I.  Анализ изучения ритуала в работах отечественных и зарубежных авторов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

I.  Анализ изучения ритуала в работах отечественных и зарубежных авторов

2020-04-01 123
I.  Анализ изучения ритуала в работах отечественных и зарубежных авторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие ритуала

 

В настоящее время не существует четкого и однозначного определения понятия ритуал. Многие авторы дают свои определения и за годы исследования определение и представление о том, что такое ритуал, существенно изменились. Причем, расходятся они не только в том, как понимать ритуал, но и что называть ритуалом, т.е. какие факты считать ритуальными.

В современном энциклопедическом словаре понятие «ритуал», рассматривается как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.).

В толковом словаре Д.Н.Ушакова ритуал трактуется как установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта. Существуют определенные правила поведения в конкретных ситуациях, которыми человек должен соответствовать, даже не смотря на внутреннее состояние души.

Толковый словарь С.Ю.Ожегова и Н.В.Шведова определяет ритуал как установленный порядок действий при совершении церковного таинства.

Самые первые исследователи ритуала напрямую связывали этот феномен с религией и религиозным сознанием. Так, У. Робертсон-Смит однозначно определял ритуал как религиозную практику; Б.Малиновский связывал ритуал с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и формулировал его как традиционно разыгрываемое чудо; Э. Дюркгейм рассматривал ритуалы как правила поведения, которое предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов.

Однако, ряд исследователей склонны были рассматривать ритуал как явление социально-политической жизни. Так например А. Р. Радклифф - Браун утверждал, что объектами, которым придается ритуальная ценность, являются предметы, социально значимые для мирских, практических, целей, и что обычно ритуальной ценностью - обладают предметы роскоши. А. ван Геннеп и М. Мосс определяли ритуал как комплекс обрядов, обеспечивающих возрождение космоса, переход от хаоса к порядку. Смена порядка осуществляется при перемене времен года, при последовательных переходах от одного возраста к другому и при перемещениях в социальном пространстве.

Со второй половины двадцатого столетия для этнологов стали очевидны религиозно - символический и предметный аспекты ритуала. На первый план вышли проблемы коммуникации и социализации как функций ритуального действа, поиски ритуального языка и стиля.

Так, например, Р.Фирт понимает под ритуалом определенные установленные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический неэмпирический характер и, как правило, социально санкционированы.

По определению Виктора Тэрнера ритуал- «стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа и в интересах и целях исполнителей». (Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983. С. 32). Тэрнер подчеркивает коммуникативную природу ритуала. Есть священные адресаты и есть заинтересованные исполнители ритуала - отправители сообщения, задача исполнителей - понудить (испросить, заставить, умилостивить, убедить) некую сакральную силу совершить нужное коллективу действие: подать удачу в охоте, забрать болезнь и прочее.

Р. и К. Берндты определяют ритуал как обряд, магический или религиозный, который является стилизованным и символическим действием, причем действие это исполняется для достижения определенных целей в земной или загробной жизни. В определении В.Фукса, ритуал - это социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации. Как бы резюмируя эти точки зрения, Дж. и А.Тодорсоны дают два определения ритуала. По их мнению, это:

. культурно стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традиций;

. символическое поведение, повторяющееся в определенные периоды времени, выражающее в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы (или индивидуума).

Таким образом, с точки зрения социологов и этнографов, существует ритуал традиционной культуры и ритуал современной социальной группы. Причем в первом случае ритуал составляет основу поведения и сознания человека, а во втором ритуализация поведения возможна лишь на короткий промежуток времени, и сознание либо вовсе не вовлечено в этот процесс, либо частично включалось в него для отработки некоторых комплексов. Ритуализация помогает человеку органично существовать внутри своей родной культуры, встраиваться в систему социальных отношений культуры. Через ритуал постигаются тайны социальных иерархий и субкультур.

И если социологи особенно настаивают на коммуникативной и социализирующей функции ритуала, на его непосредственной связи с жизнью человеческого общества, то семиотики, напротив, склонны понимать ритуал как текст и как явление, скорее порожденное мыслью человека, нежели его непосредственным социальным опытом.

Работы российских и зарубежных структуралистов и семиотиков играют особую роль в развитии исследований ритуала. Они рассматривали это явление культуры в аспекте структурной лингвистики и семиотической теории символа.

В.Я. Пропп в книге «Русские аграрные праздники» составляет полный реестр ритуальных действий и событий восточнославянского аграрного календаря. Он пытаясь определить природу каждого обряда на основе анализа постоянных элементов его структуры. Ритуал для него связан, прежде всего, с предварением события, с его магическим вызыванием и поэтому обращен в будущее. А К. Леви-Стросс рассуждает о ритуале следующим образом: «ритуал не есть реакция на жизнь. Он есть реакция на то, что из жизни сделала мысль. Он не соответствует непосредственно ни миру, ни опыту мира; он соответствует лишь тому образу, в котором человек мыслит мир».

В исследованиях В.Н. Топорова ритуал является сводом правил организации сакрализованного мира; он восстанавливает, обновляет и усиливает все, что к концу цикла приходит в упадок, убывает и стирается из памяти. Топоров пишет о возможном ритуальном происхождении человеческого языка и о его связи с символическими средствами коммуникации у животных, «имея при этом в виду, что именно ритуал был основой, где происходило становление языка как некоей знаковой системы, в которой предполагается связь означаемого и означающего, выраженная в звуках. Многое, видимо, свидетельствует о том, что ритуал древнее языка, предшествует ему и во многих важных чертах предопределяет его».(Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. М., 1988, стр.15, 21)

А.К. Байбурин изучает ритуал как символическую форму поведения, имеющую свою грамматику, синтаксис и лексику, т.е. представляющую собой особый текст. Для него «ритуал является высшей формой и наиболее последовательным воплощением символичности. В ритуале конструируется особого рода реальность - семиотический двойник того, что было «в первый раз» и что подтвердило свою высшую целесообразность уже самим фактом существования и продолжения жизни. Ритуальная реальность с точки зрения архаического сознания - это подлинная, единственно истинная реальность. Ритуал как бы высвечивает те стороны вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их суть и назначение.

В настоящее время изучением ритуала занимаются этнографы, социологи, историки, филологи, философы, психологи и психиатры. Все они рассматривают ритуал как одну из форм культурной деятельности человека.

Обобщая выше приведенные определения, можно сказать, что ритуал - это выстраивание событий жизни в определенном порядке и забота о том, чтобы укоренный порядок не нарушался, так как есть внутреннее ощущение правильности этого, которое заключается в том, что действия, как внешние жесты, так и душевные движения, должны максимально соответствовать внешней ситуации и внутренним побуждениям.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.