Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-04-01 | 173 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие зрительного восприятия является специфическим разделом педагогической работы в детском саду для детей с амблиопией и косоглазием. Это обусловлено особенностями психического развития детей с нарушениями зрения, а именно возникновением вторичных отклонений.
У преобладающего большинства дошкольников, посещающих ДОУ № 87 г. Читы, основным диагнозом является амблиопия и косоглазие.
Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации. В большинстве случаев при косоглазии в косящем глазу развивается понижение остроты зрения типа амблиопии приводящее к расстройствам бинокулярного зрения.
Амблиопия от греческого amblys - тупой, opsis – зрение: снижение остроты зрения, причину которого не удаётся установить путём объективного исследования; чаще один глаз поражается сильнее.
Косоглазие нередко сочетается с аномалией рефракции глаза. Причин появления косоглазия много: заболевания и травмы органа зрения, заболевания и травмы нервной системы, осложнения после соматических заболеваний, близорукость или дальнозоркость. Чаще всего данное нарушение является врожденным. Раннее выявление патологии, своевременное начало офтальмологической помощи и коррекционно-педагогической работы ослабляет степень выраженности, а порой и предупреждает развитие вторичных отклонений.
Первым и определяющим все дальнейшее развитие вторичным отклонением у детей с нарушениями зрения является нарушение зрительного восприятия. Зрительное восприятие процесс не врожденный. Новорожденный ребенок не видит. Его реакция на свет носит безусловнорефлекторный, оборонительный характер. Первая сигнальная система формируется в первый год жизни. Исследования Павлова И.П. и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущения и восприятия. Следовательно, новорожденный не видит, пока не научится различать формы, цвета, размеры, контуры. Для этого необходимо, чтобы в затылочной части коры головного мозга выработались дифференцировочные условные связи, а затем динамические стереотипы. У ребенка лишь постепенно формируется глазомер, содружественные движения глаз, увеличивается острота зрения. Сеченов И.М. сформулировал эту мысль, сказав, что в каждом восприятии содержится узнавание. Это положение является одним из основополагающих в коррекционной педагогике. Наряду с активным формированием деятельности коры головного мозга в первый год жизни развивается и орган зрения. Самый быстрый и активный рост происходит в первый год жизни. Глазное яблоко увеличивается в размерах и к 5 годам жизни почти не отличается от размеров взрослого. Полное формирование глазного яблока осуществляется к 12 - 15 годам. Орган зрения имеет сложную многослойную структуру. В данной работе мы не будем рассматривать строение глаза, возможные отклонения в развитии органа, причины аномалий и прогнозы при разных диагнозах. Отметим только, что любой дефект органа зрения в раннем возрасте может повлиять на дальнейшее психофизическое развитие ребенка.
|
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ.
Первым фактором, определяющим психическое развитие, является степень дефекта. Насколько поражен орган зрения, насколько затронуты функции зрения, каков офтальмологический прогноз. Все эти факторы значимы неизолировано. Зрительная система у человека является ведущей перцептивной системой, при взаимообусловленном формировании всех систем организма. Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятиями. В течение второго месяца жизни возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз новорожденного: рука действует как орган осязания, глаза следуют за её движениями. В трёхмесячном возрасте появляются зрительные реакции, прослеживающие контур воспринимаемой формы предмета. Зрение играет ведущую роль в реализации движений ребенка при манипуляции предметами. Формируется предметная деятельность, которая в преддошкольном детстве становится ведущей. При заболеваниях органа зрения контроль над манипулятивной деятельностью ухудшается и, как следствие, задерживается развитие предметной деятельности. Чем сложнее дефект, тем значительнее задержка.
|
Вторым фактором, влияющим на качество и полноценность развития, - время наступления дефекта. Этот фактор влияет на запас зрительных представлений ребенка. В случаях раннего поражения органа зрения запас зрительных представлений невелик, представления ребенка плохо дифференцированы. Затруднения зрительного восприятия в этом случае отрицательно сказывается на психической активности ребенка. Божович Л.И., изучая познавательные интересы детей, выдвинула интересную гипотезу, подтвержденную многими установленными фактами. Оказалось, что ведущей в психическом развитии ребенка является потребность в новых впечатлениях, т. е. психическая активность. Потребность младенца в новых впечатлениях, развиваясь, перерастает в собственно познавательную потребность, т.е. стремление узнать окружающий мир. Эта потребность в отличие от других первичных потребностей, имеет перспективный характер и становится побудительной силой всего дальнейшего психического развития. Следовательно, развивая зрительные представления слабовидящих дошкольников, развивают непосредственно психическую активность.
Третьим фактором, влияющим на полноценное психическое развитие, является начало коррекционной работы и носит социальный характер. Выготский Л.С. в своих исследованиях убедительно доказал, что социальные и биологические факторы в равной мере важны для всего развития человека. Однако, являясь существом социальным, человек познаёт окружающий мир опосредованно в процессе обучения. Вся социально значимая деятельность человека есть продукт постижения знаний накопленных человечеством за весь период своего развития. Этот фактор значим и для развития речи, и для развития познавательных процессов, и для развития мыслительных процессов, и для развития двигательных умений и навыков.
|
СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.
Нарушение зрения влечет за собой появление многочисленных вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от нормы затрагивают деятельность многих систем организма. Вторичные отклонения могут быть внутрисистемными, а могут - межсистемными.
В коррекции вторичных отклонений наблюдается следующая зависимость: не допустить и исправить сложнее то отклонение, которое тесно связано с самим нарушением и легче — то, которое не имеет прямой зависимости от дефекта.
I. Внутрисистемные отклонения. Ведущим и определяющим появление различных отклонений при нарушении органа зрения является искажение зрительного восприятия. Этот недостаток обусловлен снижением остроты зрения. Нарушение центрального зрения в свою очередь ведет к нарушениям периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора. У многих детей с нарушениями зрения встречаются аномалии цветовосприятия.
При амблиопии острота зрения снижается более выражено на одном глазу, что затрудняет развитие бинокулярного стереоскопического зрения. Это вызывает искажение в оценке пространственного положения предметов, их частей. При косоглазии и сужении поля зрения выявляют недостатки прослеживающей функции зрения. Перечисленные отклонения носят внутрисистемный характер. Данные недостатки корректируются при своевременном медико-педагогическом воздействии.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!