Разнообразие общепринятых форм обращения начала XX века — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Разнообразие общепринятых форм обращения начала XX века

2020-04-01 178
Разнообразие общепринятых форм обращения начала XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В дореволюционную эпоху употребление общепринятых обращений было строго регламентировано, соответствовало реальному социальному рангу людей.

Так, благородие указывало на дворянское происхождение.

А вот высокоблагородие было титулом штаб-офицера, майора, полковника и всех приравненных к нему чинов.

Высокопревосходительство – титул так называемых полных генералов, а также действительных тайных советников, особ 1-го и 2 -го класса.

А превосходительство – это титул или генерала, или гражданских сановников 4 –го и 3 –го класса.

Высокородием титуловали статских советников, чиновников 5 –го класса.

Наконец, сиятельство (или светлость) – это титул князей и графов, а также их жен и детей.

К царям, царственным особам обращались со словом величество, высочество.

К особам церковного звания обращались (в соответствии со степенью) преподобие, высокопреподобие, священство, преосвященство и святейшество. Многие сохранились и в современном церковном обиходе.

На бытовом уровне ваша милость – было общим вежливым обращением простолюдина к кому-либо по принципу "снизу вверх".

Барин – всякий господин для тех, кто ему служит, женская форма барыня. Понятно, что барышня была девица исконно благородного происхождения.

Девушкой называли служанку, горничную; известен титул приближенной к госпоже дворовой девушки – барская барышня.

А вот такие слова, как мадам и сударыня, традиционно были почтительным обращением к замужним и пожилым женщинам высшего сословия.

В историческом родстве находятся слова сударь и государь, господин. Выражение милостивый государь было самым вежливым обращением к кому-либо.

Мы решили выяснить, что знают о данных обращениях наши современники. Учащимся 5 "Б", 7 "А", 7 "В", 9 "Б", 10 "А", 11 "А", студентам (бывшим учащимся МОУ СОШ № 20), некоторым родителям и учителям были предложен следующий вопрос: "Какие из общепринятых обращений начала XX века вам известны?"

Среди ответов учащихся распространенными были такие: господин, ваше величество.

Среди ответов студентов вариантов было больше: господин (господа), барышня, барин, мадам, ваше величество, ваше сиятельство.

А вот ответы родителей и учителей показали наиболее широкий спектр знаний общепринятых обращений начала прошлого века: сударь и сударыня, дама и мадам, барышня и барыня, господин и госпожа, милостивый государь, ваше величество, ваше сиятельство, ваша милость.

Итак, приведенные данные свидетельствуют о том, что современное молодое поколение (школьники) недостаточно осведомлено об общепринятых обращениях начала прошлого века, наверное, потому что школьники мало читают художественные произведения, повествующие о том еще недалеком времени, невнимательно смотрят фильмы, плохо владеют историческими знаниями.

Более глубокие знания показали люди старшего возраста, что свидетельствует об их компетентности в данном вопросе, о более глубоких знаниях по истории своей страны.

На вопрос "Какие обращения вы могли бы предложить в качестве общепринятых в наше время?" ответы учащихся были такие: господин и госпожа, сударь и сударыня.

Ответы студентов практически совпали с ответами родителей и учителей: сударь и сударыня, дама, мадам, барышня, господин и госпожа, милостивый сударь или сударыня.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области обращении современный русский язык испытывает известный дефицит, имеющихся обращений явно недостаточно, поэтому возникает желание их разнообразить, что отражает мнение опрошенных. Конечно, трудно представить, что когда-нибудь мы будем называть друг друга милостивыми сударями и сударынями, но уже сегодня видно: прочно входят в обиходную речь обращения господин и господа.

Кто знает, может, приживутся в нашем языке и судари, и сударыни, и милостивые государи. Пусть язык и каждый из нас выбирает то, что ему кажется подходящим и что может удовлетворить всех. Дело не в отдельных словечках и не в языке в целом, дело в нас самих. В тех этических, моральных, культурных утратах, которые мы понесли и еще можем понести, если забудем о постоянном самовоспитании личности, о нравственной высоте и чистоте нашего общества.


3. Обращение товарищ, гражданин, господин в русской этикетной системе

 

Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана. В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения XX века: товарищ, гражданин, господин. Идеалом этикетной системы является сложившаяся совокупность нейтральных обращений. В этом случае этикетные формулы не вызывают в обществе болезненных реакций и свидетельствуют о своеобразном показателе "психологического здоровья" в межличностном общении. Если такие обращения отсутствуют, то речевой этикет перестает отвечать своему функциональному значению в человеческой культуре – бесконфликтности общения.

После 1917 года обращение господин было признано "эксплуататорским" и "унижающим достоинство человека", активно искоренялось из сферы публичных обращений; гражданин, напротив, приобрело большую популярность; а товарищ, придя из социал-демократического лексикона в значении "соратник по политической борьбе", стало играть важную, если не главную, роль в сфере обращений. Что мы можем наблюдать сегодня?

Для исследования роли общепринятых обращений в устной речи мы воспользовались методом лингвистического эксперимента, предложенным и обоснованным Л.В. Щербой, и провели выборочный опрос учащихся МОУСОШ №20 (было опрошено 120 человек (5 "Б", 7 "А", 7 "В", 9 "Б", 10 "А", 11 "А")). Разумеется, полученные данные нельзя распространять на русский язык вообще, тем не менее, картина функционирования обращений гражданин, товарищ, господин весьма показательна. Учащимся были предложены следующие вопросы:

- Кто, на ваш взгляд, в настоящее время использует обращение гражданин, товарищ?

(Работники милиции-60%, военнослужащие-20%, политики-10%, работники суда-5%, пенсионеры-5%).

- Где можно услышать такие обращения?

(В общественном транспорте-50%, в правоохранительных учреждениях-25%, на радио и телевидении-20%, на улице-5%).

- Кто, по вашему мнению, в настоящее время использует обращение господин?

(Политики-50%, журналисты-20%, бизнесмены-15%, артисты-10%, телеведущие-5%)

- Где можно услышать такое обращение?

(На радио и телевидении-70%, затрудняюсь ответить-15%, в суде-5%, в банке-5%, в театре-4%, в школе на уроке-1%)

- Используете ли вы такие обращения в устной речи?

(Нет-90%, очень редко-10%)

Таким образом, полученные ответы дают основание полагать, что обращения гражданин, товарищ, господин прочноассоциируются с ролевыми ситуациями, предполагающими большое количество людей или публичную речевую сферу, но для официального и неофициального общения школьников практически неприемлемы.

Но в среде официального общения и политической жизни страны они уместны, хотя наблюдается закономерное явление: слова товарищ и гражданин постепенно уступают место непривычному для нас слову господин.

Язык творит народ, он сам вводит в употребление то, что ему считается удачным. Можно лишь рекомендовать что-то к употреблению, находить научно обоснованные причины, давать соответствующие объяснения, но чем больше возможностей для выбора дает язык, тем лучше общающимся людям.


Оценочная функция обращения

 

В русском языке достаточно велика социальная значимость оценочной функции обращения. Выражая субъективное отношение говорящего к адресату, как в процессе установления речевого контакта, так и в процессе мыслительной деятельности, оно самым активным образом участвует в общении людей друг с другом.

Обращение таит в себе бездну речевых возможностей и способностей, поскольку оно одно называет собеседника (слушающего), т.е. того участника речевого акта, на которого хочет воздействовать говорящий. В то же время сама эта номинация выражает "речевое лицо" говорящего, демонстрируя его вежливость, такт или их отсутствие, а также характеризуя участников коммуникации по тем или иным признакам (полу, возрасту и т.д.).

Для обращения характерны устойчивая морфологическая форма именительного падежа, особая звательная интонация, определенный порядок слов (пре-, интер- или постпозиция обращения), а также лексический инвентарь имен лица – существительных и прилагательных, отражающих сферу адресата по ряду параметров: знакомству или родству; социальному положению; возрасту; личным качествам говорящего, проявляемым в данной ситуации; свойства адресата как объекта оценки.

Отмеченной спецификой обращений объясняется, вероятно, максимальный разброс в трактовке его языковой природы и функций: "слово (или сочетание слов), называющее того, к кому (чему) обращаются с речью", "синтаксическая конструкция, употребляемая в речи…" для привлечения внимания собеседника, "эмоциональный отклик", "грамматически независимый и интонационно обособленный компонент предложения или более сложного синтаксического целого…". Во всех приведенных определениях выделяются призывная и оценочно-характеризующая функции обращения, а также их совместная реализация.

Однако иногда обращение трактуется как специализированное средство речевого контакта, выполняющее только контактирующую функцию. Для обращений-оценок наиболее привычна постпозиция и интерпозиция; к тому же предшествующий контекст подготавливает условия для обращения-характеристики.

Выделение оценочной функции обращения имеет давнюю лингвистическую традицию: его великолепие и силу отмечал М.В. Ломоносов: "сею фигурою можно советовать… хвалить, насмехаться… и проч."; функцию квалификации "самого слушающего", "все случаи ласки, мольбы, ругательств" подчеркивал А.М. Пешковский; стилистические оттенки эмоционально-оценочной функции обращений (торжественность, риторичность) подробно квалифицировал Л.Ю. Максимов; "сгущение", усиление оценочной функции обращения в поэтической речи описаны в Русской грамматике.



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.