Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения

2020-04-01 208
Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

 

Выполнила: учитель-дефектолог 

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №87

Большакова Людмила Владимировна.

 

 

г. Чита.

2007 год.


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение. стр 3
I. Глава I. Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование)   стр 6
I.1 Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения. стр 7
I.2 Распределение материала по разделам программы. стр 9
I.3 Перспективный план работы. Вторая младшая группа. стр 10
I.4 Перспективный план работы. Средняя группа. стр 16
I.5 Перспективный план работы. Старшая группа. стр 22
I.6 Перспективный план работы. Подготовительная к школе группа. стр 29
I.7 Примерные конспекты занятий. стр 37
II. Глава II. Особенности коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушением зрения. стр 47
II.1 Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения. стр 48
II.2 Условия полноценного психического развития ребенка в условиях зрительной глазной патологии. стр 52
II.3 Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ. стр 55
II.4 К вопросу организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. стр 59
III. Глава III. Охрана зрения в дошкольном возрасте. стр 62
III.1 Направления тифлопедагогической работы с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. стр 63
III.2 Гигиена зрения. стр 64
III.3 Гимнастика для глаз. стр 65
IV. Приложения. стр 68
V. Литература. стр 72

ВВЕДЕНИЕ.

 

Дошкольники с амблиопией и косоглазием - это дети с особыми образовательными потребностями и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения. Следует отметить, что количество детей со сложной структурой дефекта возрастает с каждым годом. В связи с этим педагогам необходимо изучать дефектологию, психологию, специальные коррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности.

Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые - тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.

Косоглазие - не только косметический дефект. Оно приводит к нарушению зрительных функций, прежде всего, бинокулярного зрения, а также травмирует психику ребенка, снижает работоспособность и ограничивает профессиональные возможности. Функциональные нарушения зрения обусловливают возникновение зрительной депривации, которая особенно опасна в детском возрасте, когда ребенок активно познает окружающий мир. Современными научными исследованиями выявлено отрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной, на состояние корковых отделов головного мозга. Поэтому амблиопию и косоглазие следует рассматривать не как нарушение периферического, а как нарушение центрального порядка. В то же время доказана принципиальная возможность влияния специально организованного образовательного процесса на состояние коры. Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям, искажению «чувственного опыта», схематизму. При соответствующей организации и управлении процессом познания у слабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно, нарушения, вызванные амблиопией и косоглазием, могут быть в значительной степени нивелированы, а значит, слабовидение не является непреодолимым препятствием для полноценного развития детей с глазной патологией.

Успешность психофизического развития дошкольников с нарушением зрения предполагает необходимость целенаправленной разработки программы и способов управления, реализации программы в ходе формирования системы представлений об окружающем мире. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с нарушением зрения:

- возраст и индивидуальные особенности;

- особенности дефекта зрения;

- соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание.

В ходе формирования системы представлений различного предметного содержания и сложности при правильной организации и управлении процессом формируются объективно закономерные предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной деятельности. При проведении коррекционно-педагогической работы отчетливо проявляются групповые различия в психофизическом развитии дошкольников с нарушением зрения как по характеру динамики формирования понятий, так и по уровню их сформированности в зависимости от качества обучения при однозначных дефектах.

Многие исследования показали, что не всегда создаются благоприятные условия для психофизического развития детей с нарушением зрения. Часто окружающие относятся к слабовидящим холодно и презрительно, дают почувствовать слабость, неловкость, дефективность. При таком отношении окружающих ребенок с зрительной патологией впадает в угнетенное настроение, становится подавленным, забитым, утрачивает интерес к какой бы то ни было деятельности, к жизни вообще, делается вялым, равнодушным. Иногда на развитии слабовидящего вредно отражается, напротив, чрезмерная жалостливость окружающих. Ему высказывают постоянные сожаления, за ним усиленно ухаживают, ни шагу не дают сделать свободно, и он становится неспособным к какому бы то ни было напряжению, усилию, делается слабым, инертным, безвольным. И в том и в другом случае умственные интересы падают, умственная работа замирает, умственная жизнь тускнеет и блекнет. Тифлопедагог должен всегда иметь в виду эту опасность и всеми силами содействовать нормальному психофизическому развитию детей с нарушением зрения.

Объективная действительность при дефектах зрения наиболее адекватно отражается в форме понятий и закрепляется в виде знаний. Понятие – это обобщенное и опосредствованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях отношениях. Понятия тесно связаны с представлениями – образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязь понятий и представлений, выражающаяся в том, что на основе общих представлений формулируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованию представлений, с одной стороны, свидетельствует о единстве чувственного и логического познания, а с другой – указывает на то, что нарушения на одном уровне отражения неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при нарушении зрения, отражается в области мышления, в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими.

Организация всей системы лечения, воспитания и обучения в соответствии с требованиями офтальмологов и тифлологов позволяет достичь хороших результатов в восстановлении зрения и в подготовке детей к обучению в школе.

Основными задачами обучения и воспитания в детском саду для детей с нарушением зрения являются:

- ранняя коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии ребенка,

- осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии,

- развитие социально-адаптированной личности дошкольника с нарушением зрения.

Необходимо отметить, что далеко не всегда ребенок с нарушением органа зрения может быть помещен в специализированный детский сад. Поэтому и в массовые образовательные учреждения могут быть зачислены дети со зрительной патологией.

Материалы, представленные в данной аттестационной работе, отражают накопленный опыт работы с детьми с амблиопией и косоглазием по разделу работы «Ознакомление с окружающим (формирование системы предметных представлений)» учителя-дефектолога Большаковой Л.В. в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» № 87 г. Читы. Материалы имеют практическую значимость и заинтересуют педагогов специализированных и неспециализированных образовательных учреждений, всех специалистов, которые решают проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Особое внимание уделено разделам коррекционно-образовательной программы: «Ознакомление с окружающим миром» и «Социально-бытовая ориентировка», направлению работы тифлопедагога по формированию системы предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения. Работа учителя-дефектолога основывается на образовательной экологической авторской программе «Почемучки» творческой группы «Центра развития ребенка - детского сада № 87».

В I главе аттестационной работы «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование)» представлены:

1- система ознакомления с окружающим миром детей с нарушением зрения дошкольного возраста, изложенная в примерном тематическом планировании;

2-  примеры разработанных занятий для детей дошкольного возраста с учетом тифлопедагогических требований.

Во II главу аттестационной работы «Особенности коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушением зрения» включен теоретический материал, позволяющий узнать особенности психофизического развития детей со зрительной глазной патологией. Статьи второй главы были представлены на конференциях различных уровней. Статья «О работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения в период адаптации к ДОУ» опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» № 5 в 2007 году.

В III главе «Охрана зрения в дошкольном возрасте»предлагаются тифлопедагогические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы, комплексы зрительных упражнений.


 

I ГЛАВА.

Материалы раздела.

1. ЧЕЛОВЕК. Самовосприятие:

а) Самовосприятие, самосознание;

б) «Я» и коллектив сверстников;

в) «Я» и общество.

2. ЧЕЛОВЕК. Влияние сезонных явлений на человека

а) Одежда;

б) Дом;

в) Улица;

г) Жизнь человека.

3. ЧЕЛОВЕК. Предметное окружение:

а) Одежда, обувь, головные уборы;

б) Мебель;

в) Посуда;

г) Транспорт;

д) Бытовая техника.

4. ЧЕЛОВЕК. Труд

а) Труд взрослых (профессии);

б) Труд детей;

в) Сезонный труд взрослых и детей.

5. ЧЕЛОВЕК. Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ)

 

6. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.

а) Предметы неживой природы.

б) Явления неживой природы.

в) Взаимодействия явлений.

г) Изменения в природе.

7. ЖИВАЯ ПРИРОДА. Флора (растительный мир) а) Трава б) Кустарники в) Деревья г) Грибы д) Водоросли   Дикорастущие     Культурные. Плоды: Ягоды, Овощи, Фрукты, Семена

8. ЖИВАЯ ПРИРОДА Фауна

(животный мир)

а) Насекомые б) Земноводные       в) Рыбы   Аквариумные Речные Озерные Морские     г) Птицы   Зимующие Перелетные декоративные Домашние. Дикие. д) Животные Травоядные. Хищники. Домашние. Дикие. 9. ЖИВАЯ ПРИРОДА Природные зоны.

1. Забайкалье.

2. Тундра.

3. Лес.

4. Степь.

5. Пустыня.

6. Моря и океаны.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ» И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые
Наша группа Познакомить детей с групповой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Знакомить детей с помещениями детского сада. Развивать чувство любви и гордости за свою группу. Побуждать детей к общению с взрослыми и детьми крупы.
Игры и игрушки Познакомить с игрушками в групповой комнате. Учить подбирать и группировать предметы по выделенному признаку (цвет, форма) Учить убирать каждую игрушку на свое место. Активизировать употребление в речи прилагательных.
Труд помощника воспитателя Познакомить с трудом помощника воспитателя.   В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Формировать предметные действия: навыки самообслуживания. Воспитывать уважение к труду взрослых. Закрепить названия предметов и орудий труда.
Друзья. Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Учить называть по имени детей группы Закрепить понятия «мальчик, девочка» Совершенствовать себя как личность через общение с людьми. Учить доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать словарный запас детей нежными, ласковыми словами.

 

ОКТЯБРЬ

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные Коррекционные воспитательные речевые Учимся знакомиться Учить детей расширять круг знакомств в детском саду. Формирование понятий «Я и мои друзья» Учить детей улыбаться, говорить красивые слова. Развивать мимические движения, соответствующие ситуации общения. Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Формировать навыки культуры поведения. Учить детей слушать и отвечать на вопросы детей и взрослых. Осень. Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Закрепить знания об осенней одежде. Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе. Упражнять в выделении признаков и свойств предметов: листья. Устанавливать различия между наблюдаемыми объектами по величине. Развивать эмоциональную отзывчивость. Тренировать в подборе прилагательных к существительному. Фрукты, овощи. Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о яблоке, груше, банане. Познакомить с отличительными признаками апельсина и лимона. Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно-осязательных действий Воспитывать благодарное чувство к природе. Учить понимать смысл и отгадывать описательные загадки. Побуждать к составлению описательных загадок с помощью взрослого.   Грибы. Формировать представления детей о дарах осени. Дать понятия о ядовитых грибах. Познакомить с отличительными признаками мухомора. Упражнять в выделении признаков и свойств предметов: грибы. Устанавливать различия между наблюдаемыми объектами по цвету. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Формировать представления о здоровом питании. Учить описывать предметы, замечая характерные признаки.

НОЯБРЬ.

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Дикие животные. Обогащать представления детей о диких животных. Учить замечать характерные признаки представителей диких животных: лиса, волк, еж. Закрепить знания об отличительных признаках зайца, мыши, медведя. Упражнять в выделении признаков и свойств предметов. Учить обследовать структуру материала зрительно-осязательным способом. Учить узнавать знакомые предметы на ощупь (Д/и «Кто спрятался?»). Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о важности и ценности всего живого. Учить детей совместно с взрослым составлять небольшие описательные рассказы. Домашние животные. Познакомить детей с классификацией «дикие – домашние животные». Дать представление о значении домашних животных в жизни человека. Познакомить с отличительными признаками козы, свиньи. Учить выделять простые формы из наблюдаемого предмета. Познакомить с составлением знакомого предмета из геометрических форм (геометрическая мозаика). Учить узнавать знакомые предметные изображения знакомых животных. Воспитывать бережное отношение к домашним животным. Вызывать желание заботиться за животными. Учить правильно согласовывать существительное с прилагательным. Учить составлять распространенные предложения с опорой на вопросы взрослого. Птицы. Познакомить детей с характерными отличительными особенностями диких и домашних птиц. Учить соотносить части наблюдаемого предмета с геометрическими формами. Учить анализировать сложную форму. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам. Вызывать желание заботиться о птицах. Учить детей совместно с взрослым составлять небольшие описательные рассказы. Домашние обитатели. Закрепить понятие, что домашние обитатели (животные и птицы) живут рядом с человеком. Учит называть детенышей птиц и животных точным словом. Учить подбирать и группировать предметы по характерным признакам: птицы – животные. Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о важности и ценности всего живого. Учить слушать и правильно отвечать на вопросы взрослого.

ДЕКАБРЬ.

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Транспорт. Дать детям представления о грузовом транспорте, о грузах, которые он перевозит. Влияние сезонных изменений на транспорт: например: велосипед – снегоуборочная машина. Учить анализировать сложную форму, выделяя основные составные части предмета (грузовая машина). Формировать навыки ориентировки в большом пространстве. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение. Пополнять словарный запас детей о разновидностях транспорта и грузов. Учить правильно использовать предлоги В, НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО, ЗА. Дорожная безопасность. Познакомить с трудом водителя. Объяснить основные правила безопасности передвижения на дорогах. Уточнить понятия «улица» Провести наблюдение за огнями светофоров, научить называть их. Обучение детей ходьбе по тротуару парами. Наблюдение за движением людей на переходе. Формировать навыки культурного поведения на дорогах. Активизировать использование глаголов движения. Наша одежда. Формировать понятия детей от зимней одежды. Учить соотносить изменения в природе с изменениями в жизни человека. Влияние сезонных изменений на изменения в одежде. Учить детей следить за своим отражением в зеркале. Учить группировать одежду по структуре материала. Дать понятие о структуре материала и назначении предмета. Воспитывать аккуратность. Прививать культурно – гигиенические навыки. Учить бережному обращению с одеждой. Учить наводить порядок в своем туалете самостоятельно. Пополнять словарный запас о зимней одежде. Продолжать тренировать в правильном согласовании существительных и прилагательных. Новый год. Познакомить детей с традициями празднования Нового Года. Развивать полисенсорное восприятие предметов. Учить различать материалы, из которых выполнены елочные игрушки на ощупь, на слух. Воспитывать любовь к русским традиционным праздникам Учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

ЯНВАРЬ.

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Труд повара. Дать представление о труде повара, о необходимых предметах и орудиях труда повара. Воспитывать интерес к труду повара. Выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Учить ориентироваться в большом пространстве. Учить детей быть гостеприимными. Прививать навыки культурного поведения за столом. Тренировать в правильном употреблении предлогов. Активизировать словарь пространственной ориентировки слева, справа, спереди, сзади и т.п. Зима. Формировать представления о приметах зимы. Учить сравнивать признаки разных времен года. Продолжать формировать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе. Развивать осязательный анализатор. Учить различать, называть качества, свойства предметов: теплый – холодный. Знакомить со свойствами снега. Воспитывать дружеские чувства к детям и взрослым. Учить составлять вместе с взрослым короткие повествовательные рассказы. У кого какие шубки (животные зимой) Дать представления об «одежде» зверей. Формировать представления о назначении шубок для животных: защищает от мороза, прячет от врагов. Учить рассматривать сюжетные изображения, соотносить содержание и настроение картины. Учить выделять главные персонажи на картине. Учить узнавать целое по части в предметном изображении. Воспитывать уважение и чувство благодарности к природе. Продолжать учить составлять описательные рассказы по предметным картинкам с опорой на образец взрослого. Зимние развлечения. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. Формировать навыки ориентировки в большом пространстве. Вызвать положительные эмоции. Воспитывать умение играть в коллективе. Учить соотносить свои желания с желаниями других людей. Активизировать использование глаголов. Тренировать в использовании предлогов С, НА, В, ЗА, ПОД, ПЕРЕД

ФЕВРАЛЬ.

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Труд врача. Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать интерес к труду врача. Выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Учить выделять характерные признаки внешнего вида. Воспитывать уважение к труду взрослых. Учить проявлять заботливое отношение к заболевшему. Пополнять словарь детей медицинской терминологией. Учить проговаривать сложные предложения. Здоровье. Ознакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах, их назначении. Развивать полисенсорное восприятие предметов. Учить узнавать фрукты и овощи по внешнему виду, на ощупь, на вкус. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. Воспитывать дружеские чувства развивать эмоциональную отзывчивость. Учить самостоятельно составлять короткие рассказы. Учить внимательно слушать рассказы других детей. Папа. Формировать представления детей об отличительных особенностях мужчин: внешний облик, работа, увлечения. Учить в назывании имени и фамилии папы. Формировать представление о частях тела взрослого и ребенка и сравнивать их. Учить соотносить выполняемое дело и физические характеристики человека. Воспитывать доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и благодарности. Учить работать по схеме. Активизировать употребление в речи ласковых слов. Учить рассказывать небольшие истории из личного опыта. Наши добрые дела. Учить детей анализировать свои поступки. Формировать представления о правилах, учить осознанно следовать правилам. Учить рассматривать сюжетные изображения, соотносить содержание и настроение картины. Учить выделять главные персонажи на картине. Воспитывать умение использовать правила. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. Тренировать в подборе антонимов и синонимов.

 

МАРТ.

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Мама. Формировать представления детей об отличительных особенностях женщин: внешний облик, работа, увлечения. Тренировать в назывании имени и фамилии мамы. Формировать представление о частях тела взрослого и ребенка и сравнивать их. Дать представление о женских делах. Воспитывать доброе отношение к своей маме, вызывать чувство гордости и благодарности. Активизировать употребление в речи ласковых слов. Закрепить умение работать по схеме. Учить рассказывать небольшие истории из личного опыта. Семья. Формировать представления о семье, уточнить состав семьи. Понимать роль взрослых и детей в семье. Формировать у детей чувство общности со своей семьей. Формировать представление о возрасте членов семьи и их внешнего вида. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание. Учит называть членов семьи точным словом. Учить составлять словосочетания существительное + прилагательное. Деревья, кустарники. Формировать представления о деревьях: сосна, береза, тополь. Формировать представления о кустарниках: акация, черемуха, сирень Учить выделять и называть основные части растений: корень, ствол, ветви. Учить анализировать предметное изображение знакомых предметов (деревья, кустарники). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Воспитывать бережное отношение к природе. Тренировать умение говорить полными, распространенными предложениями. Квартира (мебель). Дать детям обобщенное понятие «мебель». Рассказать о назначении каждого предмета. Дать понятие о структуре материала и назначении предмета. Развивать осязательный анализатор. Учить различать, называть качества, свойства предметов Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам обихода. Учить правильно употреблять предлоги с существительными. Продолжать учить составлять короткие описательные рассказы.

АПРЕЛЬ

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Город. Расширять представления детей об окружающем мире. Закрепить понятия: «дом, двор, улица, соседи». Познакомить с понятием «город». Наблюдение за людьми, их поведением на улице. Рассматривание домов в окружении детского сада. Выделение материалов, из которых дома построены. Воспитывать любовь к своему городу. Учить поддерживать беседу с взрослым. Учить связно отвечать на вопросы взрослого. Расширять словарный запас детей. Пожарная безопасность. Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Познакомить со свойствами огня. Учить понимать ответственность человека за свое здоровье и безопасность.Учить ориентироваться в своем теле. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем. Активизировать употребление глаголов в предложениях. Комнатные растения. Формировать представления о комнатных растениях, о правилах ухода за ними. Закрепить знания о частях комнатных растений.  Учить выделять характерные основные свойства у наблюдаемых комнатных растений. Анализировать качества листьев комнатных растений зрительным и осязательным способом. Вызвать желание ухаживать за комнатными растениями. Учить составлять описательные рассказы по образцу взрослого. Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные. Магазин. Дать представления о магазине, об их роли в жизни людей, о разнообразии магазинов. Учить ориентироваться в большом пространстве. Учить точным словом обозначать увиденные предметы и их расположение. Развивать зрительное внимание. Воспитывать культуру поведения во время посещения магазинов. Учить быть экономными, планировать свои действия. Учить четко, понятно объяснять, что они желают купить в магазине. Формировать навыки культурного общения друг с другом.

 

МАЙ.

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Весна. Дать представления о времени года «весна». Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Учить понимать зависимость между временем года и изменением в жизни ребенка. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям. Учить понимать смысл загадок и находить отгадку. Тренировать в подборе прилагательных к существительным Водичка – водичка. Закреплять знания детей о предметах туалета и их назначении. Познакомить со свойствами воды. Познакомить со свойствами объектов неживой природы: песок, вода, камни. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть аккуратным, опрятным, красивым. Учить понимать смысл прочитанных потешек. Вызывать желание повторять их. Труд дворника. Дать понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре. Воспитывать интерес к труду дворника. Выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Учить выделять характерные признаки внешнего вида. Прививать интерес к труду взрослых, развивать желание помочь дворнику. Прививать навыки культуры поведения на улице. Учить детей пересказывать знакомый рассказ с помощью взрослого. Учить отвечать на вопросы полным распространенным предложением. Цветы и насекомые. Формировать представления детей о весенних цветах. Познакомить с насекомыми. Формировать представления о взаимосвязи жизни насекомых и цветов. Дать понятия о пользе насекомых. Учить выделять характерные признаки наблюдаемого предмета: цвет, форма, величина. Учить группировать предметы по этим признакам. Воспитывать интерес к родной природе. Формировать бережное отношение к насекомым и цветам. Активизировать употребление в речи ласковых слов.

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

СЕНТЯБРЬ.

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые Проверка остаточных знаний Обследование остаточных знаний. Знакомство с обязанностями дежурного по столовой. Тифлопедагогическое обследование уровня сформированности знаний на начало года. Формирование осознанного отношения к офтальмологическому лечению. Выявить остаточные представления у детей о правилах поведения и работы на занятиях. Формировать культурно-гигиенические навыки. Обследовать речевое развитие у детей. Формирование подгрупп по уровню речевого развития. Составление плана индивидуальной работы. Мы живем в городе Расширить понятия: «улица, город». Знакомство с городскими достопримечательностями. Уточнение домашнего адреса детей.  Закреплять и расширять знание детей о родном городе (название улиц, транспортных средств). Учить узнавать, называть составные части предметов. Развивать любознательность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу Формировать правильное звукопроизношение. Развивать фонетическое восприятие. Уточнить обобщающие понятия. В лес за приключениями Ввести понятия: «хвойные и лиственные деревья». Уточнить отличительные особенности деревьев забайкальского леса: ива, осина, лиственница. Закрепление знаний о сосне, березе, тополь. Уточнить представление о значении леса в жизни людей. Продолжать знакомить с видами деревьев, лесных грибов, ягод (внешний вид, свойства). Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Продолжать формировать навыки устной речи, составление совместного рассказа. Тренировать в отгадывании загадок описательного характера. Моя семья Формировать понятия «Откуда я?» Закрепить знания детей своей фамилии, имен родственников. Учить понимать родственные связи. Уточнить кем работают родители. Углублять представление о членах семьи и ближайших родственниках. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия, адрес, имена родственников, близких). Учить различать эмоциональные состояния, жестов, интонацию голоса. Воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать культуру поведения Пополнить активный и пассивный словарь детей. Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу.

 

ОКТЯБРЬ

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ

образовательные коррекционные воспитательные речевые
Осенняя одежда, обувь, головные уборы Познакомить с понятиями «летняя и зимняя одежда, обувь, головные уборы». Учить классифицировать предметы с опорой на сезонные признаки. Продолжать формировать зрительные представления об осенней одежде. Учить различать зрительно-осязательным способом различные виды материала для одежды. Учить устанавливать связи между материалом и назначением предмета. Развивать самостоятельность, чувство взаимопомощи. Воспитывать аккуратность в одежде. Формировать уважительное отношение к труду взрослых. Продолжать учить подбирать соответствующие определения к предметам. Учить согласованию в речи прилагательного и существительного.
Мы идем в магазин Расширить представление об окружающих предметах (овощи, фрукты, игрушки, книги). Уточнить представления детей о разнообразии магазинов и товаров

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.