Понятие о психическом здоровье — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие о психическом здоровье

2020-04-01 96
Понятие о психическом здоровье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Влияние ошибок семейного воспитания на психическое здоровье ребёнка»

 

 


Введение

 

Актуальность темы работы определена тем, что в настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов воспитания, и проблематика данного исследования заключается не в слабой разработанности вопроса, а в чрезвычайно широкой научной базе, имеющей свои внутренние разногласия. Характеризуя степень научной разработанности проблематики семейного воспитания и её влияние на психическое здоровье ребенка, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в сети Интернет. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка. Представляется, что анализ семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Целью исследований является изучение проблематики с различных точек зрения и получение информации, необходимой для нахождения возможных вариантов решения проблем возникающих при неправильном, не последовательном внутрисемейном воспитании, ошибки которого могут привести к отклонениям в психическом развитии.

Предмет исследования - частные вопросы работы в пределах рассматриваемой тематики.

Задачи исследования определяются поставленной целью:

.   Рассмотреть теоретические подходы к стилю семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка;

.   Выявить основную проблему семейного воспитания и его влияния на психическое здоровье ребенка в современных условиях;

.   Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения в семейном воспитании.

Объектом работы является ошибка воспитания, как таковая и её влияние на психическое здоровье ребёнка. Психически здоровый ребёнок - это, прежде всего, залог существования здорового общества.

Объективная сторона работы - изучение объекта и попытка найти различные варианты решения изучаемой проблемы.

Субъект работы и её субъективная сторона связаны с таким понятием как психика (от лат. psiho - душа). Психика - это функция мозга, сущность которой заключается в отражении окружающей действительности, в виде ощущений, восприятий, представлений, мышления, чувств и воли.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Эмпирическую базу составила практическая информация касательно семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка.

При проведении исследования «Влияние ошибок семейного воспитания на психическое здоровье ребёнка» были использованы следующие методы исследования:

1. анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

2. обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).

.   моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

Будущие исследования семейного воспитания и его влияния на психическое развитие ребенка также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблемы данной работы.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике - еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

 

 


Семейное воспитание

 

Ошибки семейного воспитания

воспитание семейный проблема психический

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои способности в максимальной степени.

Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл своей жизни.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает», выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания.

Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик… Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое, проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша. В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития, возрастных возможностей ребенка. Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые «осмысливают» воспитание.

Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств.

Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка… Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности.

 

Практическая часть

 

Заключение

 

Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности. Но семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за всё, что у неё не получается, винит себя, а за всё, что ей удаётся, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определённой культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

.   Принимать активное участие в жизни семьи;

.   Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

.   Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

.   Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

.   Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

.   Уважать право ребёнка на собственное мнение;

.   Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

.   С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Ошибки во внутрисемейном воспитании приводят к тому, что ребенок может вырасти психически неполноценным и оказывает негативное влияние на формирование общества в целом. Чтобы избежать таких ошибок и в случае их совершения знать как их исправить родители должны заниматься самообразованием в данном вопросе, это самый простой вариант решения проблемы. Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений.

 

 


Список литературы

 

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Наука, 1976.

2. Беляева А.В., Коул М, (1991). Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал, т. 12, №2

.   Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. - С-Пб.: Речь, 2005

.   Бодалева А.А «Популярная психология для родителей», М., Педагогика 1988 г.

.   Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. - М.:ИИП, 2000

.   Каффка К. Основы психического развития. М-Л., 1934.

.   Кулик Л.А., Берестов Н.И. «Семейное воспитание» М., Просвящение 1990 г.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

.   Немов Р.С. Психология. - М.: «Просвещение» «Владос», 1995

.   Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448 с.

.   Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. М.Н. Посысоевой. - М.: Владос пресс, 2004.

.   Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться - С-Пб.: Союз, 2001

.   Фигдор Г. Дети разведённых родителей: между травмой и надеждой. - М.: Наука, 1995, 376 с.)

.   Фрейд З. Теория психоанализа. М.: Просвещение, 1993

.   Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001

.   Шапарь В.Б., Новейший психологический словарь, - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

.   Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 768 с.

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Влияние ошибок семейного воспитания на психическое здоровье ребёнка»

 

 


Введение

 

Актуальность темы работы определена тем, что в настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов воспитания, и проблематика данного исследования заключается не в слабой разработанности вопроса, а в чрезвычайно широкой научной базе, имеющей свои внутренние разногласия. Характеризуя степень научной разработанности проблематики семейного воспитания и её влияние на психическое здоровье ребенка, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в сети Интернет. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка. Представляется, что анализ семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Целью исследований является изучение проблематики с различных точек зрения и получение информации, необходимой для нахождения возможных вариантов решения проблем возникающих при неправильном, не последовательном внутрисемейном воспитании, ошибки которого могут привести к отклонениям в психическом развитии.

Предмет исследования - частные вопросы работы в пределах рассматриваемой тематики.

Задачи исследования определяются поставленной целью:

.   Рассмотреть теоретические подходы к стилю семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка;

.   Выявить основную проблему семейного воспитания и его влияния на психическое здоровье ребенка в современных условиях;

.   Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения в семейном воспитании.

Объектом работы является ошибка воспитания, как таковая и её влияние на психическое здоровье ребёнка. Психически здоровый ребёнок - это, прежде всего, залог существования здорового общества.

Объективная сторона работы - изучение объекта и попытка найти различные варианты решения изучаемой проблемы.

Субъект работы и её субъективная сторона связаны с таким понятием как психика (от лат. psiho - душа). Психика - это функция мозга, сущность которой заключается в отражении окружающей действительности, в виде ощущений, восприятий, представлений, мышления, чувств и воли.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Эмпирическую базу составила практическая информация касательно семейного воспитания и его влияние на психическое здоровье ребенка.

При проведении исследования «Влияние ошибок семейного воспитания на психическое здоровье ребёнка» были использованы следующие методы исследования:

1. анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

2. обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).

.   моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

Будущие исследования семейного воспитания и его влияния на психическое развитие ребенка также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблемы данной работы.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике - еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

 

 


Понятие о психическом здоровье

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.