Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-04-01 | 208 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Выполнила: учитель-дефектолог
МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №87
Большакова Людмила Владимировна.
г. Чита.
2007 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. | стр 3 | |
I. | Глава I. Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование) | стр 6 |
I.1 | Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения. | стр 7 |
I.2 | Распределение материала по разделам программы. | стр 9 |
I.3 | Перспективный план работы. Вторая младшая группа. | стр 10 |
I.4 | Перспективный план работы. Средняя группа. | стр 16 |
I.5 | Перспективный план работы. Старшая группа. | стр 22 |
I.6 | Перспективный план работы. Подготовительная к школе группа. | стр 29 |
I.7 | Примерные конспекты занятий. | стр 37 |
II. | Глава II. Особенности коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушением зрения. | стр 47 |
II.1 | Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения. | стр 48 |
II.2 | Условия полноценного психического развития ребенка в условиях зрительной глазной патологии. | стр 52 |
II.3 | Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ. | стр 55 |
II.4 | К вопросу организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. | стр 59 |
III. | Глава III. Охрана зрения в дошкольном возрасте. | стр 62 |
III.1 | Направления тифлопедагогической работы с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. | стр 63 |
III.2 | Гигиена зрения. | стр 64 |
III.3 | Гимнастика для глаз. | стр 65 |
IV. | Приложения. | стр 68 |
V. | Литература. | стр 72 |
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольники с амблиопией и косоглазием - это дети с особыми образовательными потребностями и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения. Следует отметить, что количество детей со сложной структурой дефекта возрастает с каждым годом. В связи с этим педагогам необходимо изучать дефектологию, психологию, специальные коррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности.
|
Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые - тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.
Косоглазие - не только косметический дефект. Оно приводит к нарушению зрительных функций, прежде всего, бинокулярного зрения, а также травмирует психику ребенка, снижает работоспособность и ограничивает профессиональные возможности. Функциональные нарушения зрения обусловливают возникновение зрительной депривации, которая особенно опасна в детском возрасте, когда ребенок активно познает окружающий мир. Современными научными исследованиями выявлено отрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной, на состояние корковых отделов головного мозга. Поэтому амблиопию и косоглазие следует рассматривать не как нарушение периферического, а как нарушение центрального порядка. В то же время доказана принципиальная возможность влияния специально организованного образовательного процесса на состояние коры. Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям, искажению «чувственного опыта», схематизму. При соответствующей организации и управлении процессом познания у слабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно, нарушения, вызванные амблиопией и косоглазием, могут быть в значительной степени нивелированы, а значит, слабовидение не является непреодолимым препятствием для полноценного развития детей с глазной патологией.
|
Успешность психофизического развития дошкольников с нарушением зрения предполагает необходимость целенаправленной разработки программы и способов управления, реализации программы в ходе формирования системы представлений об окружающем мире. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с нарушением зрения:
- возраст и индивидуальные особенности;
- особенности дефекта зрения;
- соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание.
В ходе формирования системы представлений различного предметного содержания и сложности при правильной организации и управлении процессом формируются объективно закономерные предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной деятельности. При проведении коррекционно-педагогической работы отчетливо проявляются групповые различия в психофизическом развитии дошкольников с нарушением зрения как по характеру динамики формирования понятий, так и по уровню их сформированности в зависимости от качества обучения при однозначных дефектах.
Многие исследования показали, что не всегда создаются благоприятные условия для психофизического развития детей с нарушением зрения. Часто окружающие относятся к слабовидящим холодно и презрительно, дают почувствовать слабость, неловкость, дефективность. При таком отношении окружающих ребенок с зрительной патологией впадает в угнетенное настроение, становится подавленным, забитым, утрачивает интерес к какой бы то ни было деятельности, к жизни вообще, делается вялым, равнодушным. Иногда на развитии слабовидящего вредно отражается, напротив, чрезмерная жалостливость окружающих. Ему высказывают постоянные сожаления, за ним усиленно ухаживают, ни шагу не дают сделать свободно, и он становится неспособным к какому бы то ни было напряжению, усилию, делается слабым, инертным, безвольным. И в том и в другом случае умственные интересы падают, умственная работа замирает, умственная жизнь тускнеет и блекнет. Тифлопедагог должен всегда иметь в виду эту опасность и всеми силами содействовать нормальному психофизическому развитию детей с нарушением зрения.
|
Объективная действительность при дефектах зрения наиболее адекватно отражается в форме понятий и закрепляется в виде знаний. Понятие – это обобщенное и опосредствованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях отношениях. Понятия тесно связаны с представлениями – образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязь понятий и представлений, выражающаяся в том, что на основе общих представлений формулируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованию представлений, с одной стороны, свидетельствует о единстве чувственного и логического познания, а с другой – указывает на то, что нарушения на одном уровне отражения неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при нарушении зрения, отражается в области мышления, в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими.
Организация всей системы лечения, воспитания и обучения в соответствии с требованиями офтальмологов и тифлологов позволяет достичь хороших результатов в восстановлении зрения и в подготовке детей к обучению в школе.
Основными задачами обучения и воспитания в детском саду для детей с нарушением зрения являются:
- ранняя коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии ребенка,
- осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии,
- развитие социально-адаптированной личности дошкольника с нарушением зрения.
Необходимо отметить, что далеко не всегда ребенок с нарушением органа зрения может быть помещен в специализированный детский сад. Поэтому и в массовые образовательные учреждения могут быть зачислены дети со зрительной патологией.
|
Материалы, представленные в данной аттестационной работе, отражают накопленный опыт работы с детьми с амблиопией и косоглазием по разделу работы «Ознакомление с окружающим (формирование системы предметных представлений)» учителя-дефектолога Большаковой Л.В. в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» № 87 г. Читы. Материалы имеют практическую значимость и заинтересуют педагогов специализированных и неспециализированных образовательных учреждений, всех специалистов, которые решают проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Особое внимание уделено разделам коррекционно-образовательной программы: «Ознакомление с окружающим миром» и «Социально-бытовая ориентировка», направлению работы тифлопедагога по формированию системы предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения. Работа учителя-дефектолога основывается на образовательной экологической авторской программе «Почемучки» творческой группы «Центра развития ребенка - детского сада № 87».
В I главе аттестационной работы «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование)» представлены:
1- система ознакомления с окружающим миром детей с нарушением зрения дошкольного возраста, изложенная в примерном тематическом планировании;
2- примеры разработанных занятий для детей дошкольного возраста с учетом тифлопедагогических требований.
Во II главу аттестационной работы «Особенности коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушением зрения» включен теоретический материал, позволяющий узнать особенности психофизического развития детей со зрительной глазной патологией. Статьи второй главы были представлены на конференциях различных уровней. Статья «О работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения в период адаптации к ДОУ» опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» № 5 в 2007 году.
В III главе «Охрана зрения в дошкольном возрасте»предлагаются тифлопедагогические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы, комплексы зрительных упражнений.
I ГЛАВА.
Материалы раздела.
а) Самовосприятие, самосознание;
б) «Я» и коллектив сверстников;
в) «Я» и общество.
а) Одежда;
б) Дом;
в) Улица;
г) Жизнь человека.
а) Одежда, обувь, головные уборы;
б) Мебель;
в) Посуда;
|
г) Транспорт;
д) Бытовая техника.
а) Труд взрослых (профессии);
б) Труд детей;
в) Сезонный труд взрослых и детей.
а) Предметы неживой природы.
б) Явления неживой природы.
в) Взаимодействия явлений.
г) Изменения в природе.
8. ЖИВАЯ ПРИРОДА Фауна
(животный мир)
1. Забайкалье.
2. Тундра.
3. Лес.
4. Степь.
5. Пустыня.
6. Моря и океаны.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ» И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ | |||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | |
Наша группа | Познакомить детей с групповой комнатой. | Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Знакомить детей с помещениями детского сада. | Развивать чувство любви и гордости за свою группу. | Побуждать детей к общению с взрослыми и детьми крупы. |
Игры и игрушки | Познакомить с игрушками в групповой комнате. | Учить подбирать и группировать предметы по выделенному признаку (цвет, форма) | Учить убирать каждую игрушку на свое место. | Активизировать употребление в речи прилагательных. |
Труд помощника воспитателя | Познакомить с трудом помощника воспитателя. | В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Формировать предметные действия: навыки самообслуживания. | Воспитывать уважение к труду взрослых. | Закрепить названия предметов и орудий труда. |
Друзья. | Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Учить называть по имени детей группы Закрепить понятия «мальчик, девочка» | Совершенствовать себя как личность через общение с людьми. | Учить доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду. Развивать эмоциональную отзывчивость. | Формировать словарный запас детей нежными, ласковыми словами. |
ОКТЯБРЬ
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
НОЯБРЬ.
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
ДЕКАБРЬ.
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
ЯНВАРЬ.
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
ФЕВРАЛЬ.
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
МАРТ.
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
АПРЕЛЬ
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
МАЙ.
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
СЕНТЯБРЬ.
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ
ОКТЯБРЬ
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ | ||||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | ||
Осенняя одежда, обувь, головные уборы | Познакомить с понятиями «летняя и зимняя одежда, обувь, головные уборы». Учить классифицировать предметы с опорой на сезонные признаки. | Продолжать формировать зрительные представления об осенней одежде. Учить различать зрительно-осязательным способом различные виды материала для одежды. Учить устанавливать связи между материалом и назначением предмета. | Развивать самостоятельность, чувство взаимопомощи. Воспитывать аккуратность в одежде. Формировать уважительное отношение к труду взрослых. | Продолжать учить подбирать соответствующие определения к предметам. Учить согласованию в речи прилагательного и существительного. | |
Мы идем в магазин | Расширить представление об окружающих предметах (овощи, фрукты, игрушки, книги).
Уточнить представления детей о разнообразии магазинов и товаров
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев... Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления... История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |