Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма

2020-04-01 133
Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Карнавальный туризм

1. Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма.

2. Основные тенденции развития карнавального туризма в мире

3. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации


Использование карнавала как формы праздничной культуры получило широкое распространение при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бахтин, М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1990. – 541 с.

2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – ООО «Кирилл и Мефодий». – 2004 г.

3. Большой энциклопедический словарь: [А-Я] [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.; СПб.: Большая рос. энцикл.: Норинт, 1997. – 1435 с.

4. Генон, Р. О смысле «карнавальных» праздников [Текст] / Р. Генон. – «Etudes Traditionnelles». – 1945. – Пер. Юрия Стефанова.

5. Гибсон, Р. Карнавал: Маски. Костюмы [Текст]: пер. с англ./ Р. Гибсон. – М.: РОСМЭН, 1999. – 65 с.

6. Гладких, Н. Отбушевали карнавалы над муравейником труда? [Текст] / Н. Гладких // Сб. «Россия на рубеже XXI века: Материалы конференции». Выпуск III. Философия, культура, археология. – Воронеж, 1995. – С. 75-76.

7. Гулиев, Н. А. Введение в специальность: [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.-культур. сервис и туризм» / Н.А. Гулиев, Е.В. Кулагина. – Омск, 2007. – 187 с.

8. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 230500 «Соц.-культ. сервис и туризм» / Н.А. Зайцева. – М.: Академия, 2003. – 223 с.

9. Заполярная правда. – №133. – 05.09.2001

10. Здоров, А. Б. Экономика туризма [Текст]: учеб. по специальности «Менеджмент орг.» / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 266 с.

11. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст]: Учеб. для образоват. учреждений турист. профиля / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 314 с.

12. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] / Е.В. Киреева. – М.: Просвещение, 1976.

13. Ключникова, Е. От праздника к бренду www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=633&rubric_id=219

14. Костомаров, А. С. Маска как способ объявления лица в социо-культурном пространстве [Текст]: дис.... канд. филос. наук / А.С. Костомаров. –Самара, 2006. – 166 с.

15. Костомаров, Н. И. О жизни, быте и нравах русского народа [Сборник] / Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин; [Авт. послесл. С. О. Шмидт]. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 575 с.

16. Культура. – №32 (7192). – 9 – 15 сентября 1999 г.

17. Культурология. XX век [Текст]: Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998.

18. Мазаев, А. И. Искусство и большевизм. 1920-1930 гг.: Проблем.-темат. очерки и портреты [Текст] /А.И. Мазаев. – М.: УРСС, 2004. – 318 с.

19. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / М.А. Морозов. – М.: Академия, 2007. – 287 с.

20. Немиро, О. В. Праздничный город. Искусство оформ. праздников: История и современность [Текст] / О.В. Немиро. – Л., 1987. – 230 с.

21. Нестеров, В. Нестерова Е. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. flogiston.ru/projects/articles/nesterov.shtml

22. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ЛД ИНВЕСТ, 2003. – 939 с.

23. Пыляев, М. И. Энциклопедия императорского Петербурга: история былой жизни столицы Рос. Империи [Текст] / М.И. Пыляев. – Москва: Эксмо, 2006. – 605 с.

24. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века [Текст] / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.

25. Рябцев, Ю. С. История русской культуры: Художеств. жизнь и быт XVIII-XIX вв. [Текст] / Ю.С. Рябцев. – М.: Владос, 1997. – 430 с.

26. Словарь иностранных слов [Текст]. – М.: Рус. яз., 1988. – 606 с.

27. Софронов, Л. А. Книга о средневековой театральности [Текст] / Л.А. Софронова // Культурология. – 2004. – № 4. – C. 48-55.

28. Шубинский, С. Н. Исторические очерки и рассказы [Текст] /Л.Д. Полиновская, С.Н. Шубинский. – Л.: М.: Моск. рабочий, 1995. – 285с.

Карнавальный туризм

1. Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма.

2. Основные тенденции развития карнавального туризма в мире

3. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации


Использование карнавала как формы праздничной культуры получило широкое распространение при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.


Сущность, значение и функции карнавала как объекта туризма

Приступая к анализу понятия карнавала, мы должны отметить, что его происхождение до конца не выяснено, этимология самого слова также неясна. Большинство исследователей сходится на том, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Слово «карнавал» состоит, по одной из версий, происходит от латинского carrus navalis — так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. По другой версии, слово «карнавал» состоит из двух латинских корней – carno (мясо) и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост.

Главным прототипом современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. Разница между рабом и господином на время стиралась — рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, возродилась в европейских карнавалах, родиной которых стала Венеция. В большинстве католических стран карнавал приходится на время, предшествующее Великому посту, о чем свидетельствует определение карнавала «Словаря Брокгауза и Ефрона»: «Карнавал - в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста, но обыкновенно карнавалом называют лишь последние 7-10 дней перед Чистой средой, сопровождающиеся в романских странах народными празднествами, процессиями, маскарадами и пр.». В различных словарях и энциклопедиях карнавал определяется практически однозначно как вид народного праздника (гуляния) под открытым небом, сопровождающийся танцами, театрализованными играми, маскарадами, шествиями и пр. («Большой энциклопедический словарь» [3], «Словарь иностранных слов» [26], толковый словарь Ожегова [22] и др.). Словари поясняют, что карнавал обычно совпадает с масленицей, и мы учтем этот факт в нашем исследовании, когда будем определять специфику российского карнавала.

Мы бы хотели также уточнить соотношение понятий «карнавал» и «маскарад», которые достаточно часто упоминаются синонимично. Слово «маскарад» происходит от итальянского «mascherata», означающего бал, собрание людей, одетых в маски [26]. Судя по определению карнавала, маскарад может быть его частью, т.е. определение карнавала шире и включает в себя понятие маскарада. Таким образом, мы будем рассматривать карнавал как вид народного праздника, включающего в себя следующие основные элементы: танцы, театрализованные игры, маскарады, шествия и т.п.

Изучением маскарадов как культурного явления занимались такие ученые, как О.Немиро (маскарад в рамках изучения праздничного города и искусства декодирования) [20], С.Шубинский (изучение воспоминаний очевидцев маскарадов 18 века) [28], карнавалы также исследовал М.Пыляев [23] и др. Ученые интересовались стилистикой костюмов, обнаружением регламентирующих предприятий, образных аллегорий и символов. В рамках рассмотрения культуры 17-19 веков различные исследователи тем или иным образом касаются маскарадов и карнавалов (Ю.Рябцев [25], А.Некраснова, А.Забылин, А.С.Костомаров [14], Н.И. Костомаров [15] и др.). В русской классической художественной литературе описания карнавала (в частности, праздника Масленицы) также занимают достойное место (А.И.Куприн «Юнкера»; А.П.Чехов «О бренности», «Блины»; В.Пикуль «Фаворит»; М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; И.И.Лажечников «Ледяной дом»; А.Н.Толстой «Петр Первый»; И.Бунин «Чистый понедельник»). В современной литературе описания карнавалов часто встречаются в публицистике и рекламных изданиях, что позволяет сделать вывод о том, что карнавал является и устойчивым объектом культуры, и весьма привлекательным и, соответственно, доходным объектом туристического бизнеса.

Постараемся выяснить, почему карнавал является настолько популярным явлением. Для решения этой задачи мы обратимся к семиотической теории карнавала, изложенной М.М.Бахтиным в его книге о Рабле [1]. В центре представленной автором концепции лежит идея об «инверсии двоичных противопоставлений». М.М.Бахтин расшифровывал эту идею так: когда народ выходит на карнавальную площадь, он прощается со всем мирским перед долгим постом, и все основные оппозиции христианской культуры и все бытовые представления меняются местами. Королем карнавала становится нищий или дурак, трикстер (герой анекдота), и ему воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ, и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, меняются местами мужское и женское (мужчины надевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие, площадная брань. Меняются местами сами противопоставления жизни и смерти. В основе всех этих событий – основанная на аграрном культе символическая смерть зерна, которое, чтобы дать плод, должно быть погребенным в землю. Так же и все остальное, чтобы очиститься и возродиться, должно сначала «умереть», поменяться местами.

Идея инверсии реализуется в карнавальной игре, в которой, в отличие от театрализованного действа, участвуют сами зрители, которые в итоге перестают быть зрителями в исходном смысле этого слова. «…В карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах». (М. М. Бахтин). А.Макаревич в своей статье «Бард-карнавал» [78] пишет: «Для каждого человека карнавал – это игра в невозможное». Игра подразумевает реализацию особого – «игрового» – поведения, отличного и от практического, и от определяемого обращением к моделям познавательного типа. Игра подразумевает одновременную реализацию (а не последовательную смену во времени) практического и условного поведения. Игра несет в себе мощный коммуникативный потенциал, и роль карнавала как среды реализации личности в коммуникации (невербальной и вербальной) трудно переоценить.

Реальная жизнь ставит огромное количество как индивидуальных, так и социальных препятствий для успешной коммуникации. Индивидуальные – понятны: антипатию могут вызывать внешность собеседника, его стиль одежды, манера поведения и т. п. Социальные препятствия еще более многочисленны: большая разница в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения и пр. Препятствовать общению могут просто обстоятельства встречи. Наконец, существуют нормы поведения, регламентирующие общение. Карнавал же является неким виртуальным социумом, который позволяет человеку перейти в иное состояние, попасть в среду карнавальности и игры и дает возможность сотворить и проявить себя в ином качестве, «умереть», чтобы вновь возродиться и, в конечном итоге, реализовывать и развивать себя как личность [21]. Карнавальный костюм и маска помогают приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном, а где-то и безличностном общении. В маске можно вести себя вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризует право участника карнавала быть неузнаваемым.

О карнавале как о важной составляющей первичной человеческой культуры читаем у В.П.Руднева [24]: «Карнавал – это вторая жизнь народа,... это его праздничная жизнь. Празднество (всякое) – это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или – еще более вульгарная форма объяснения – из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание». М.М.Бахтин считал, что карнавальная культура обладала весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой являются универсальность, амбивалентность (т. е. – в данном случае – восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению), неофициальность, утопизм, бесстрашие. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освещали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой «правды», то карнавал был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами: в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала «в сферу утопической свободы».

Во время карнавала люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане «умерщвляли») шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: «Тема рождения нового, обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания» (М.М.Бахтин). В гротескной образности карнавала всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов): «Этот момент приобретал значение более широкое и более глубокое: в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды». Таким образом, карнавалы служили в прежние времена и могут служить сейчас своего рода средством разрешения назревающих общественных проблем, средой, в которой снимается напряжение, вызванное недовольством людей социальной, экономической и политической ситуацией.

С эстетической точки зрения карнавальная культура представляет собой особую концепцию бытия и особый тип образности, в основе которых, по мнению Бахтина, «лежит особое представление о телесном целом и о границах этого целого». Это представление Бахтин определяет как гротескную концепцию тела, для которой характерно то, что с точки зрения «классической» эстетики («эстетики готового, завершенного бытия») кажется чудовищным и безобразным. И здесь, нам кажется, карнавал вновь проявляет себя как средство, с помощью которого люди разрешают определенные противоречия: подсознание – некая «темная», «телесная» сторона, которую в повседневной жизни человек старается не афишировать, подавлять (см. теорию З.Фрейда, др.). А на карнавале, где все представления о «нормальной» жизни перевернуты, есть возможность реализовать эту «телесную» основу сознания.

Итак, карнавал очень важен как некое психотерапевтическое явление, с помощью которого человек, приняв на себя определенный образ (маску, костюм), получает свободу в выражении эмоций, что способствует снятию стресса и разрешению личностных проблем. Карнавал можно назвать «процедурой излечения праздником» [50].

Подтверждение нашим мыслям мы нашли у А.Макаревича: «На мой взгляд, именно сейчас значение карнавала неоценимо для здоровья человека. Здоровья в широком смысле и физического, и психического и духовного» [78]. Мы воспользуемся также и тезисами данного автора, чтобы подвести итог нашему рассуждению о значении карнавала. Итак, чем же «полезен» карнавал?

Карнавал как возможность беспрепятственной и самоценной, публичной творческой самореализации. Как показывает опыт, даже у самого закомплексованного человека, попавшего в карнавальную среду, так или иначе проявляется стремление к публичному выступлению.

Карнавал как межсоциальное коммуникативное средство. Возможность коммуникации на любых уровнях вне зависимости от социального положения. Для человека, находящегося на верхней (нижней) ступени социальной лестницы – это возможность безболезненно, временно и безопасно спуститься (подняться) и получить ту, недостающую в его положении, часть общения, которой он лишён при исполнении своей обычной социальной роли.

Карнавал, как катарсис (очищение). Например, брань, как фактор предотвращения и снятия возможной агрессии или смех с его очистительным воздействием.

Карнавальная психотерапия. Карнавал, как временная возможность безвредного ухода от социальных стрессов и проблем. Временная (!) асоциализация личности.

Подводя итог вышесказанному, А.Макаревич делает вывод о том, что карнавализация имеет немаловажное педагогическое значение. Посредством воспитания и культивации народной карнавальной культуры современный человек получает своего рода «прививку» от воздействия негативных явлений и издержек в общественной и политической жизни.

Итак, мы определили степень значимости карнавала для человека как личности, нуждающейся в самореализации. Поскольку данная потребность – одна из основных, то, с точки зрения туристического бизнеса, карнавал является весьма прибыльным направлением. Но, кроме удовлетворения личностных и социальных потребностей, карнавал может также являться эффективным средством формирования имиджа как отдельного населенного пункта, так и страны в целом, что в итоге способствует привлечению культурного туризма [13]. В статье, на которую мы ссылаемся, автор Е.Ключникова рассуждает о фестивалях, но мы считаем, что было бы правомерно перенести данные рассуждения и на карнавалы. Так, автор приводит пример провинциального города Зальцбурга, которому фестиваль позволил достичь уровня знаменитого культурного центра с развитой инфраструктурой. Его возрождение началось во многом благодаря культурному проекту знаменитого режиссера Макса Рейнхардта и композитора Рихарда Штрауса, которые в память о том, что здесь родился Моцарт, основали в 1920 году музыкально-театральный фестиваль. Благодаря фестивалю Зальцбург стал одним из самых популярных туристических центров Европы.

У нас же, по мнению автора, этот значительный потенциал праздничных мероприятий пока учитывается недостаточно. В современном управлении выражение «Культура – ресурс развития территории» из модного тезиса, зафиксированного в документах, в большинстве случаев не переходит в практическую плоскость. Современные культурные менеджеры в первую очередь решают проблему, как реализовать сам проект, а культурный туризм учитывается, но относится на далекую перспективу. Таким образом, карнавал как объект туризма может являться своеобразной имиджевой акцией, которая будет способствовать развитию туризма в определенном регионе, что, в итоге, скажется и на всей инфраструктуре региона.

Значение и функции карнавала:

Во-первых, карнавал может выступать средой, в которой человек реализуется, удовлетворяет потребность в общении, а также снимает напряжение, вызванное личностными, социальными или политическими проблемами.

Во-вторых, карнавал способствует формированию имиджа, бренда того региона, где он проводится, что способствует развитию туризма в регионе.

В-третьих, исходя из двух первых тезисов, мы можем сделать вывод о том, что карнавальный туризм является прибыльным направлением в туристическом бизнесе, соответственно, данное направление может являться перспективным в практике туристических фирм.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.