История развития концепта «пустоты» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития концепта «пустоты»

2020-04-01 163
История развития концепта «пустоты» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Буддизм возник не на пустом месте, а на богатой культурной почве - ведической традиции. Религии и верования, связанные с Ведами существуют по сей день. Буддизм многое заимствовал у индуизма: мантры, сутры, концепт «шунья» (или «пустота»).

Шу́ньята - пустой, находящийся за пределами чувственного восприятия, непостижимый, nyid - добавление значения возможности того, что всё может возникнуть; монг. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> хоосон чанар) - понятие философии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F> буддизма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, полагающее отсутствие собственной природы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0> вещей и феноменов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD> (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости.

Христианская религия не имеет понятия всеобщей пустоты, иллюзиорности. Религиозный агрегор Буддизма обладает понятием пустоты, Шуньяты. Ею пронизанна вся Буддизская философия, но её начинают обсуждать, практиковать постепенно. Пустоту, которая находится во всем и в то же самое время содержит всю иллюзию, которая кажется потрясающе реальной и потрясающе материальной. Это связано с восприятием, что все, что мы испытываем, является только иллюзорным воображением, иллюзорным опытом, который начинает таять, если мы осознаём истинную сущность всего вокруг нас. Я думаю, что к этому явлению иллюзорности всего важно приближаться умеренно. Люди, не имеющие опыта в духовных практиках, приближаются к этому понятию во время сотрясений, кризиса в их жизни. Часто это происходит негармонично через боль, драмы, когда всё мировозрение начинает колебаться, когда “вся мировая ось” начинает шататься. Это происходит по тому, что, по сути, вся жизнь встряхивается. Тогда кажется, что нет никакого основания под ногами, становится не важным, хорошо или плохо, добро или зло, смерть или жизнь, моральность или безнравственность… Бывают такие встряхивающие моменты, когда человек приближается к иллюзорной природе всего. Необходима большая мудрость, чтобы объединить эти две модели: модель Янь (модель развития, действия, изменения мира) и модель Инь (приспособиться, идти по течению, открыться ему, любить мир таким, каким он есть). Эти две модели противоречивы, но мудрость, внутреннее духовное ядро, духовная вертикаль в нашей жизни, могут помочь нам их обьединить в себе. [14; 1]

Концепция Пустоты является высшей точкой развития «апофатической» части индийской теологии. Истинная природа Абсолюта не имеет определения. Она есть «то, что для шуньявадинов (последователей Шуньявады, буддистов) - Шунья; то, что для познающих Брахмана - Брахман» [5; 3.19].

Никакие относительные понятия (качества, признаки, атрибуты и др.) не могут выразить реальную природу Брахмана, как тишина не может быть выражена с помощью слов. Поэтому Пустота является наиболее полным выражением единой безграничной Реальности или Брахмана (подобно тому, как ноль является суммой бесконечного ряда положительных и отрицательных чисел). В»Чандраджняна-тантре» говорится: «Низ, верх и все направления пространства, земля, вода и огонь, ветер, эфир, ум (манас), разум (буддхи), аханкара («творец личности», эго) - все эти качества есть Шунья, не имеющая опоры и в которой пребывает все». Согласно «Ануттара-бхаттараке» (одной из бхайрава-агам кашмирского тантрического шиваизма), «это есть место (стхана), где отсутствует стремление к познанию, где обитает Пречистый Бог, свободный от ухода и возвращения, лишенный опоры, лишенный стремления к действию, сам Шива, природой которого является Пустота».

В «Пратьябхиджня-хридае» сказано, что «изначально Парама-шива существует как Анашрита-шива (Шива, «не имеющий пристанища»), природа которого - Абсолютная Пустота (шунья-атишунья), нераздельная с его сиянием». Согласно «Лингарчана-тантре», «Дэва Садашива не имеет органов чувств (индрия-рахита) и имеет форму пустоты (шунья-рупа)».

Шунья есть неизменная непроявленная (авьякта) природа Шивы и изначальный источник всего. В «Вимарша-дипике» (комментарии Ачарьи Шивопадхьяи к «Виджнянабхайрава-тантре») сказано: «То свободное и полное, называемое Шивой, есть обитель Пустоты (шунья-дхама), где исчезают все элементы (таттва) и откуда они возникают». «Не существует того, что не там (в Пустоте), не существует того, что не есть то. Внутри и снаружи нее не существует чего-либо иного». [4; 10]

В психологическом аспекте Шунья означает абсолютную чистоту, бесстрастие и невозмутимость безличного сознания, а также нереальность личности субъекта. С точки зрения веданты (адвайты) существование субъекта нереально вследствие неделимости Абсолюта. Иллюзия существования субъекта представляет индивидуальную точку зрения относительно реальности. Сам субъект - пустое место, занимаемое то одним, то другим потоком состояний и мыслеформ. «Все это - тело, индрии и другие (элементы личности), созданы неведением. Таким образом неистинное (асатья) функционирует подобно истинному» [6; 5. 25].

Нереальность личности будет обыгрываться в романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» путем изображения нескольких личностей, которые, по сути, функционировали, как один субъект. Любопытно, что субъект (или наблюдатель, фигурировавший в вышеназванном романе) древними ариями назывался «Атман». Истинная природа Атмана свободна от всех состояний. «Анавастха (отсутствие состояния) - его форма, которая есть только бытие (сатта-матра), недоступное пониманию» [7; 9. 7]. «Другие (Шанкара имеет в виду буддистов) называют его Пустотой» [8; 1. 1. 1]. В высшем значении каждое индивидуальное «я» (ахам) есть сам Брахман (ошибочно отождествляемый с упадхи). Поэтому «Высший Атман (параматман) есть Пустота (шунья)». [9; шлока 33]. Пустота сознания означает его наполненность только собой (чин-матрата). Поэтому пустота Атмана означает только отсутствие в нем внутреннего разделения. «Непустота (ашунья) называется пустотой (шунья). Шунья называется абхавой (отсутствием психического существования). То, что обозначено как абхава, есть то, в чем бхавы (состояния, тенденции) становятся утраченными» [10; 4. 291]. Согласно «Виджняна-бхайраве» (дхарана 108), Атман не подвержен никаким изменениям и не является познающим и действующим, «поэтому весь этот мир есть Пустота (атах шуньям идам джагат)».

Стабильность любого состояния является воображаемой. Единственным неизменным состоянием является отсутствие всех состояний или полная Пустота. Поэтому (согласно «Чандраджняна-тантре») «следует созерцать весь мир как Пустоту, созерцая которую медитирующий никогда не будет разрушен» В «Виджняна-бхайрава-тантре» (шлока 124) говорится: «То, что непостижимо, то, что невоспринимаемо (аграхья), то, что является пустотой (шунья) и лишено существования, следует созерцать как Бхайраву». Для ума, ограниченного склонностью к различным впечатлениям и аффектам, Пустота представляется безжизненной пугающей темнотой. Ум видит в Пустоте лишь собственные качества (поскольку ум не может видеть в ней ничего другого). Ясное сознание видит Пустоту как чистый безграничный свет, полный высшего блаженства (ананда-мая). Поэтому Шунья постигается как бесконечное беспрепятственное сияние чистого духовного пространства (чид-акаша). «Высшую Шунью, пустоту пустоты, чистейшую форму Пустоты, сияющую как миллионы солнц и лун, незагрязненное высшее знание, созерцай в своем сердце как высший (духовный) Свет» [11; 11. 5 - 6].

Когда ум исчезает в Пустоте (подобно тому, как звук исчезает в пространстве), остается только Сознание (самвит), сияющее во всей полноте. Поэтому говорится, что «совершив растворение ума в Великой Пустоте (маха-шунье) йогин пребывает в абсолютной полноте» [12; гл. 5].

Проявленный (произносимый вслух или мысленно) звук, который является объектом практики сосредоточения, используется как средство соединения ума с беззвучным сознанием, пребывающем в безмолвии шуньяты. В практике познания устранение препятствий происходит по мере оставления упадхи (ограничивающие факторы), которые выступают как инструменты познания. В тантрической садхане это осознается как процесс растворения иллюзорной личности, в котором грубое растворяется в тонком, а тончайшее (сукшма-атисукшма) - в Пустоте.

Шуньята - наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение «пустоты» - важная цель буддийских медитаций <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, по-разному рекомендуемых разными школами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0>. Неточное понимание термина «пустоты» в небуддийских переводах и комментариях привело к тому, что буддизм получил репутацию философии нигилизма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, солипсизма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, отказа от доводов рассудка и от словесного понимания, отказа от позитивных тезисов, представления о всеобщей иллюзорности и т. п.; за подобные взгляды буддизм постоянно подвергался критике небуддийских школ. В то же время буддийские школы, развивая понятие о пустоте, категорически отрицают все перечисленные пункты, акцентируя внимание на «таковости <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>», «взаимозависимом происхождении <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0>», причинности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> и обусловленности.

Основные дискуссии о природе пустоты развивались поначалу в контексте спора между буддийскими и небуддийскими школами о причинности и природе себя (Атман <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD> или «высшее я» отрицается буддийскими школами). Прочную основу учению о пустоте положил Нагарджуна <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B0>, прояснив сущность Татхагаты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%85%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0> (так приходящего), достижения пустоты ума и развития природы Будды <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B0>. Представление о шуньяте развивали далее Арьядэва <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%8C%D1%8F%D0%B4%D1%8D%D0%B2%D0%B0>, Асанга <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0>, Васубандху <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%85%D1%83>, Дигнага <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%B0>, Дхармакирти <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%82%D0%B8>, Буддапалита <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0>, Бхававивека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%85%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0>, Чандракирти <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%82%D0%B8> и другие философы. Далее шуньята стала одним из важнейших понятий тибетского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и дальневосточного буддизма, в частности чань <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D1%8C>.

Важным источником учения о пустоте является «Сутра сердца праджняпарамиты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0>», почитаемая во всех школах буддизма махаяны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0>, и являющаяся ее основой.

Определение пустоты дается в развернутом понимании, как учение, передаваемое бодхисаттвой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B2%D0%B0> Авалокитешварой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0> монаху <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85> Шарипутре <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B0>.

Первоначальное утверждение является общей квинтэссенцией учения Будды: «Авалокитешвара-бодхисаттва, глубоко практикуяпраджняпарамиту <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BD%D1%8F%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0>, воспринимает мысль, что пять скандх <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%85%D0%B8> пусты, и спасен от всех страданий и несчастий».

Далее идет развернутое указание на то, что именно воспринимает Авалокитешвара, наставляя Шарипутру, и каким образом это восприятие порождает спасение от страданий и несчастий в виде обретения Аннутара Самьяк Самбодхи <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%BA_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%B8&action=edit&redlink=1> (наивысшего полногопросветления <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, указывающего на состояние Будды). [13; 44]

Сфера Небытия подготовленная своим собственным идеалом человека не есть локально-трансцендентальный индивидуализм, который подталкивает его на открытие истины, а является восточным персонализмом. САТОРИ есть антропопрактический результат концепции шуньяты, порождение этико-логической, эстетико-аксиологической активности целостного человеческого творчества. Поэтому появились взгляды, которые полагали, что антропологический уровень пустоты в буддизме не раскрывает содержание понятия Ничто. «Говоря о пустоте, буддисты не имеют в виду «ничто», а подразумевают под ней лишь пустоту от самости. Именно из-за того, что в современных западных языках отсутствует концептуальное понимание пустоты, часто возникает ее неправильная трактовка и интерпретация. В этой связи важно все время помнить следующую формулу: пустота = отсутствие самости» [15., с.57]. Следовательно, мы можем утверждать, что ничто есть не только дуализм буддизма, который проявляется в онтометафизическом и онтометодологическом аспектах, но и плюралистическое понятие. Дело в том, что в природе индийской философии часто встречаются понятия плюросодержательного и полифункционального конспекта.

Поэтому медитация пустоты в третьем аспекте системы Гелуг в тантризме [15; 335] - понимается как основное ядро философской саморефлексии человека. То есть, придавая особое значение на сохранение «чистоты» природного чистого сознания мы можем предполагать, что объект «пустоты» есть результат познания человека и максимального достижения интенции сознания, подход одухотворенного сознания «одухотворенному субстанцию».

Пустота является не только чисто метафизически мега абстрактного характера Небытия в объекте познания, но и есть антионтологизм практического, трансцендентно-космоэтического содержания. Мы можем заключить, что объект медитации как всегда есть пустота, стремление к тенденции «мышления» ничего не думать о Ничто (специально написано большой буквой), следовательно, феномен «мыслить о Ничто» есть метапознавательное очищение, освобождение духа от идейного пространства, практический результат конкретного проявления момента сознания без объекта. Пространство пустоты и идей выступает для сознания не только как альтернатива, но и как оппозиционно-противоречивая ментальная конструкция.

Это означает отрицание коренного логоцентрического понимания сознания рассматривающее его необходимость только познания и мышления, их результаты для идей и суждения, что сознание может быть «аэпистемологическим» и то состояние- «медитация» является аксиологическим феноменом - признается в индийской философии как центральное понятие, она преподносится человечеству как нестандартная концепция. Использование практических результатов абстракции о Пустоте и Ничто в реконструкции духовно-социального развития можно считать как один из функции полифункционального Ничто. Признание Ничто как «только для себя» означает, что, все это возможно только посредством понимания и использования пустоты и медитации как инструментов действия и познания. Философия ощущения Ничто через древнеиндийские источники дошла до наших дней, проявляла себя и была оценена посредством лучших моделей перфекционистических концепций человеческого знания и человеческого творчества, показана как последняя инстанция эпистемологии по восточному стилю мышления.

В русской художественной литературе буддизм так же не мог не найти своего отражения. Его влияние на всю европейскую культуру было ошеломляющим. Наряду с открытиями Юнга и Фрейда, повальным увлечением Ницше - буддизм, а вместе с ним восточный концепт «пустоты» явился одним из культурных и идейных столпов, на которых строилось новое искусство Европы в конце 19-го, начале 20-го века. И с течением времени его влияние только усиливалось. К концу 20-го века с переходом человеческого информационного пространства и миропонимания в «формат» постмодерна (если можно так выразиться) большее влияние обретает дзен-буддизм.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.