Теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов идентичностей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов идентичностей

2020-04-01 263
Теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов идентичностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

. Теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов идентичностей

Сущность конфликта и основные конфликтологические теории

Конфликты идентичности

. Анализ практических событий угрозы идентичности как источника конфликта

Угрозы идентичности как источник конфликта в России

Угроза идентичности как источник современного конфликта в Украине

Заключение

Литература

 


Введение

 

В конфликтном поле политических интерпретаций формируются различные, в том числе и полярно противоположные идеологические дискурсы. Угрозы распада политической общности заставляют активизироваться конструктивные силы для того, чтобы дать адекватный ответ на политические вызовы современности. Политический центризм пытается осуществлять консолидирующую функцию, центристский дискурс рассматривается как своеобразный интеллектуальный поиск эффективных согласительных практик и политических проектов, ориентирующихся на ценности национальной безопасности, государственного суверенитета и личных прав граждан.

В обсуждении проблем формирования идентичности приоритетное значение имеет выявление угроз национальным интересам страны. Национальная безопасность, устойчивое развитие и целостность страны возможны только на основе ценностных представлений о сохранении самобытности нашей страны как влиятельного геополитического субъекта в условиях жестких вызовов трансформирующегося постиндустриального общества.

Можно предположить, что сам научный дискурс, а не только политический, оказывает непосредственное влияние на конфликтный и интеграционный потенциал страны, поскольку знание определенным образом генерирует власть, и формирование идентичности является важнейшим условием общенациональной безопасности государства.

Постановка проблемы «конфликтов идентичностей» в исследовании связана с рефлексией ценностно-мировоззренческих противоречий, вызванных глубинными изменениями российской культуры. Концепция конфликтов идентичностей в конфликтологии не разработана, в то время как сам термин употребляется в различных науках. В этой связи возникает необходимость восполнить существующий концептуальный пробел. Изучение угрозы идентичности как источник конфликта и путей ее преодоления в контексте элиминации мировоззренческого противостояния модернизации и традиционализации предполагает формирование нового взгляда, способного отразить интеграционную природу российской гражданской идентичности.

Таким образом, концептуализация конфликтов идентичностей представляет собой попытку решить проблему познания социокультурной специфики и причин конфликтов в России, имеющую выраженную научно-теоретическую актуальность и практическую значимость.

Объект исследования - идентичность в современном социуме.

Предметом исследования является угроза идентичности как источник конфликта.

Цель исследования - изучение угрозы идентичности как источника конфликта.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

. Раскрыть понятие и сущность идентичности

. Описать особенности многообразия идентичности

. Выявить факторы, влияющие на формирование угрозы идентичности

. Провести анализ практических событий угрозы идентичности как источника конфликта

. Сформулировать выводы по теме

 


Теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов идентичностей

Конфликты идентичности

 

Социолог А. Турен полагает, что «призыв к идентичности представляет собой, прежде всего отказ от социальных ролей или, точнее, отказ от социального определения ролей, которые должно играть действующее лицо». Он продолжает: «...в нашем обществе призыв к идентичности чаще соотносится не с метасоциальным гарантом, а с инфрасоциальной, природной силой. Призыв к идентичности становится, в противовес социальным ролям, призывом к жизни, свободе, творчеству. Наконец, государство также обращается к идентичности в противовес социальным ролям, пытается навязать идею единства, высшего по отношению ко всем особым объединениям и способного навязаться им. Особенно национальное государство взывает к гражданственности и, соответственно, к патриотизму в противовес всем социальным, профессиональным и географическим различиям. Таким образом, индивидуальный или коллективный призыв к идентичности составляет оборотную сторону общественной жизни».

Турен выделяет оборонительную и наступательную идентичности и определяет три типа «призыва к оборонительной идентичности», т. е. к защите имеющихся форм идентичности:

. В доиндустриальной экономике имеется защита (оборона) идентичности способа производства и образа жизни. «Призыв к идентичности кажется особенно связанным с защитой традиционных элит».

. Второй тип призыва к оборонительной идентичности состоит в том, что серьезный кризис коллективности стремится вытеснить свои внутренние конфликты на противостояние внутреннего и внешнего, внутренней интеграции и внешней угрозы, чтобы сохранить свою идентичность.

. Третий тип поведения оборонительной идентичности представляет собой особую форму омассовления и деструктуризации общества в попытке избавиться от абсолютной власти государства. «Идентичность оказывается тогда прерывистой серией идентификаций с моделями, произведенными массовой культурой».

«Таким образом, - пишет Турен, - идентичность становится в глазах социолога не просто призывом к существованию, а также требованием некоей способности действия и изменения. Но это не может произойти целиком в рамках призыва к идентичности... Таким образом, переход от оборонительной идентичности к наступательной является также переходом от простого принципа действия к взаимозависимости нескольких дополнительных принципов. Мы здесь находим самую скрытую форму значения понятия идентичности в социологической области. Идентичность не может быть противопоставлена социальному участию и выполнению социальных ролей. Еще менее возможно смешение ее с ними. В доиндустриальных обществах призыв к идентичности был призывом к общественному порядку независимо от того, была ли эта идентичность религиозной природы, национальной или даже классовой. Напротив, сегодня. сама социальная система оказывается. постоянно меняющейся и имеющей большую власть над самой собой». Иными словами, если прежде, в традиционном обществе, все оборонительные усилия были направлены на поддержание имеющейся идентичности, то в меняющемся и особенно самоорганизованном современном обществе возникают новые формы идентичности, наступательно вытесняющие старые или адаптирующие их. Изменения перестают быть непременным признаком конфликта, а процессуальный характер идентичности - ее новое обретение через изменение. Формирование идентичности становится процессом ее изменения, а не появлением плюрализма идентичностей. И в этом конфликте оборонительной и наступательной идентичностей диалог может быть способом разрешения противоречия.

Обращаясь к социально-гуманитарной науке, нельзя не отметить конфликтность ее парадигм и картин мира. Как показал В. С. Степин, научное знание включает в себя эмпирический уровень, теоретические схемы и картины мира. Картины мира разные. Отсюда разные онтологии, ибо они возникают из согласования теоретических схем с картиной мира. Диалог на уровне картины мира невозможен. Возможно лишь согласие на право признания картины мира другого. В итоге возникают вопросы о том, как соотносятся идеи Э. Дюркгейма и Дж. Г. Мид, работы Т. Парсонса и синергетика. Диалог может помочь преодолеть эту конфликтность.

Социология сегодня является полипарадигмальной наукой. Две исторически первые парадигмы (парадигма структуры и парадигма действия) представляют собой четко сформулированные альтернативные решения вопросов о социальной реальности. В рамках этих парадигм решаются теоретические споры о действии (агенте, акторе) или структуре, номинализме или реализме, конфликте или консенсусе и пр. Прежде эти теоретические споры являлись четкими линиями водораздела между социальными теоретиками. П. Монсон пишет: «Экзистенциалистский анализ общества (и другие близкие к нему направления) в течение долгого времени был гораздо менее распространен в социологии, чем структуралистский подход. Но в последние десятилетия постановка структуралистами проблемы понимания человека дала повод для оживленных дебатов о соотношении «индивида» и «общества» или «действия» и «структуры». Раньше эти столь разные направления сосуществовали параллельно, а теперь все чаще ставится вопрос об их взаимодействии».

Дж. Ритцер рассматривает такие тенденции современной теоретической социологии, как микро-макроинтеграцию, интеграцию действия и структуры и теоретический синтез. Взаимосвязь микроуровневых способов действия и макроуровневого состояния, микро-макроотношений изучалась рядом социологов. Например, Ритцер предпринял попытку разработки интегрированной социологической парадигмы, которая объединяет микро- и макроуровни как в объективных, так и в субъективных формах.

В решении проблемы интеграции структуры и действия Ритцер выделяет ряд точек зрения, среди которых, например, теория структурации Э. Гидденса, которая видит действие и структуру как «дуальность». Это означает, что они не могут быть отделены друг от друга, так как агент вовлечен в структуру, а структура включена в агента. Другие ведущие теоретики в области агент-структурной интеграции - М. Арчер, П. Бурдье, Ю. Хабермас.

Ритцер показывает, что направления микро-макро- и агент-структурной интеграции возникли в 1980-х годах и явились предпосылкой возникновения теоретического синтеза, который ведет отсчет приблизительно с начала 1990-х годов. Теоретический синтез предполагает не формирование большой синтетической теории, а синтеза двух или более теорий. Примером выступает неофункционализм, пытающийся преодолеть многие из ограничений структурного функционализма путем интеграции идей широкого круга теорий, теория обмена, в которой предприняты попытки синтезировать идеи, почерпнутые из таких источников, как символический интеракционизм и сетевая теория, и пр. Также существуют попытки междисциплинарного синтеза, когда в социологию привносятся, например, биологические или экономические идеи.

Такие типы синтезов не обходятся без диалога. Р. Коллинз полагает, что «построение социологического знания - это коллективное предприятие, и более чем в одном измерении. Ни в одной другой форме интеллектуальной жизни не зависим мы так сильно друг от друга, как в науке. Чтобы объединиться, как подобает ученым, нам нужно сосредоточиться на согласовании теоретических концепций поверх границ разных исследований».

По мнению В. А. Ядова, социология как полипарадигмальное знание о социальных сообществах и социальных процессах имеет множественность теорий и парадигм. Он объясняет это исторически происходившими сменами общенаучной картины мира, но также аргументами в дискуссии о методе социального знания Виндельбанда и Риккерта, развитыми в работах М. Вебера и далее - феноменологами и конструктивистами А. Щюцем, П. Бергером и Т. Лукманом. В определенной мере разногласия в макротеориях объяснимы социокультурной принадлежностью самих теоретиков. Например, показывает Ядов, русская субъективная школа Михайловского и других утверждала соответствие объективных закономерностей общественного прогресса становлению социальной солидарности, общинности; А. В. Чаянов в отличие от М. Вебера отрицал идею «экономического человека» применительно к менталитету российского крестьянина. Множественность социологических макротеорий объясняется прежде всего культурно-исторически различиями в научных картинах мира. Диалог способствует взаимодополнительности разных направлений.


Заключение

 

Таким образом, конфликты идентичностей представляют собой социокультурные конфликты посттрадиционности, фундаментом которых являются ценностно-мировоззренческие различия и противоречия, обусловленные кризисами и трансформациями культурных идентичностей; эти конфликты детерминированы дихотомией традиционалистских и посттрадиционных ценностных систем и являются атрибутивной частью рефлексивно-модернизационных процессов в российской культуре. Понятие «конфликты идентичностей» отражает системный характер ценностно-мировоззренческих противоречий как модернизационных рисков глобального мира: интеракция и сближение ранее «чужих» культурных общностей и их идентичностей является неисчерпаемым источником интеграции и конфликтов. Посттрадиционные социокультурные трансформации как основания конфликтов идентичностей связаны с рефлексивной (рационально-секулярной) модернизацией, которая делает российскую культуру децентрированной и в этом аспекте постметафизической, постнациональной, посттрадиционной.

Посттрадиционные трансформации как основания конфликтов идентичностей изменяют ранее гомогенное ценностно-мировоззренческое содержание и традиционалистский статус коллективных идентичностей в иерархической оппозиции «мы - они» посредством универсализации интеграционно-гражданских ценностей. Изменения в иерархии традиционалистских ценностей и посттрадиционный призыв к интеграции и унификации культурных идентичностей в процессе модернизации и глобализации становятся факторами традиционалистского сопротивления. Сосуществование в посттрадиционной российской культуре разных мировоззрений и ценностей не приводит к неизбежным конфликтам идентичностей, формируя предпосылки к культурному диалогу и гражданской интеграции; однако когда модернизационные риски и ценностные противоречия в процессе унификации и стирания культурных различий воспринимаются как угрозы безопасности и автономности традиционалистских идентичностей - возникают затяжные конфликты идентичностей.

Острота конфликтов идентичностей проявляется в иррациональности и агрессивности противостояния сторон, их ориентации на борьбу «до победного конца». Конфликтную ситуацию делают острой и непреодолимой следующие факторы: 1) конфликты идентичностей затрагивают мировоззренчески и экзистенциально значимые ценности; 2) участники эмоционально вовлечены в конфликт; 3) конфликты идентичностей перестают быть средством достижения групповой безопасности противостоящих сторон, но становятся деструктивной самоцелью.

Если рассматривать перспективы идентичность как угрозу конфликта России и Украины, то первую идентичность можно скорректировать (денацифицировать) силой нового украинского государства, переведя понимание этнической нации в политическую нацию. Революцию 2013-2014 годов можно считать также антифашистской революцией, потому что только теперь у новой власти появляется возможность не допустить украинского фашизма. Именно это и пытается делать нынешняя власть. Если ее действия будут успешны, то это позволит избежать фашизации в публичном политическом и масс-медийном пространствах Украины. Однако в целом националистическая украинская идентичность не имеет больших перспектив.

В тоже время, появление новых внутренних и внешних вызовов Украине актуализирует вопрос о формулировке новой политики идентичности, которая базировалась бы на совершенно иных принципах. Её объединительный потенциал не может базироваться на потребительских ценностях, которые часто выражают в лозунгах «Объединим Восток и Запад страны в борьбе за лучшую жизнь (за большую зарплату, за чистую окружающую среду» и пр.). Национальная доктрина, постулирующая общие ценности и символы должна выходить за пределы жизни одного поколения, желательно также, и за пределы государства (учитывая общий украинцев с россиянами и славный имперский и советский исторический опыт), она должна быть ответом на исторический вызов стране. Таким вызовом является расхождение востока и запада Украины по линии культурно-цивилизационных различий, а также угроза культурно-исторической идентичности населения Украины со стороны западного общества потребления.

 


Литература

 

1.   Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001

2. Авксентьев В.А., Дмитриев A.B. Конфликтология: базовые концепты и региональные модели. - М., 2009

.   Афанасьев Ю. Страна стоит «нараскоряку» // Новая газета. - 24.07.2009. - № 79

.   Ахиезер A., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? - М. 2005

.   Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. - СПб., 2000

.   Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. - М., 1998

.   Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. - СПб., 2005

.   Гудков JI. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов. - М., 2004

.   Дмитриев A.B. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты. - М., 2005

.   Дмитриев A.B. Конфликтология. - М., 2003.

.   Дмитриев A.B. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты. М.: Наука, 2012. - С. 389-427.

.   Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта // Социальные конфликты. -М., 2012.-№ 7.-С. 47-58.

.   Запрудский Ю.Г. Региональные конфликты: понятие и специфика Северного Кавказа // Этнические конфликты и их урегулирование. М.Ставрополь, 2011. - С. 24-31.

.   Зенгхаас Д. К цивилизованной форме конфликта: конструктивный пацифизм как ведущее понятие в трансформации конфликтов // Этнополитический конфликт: пути трансформации: настольная книга Бергхофского центра. М., 2011. - 634 с.

.   Зиновьев A.A. Русская трагедия. Гибель утопии. - М., 2002

.   Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Политическая антропология. - М., 1995

.   Козер JI. Функции социального конфликта. - М., 2000

.   Левада Ю.А. Возвращаясь к феномену «человека советского»: проблемы методологии анализа // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1995. - № 6

.   Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. - 2004. - № 3

.   Попов М.Е. Взаимодействие макросоциальных идентичностей в современном мире: теоретические аспекты // Проблемы гражданской и этнокультурной идентичности: коллективная монография / Под ред. А.Б. Багдасаровой, В.Р. Чагилова. - Гл. 1.3. - Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2007. - С. 36-57.

.   Попов М.Е. Конфликты идентичностей в посттрадиционной России: общероссийский и региональный аспекты. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - 312 с.

.   Попов М.Е. Российская идентичность: векторы развития в контексте национальной безопасности. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. - 318 с.

.   Попов М.Е., Авксентьев В.А. Modus Vivendi российской идентичности: региональная безопасность как деконструкция конфликтов идентичностей // Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа: кол. монография / Под ред. Г.Г. Матишова, В.А. Авксентьева. - Гл. 4.1. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - С. 180-189.

.   Хархордин О.В. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. - СПб. 2002

.   Этнополитический конфликт: пути трансформации: настольная книга Бергхофского центра. - М., 2007.

.   Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. -М., 2008.

Содержание

 

Введение

. Теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов идентичностей

Сущность конфликта и основные конфликтологические теории

Конфликты идентичности

. Анализ практических событий угрозы идентичности как источника конфликта

Угрозы идентичности как источник конфликта в России

Угроза идентичности как источник современного конфликта в Украине

Заключение

Литература

 


Введение

 

В конфликтном поле политических интерпретаций формируются различные, в том числе и полярно противоположные идеологические дискурсы. Угрозы распада политической общности заставляют активизироваться конструктивные силы для того, чтобы дать адекватный ответ на политические вызовы современности. Политический центризм пытается осуществлять консолидирующую функцию, центристский дискурс рассматривается как своеобразный интеллектуальный поиск эффективных согласительных практик и политических проектов, ориентирующихся на ценности национальной безопасности, государственного суверенитета и личных прав граждан.

В обсуждении проблем формирования идентичности приоритетное значение имеет выявление угроз национальным интересам страны. Национальная безопасность, устойчивое развитие и целостность страны возможны только на основе ценностных представлений о сохранении самобытности нашей страны как влиятельного геополитического субъекта в условиях жестких вызовов трансформирующегося постиндустриального общества.

Можно предположить, что сам научный дискурс, а не только политический, оказывает непосредственное влияние на конфликтный и интеграционный потенциал страны, поскольку знание определенным образом генерирует власть, и формирование идентичности является важнейшим условием общенациональной безопасности государства.

Постановка проблемы «конфликтов идентичностей» в исследовании связана с рефлексией ценностно-мировоззренческих противоречий, вызванных глубинными изменениями российской культуры. Концепция конфликтов идентичностей в конфликтологии не разработана, в то время как сам термин употребляется в различных науках. В этой связи возникает необходимость восполнить существующий концептуальный пробел. Изучение угрозы идентичности как источник конфликта и путей ее преодоления в контексте элиминации мировоззренческого противостояния модернизации и традиционализации предполагает формирование нового взгляда, способного отразить интеграционную природу российской гражданской идентичности.

Таким образом, концептуализация конфликтов идентичностей представляет собой попытку решить проблему познания социокультурной специфики и причин конфликтов в России, имеющую выраженную научно-теоретическую актуальность и практическую значимость.

Объект исследования - идентичность в современном социуме.

Предметом исследования является угроза идентичности как источник конфликта.

Цель исследования - изучение угрозы идентичности как источника конфликта.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:

. Раскрыть понятие и сущность идентичности

. Описать особенности многообразия идентичности

. Выявить факторы, влияющие на формирование угрозы идентичности

. Провести анализ практических событий угрозы идентичности как источника конфликта

. Сформулировать выводы по теме

 


Теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов идентичностей


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.