Этнические стереотипы мигрантов в представлениях подростков — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Этнические стереотипы мигрантов в представлениях подростков

2020-04-01 193
Этнические стереотипы мигрантов в представлениях подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После написания свободного сочинения нашим респондентам было предложено назвать качества, характерные, с их точки зрения, отдельно для грузин и азербайджанцев (также, как и для русских). Ответы подростков заставляют очень серьезно присмотреться и к этой проблеме. Прежде всего, довольно большая часть ребят отказалась давать характеристики (грузинам - 29% девочек и 50% мальчиков, азербайджанцам - 40% девочек и 48% - мальчиков). Причины этих отказов могут быть разными и, скорее всего - отсутствие опыта межэтнического общения. Сами ребята иногда объясняли свое нежелание отвечать следующим образом: "Я их не различаю"; "Может быть добрые, хотя я не знаю"; "Может быть я ошибаюсь, но, по-моему, щедрые", "Не знаю, не знаком"...

Позитивно охарактеризовали грузин 25% русских подростков. Что же касается азербайджанцев, то их позитивно воспринимают всего 16% московских подростков (остальные из ответивших дают или негативные, или смешанные характеристики).

Среди положительных качеств, которые нередко совпадают у представителей обоих этносов, по представлениям ребят, выделяются личностные и некоторые общественные человеческие качества, такие как: гостеприимство, соблюдение своих обычаев, любовь к своим, забота о потомстве, дружба между собой, доброжелательность, общительность, внимательность, тактичность, радушие, веселье, трудолюбие, ум, религиозность, хорошая кухня, способность к торговле и др.

Очень эмоциональны негативные характеристики (полностью негативные характеристики дали грузинам - 24% респондентов и азербайджанцам - 25%). Что же так не нравится московским подросткам в приезжающих из стран Закавказья ярких и темпераментных людях, наполнивших в последние годы Москву? Ребята перечисляют эти качества в своих сочинениях: "жулики, вспыльчивые, скупые, приставучие, горячие, неуравновешенные, хитрые, подлые, упрямые, всегда стоят на своем; наглые и нахальные, чувствуют себя везде хозяевами, высокомерные, развратные, раздражительные, в основном неприятные, черные, упертые, много криминала, бескультурные и зануды, чернота на белом фоне...". "Злые, любят вино, женщин", "Не знаю, какие качества характерны для грузин и азербайджанцев, но те, кто приезжает в последнее время в Москву, почти все нечестные, многие из них занимаются противозаконными делами". Особенно негативно воспринимаются некоторыми молодыми русскими девушками азербайджанцы: "Я азербайджанцев ненавижу. Гадкий народ. Такие же и чеченцы, злые люди. Ненавижу азербайджанцев, которые торгуют на лотках и рынках, очень противные, грязные, тупые люди. Постоянно пристают к нам (девушкам). Невозможно спокойно ходить по улицам".

Как видим, среди всех этих определений отмечаются в основном личностные человеческие черты, поступки, свойственные представителям любых народов, а не этнические. Но тогда встает вопрос: что такое этнические черты? Некоторые респонденты сами попытались назвать то, что можно считать национальной особенностью грузин и азербайджанцев. Это, по их мнению, прежде всего, внешность, язык и национальный образ жизни: "Нос, как Кавказский хребет, большая кепка и арбуз"; "черные, волосатые, с большим носом"; "у грузин - темные носы с горбинкой, темные глаза и волосы, толстые губы"; "большой нос, смуглая кожа"; "говорят по-грузински", "придерживаются своих обычаев"..; это форма их социальной деятельности в Москве: "азербай-джанцы - это люди, продающие арбузы"; "азербайджанцы - торговцы, умеющие зарабатывать деньги"; грузины - это "шашлык и гостеприимство"...

Однако, даже среди этих поверхностных, почти полностью эмоциональных определений нельзя не заметить и более серьезный взгляд на южных гостей: "Они все разные и оценивать их надо по-разному"; "Хамы, но некоторые нормальные"; "Национальность - не главное"; "Среди них тоже бывают хорошие, умные и добрые люди".

В приведенных негативных определениях, взятых из сочинений ребят, также, как и в отношении многонациональности города, видно явное неприятие мигрантов из закавказских республик. Очевидна в основном эмоциональная оценка приезжих, причем, четко прослеживается перенесение чьих-то личностных недостатков на всех представителей данной этнической группы. Высказывания ребят, основанные главным образом на собственных "рыночных" и "уличных" впечатлениях, показывают довольно искаженное их представление о грузинском и азербайджанском народах в целом. Действительно, эти представления формируются у большей части молодых русских (да и у представителей более старших возрастов) в основном из их впечатлений о группах приезжающих в город современных жителей Грузии и Азербайджана, как уже отмечалось выше, в основном - малообразованных жителей сельских мест, плохо знающих русский язык и не освоивших пока образ жизни, принятый в крупном российском городе.

Некоторые причины неприязни московских подростков к "кавказцам"

Встает вопрос: в чем причина такой "кавказофобии" в среде молодых подростков в столице России? Что же так сильно раздражает их в приезжающих с Кавказа людях? Какие чувства движут подростками при мыслях о "кавказцах"?

Рассмотрим некоторые мнения, объяснения и аргументы ребят, показывающие определенные групповые межэтнические представления и установки. Предварительно отметим, что рассматривая объяснения ребят по поводу пребывания в Москве представителей стран Закавказья (об отношении подростков к мигрантам других национальностей мы пока не можем судить), мы выявили, что в этих объяснениях довольно четко просматривается идея: "МЫ - свои", а "ОНИ - чужие", "ОНИ" очень отличаются от "НАС". "МЫ" - это, в глазах подростков, естественно, почти всегда - позитив, а "ОНИ" - это чаще всего - негатив. Наши респонденты не всегда даже осознают, что же на самом деле лежит в основе их негативного отношения к мигрантам из стран Закавказья. Тем не менее, мы сделали попытку выделить в объяснениях ребят некоторые рациональные и эмоциональные моменты.

Эмоционально-негативное восприятие мигрантов:

СТРАХ респондентов перед незнакомыми, не такими, как "МЫ", заметно отличающимися от "НАС" (русских? москвичей? россиян?) своей внешностью, активным и шумным поведением, другим языком, другими традициями и образом жизни. "Кавказцы мне не интересны, и я их боюсь"; "Мне кажется, что они все ненормальные (есть, конечно. исключение). Но мне неприятно ходить в таких местах, где их слишком много. Никогда не знаешь, что ожидать от таких людей"... СТРАХ, ОПАСЕНИЕ НЕЗНАКОМОГО - это естественное ощущение любого человека, особенно имеющего, как наши подростки, очень небольшой опыт социального общения в целом, и межэтнического общения в частности. Очевидно, что, кроме национальных, довольно ярких антропологических и культурных различий между представителями стран Закавказья и преимущественно славянским населением Москвы, здесь примешивается и обычное осторожное отношение молодых, но "громких", т.е свободно выражающих свои эмоции людей к "пришлым". С приобретением опыта социального и межнационального общения этот страх может быть ослаблен или устранен вовсе, особенно, если этому будет способствовать поведение мигрантов, их стремление принять основные ключевые моменты в поведении и образе жизни, принятые среди москвичей-русских.

НЕПРИЯЗНЬ, в основном женская, к кавказским мужчинам. Речь опять идет о поведении приезжих: "Грузины и вообще лица кавказских национальностей, с которыми я встречаюсь в основном только на рынках, пристают. К некоторым из них просто стоит относиться неприязненно и враждебно"; "Взять, например, тех же самых грузинов или хачиков, с которыми сталкиваешься на каждом шагу. Они - полные нахалы. Они занимаются только извращением (полный разврат). Они живут тут давно и порядком поднадоели (....). Слава богу, среди них соседей и родственников......нет. Я считаю, грузины должны жить в Грузии и извращать ее, а не нашу Москву".... Не остаются равнодушными к поведению горячих кавказских мужчин и некоторые мальчики-подростки: "А как они смотрят на наших девушек! Смотрят, как в магазине, придирчиво выбирая. Но сейчас встречаться с кавказцами стало непрестижно".

ОБИДА на то, что "чужие" по этническому признаку для "нас" люди ведут себя у "нас", в "нашей" столице по-хозяйски. Посмотрим наши материалы: "Москва - это российский город, и я не понимаю, что в нем делают лица нерусской национальности. На мой взгляд, им тут не место. Появление в Москве "лиц кавказской национальности" не заметить сложно". "Я, конечно, не нацист, но считаю, что в русском городе должны жить русские люди... Выходцев с Кавказа появилось, по-моему, больше, чем русских. Я отношусь к этому отрицательно"; "Приехав в Москву, беженцы и "лица кавказской национальности" начали грабить город. Можно сказать, что они захватили его. Они считают его своим городом, своей столицей. Я считаю, это - неправильно. Они не имеют права отнимать у нас наш город"; "Я считаю, что каждая национальность должна жить своей жизнью в своей стране. Или же, если по необходимости приходится переезжать, то она не должна мешать жить другим людям". "Кавказцы лезут "со своим уставом в чужой монастырь" с такой уверенностью и наглостью, что это пугает"...

В приведенных и некоторых других высказываниях просматривается определенная НАСТОРОЖЕННОСТЬ молодых москвичей к возможному из-за деятельности инокультурных мигрантов ослаблению групповой этнокультурной идентичности русских, к разрушению некоторых важных ценностей их этнической общности. Вмешательство инокультурных мигрантов создает, по их мнению, опасность для стабильности их этнического самочувствия. Потребность части русских подростков в этнической групповой безопасности естественна. Но не может ли она послужить поводом для групповой этнической мобилизации в конфликтной ситуации? Недаром в некоторых сочинениях звучала мысль: "Если бы я увидел драку русского с кавказцем, то я позвал бы наших, и мы бы их побили". А ведь мы знаем, что в условиях социальной нестабильности общества, какую мы наблюдаем сейчас в России, потребность в этнической мобилизации, т.е. в укреплении своей этнической группы, как правило, растет.

Кроме того, очевидно, что у части наших респондентов прослеживается определенная тенденция к московскому этноизоляционизму, когда они считают, что многие проблемы города (возможно, и их личные) могут быть решены, если в городе останутся только русские.

Встает вопрос: можно ли снять эту обиду на то, что "в нашей столице хозяйничают этнически чужие нам люди"? Здесь, вероятно, надо разобраться психологам с тем, что означают для радикальной части москвичей понятия: "хозяйничают" и "чужие".

Рационально-негативное восприятие мигрантов:

ВОЗМУЩЕНИЕ тем, что приезжие не соблюдают в Москве чистоту и порядок. "Я не понимаю тех людей, которые могут ненавидеть всех грузин или всех азербайджанцев. Но к приезду в Москву беженцев и выходцев с Кавказа я отношусь отрицательно потому, что на улицах нашего города становится много бомжей и много грязи от них". "Отец у меня - расист и плохо к этому относится. Я ничего плохогов этом не вижу, лишь бы они не гадили в моем городе". "Они также только умножают число безработных и бомжей нашего города". "Столица не должна принимать беженцев, так как город - центр культуры и индустрии должен быть идеально чист и выражать состояние страны"...

ВОЗМУЩЕНИЕ криминальной деятельностью гостей с Кавказа. "Кавказцы - очень хитрые люди, умеющие зарабатывать деньги и обдирающие наших русских"; "..И, если в Москве усиливается преступность, и слишком много наркотиков, то их привозят с Кавказа"; "Лицо кавказской национальности сочетается с чем-то грязным, преступным, невежественным и воровским. Эти люди очень часто грабят квартиры, обманывают на рынках"; "До 60% преступлений в Москве совершается иногородними. Из них более 50% - выходцами с Кавказа"....

ВОЗМУЩЕНИЕ тем, что "они" занимают "наши" рабочие места, создают "нам" конкуренцию: "Но нельзя не видеться с ними на улице, где все места на рынках заняты ими"; "Они заполонили всю Москву и не дают русским прохода. Известны случаи, когда русских людей не берут на работу только потому, что они - русские, а не азербайджанцы".

НЕСОГЛАСИЕ с перезаселенностью города: "В Москве в последнее время увеличилось число лиц кавказской национальности, и я против этого. Их слишком много. До введения обязательной системы регистрации это был просто беспредел. Москва и раньше была многонациональным городом, но в наше время стала слишком перезаселенной". "Плохо, что они заселяют наш город и многие занимаются плохими делишками"...

Таким образом, приведенное исследование показало явную отрицательную готовность многих молодых русских москвичей к межэтническим контактам в Москве с мигрантами из республик Закавказья. Этот факт еще раз демонстрирует явную тревожность проблемы на фоне все увеличивающегося притока инокультурных мигрантов в российскую столицу.

ВЫВОДЫ

Значительная часть молодых русских москвичей, имея определенный опыт межнационального общения, причем, как позитивный, так и негативный, исходя из него, наряду с распространенными в массовом сознании этническими стереотипами, формирует и свои собственные представления и установки по отношению к людям других национальностей, проживающим в настоящее время в Москве.

В этнических представлениях молодых русских москвичей и в стереотипизировании ими инокультурных мигрантов в столице заметна сильная, яркая, выраженная степень интоллерантной эмоциональности. Формирование этнических стереотипов инокультурных мигрантов, и в первую очередь московских кавказцев, основано у большей части наших респондентов на таких негативных эмоциях как страх, возмущение, настороженность, обида, несогласие, неаргументированное отрицание их в целом.

Рациональное неприятие мигрантов с Кавказа связано в основном с тем, что они, по мнению наших респондентов, нарушают многие устоявшиеся порядки в городе: живут без прописки, иногда на вокзалах, привозят с собой болезни, плохо относятся к русским женщинам, увеличивают количество грязи, ухудшают криминальную обстановку в столице, отбирают у русских рабочие места и т.д. И хотя очевидно, что часть этих обвинений не всегда основывается на реальности, вряд ли можно сейчас говорить о предпосылках межэтнического спокойствия в городе, тем более, что городская мифология, иногда специально направляемая (кем?) в массовое сознание горожан, делает свое дело. Например, вопрос о криминале. Мы знаем, что иногда органы МВД сами опровергают тезис о поголовной преступности представителей любого этноса в Москве, однако этот миф продолжает тиражироваться. Или вопрос о конкуренции на рынке труда (в сфере обслуживания, в строительстве и др.). Здесь также, рядом с элементами реальности соседствует мифология, кому-то выгодная в период социальной нестабильности в России.

Опрос показывает, что, передавая впечатления о людях других национальностей, респонденты, как правило, представляют в основном характеристики мужчин этой национальности, а не женщин (возможно, менее заметных и, согласно статистике, реже приезжающих в Москву). Причем, приписывают их негативные качества всем представителям данного этноса. Этот факт мы попытаемся еще раз проверить с помощью специальных тестов в будущем нашем исследовании на взрослых русских жителях Москвы.

К сожалению, одним из результатов нашего исследования может быть и вывод-фиксация психологического неприятия частью молодых москвичей инокультурных мигрантов последних лет в российской столице. В большей степени это касается азербайджанцев и в меньшей - грузин. (Заметим, что мигранты - представители других кавказских народов упоминались в сочинениях крайне редко).

Вывод о психологическом неприятии в столице России кавказских мигрантов последних лет усугубляется советами наших респондентов о том, как поступить с ними дальше. Ребятам был задан вопрос: "Что бы вы посоветовали сделать московским властям для создания нормальной этнопсихологической атмосферы в Москве?". Среди многочисленных советов, охотно даваемых подростками по этому поводу, только несколько человек пожелали узнать о национальном своеобразии представителей кавказских народов. Остальные же советы сводились к нескольким группам: "Ограничить их въезд в Москву"; "Создать специальные районы для их жизни в Москве"; "Выселить их из города"; "Выгнать, выловить, усмирить, успокоить, выслать, сократить их численность...".

При всей скидке на социальную незрелость, на недоученность десятиклассников, на отсутствие общей культуры и общей толерантности у части московской молодежи (из разных районов Москвы, из разных школ), все же нельзя не видеть, что проблема инокультурных мигрантов в российской столице (заметим, - как и во многих мегаполисах мира) не решается, а углубляется. Встает очередной вопрос: Есть ли в создавшихся условиях реальная почва для преодоления негативного отношения москвичей или значительной их части к инокультурным мигрантам? Без специальных сследований трудно на это ответить.

И, если нельзя приостановить бурный процесс прибытия в российскую столицу (да и не только в нее) мигрантов из разных стран бывшего Союза и их закрепление здесь, то проблема их адаптации и проблема урегулирования этнопсихологической атмосферы в центре России должна рассматриваться в ближайшие годы очень серьезно. Именно здесь и должны сказать свое слово этнологи и этнопсихологи, связанные с изучением механизмов формирования конфликтности и толерантности в межэтнических отношениях. Именно здесь - огромное поле деятельности и для школы, для городских средств массовой информации, способных привить детям позитивные установки к представителям разных этносов, показать и подчеркнуть разницу между всем народом и отдельными ее представителями.

Примечания:

Составлено по: Материалы Всесоюзных переписей населения 1970, 1979,1989 гг.; Национальный состав населения Москвы по данным микропереписи населения 1994 г. Статистический сборник N 56. М., 1995. С.6.

Составлено по данным Московского городского комитета государственной статистики.

Проект под таким названием осуществляется авторами статьи в Институте этнологии РАН.

См. доклад П.Волынкина на международной конференции "Этническая психология и общество". Москва, октябрь, 1997.

Опрос проводился авторами в апреле-мае 1991г в школах Черемушкинского района Москвы.

Список литературы

Н.М. Лебедева. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

С.В. Рыжова. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках РФ // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995.

Г.У. Солдатова. Психологический потенциал сдерживания межэтнической напряженности в республиках России // Там же.

Т.Г. Стефаненко, Е.И.Шлягина, С.Н.Еникополов. Методы этнопсихологического исследования. М., МГУ. 1993.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.