На тему «Невербальные средства общения в речевой деятельности человека» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

На тему «Невербальные средства общения в речевой деятельности человека»

2020-04-01 170
На тему «Невербальные средства общения в речевой деятельности человека» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Риторика»

На тему «Невербальные средства общения в речевой деятельности человека»

 

                                            

Проверил

к. т. н., доцент ________________________________________ Пономарева И. Ю.

                                                                       

Тула, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................ 3

1 Место невербальных средств в процессе общения........................................................... 4

2 Мимика......................................................................................................................... 5

3 Интонация.................................................................................................................... 8

4 Жестика...................................................................................................................... 10

4.1 Врожденные, генетические, приобретенные и           культурнообусловленные сигналы.................................................................................................................................... 10

4.2 Основные коммуникационные жесты и их происхождение................................ 10

4.3 Совокупность жестов...................................................................................... 12

4.4 Конгруэнтность - совпадение слов и жестов..................................................... 13

4.5 Положение в обществе и богатство жестикуляции............................................ 13

4.6 Возможность подделать язык телодвижений.................................................... 15

4.7 Как сказать неправду, не раскрыв себя.............................................................. 15

5 Проксемика................................................................................................................. 17

5.1 Зональные пространства................................................................................. 17

5.2 Практическое использование зонального пространства.................................... 18

5.3 Различие пространственных зон....................................................................... 19

5.4 Территория и собственность............................................................................. 20

Заключение.................................................................................................................. 22

Список использованных источников............................................................................. 23

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое общение.

«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», –  писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.

Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.

Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения), временным характеристикам взаимодействия.

Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.

Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный для «обсуждения» межличностных отношений.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.

Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение.

Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на проявление эмоционального облика каждого из участников.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

«Область чувств –  эмоциональная сфера, – пишет П.В.Симонов, –  не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах –  жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи».

О чем же осведомляют и как регулируют общение неречевые средства?

 

 

МИМИКА

 

Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения – поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Родоначальниками неречевой коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино [3, c. 47].

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят дуг на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

По мимике, движениям, вегетативным проявлениям («покраснел», «побледнел», «покрылся потом»), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах (выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса).

Американский психолог Р. Вудвортс разделил мимику на шесть видов:

1) любовь, счастье, радость, веселье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

–  удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

   – страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

– гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

– печаль –  брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

 – счастье  –  глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад [5, c. 54].

Невербальные компоненты общения проявляются в следующих функциях:

а) сопровождения речевой части сообщения («...со вздохом ответил: Какое там хорошо!»);

б) сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, «по глазам было видно, что это не так»).

Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека - смотрите ему в лицо.

Таблица 1схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

 

 

 

Мимические признаки эмоциональных состояний

Части и элементы лица Гнев Презрение Отвращение Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт
Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз Глаза расширены или прищурены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят
Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови приподняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

 

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения:

1) Стремление обратить на себя внимание;

2) Выражение удивление, недоумение;

3) Мимика, сопровождающая вопрос;

4) Выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему-либо;

Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие эмоции [5, c. 55-56].

Каждый из людей располагает:

а) набором масок для «безличной» коммуникации;

б) личностью для «межличностной» коммуникации.

Маска – это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк – значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т.д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам [8, c. 103].     

 

 

 

ИНТОНАЦИЯ

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов.

Во-первых, мы узнаем, что (о чем?)говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций.

Во-вторых –  ктоговорит, благодаря характерным индивидуальностям голосакаждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто, как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э.Сепир отмечал: «фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики... – все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность». Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой «узнаваемости голоса». Артисту О. Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.

Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различным диапазоном, выразительностью и выносливостью [6, c. 33].

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др.

Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос               воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец «падающей» кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, «пустой».

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска – очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Термин «интонация» имеет два значения  –  узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а, кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения [10, c. 79].

М.М.Бахтин отмечает: «Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И, прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)».

 

 

ЖЕСТИКА

Совокупность жестов

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Рисунок 3 показывает совокупность жестов, обозначающих критически оценочное отношение, главным здесь является жест «подпирание щеки указательным пальцем», в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен» [12, c. 178-179].

 

Рисунок 3 - типичная поза критической оценки

ПРОКСЕМИКА

Американский антрополог Эдуард Т. Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале шестидесятых годов он ввел термин «проксемика». Его исследования в этой области привели к новому пониманию наших взаимоотношений с другими человеческими существами.

Обитатели каждой территории объединены невидимым чувством приверженности своей территории, и истории известно немало примеров, когда начинаются кровавые войны и убийства ради защиты своей территории.

Под территорией понимается также пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность, например, его дом, окруженный забором, машину во дворе, его собственную спальню, его личный стул и, как обнаружил доктор Холл, он имеет также четко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела [2, c. 19].

В этой части курсовой будут преимущественно рассматриваться вопросы, связанные с этим видом территории, и с тем, как люди реагируют на попытки нарушить ее.

Зональные пространства

Человек обладает своей собственной воздушной оболочкой, окружающей его тело, ее размеры зависят от плотности населения людей в месте его проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например, японцы привыкли к перенаселенности, то другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию.

Социальное положение человека может тоже быть значимым при описании расстояния, на котором человек держится по отношению к другим людям.

Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.

1. Интимная зона (от 15 до 46 см).

Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра)

Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль-вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)

На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

4. Общественная зона (более 3,6 метра)

Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории [10, c. 84].

Территория и собственность

Человек расценивает свою собственность или площадь, регулярно используемую им, как свою личную территорию, подобно личному воздушному пространству, и готов биться, чтобы защитить ее. Такие вещи как собственный дом, офис и машина представляет территорию, имеющую четко обозначенные границы в форме стен, ворот, заборов и дверей. Каждая территория может иметь несколько подтерриторий. Например, у женщины в доме есть свои личные территории, такие как кухня или прачечная, куда она запрещает кому-либо входить в тот момент, когда она там работает. Бизнесмен имеет любимое место за столом переговоров, посетители имеют любимые места в кафетерии, а у главы семьи в доме есть свой любимый стул. Эти места обычно маркируются тем, что на них владелец оставляет свои вещи, или же тем, что постоянно садится только на свое место. Посетитель кафетерия может даже дойти до того, что вырежет ножом свои инициалы на «своем» месте за столом, а бизнесмен отметит свою территорию за столом тем, что поставит на него свою пепельницу, положит ручку, книгу или салфетку, занимающую расстояние его интимной зоны в 46 см. Доктор Десмонд Моррис, наблюдая за местами в читальном зале библиотеки, установил, что если оставить книгу или личную вещь на столе в читальном зале, то это сохранит вам место в среднем в течение 77 минут, а если повесить пиджак на спинку стула, то место сохраняется в течение 2 часов. Члены семьи дома могут пометить свое любимое место своей личной вещью типа трубки или журнала, положив его на место или рядом с ним, чтобы заявить свои права на владение этим пространством [3, c. 51].

Если глава семьи пригласит агента по продаже присесть, и тот совершенно неумышленно сядет в «его» кресло, предполагаемый покупатель может непроизвольно почувствовать недовольство относи­тельно вторжения в его территорию и затем стать несговорчивым при переговорах. Чтобы избежать отрицательных последствий от такой ошибки, спросите у хозяина, где «его» стул.

Существует также интересное мнение о влиянии автомобилей на чувство территории. Психологи заметили, что люди за рулем совершенно по-другому реагируют на факторы, имеющие отношение к их территории, и эта реакция отличается от их обычного социального поведения. Похоже, что машина оказывает магическое влияние на размеры личной зоны человека. В некоторых случаях размеры их территорий могут увеличиваться в 10 раз, потому что водитель чувствует, что он может претендовать на расстояния от 3,7 до 4,6 метров перед его машиной и сзади нее. Когда другой водитель проскакивает перед ним, он (даже если никакого вреда это ему не принесло) может испытать ряд физиологических изменений в организме, типа ярости, вплоть до желания атаковать другого водителя. Представьте теперь ситуацию, когда этот же человек хочет войти в лифт, а кто-нибудь опережает его, тем самым, вторгаясь в его личную территорию. Он отреагирует на эти обстоятельства извинением и пропустит другого человека вперед. Его стиль поведения существенным образом отличается от той ситуации, когда водитель пересек ему дорогу на шоссе.

Для других людей машина становится защитным коконом, в который они могут спрятаться от окружающего мира. И когда они медленно едут у обочины, они могут стать таким же источником неприятностей на дороге, как и водитель с расширенной зоной личной территории [1, c. 35].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только

20-40 % информации передается с помощью вербальных.

Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом самим человеком.

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Риторика»

на тему «Невербальные средства общения в речевой деятельности человека»

 

                                            

Проверил

к. т. н., доцент ________________________________________ Пономарева И. Ю.

                                                                       

Тула, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................ 3

1 Место невербальных средств в процессе общения........................................................... 4

2 Мимика......................................................................................................................... 5

3 Интонация.................................................................................................................... 8

4 Жестика...................................................................................................................... 10

4.1 Врожденные, генетические, приобретенные и           культурнообусловленные сигналы.................................................................................................................................... 10

4.2 Основные коммуникационные жесты и их происхождение................................ 10

4.3 Совокупность жестов...................................................................................... 12

4.4 Конгруэнтность - совпадение слов и жестов..................................................... 13

4.5 Положение в обществе и богатство жестикуляции............................................ 13

4.6 Возможность подделать язык телодвижений.................................................... 15

4.7 Как сказать неправду, не раскрыв себя.............................................................. 15

5 Проксемика................................................................................................................. 17

5.1 Зональные пространства................................................................................. 17

5.2 Практическое использование зонального пространства.................................... 18

5.3 Различие пространственных зон....................................................................... 19

5.4 Территория и собственность............................................................................. 20

Заключение.................................................................................................................. 22

Список использованных источников............................................................................. 23

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое общение.

«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», –  писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.

Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.

Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения), временным характеристикам взаимодействия.

Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.

Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный для «обсуждения» межличностных отношений.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.

Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение.

Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на проявление эмоционального облика каждого из участников.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

«Область чувств –  эмоциональная сфера, – пишет П.В.Симонов, –  не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах –  жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи».

О чем же осведомляют и как регулируют общение неречевые средства?

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.