Конвергентная журналистика как элемент информационного ресурса — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Конвергентная журналистика как элемент информационного ресурса

2020-04-01 223
Конвергентная журналистика как элемент информационного ресурса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С. Г. Корконосенко утверждает, что журналистика - это социальный институт, созданный с целью обеспечения всестороннего и объективного информирования всех субъектов общественной жизни о социальной действительности, что необходимо для оптимального функционирования всех других социальных институтов и общества в целом как саморегулирующейся системы.

Социальная миссия журналистики заключается в формировании общественного мнения и управлении массовыми эмоциями. Функционирования журналистики обеспечивается в современном мире через ее инфраструктуру, которая состоит из технических, информационных, организационно-управленческих и учебных учреждений.

Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темы и тенденции современной жизни, представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.

Журналистика институционально является частью полисистемы средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др..

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития [34, с.104-105].

Часть исследователей [20; 33; 37; 40] считает, что существуют два основных направления журналистики - журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации. Согласно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть "цепными псами демократии", или "разгребателями грязи". Следует отметить, что биполярное подход направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным.

Журналистика как наука - система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, ее влияния на изменения общественных процессов. Слово журналистика введено в русский язык Николаем Полевым. Человека, профессионально занимается журналистикой, принято называть журналистом.

Журналистика включает:

систему произведений, подготовленных в определенных жанрах и формах для размещения в средствах массовой информации;

коммуникационный институт общества, организационно состоит из сети профильных учреждений;

совокупность творческих профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, создания, распространения социальной информации массовой аудитории.

Специальные носители социально-СМИ (пресса, телевидение, радио, Интернет).

Различают такие типы и категории журналистики: цифровая, бумажная, изобразительно-звуковая, звуковая, изобразительная (комбинированная).

Категории журналистики:

конвергентная журналистика;

мультимедийная журналистика;

компьютерная журналистика [38, 19-20].

Конвергентная журналистика (англ. Convergence journalism) - это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом "новые" формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение [22, 290].

Само слово конвергенция произошло от латинского convergo - «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла: «Это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами».

А. Носик замечает, что в широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние [26, с.22].

А.Г. Качкаева предлагает следующую классификацию конвергенции:

конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга;

конвергенция как тактика;

конвергенция как «переупаковка»;

конвергенция в сфере сбора и производства информации;

конвергенция как новый вид подачи информации.

Таким образом, конвергенция может пониматься как передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет)[17, с.56].

Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия «система средств массовой информации» были введены Хелемендиком В. С. в 1977 году. В итоге изменяется традиционная система СМИ. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где образуется сбилижение. Хелемендик обозначил ведущие принципы координации средств массовой коммуникации: специфичность, систематическое корректирование содержания, функциональная взаимозависимость и необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и их взаимодействия. Это позволило ученому еще в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что "со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы" [2, с.84].

«Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» Итьель де Соло Пуль Дэниел Белл обозначил особенности новых концепций и представлений об информационном обществе и выдвинул идею, где конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте [1].

В.М. Березин указывает, что с 1970-х годов понятие "конвергенция" все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но лишь в 1990-е годы быстрое внедрение Интернета в обыденную жизнь миллионов людей придало разговорам о конвергенции широкий практический смысл.

Именно последние 20 лет начали всерьез говорить о мультимедиа. Это произошло в связи с прогрессом и развитием компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции. Ведь именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя - компакт-диска, разные ранее необъединимые средства коммуникации - визуальную, текстовую и звуковую, речевую [6, с.151].

На сегодняшний день работа с видеомонтажом, с цветом, компьютерная обработка фотографий, анимация, инфографика, работа со звуком, достигли необычайных высот. Все эти художественно-изобразительные средства свободно интегрируются в медиа. Сегодня уровень технологий создания продукта СМИ позволяет реализовать любую творческую идеи. Сегодня одной из наиболее успешных концепций развития медиаиндустрии и отношений между СМИ и аудиторией стало мультимедиа. Специалисты определяют его как "интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером"[9].

Теперь под под словом "мультимедиа" понимается передача информации одновременно несколькими коммуникационными каналами: аудио-, видео-, виртуальных коммуникаций. Поэтому мультимедиа можно легко представить как единую информационную систему, в основе которой оперирует любые типы СМИ, чьи информационные продукты частично "сливаются" друг с другом.

Л.Е. Кройчик считает, что благодаря влиянию интернет-технологий многие традиционные жанры стали мультимедийными. В результате появились новые "гибридные жанры" в интернет-журналистике. Процесс влияния интернета на традиционный журналистский текст, в первую очередь, привел к возникновению именно такого гибридного жанра как мультимедийная история. Информационный атом - это наименьшая единица информации. Она может быть выражена в виде текста, фотографии или рисунка, аудио- или видеоматериал. При сочетании атомов образуется инфомолекула[19, с.103].

Мультимедийная история или статья - это информационный жанр онлайн-журналистики, сочетающий в себе элементы медиаконвергенции, обладающий свойством интерактивности, состоящей из информационных единиц разных жанров. Феномен мультимедийной истории предполагает, что новостная информация состоит из элементов различных языков: визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных. Если радио позволяет узнать что произошло, телевидение позволяет увидеть как это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать почему это произошло, то благодаря влиянию интернета ответы на все эти вопросы содержатся в одном журналистском тексте. В итоге мы получаем совершенно новый продукт, обладающий уникальными свойствами, технологией производства, особенностями восприятия.

Мультимедийная история может включать в себя: текст с гиперссылками, видео, фото, слайд-шоу, аудио, инфографика, карикатура, интерактивные формы (голосование, комментарии, рейтинги). Их удобно классифицировать на первичные и вторичные компоненты. К первичным можно отнести текст с ссылками на другие ресурсы, фото, видео или аудио. Без этого не обходится не один материал. Все остальные являются второстепенными. Если в традиционном жанре заметки текст выполняет первостепенную роль, то в мультимедийной заметки это не обязательно так. Основную информацию может нести картинка, фоторяд. Текст же выполняет роль комментария, уточнения, заголовка и т.д.

Понятие "новые медиа" вошли в нашу жизнь с появлением цифровых, информационных, компьютерных, сетевых технологий и коммуникаций. Под "новыми медиа" понимается "любая медиапродукция, являющаяся интерактивной, и распространяемая цифровыми методами"[15, с.82-83]. Сегодня представлены основные критерии, по которым можно определить и разделить медиа на традиционные и "новые". Это, в первую очередь, доступность и способы доставки конечного продукта потребителю, а также интерактивность, которая является ключевой характеристикой «новых медиа». Так же нельзя не учитывать важность Интернета в становлении «новых медиа». Именно развитие Интернета предоставило новые возможности для распространения информационного продукта: аудио-, видео-, изображение, текст, графику.

Контент СМИ или с англ. содержание в медиаиндустрии определяется как данные в виде текста, звука, зрительных образов или объединения мультимедийных данных. Они представлены в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях. Сюда можно отнести бумагу,магнитные или оптические запоминающие устройства, а также микрофильмы[9]. Контент предоставляет широкий спектр содержания текстовых единиц, фотографий, видео, инфографики, аудио-подкастов. Сегодня информация доходит до потребителя именно в том формате, в каком он захочет ее принять.

С. Вайшенберг считает, что сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея самой концепции объединенной редакции заложена в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, а также вещательного. Вообще реализация идеи конвергенции подразумевает "новую систему" производства информационного продукта, в котором основной идеей является создание полноценной конвергентной редакции[10]. Теперь такие форматы редакции действуют по принципу трансмедийного повествования, которые обмениваются информацией, анонсами, а также ссылками на материалы СМИ участников самого процесса создания общего информационного продукта. При этом единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемых новостей, тем самым удовлетворяя потребности различной аудитории [7, с.107].

Рассмотрим типы конвергентных редакций.

Мультимедийная редакция - это редакция, в которой ключевым является наличие специальноподговленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания.

Интегрированная редакция - это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела.

Кросс-медийная редакция - это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различных тематических отделов создают контент и для печатной, и для он-лайн версии издания. Это позволяет обеспечивать видео- и аудио-роликами веб-сайт.

"Новый" журналист.Сегодня в процесс СМИ происходит внедрение идеи "универсального журналиста", или "нового" журналиста. Такой журналист является основной рабочей единицой современной медиасреды. Журналистам, которые работая в конвергентной редакции, необходимо избавиться от принципа вражды между представителями разных видов СМИ. Это поможет повысить уровень создания медиапродукта [10, с.96-97].

Основным качеством «универсального» медиаработника является умение быстро определять лучший формат подачи информационного продукта. Для того, чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. Стоит отметить, что "новый" журналист должен уметь снимать видео, производить текст, записывать аудио-подкасты, монтировать сюжеты, работать с блогами, чтобы собрать значительное количество информации, и максимально раскрыть суть медиапродукта. Для этого "универсальному журналису" важно научиться мыслить мультимедийно. "Новый журналист", работающий в конвергентной редакции должен уметь:

производить новостные материалы для он-лайн ресурсов;

загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;

снимать видео-репортажи;

делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;

оперативно работать на компьютере;

ориентироваться в сети Интернет;

делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;

использовать всевозможные компьютерные программы;

передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;

вести всевозможные блоги;

отбирать качественные факты и данные;

быть доступным в любое время суток[3, с.145].

 


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗДАНИЙ «РИА-НОВОСТИ» И «ЦЕНТР ЖУРНАЛИСТСКИХ РАССЛЕДОВАНИЙ»


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.