Проблема «осевого» времени в концепции исторического развития культур К. Ясперса — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проблема «осевого» времени в концепции исторического развития культур К. Ясперса

2020-04-01 230
Проблема «осевого» времени в концепции исторического развития культур К. Ясперса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода к информационному обществу ведущую роль в организации социальной реальности играют процессы коммуникации, а знаки и символы автономизируются и обретают способность управлять жизнедеятельностью людей. Наряду с перспективами и возможностями, открывшимися в результате информационно-технической революции, произошедшей на технологическом этапе развития человеческой цивилизации, мы столкнулись с рядом проблем и противоречий, которые все чаще приобретают характер кризисов глобального общецивилизационного масштаба.

Один из выдающихся мыслителей XX в. К. Ясперс связывал свои надежды на разрешение социальных проблем с усилением и развитием социальной коммуникации. Он предположил, что «смысловым центром» человеческой истории является система идей, которые вырабатываются в кризисных, переходных социально-исторических условиях. Эти идеи, воплощаясь в знаково-символической форме, становятся основой жизнеспособности социума, определяя специфику его бытия на длительный период времени.

Конец XX - начало XXI в. характеризуется глубокой трансформацией всех сфер социального устройства, затронувшей духовные, ценностные структуры общественного сознания. Мы находимся перед необходимостью выработки новой системы идей, которая определит жизнесмысловые ориентиры для человека и общества в информационную эпоху. В связи с этим особую актуальность имеет ретроспектива концепции К. Ясперса и его последователей в контексте современного социального бытия.

Целью данной работы является комплексный анализ проблемы осевого времени в творческом наследии Карла Ясперса.

Для достижения данной цели в работе выдвигаются следующие задания:

– рассмотреть исторические этапы развития культур по К. Ясперсу;

–  изучить основные характеристики «осевого времени»;

–  охарактеризовать проблему датировки «осевого» времени;

–  проанализировать основные аргументы критиков концепции «осевого» времени;

–  раксрыть вопрос единства и независимости процессов исторического развития культур по К. Ясперсу.

Объектом исследования является философское наследие Карла Ясперса.

Предмет исследования - концепция осевого времени в контексте творчества Карла Ясперса.

При написании работы использованы общенаучные принципы научного познания, среди которых выделяются принципы историзма, объективности, многофакторности, системности.

Их применение базируется на привлечении общенаучного логического метода, составляющими которого являются анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специально-исторических методов: сравнительно-исторического, ретроспективного, проблемно-хронологического, системного анализа.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения, списка использованной литературы.


ПРОБЛЕМА «ОСЕВОГО» ВРЕМЕНИ В КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР К. ЯСПЕРСА

 

ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ КРИТИКОВ КОНЦЕПЦИИ «ОСЕВОГО» ВРЕМЕНИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Осевое время - термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800-200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800-200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы - в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а мир-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние.

Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем - от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом - от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе».

Осевое время было той общей историей, которая предопределяет возможности будущей человеческой коммуникации. В архетипах разных цивилизаций благодаря Осевому времени заложены надежные основания для универсальной коммуникации людей. Прецедент Осевого времени демонстрирует возможность духовного единения человечества. Но если во времена Прорыва происходило взаимодействие культур по горизонтали, сегодня к этому добавляется и задача взаимодействия по вертикали, то есть речь идет о более сложном и опосредованном виде взаимодействия, сутью которого является историческая преемственность.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.    Андриенко Е. История философии. - М.: Мир книги, 2008. - 191 с.

2. Бабаджанян А. Человек и история в философии Карла Ясперса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2009. - № 4. - С. 240-244.

3. Байдаева Ф.Б. Человек, его время и бытие в экзистенциальной философии Карла Ясперса: монография. - М.: Изд-во Московского государственного университета природообустройства, 2008. - 251 с.

.   Виггинс О., Шварц М. Влияние Эдмунда Гуссерля на феноменологию Карла Ясперса // Логос: Философский журнал. - 1998. - № 1. - С. 173-203.

.   Водолагин А.В. Наследие К. Ясперса и современность: Международная конференция "Философия и психопатология - научное наследие Карла Ясперса" (Москва, 1 - 3 июня 2005 г.) // Национальные интересы. - 2005. - №4(39). - С. 37-42.

.   Водолагин А.В. Психопатология и метафизика воли (к 125 - летию Карла Ясперса) // Вопросы философии: Научно-теоретический журнал 2008. - № 5. - С. 140-148.

.   Гобозов И. Осевое время К. Ясперса: единство и многообразие мировой истории // Философия и психопатология: научное наследие Карла Ясперса: 4-й Рос.-Герм. симп. (междунар. конф.) РГСУ, 1-3 июня 2005. - М., 2006. - C. 149-158.

8. Долгих А. Г. Карл Ясперс: трагедия Европы // Актуальные проблемы философии и политологии: Сборник научных трудов. ‒ М., 2004. - С.20-26.

.   Исаев И. «Осевое время» Карла Ясперса и «невидимая история» // Развитие личности. - 2004. - №3. - С. 238-241.

.   Карл Ясперс. Сборник. - М.: Изд-во Независимой психиатр. ассоц., 1995. - 128 с.

.   Крапивенский С.Э. Осевое время как социально-философская проблема // Философия и общество: Научно-теоретический журнал 1998. - № 4. - С. 134-149.

.   Мачинский Д.А. «Ось мировой истории» Карла Ясперса и религиозная жизнь степной Скифии в IX - VII в. до н. э. // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства: Материалы междунар. науч. конф. - Б.м., 2001. - Ч. 2. - С. 101-108.

.   Мунтьян Е. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Философия". - 2007. - №8. - С.187-200.

.   Павловский А. Парадокс «осевого времени»: попытка альтернативного объяснения // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №5. - С. 228-234.

.   Перминов В. К. Ясперс о цели истории // Философия и психопатология: научное наследие Карла Ясперса: 4-й Рос.-Герм. симп. (междунар. конф.) РГСУ, 1-3 июня 2005. - М., 2006. - C. 159-169.

16. Потеряева О.Б. У истоков экзистенциализма: врачующая философия Карла Ясперса: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.03). - Екатеринбург, 1997. - 16 с.

.   Рассел Б. История западной философии. - М.: АСТ, 2010. - 831 с.

.   Семушкин А. «Осевое время» как условие и предпосылка генезиса философии на Западе и Востоке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2006. - № 2. - С. 40-49.

19. Тукфатулина С. Принцип «осевого времени» в исторической концепции Карла Ясперса // Ставропольский альманах Общества интеллектуальной истории. - 2003. - Вып. 3. - С. 154-158.

.   Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - 528 с.

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода к информационному обществу ведущую роль в организации социальной реальности играют процессы коммуникации, а знаки и символы автономизируются и обретают способность управлять жизнедеятельностью людей. Наряду с перспективами и возможностями, открывшимися в результате информационно-технической революции, произошедшей на технологическом этапе развития человеческой цивилизации, мы столкнулись с рядом проблем и противоречий, которые все чаще приобретают характер кризисов глобального общецивилизационного масштаба.

Один из выдающихся мыслителей XX в. К. Ясперс связывал свои надежды на разрешение социальных проблем с усилением и развитием социальной коммуникации. Он предположил, что «смысловым центром» человеческой истории является система идей, которые вырабатываются в кризисных, переходных социально-исторических условиях. Эти идеи, воплощаясь в знаково-символической форме, становятся основой жизнеспособности социума, определяя специфику его бытия на длительный период времени.

Конец XX - начало XXI в. характеризуется глубокой трансформацией всех сфер социального устройства, затронувшей духовные, ценностные структуры общественного сознания. Мы находимся перед необходимостью выработки новой системы идей, которая определит жизнесмысловые ориентиры для человека и общества в информационную эпоху. В связи с этим особую актуальность имеет ретроспектива концепции К. Ясперса и его последователей в контексте современного социального бытия.

Целью данной работы является комплексный анализ проблемы осевого времени в творческом наследии Карла Ясперса.

Для достижения данной цели в работе выдвигаются следующие задания:

– рассмотреть исторические этапы развития культур по К. Ясперсу;

–  изучить основные характеристики «осевого времени»;

–  охарактеризовать проблему датировки «осевого» времени;

–  проанализировать основные аргументы критиков концепции «осевого» времени;

–  раксрыть вопрос единства и независимости процессов исторического развития культур по К. Ясперсу.

Объектом исследования является философское наследие Карла Ясперса.

Предмет исследования - концепция осевого времени в контексте творчества Карла Ясперса.

При написании работы использованы общенаучные принципы научного познания, среди которых выделяются принципы историзма, объективности, многофакторности, системности.

Их применение базируется на привлечении общенаучного логического метода, составляющими которого являются анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специально-исторических методов: сравнительно-исторического, ретроспективного, проблемно-хронологического, системного анализа.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения, списка использованной литературы.


ПРОБЛЕМА «ОСЕВОГО» ВРЕМЕНИ В КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУР К. ЯСПЕРСА

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.