нужно так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени.

- Телевизор смотреть не более 2-3 часов в неделю в дни наименьшей зрительной нагрузки. Продолжительность просмотра не должна превышать 60 минут. Экран телевизора должен находиться на расстоянии 2-3 метра.

- Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.

- Нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.

- Следует соблюдать правильную позу при выполнении графических работ, дидактических упражнений, рассматривании картинок и чтении книг сидя за столом.

- Обязательно следует соблюдать режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения.

Перечисленные требования необходимо соблюдать не только детям с нарушением зрения, но и нормальновидящим дошкольникам и школьникам. Выполнение этих правил является гарантией сохранения и улучшения зрительных функций.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для развития и укрепления мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения. Они укрепляют глазные мышцы, снимают с них напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться, так как тренируются мышцы, управляющие движениями глаз. Упражнения активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление.

Гимнастика для глаз важна всем детям дошкольного возраста.

 Приведем несколько очень простых упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 5-6 минут:

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (8-10 раз).

3. Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа и потом снова вдаль (8-10 раз).

Развивая глазодвигательные мышцы, предупреждают развитие патологии рефракции в младшем школьном возрасте. Известен тот факт, что, систематически проводя зрительную релаксацию, соблюдая зрительный режим и выполняя гимнастику для глаз, улучшаются все зрительные функции.

Особенно значима эта работа для детей с функциональными расстройствами органа зрения (при амблиопии и косоглазии). Так как в период плеоптического лечения, составной частью которого является окклюзия, ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым. Повышается зрительная нагрузка, возрастают эмоциональное и психическое напряжение. И, как следствие, общее психофизическое утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. Интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, работоспособность падает. Для оптимизации учебного процесса каждые 7 — 10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Эффективен такой отдых для все дошкольников. Для этого требуется 2 — 3-минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий: коррекционных, общеобразовательных, по физической культуре в форме физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э.С.Аветисовым, Ю.А.Курпан, Е.И.Ливадо (1984), Н.И.Пильман (1979), Е.И. Ковалевским (1976), эффективно используются в работе с детьми при монокулярном характере зрения, кроме упражнений, связанных с надавливанием пальцами на глаза, массировании их руками.

Эффективно применять упражнение «Тренировка на оконное стекло».

Стоять у окна, смотреть напряженно на черный кружок диаметром 3 мм, наклеенный на оконное стекло на уровне глаз, в течение 10 сек. Затем расслабленно посмотреть вдаль (10 сек). И так по 2-4-7 минут ежедневно (1 раз в день), постепенно увеличивая нагрузку.

Данное упражнение для детей дошкольного возраста можно видоизменять, наклеивая на стекло предметные картинки. Например: «Посмотри, на стекло села бабочка! Рассмотри ее», или «Какой красивый цветок расцвел! Давай им полюбуемся!». Придание эмоциональной окраски упражнению снимает напряжение, повышает интерес к выполнению действия.

Из известной системы упражнений для глаз могут быть отобраны упражнения, которые можно применять с детьми при косоглазии и амблиопии. Трудные упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать применительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения — сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Вот некоторые из них:

 

I. Глаза вправо отведу,

На соседа посмотрю.

Повернусь теперь я прямо

И закрою их руками.

 

II. Взгляд налево отведу —

Шарик красный я найду.

Теперь вправо посмотрю —

Глазами шарик поищу.

 

III. Подниму глаза я кверху,

Отыщу цветную ленту,

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

 

IV. Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

 

V.Девочки и мальчики

Колпачки на пальчики

Ловко надевают.

Колпачки играют —

Глаза их догоняют.

        

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

 

Система работы по формированию осознанного отношения к зрительной работе помогает предотвратить развитие патологии рефракции в младшем школьном возрасте или сохранить и улучшить зрительные функции у детей с амблиопией и косоглазием.


ПРИЛОЖЕНИЯ.


Примерный перечень документации тифлопедагога

 

1. Научно-методические основы организации коррекционно-педагогического процесса в учреждении для детей с нарушением зрения; положение о тифлопедагоге, функциональные обязанности и принципы работы тифлопедагога, цели и задачи в работе тифлопедагога.

2. Анамнестические данные ребенка.

3. Офтальмологическая характеристика ребенка: острота зрения, характер зрения, угол косоглазия (если есть), фиксация, поле зрения, диагноз.

4. Карты психолого-педагогического обследования ребенка и динамика его дальнейшего развития.

5. Перечень и описание основных и вспомогательных методов и приемов проведения коррекционно-педагогической работы с детьми.

6. Планы: совместной работы с воспитателями; работы с врачом-окулистом; совместной работы с другими специалистами (музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, руководителя ИЗО, логопед); работы с родителями.

7. Календарный, перспективный план коррекционно-компенсаторной работы с ребенком (с учетом результатов психолого-педагогического обследования); текущей работы по оснащению и оборудованию кабинета.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.