Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

2020-04-01 218
Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все это может вызвать страх у маленького человека. Ребенок с нарушением зрения находится в более тяжелых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей. Именно поэтому, адаптационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, начинается со знакомства с зонами группы: приемная, туалет, игровые зоны. Рассказ об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы поможет ребенку в преодолении страха незнакомого пространства. Желательно проводить эту работу в игровой форме.

Мы можем предложить следующие игры для знакомства с групповым пространством:

1. «Найди игрушку». Воспитатель прячет игрушку в группе, в одном из её помещений, и предлагает ребенку найти её. Инструкция: «Игрушка лежит в спальной комнате на кровати. Давай найдем ее». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения (“Там моют посуду”) и т.д.

2. После того, как дети познакомятся с группой можно провести игру: «У нас в гостях Мишка». Дети должны познакомить Мишку со всеми игровыми зонами и их назначениями.

Следующим шагом будет знакомство со взрослыми, которые будут окружать и, конечно же, со сверстниками. Обычно ребенок с глазной патологией испытывает страх перед общением, поэтому нужно научить его общаться, играть с другими детьми. Кроме того, ребенку, который никогда до этого не имел опыта общения со сверстниками, очень сложно принять и понять, что ему придется играть, делиться и считаться с другими детьми.

В педагогической работе со слабовидящими детьми необходимо учитывать состояние функций зрительного анализатора, возможность формирования зрительных функций педагогическими методами. В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и размера стимула дает хорошие результаты в повышении возможностей зрительных функций. По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций.

В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, игры с мозаикой. Для активизации зрения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонарем: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажигается», «Проследи за огоньками» «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?». Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. В таких заданиях активно упражняется зрение. И это способствует лечебно-оздоровительному процессу

В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста используются такие упражнения, как накладывание одного изображение на другое. Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений. Даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений и дети должны наложить их на нарисованные изображения. Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичными, знакомыми детям; яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснениям, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и направленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

Как надо готовить родителям ребенка с нарушением зрения к поступлению в детский сад.

Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения. Надо с самого начала дать понять ребенку, что вы его любите, но в то же время вы не можете уделять ему столько времени, сколько он хочет, потому что у вас есть еще важные дела. Если есть возможность приводить к нему в гости других маленьких детей, чтобы он знал, что он не один в мире маленький, есть еще такие же и даже меньше.

Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Потому что при поступлении в детский сад под действием стресса, его иммунная система ослабевает и достаточно чихнуть рядом с ним, как он тут же заболеет. Это ведет за собой прерывание адаптационного процесса, что ухудшает процесс адаптации. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо повысить роль закаливающих мероприятий. По поводу закаливания можно проконсультироваться у врача.

Заранее узнать все новые режимные моменты в детском саду и ввести их в режим для ребенка дома. Это поможет вашему ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Ребенку с нарушением зрения очень сложно привыкнуть к новому окружению, а тут еще будет новый режим дня. Из-за непривычки он может отказаться от еды, сна. Что влечет за собой в дальнейшем отсутствие аппетита, сна. Это в свою очередь, усложняет процесс адаптации.

Если есть возможность, как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Волнующие вас проблемы, связанные с детским садом обсуждать при условии, если малыш вас не слышит. Он не должен знать, что детский сад стал источником проблем для мамы и папы. Детский сад станет чем-то плохим в воображении ребенка, а это значит, что там его ничего хорошего не ждет.

Необходимо настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Ведь для ребенка очень важно, что вы его уже считаете взрослым. Необходимо внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Он будет делать все, чтобы не разочаровать вас. Еще лучше будет, если он знает ребенка постарше, который ходит в тот же детский сад. Объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим. Ребенку необходимо знать, что вы его любите.

Будьте спокойны и уверены накануне поступления ребенка в детский сад. Знайте, что все ваши переживания, тревоги передаются ребенку и разворачиваются в его крохотном сознании с полным размахом.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день и даже сначала посидеть вместе с ним. Пусть первые дни посещения детского сада станут для него приятными и оставят положительный отпечаток.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.

Как можно раньше забирать домой. Это необходимо для того, чтобы ребенок привыкал постепенно к новому окружению. Ребенок с нарушением зрения очень быстро утомляется, а в первые дни на него обрушивается много впечатлений. Поэтому поступление новой информации должно быть постепенным.

Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для слабовидящего ребенка изменение окружения всегда стрессирующий фактор. Он находится в постоянном нервном напряжении, для него все, что неизвестно – все опасно. Поэтому, когда он приходит домой необходимо создать все условия, чтобы его нервная система отдыхала, то есть щадить его ослабленную нервную систему. Ведь если еще и в семье будет напряженная обстановка это может привести к нервному срыву, а впоследствии к возникновению невроза.

На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости, немного сократить просмотр телевизионных передач. Ребенок с глазной патологией каждую новую информацию пропускает через себя, а в детском саду, особенно в первые дни, ее очень много. Вследствие этого он очень быстро утомляется. Необходимо, чтобы он привык к потоку информации. А походы в людные места (в цирк, в театр, в гости) не позволяют ребенку мобилизовать свои силы. И это наслоение может так же спровоцировать возникновение невроза.

Как можно раньше сообщить врачу, воспитателям о личностных особенностях малыша. Это необходимо для того, чтобы правильно организовать адаптацию ребенка. При организации различных режимных моментов, лечении воспитатели, врач будут учитывать личностные особенности ребенка и в связи с этим, будут строить общение с ним, а это, в свою очередь, облегчит адаптацию ребенка.

Одевать его так, как необходимо в соответствие с температурой в группе. Его иммунная система в период адаптации ослабевает, поэтому любая инфекция может привести к заболеванию. Это, конечно же, прервет процесс адаптации, и после выздоровления ребенку снова придется проходить все заново.

Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду.

Как построить работу воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОУ.

1. Все данные на ребенка узнать заранее (диагноз, личностные особенности, привычки, пристрастия). Это необходимо для того, чтобы при поступлении ребенка в детский сад воспитатель, в соответствии с его особенностями, подобрал индивидуальный подход, что в свою очередь смягчит период адаптации ребенка.

2. Разрешить родителям в первые дни присутствовать в группе. Для ребенка с нарушением зрения незнакомая обстановка всегда стрессирующий фактор. Присутствие родителя придает ему уверенности и смелости, за эти дни может убедиться, что ничего страшного и опасного его здесь не ждет.

3. В первый день познакомить ребенка со всеми помещениями группы. У ребенка с глазной патологией нарушена ориентировка в пространстве. Он плохо видит это пространство и, как следствие, ребенок его боится. Поэтому необходимо вместе с ним пройти по всем игровым зонам и рассказать их назначения. Пусть он все сам рассмотрит, потрогает, поймет, что это не несет опасности. Надо сразу показать ему, что можно трогать, а что нельзя.

4. Познакомить ребенка со сверстниками. Ребенок с нарушением зрения, как правило, до поступления в детский сад не имеет опыта общения со сверстниками. Поэтому необходимо помочь ребенку овладеть навыками общения с другими детьми. Задача воспитателя – научить ребенка общаться со сверстниками, понять и принять свой новый социальный статус.

5. Познакомить ребенка с взрослыми, которые будут его окружать. Обычно дети с нарушениями зрения привязываются к тому воспитателю, который его принимал в первый день. Необходимо познакомить ребенка с другими взрослыми (няня, врач, педагоги) и сформировать у него положительное отношение.

6. Познакомить ребенка с правилами поведения в группе, чтобы избежать ситуации наказания. Период адаптации для ребенка с нарушением зрения сам по себе служит сильнейшим фактором возникновения неврозов. Поэтому любое наказание должно носить символический характер, так как наказание может стать отправной точкой для невроза.

Как построить работу узких специалистов в период адаптации детей к условиям ДОУ.

1. Узнать заранее личностные особенности ребенка. Это необходимо, чтобы найти индивидуальный подход к нему, и тем самым облегчить адаптационный процесс.

2. Познакомить с кабинетом. Желательно это знакомство проводит не только с одним ребенком, а с подгруппой. Это связано с тем, что для ребенка с нарушением зрения посещение любого незнакомого помещения служат источником напряжения, стресса. Если же он будет с другими детьми – это, несомненно, снижает уровень стрессирующего воздействия.

3. Постепенно вводить его в учебный (лечебный) процесс. Дать возможность привыкнуть в своей социальной роли. Нагрузку увеличивать постепенно. Правильно организованный учебный (лечебный) процесс позволит вам добиться наилучших результатов, а ребенку быстрее адаптироваться.

4. Заинтересовать ребенка, т.е. пробудить в ребенке желание ходить к вам, заниматься с вами.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.