Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым и имеющим позитивную социальную значимость результатам. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым и имеющим позитивную социальную значимость результатам.

2020-04-01 113
Творчество есть деятельность, приводящая к качественно новым и имеющим позитивную социальную значимость результатам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это определение можно назвать ценностным. Оно предполагает, что деятельность, имеющая негативные последствия для общества (преступная, аморальная, реакционная), не является творчеством, даже если она переживается субъектом как творческая и ведет к существенным новшествам (например, изобретение новых орудий преступления).

В указанных определениях раскрываются различные оттенки смысла, в котором употребляется слово "творчество". Но субъективное определение позволяет считать творческой любую продуктивную деятельность, связанную даже с самой минимальной субъективной новизной, любой акт самовыражения личности, сколь бы малозначимым для общества он ни был. Творчество в этом смысле оказывается обыденным и не особенно трудным делом. А при ценностном определении решение вопроса о творческом или нетворческом характере какой-либо деятельности попадает в зависимость от субъективных предпочтений того, кто решает этот вопрос, - например, от его политических, идеологических, религиозных убеждений. Представлению о творчестве как высшей форме продуктивной деятельности, которая имеет общезначимый, а не узко личный смысл и требует большого труда и таланта, в наибольшей мере соответствует объективное определение творчества.

Процесс творчества отличается большим своеобразием. Он складывается из нескольких этапов:

постановка творческой задачи;

поиск решения;

рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;

разработка концепции (плана, проекта, сценария), ведущей к искомому конечному результату;

материализация результата - воплощение его в форму, доступную для восприятия другими людьми (текст, чертеж, изделие и т.д.).

Творчество часто связано с особым психологическим феноменом - состоянием вдохновения, творческого экстаза, в котором субъект ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. В творческом процессе большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, ассоциации, совершаемая бессознательно мыслительная работа. Второй этап творческого процесса (поиск решения) иногда сопровождается явлением инкубации: человек отвлекается от творческой задачи, но в подсознании его продолжается поиск ее решения, подспудно вынашивается и созревает идея, ведущая к нему. На следующем этапе итоги такого неосознанного движения мысли в результате внезапного, неожиданного интуитивного озарения ("инсайта", "ага-переживания") вдруг всплывают в сознании. И тогда субъекту представляется, что интуиция непонятным образом как бы подсказывает ему искомый результат.

На том, что творческий процесс в существенной своей части не контролируется сознанием, основаны различного рода мистические и иррационалистические концепции творчества. В них оно объясняется или вмешательством высших, сверхъестественных сил, которые отключают разум от участия в творческом процессе и диктуют творцу готовые решения, или действием животных инстинктов, не поддающихся рациональному анализу. Творческая деятельность действительно содержит в себе немало загадочного. Однако, во-первых, в бессознательно протекающих процессах есть свои закономерности, которые постепенно раскрываются наукой, а во-вторых, не следует преувеличивать роль подсознания в творчестве. Как она ни значительна, но творчество - это царство разума. И если творец не всегда осознает путь, по которому он пришел к результату, то из этого не надо делать вывод, что сознание его не участвовало в творческом процессе. Неосознанные мыслительные процессы - это своего рода "мыслящая машина", у входа и выхода которой стоит сознание. В сознании субъекта определяются цели творческого процесса, подготавливаются условия для бессознательных движений мысли, оцениваются, проверяются, формулируются и осмысливаются результаты творчества. Без работы разума, без участия сознания никакое творчество невозможно.

Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура - это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура - продукт творчества.

Однако в разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древних культурах творческие новации нередко встречались с большой настороженностью и опаской. Считалось необходимым во всем следовать "заветам дедов и отцов". От поколения к поколению передавались в почти неизменном виде одни и те же правила и стандарты деятельности. Общественный прогресс в таких условиях был медленным.

Конечно, и в обществах, где господствовало неукоснительное соблюдение традиций, люди не ограничивались лишь воспроизведением и копированием того, что унаследовано от предков. Но новое накапливалось в народном творчестве по крупицам. Так, произведения фольклора приобретали художественное совершенство в результате усилий множества рассказчиков, певцов, музыкантов. Каждый вносил в них, может быть, лишь очень небольшие изменения, но народная память в течение веков сохраняла из таких изменений самые лучшие. Народ творил художественные ценности, проделывая за столетия работу, которая у гениальной личности занимает какой-то краткий "звездный миг".

Даже в Средние века, не говоря уж о более давних временах, творчество рассматривалось как нечто чуждое человеческой природе. По словам Фомы Аквинского, только Бог выступает как творец, человеку же пристало заниматься лишь копированием и подражанием. Тот, кто дерзает быть творцом, является либо орудием Бога, либо безумцем, посягнувшим в непомерной гордыне на то, что может делать лишь Бог.

Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Постепенно оно приобретает статус социальной ценности - вплоть до того, что в нем начинают видеть высшую цель человеческого бытия, а в способности к нему - высшее достоинство человека. Творческая личность получает в общественном мнении право на гордость и независимость.

Данте в XIV в. приходилось унижаться перед папскими слугами; а двумя столетиями позже Микеланджело мог разговаривать с римским папой, не снимая войлочной шляпы, и недовольно сетовать: "Папа мне докучает и меня сердит".

Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.

Творчество по самому своему существу есть свободная деятельность. Где нет свободы творчества, там неизбежно угасание творческой активности. Творческий труд не терпит принуждения и не нуждается в понукании. Для творчества одаренной личности характерны самоотдача и преданность своему делу, внутреннее стремление к совершенству в нем. Поэтому предоставление ей свободы действий делает ее труд наиболее эффективным.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.