Часть 1. Интервью - жанр публицистики — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Часть 1. Интервью - жанр публицистики

2020-04-01 434
Часть 1. Интервью - жанр публицистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Часть 1. Интервью - жанр публицистики

Метод и жанр

1.2 Виды интервью

    Вопросы и ответы в интервью

    Роль журналиста в подготовке и проведении интервью

    Начальная стадия интервью

Часть 2 (творческая) «Поражения и победы»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


 

Введение

Работая уже 15 лет в отделе новостей Губкинского телевидения, автор практически ежедневно сталкивается с производством телесюжетов. Как правило, информационный репортаж включает в себя следующие составляющие: синхрон (выступления очевидца, компетентного лица, событийного героя), стендап (появление репортёра в кадре с собственными комментариями и анализом), закадровый текст журналиста, лайф (врезка видеоряда, «живого» видео). Используя эти приёмы, репортёр и создаёт новости, однако, стоит заметить, что производство телесюжета невозможно без интервью - самого распространённого метода получения информации. Согласно исследованиям западных учёных - интервью в профессиональной деятельности журналиста занимает от 80 до 90% его времени.

Интервью для журналиста это, с одной стороны, метод получения информации, посредством общения с человеком, владеющим этой самой информацией. С другой, интервью - публицистический жанр, где журналист в форме беседы и с помощью вопросов способствует более полному изложению информации собеседником. От степени владения техникой интервью зависит и качество телевизионного сюжета. Поэтому очень важно выбрать нужный подход к проведению конкретного интервью. Это и обуславливает актуальность темы данной работы.

Объект исследования - телевизионные сюжеты.

Предмет исследования - интервью, как метод подготовки телерепортажа или новостного сюжета.

Целью работы является изучение подходов к проведению интервью для их практического применения.

Для достижения поставленной цели выполнить следующие задачи:

раскрыть сущность понятия «интервью»;

разграничить термины «жанра» интервью и «метода» интервью;

рассмотреть основные виды интервью;

– классифицировать вопросы и выявить их влияние на собеседника

–  провести анализ и использования метода интервью при подготовке телесюжета на Губкинском телевидении.

В качестве теоретической основы использовались работы следующих авторов: Белановского С.А., Ким М.Н., Лукиной М.М., Тертычного А.А., Кузнецова Г.В., Аграновского В.А.

Работа состоит из введения, теоретической и творческой части, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе дана общая характеристика интервью, как метода и жанра, рассмотрены основные классификации интервью в современной журналистике, виды вопросов, как инструмента метода, роль журналиста в подготовке и проведении интервью.

Творческая часть работы включает 9 интервью автора, на основе которых подготовлены телевизионные сюжеты. Предпринята попытка анализа ситуаций при подготовке телесюжетов.

 


 

Часть 1. Интервью - жанр публицистики

Метод и жанр

 

Журналист получает необходимую ему информацию, присутствуя на важных событиях, мероприятиях, знакомясь с документами и другими источниками, но, прежде всего, общаясь с людьми - носителями информации. Любое межличностное общение есть диалог, вопрос-ответ. Что же такое интервью?

В теории журналистики существует множество определений этого термина. Рассмотрим некоторые из них.

«Интервью - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам».2 Это определение, на наш взгляд слишком обобщающее, в нём отсутствует существенная жанровая характеристика.

«Интервью - предназначенная для печати (или теле, радиопередачи) беседа с каким-либо лицом».3 Данная формулировка отражает лишь формальный способ передачи информации.

«Интервью - жанр публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала), был применён метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в впросно-ответной форме».4 Данная формулировка на наш взгляд имеет двойное значение. Во-первых, «примененный метод». Заметим, что при подготовке интервью, практически всегда используют и другие методы сбора информации - наблюдение и работу с документами. Метод интервью используется при создании материалов различных жанров, потому выстраивать определение, опираясь только на применяемый метод, не совсем правильно. Интервью-жанр не всегда точно определяет интервью-метод. Во-вторых, «фиксация реального процесса интервьюирования» также является спорным моментом. Журналист может поменять вопросы местами, раздробить ответы респондента, в большинстве случаев высказывания собеседника подвергаются корректировке.

«Интервью - это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества». Это определение характеризует не жанр, а метод интервью. Однако вызывает сомнение выражение «межличностное вербальное общение», потому как любая форма человеческого общения несёт в себе невербальный характер. Практикующий журналист подтвердит, что успешность интервью зависит не только от «слова», но и от многих моментов именно невербальной коммуникации.

Остановимся на понятиях «метод» и «жанр».

В теории журналистики советского периода рассматривали интервью с двух позиций - как метод сбора информации и публицистический жанр. Соответственно, было представлено и два подхода к изучению интервью. «Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации, как вопросно-ответный метод получения сведений. В некотором смысле такой подход был включен в систему научных понятий и в контекст таких родственных дисциплин, как социология и психология. Это, с одной стороны, существенно облегчало анализ родовых особенностей данного вида деятельности, но, с другой, не учитывало многообразия ситуаций, в которых оказывались журналисты во время подготовки и проведения интервью».5

«Второй, так называемый «жанровый» подход - это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Он разрабатывался в системе координат жанров периодической печати. Интервью причислялось к информационным жанрам периодики, а его успешность и эффективность, по мнению исследователей, зависела от идеологической подготовки автора».6

М. Лукина отмечает, что деление интервью на методы и жанры расчленяет творческий процесс, загоняет в строгие рамки. В. Учёнова утверждает зависимость метода интервью от жанра. «Взаимодействие неизбежно и постоянно заявляет о себе в творческой практике, где выбор жанра для публикации диктует журналисту определяющие методы сбора материала. В свою очередь, вариации методов познания, исследования действительности не остаются бесследными для эволюции жанров».7

Для журналиста выбор метода определяется, прежде всего теми задачами, которые стоят в ходе подготовки материала. Каждый метод отображается в том или ином жанре, таким образом, жанр определяется методом.

Интервью как метод - это процесс, в ходе которого с помощью различных средств воздействия на собеседника (вопросов, мимики, других особенностей невербальной коммуникации) добывается информация. Жанр интервью - это информация, материал, телевизионный сюжет, подготовленный с помощью метода интервью, а также наблюдения и работы с документами.

Однако довольно часто не соблюдается реальный порядок заданных вопросов, редактируются ответы респондента, что приводит к незначительному совпадению метода и жанра в интервью.

«Применительно к классическому газетному интервью в значительном числе случаев перед нами довольно полное совпадение метола и жанра. Здесь могут быть разнообразные отклонения и вариации, вплоть до приписывания респонденту искажённых или заведомо ложные высказываний... Совпадение метода и жанра в вариантах интервью - возможность, но не жестокая необходимость. В реальности большинство текстов интервью не дублирует ткань состоявшейся беседы, которые отсекаются или уплотняются в публикации, нередко возникает необходимость перестановки отрезков беседы в публикуемом варианте. Таким образом, появляются «зазоры» между опорным познавательным методом данной жанровой структуры и её текстовым воплощением».8

На основании вышеизложенного, приведём определения интервью, как метода и как жанра, отражающие подход к интервью в данной работе.

Метод: Интервью - межличностное общение интервьюера и респондента с целью получения информации для создания нового информационного продукта.

Жанр: Интервью - жанр публицистики, представляющий информационный продукт, полученный с помощью метода интервью в «вопросно-ответной форме». Причём метод интервью в жанре интервью - основной, но не единственный.

Говоря о специфике регионального телевидения на примере информационной программы «Губкин-ТВ», нужно отметить, что интервью используется здесь только как метод. Технические возможности, хронометраж и концепция программы, к сожалению, не позволяют реализовать интервью, как жанр.

 

Виды интервью

 

На сегодняшний день не существует единой классификации видов интервью. У каждого из авторов по этому вопросу своя точка зрения. Например, А. Тертычный выделяет виды в системе жанров:

. информационное интервью;

2. аналитическое интервью;

.   блиц-опрос;

.   вопрос-ответ;

.   аналитический опрос;

.   беседа;

«В основу классификации видов интервью могут быть положены следующие характеристики: предмет отображения, целевая установка (функция) беседы, метод отображения. Предмет, функция, метод - три несущих кита, на которых держится не только жанр интервью, но и другие жанры журналистики».9

Ещё одна классификация представлена М. Лукиной, которая при исследовании видов интервью опиралась, прежде всего, на целевую установку:

.информационное интервью - сбор материала для новостей;

. оперативное интервью - разновидность информационного, только в более сжатом виде;

3. Блиц-опрос;

.   интервью-расследование - цель: глубинное изучение какой-либо проблемы;

.   интервью-портрет или персональное интервью;

.   креативное интервью - здесь журналист не просто посредник в передаче информации аудитории, он выступает равноправным участником творческого процесса. В данном случае собеседники выступают в роли партнеров по созданию творческого информационного продукта.10

В данных классификациях есть свои недостатки. В частности, при определении видов зачастую смешиваются понятия интервью-метод и интервью-жанр. При распределении интервью по видам, авторы учли не все, что пишут современные журналисты. Рассмотренные системы не отражают всего спектра существующих интервью, как метода. Таким образом, как отмечает М.Н. Ким, наиболее чётко и оптимально классифицировать интервью необходимо по следующим параметрам:

– по предмету отображения;

–  по целевой установке;

–  по методу отображения11;

Рассматривая интервью по целевой установке, можно выделить следующие виды:

. информационное интервью;

2. аналитическое интервью;

.   интервью-портрет;

.   креативное интервью;

Информационное интервью. Это наиболеечастоиспользуемый вид интервью, направленный на сбор материала для новостей. Специфика этого вида заключается в оперативности и динамичности сбора информации. Основой типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: что? где? зачем? когда? почему? зачем? Для более детальной проработки сюжета журналисты также используют и другие методы сбора информации - наблюдение и изучение документации.

«Оказавшись со съемочной бригадой на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран?». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города».12

Аналитическое интервью. Если информационное интервью несёт в себе сообщение непосредственно о факте, то аналитическое интервью содержит в себе вопросы: почему? каким образом? что это значит?, и таким образом «выходит» на анализ факта. Роль автора аналитического интервью заключается в том, чтобы вопросами побудить респондента проанализировать ситуацию, явление, факт. С этой целью вопросы формулируются так, чтобы собеседник проанализировал, заострил внимание на ключевых моментах события.

Оперативное интервью. Относится к информационному, однако, отличительная его черта - сжатость, более строгий хронометраж. Чаще всего это несколько предложений или яркая фраза по актуальной теме, вставленная комментарием в новостной сюжет. Даже если собеседник подробно и компетентно ответит на вопросы журналиста, в эфир пойдёт «квинтэссенция» разговора, фраза продолжительностью 20-40 сек. «Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения».13

Ещё один подвид информационного оперативного интервью - это блиц-опрос: постановка одинаковых вопросов как можно большему числу респондентов различных профессий, социальных уровней для выяснения мнения по конкретному, актуальному поводу.

Интервью-портрет. Особая разновидность телеинтервью, цель которого - по возможности наибольшее раскрытие личности собеседника. В данном случае преимущество имеют социально-психологические, эмоциональные характеристики интервьюируемого, выявление его системы ценностей. Такой вид интервью очень часто выступает как составная часть экранного очерка. Портретное телевизионное интервью может выступать главной составляющей фильма-очерка. Такой портрет многомерен. Герой может предстать перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия и т. д. Важнейшими здесь являются неподдельные эмоции героев, именно невербальная информация, которая заставляет сопереживать участникам передачи.

Креативное интервью. Это скорее беседа, диалог, где журналист не просто задаёт вопросы, но и является активным участником разговора, в процессе которого удаётся выйти на более глубокий уровень обобщения, более ярче и обширнее показать проблему или судьбу человека.

Портретное и креативное интервью несколько выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров.

 

1.3 Вопросы и ответы в интервью

 

Вопросы - это инструмент журналиста, без вопросов невозможно интервью, а, следовательно, и сбор информации, а потому важно уметь их правильно задать. От того, насколько журналист владеет техникой «задавания вопросов» практически напрямую зависит успех материала.

«Вопрос - важное орудие для получения сведений. Он может сразу втянуть собеседника в дискуссию. Правильно поставленный вопрос не даёт партнёру уклониться, заставляет отвечать по существу. В журналистском расследовании правильно организованная сеть вопросов «загоняет» в угол собеседника и ставит все точки над «i». Вопрос - логическая форма, которая включает в себя исходную информацию (суть и предпосылку вопроса) и способствует движению мысли».14

Как считает журналист А. Максимов, «Если вы не сумели задать правильный, хороший вопрос - вам не удастся получить от вашего собеседника полезную информацию».

Вопросы классифицируются по многим признакам: целенаправленности, форме и содержанию, по воздействию на собеседника и другим. Рассмотрим виды вопросов с точки зрения внешней структурной стороны и содержательной. По форме выделяются следующие виды вопросов.

Закрытые. Этот вид вопросов подразумевает положительный либо отрицательный однозначный ответ. Закрытые вопросы строятся по принципу «истина-ложь» и требуют односложного ответа. Такие вопросы не сложны для собеседника, но и не требуют особого мастерства от журналиста. Закрытые вопросы нужны, чтобы определить мнение собеседника по интересующему вопросу, но когда они выполнили свою функцию, разговор становится скучным и постепенно сворачивается. Например - Вы курите? Существует три вида ответов на закрытые вопросы: согласие, несогласие, небольшой объем информации. «При постановке подобных вопросов у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают. Следовательно, закрытые вопросы нужно задавать не тогда, когда вам нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда мы хотим быстрее получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договорённости».

Открытые вопросы обычно позволяют получить довольно большой объем информации. Собеседнику предоставляется возможность высказаться, поразмышлять. Например - Почему в вашей компании работает всего 30 человек? В ответ на такой открытый вопрос можно получить немало информации. Открытые вопросы дают собеседнику свободу, побуждают его к размышлениям, позволяют говорить о своих чувствах, комментировать события в то время, как закрытые, напротив - ограничивают, загоняют респондента в рамки. К недостаткам открытых вопросов можно отнести лишь временные ограничения ответов. Одной из специфических черт телевидения является довольно жесткий хронометраж, лимит эфирного времени, а открытые вопросы провоцируют слишком длинный ответ.

Прямые вопросы несут в себе определенную цель - получить от собеседника чёткий, ясный, прозрачный ответ. Например - Вы ищете способы решения проблем со здоровьем?

«Прямые вопросы и конкретные ответы на них - это, конечно же, самый эффективный вариант вопросно-ответного общения. Однако он возможен только в том случае, если ваш герой настроен на диалог и готов отвечать на вопросы. В противном случае задавать прямой вопрос не всегда представляется целесообразным…»

Косвенные вопросы освобождают собеседника от категорических суждений. Например - Когда вы слышите упрёк в плохой работе, то думаете, что…? Косвенные вопросы задаются в том случае, когда респондент уходит от прямых вопросов, не желает выражать собственного мнения. Косвенные вопросы наилучшим образом подходят к ситуациям, когда собеседник с трудом идёт на разговор, демонстрирует желание «закрыться» от общения.

«Ответ может содержать мнение об отношении других людей к обсуждаемой проблеме, но может быть и косвенным выражением собственного отношения респондента, которое он прямо не высказал. Для того, чтобы интерпретировать ответ, потребуется очень аккуратно расспросить его дополнительно».

Личные вопросы направлены на выявление собственного мнения собеседника по обсуждаемому вопросу. Например - Как вы считаете? Если же респондент не желает, отвечает на такой вопрос, журналисту следует видоизменить вопрос в Безличный. «Личные и безличныевопросыв равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер. Личная и безличная форма вопросов помогает определить степень персональной заинтересованности или «уровень» включения индивида в различные социальные ситуации».

Меняя вопрос с личного «Что вы об этом думаете?» на «Некоторые считают, что…» журналист позволяет собеседнику завуалировать своё личное отношение к проблеме. Респондент чувствует себя более свободным в своих суждениях, безличный вопрос позволяет показать точку зрения собеседника, прикрывшись абстракцией.

Вопросы также классифицируются по функции. Полноценное интервью невозможно без Уточняющих вопросов, позволяющих добиться более точной формулировки на какую-то часть ответа. В то же время уточняющие вопросы несут в себе и функцию «поддержания» разговора. Переспрашивая, журналист даёт понять собеседнику, что его мнение интересно и важно, его внимательно слушают. Задавать уточняющие вопросы не просто можно, но и нужно. Разновидностью уточняющих вопросов являются вопросы Развивающие. Онизадаются в случае, если необходимо дополнить ответ, развить мысль. Развивающие вопросы помогают журналисту направить беседу в нужное русло.

«Ответы собеседника могут быть расширены благодаря любознательности, настойчивости и критичности интервьюера. Повторение интервьюером особенно важных слов ответа может способствовать дальнейшему развитию высказывания. Интервьюер должен тренировать в себе способность замечать «сигнальные лампочки» в ответе - необычные слова, интонации. Ключевой проблемой в данном случае является способность интервьюера слушать собеседника, когда он говорит о том, что важно для него, и в то же время не забывать об исследовательской цели проекта».

Зондирующие вопросы предлагают респонденту подробнее описать ситуацию, помогают журналисту выяснить действительно ли собеседник компетентен в обсуждаемой проблеме, насколько компетентен в той или иной сфере.

Фокусирующие вопросы заостряют внимание респондента и зрителей на конкретной проблеме, побуждают собеседника глубже «уйти в тему», проанализировать ситуацию, сделать свои выводы. Название говорит о цели таких вопросов - фокусировать внимание на определенной теме.

Следующий вид вопросов согласно функции - Переломные вопросы. Они служат для того, чтобы перевести разговор на другую, интересующую журналиста тему. Этот вид вопросов позволяет журналисту руководить ходом беседы, так сказать манипулировать собеседником, заставлять думать и размышлять о том, что нужно именно журналисту, а не собеседнику. В практике работы на телевидении автор считает переломные вопросы нужными и важными практически в любой беседе. В ходе интервью, как правило, существует две проблемы коммуникативного характера - это настроить собеседника на разговор, раскрепостить его, заставить «говорить» и обратная - в нужный момент (когда респондент слишком увлёкся ответом на один вопрос) перевести разговор в «другое русло», сменить или скорректировать тему.

«Дирижер оркестра подает знак музыканту или части оркестра, когда вступать, какую часть музыкального произведения выделить и как сыграть. Он замедляет темп, смягчает или усиливает звучание оркестра. Точно так же и вы можете взять в свои руки управление ходом беседы. И направлять её в то русло, которое вас больше устраивает. Не позволяйте собеседникам навязывать вам нежелательное направление разговора».

Стимулирующие вопросы, даже скорее не вопросы, а средства (мимика, жесты, высказывания) служат для того, чтобы подтолкнуть собеседника к развитию мысли. «Пассивные вопросы задаются в форме кратких выражений, которые посылают сигнал о включенности собеседника в разговор. «Понимаю…», «Да, да….». Это сигналы, воодушевляющие собеседника продолжить диалог» таким же образом действуют на собеседника мимика, жесты. Невербальные средства коммуникации показывают собеседнику живое участие журналиста в диалоге, дают респонденту уверенность в своих словах и чувство важности им сказанного.

Стимулирующие вопросы также применяются и в начальной стадии интервью, когда нужно «разговорить» собеседника. Такие невербальные выражения одобрения высказываний респондента, как кивок, внимательный взгляд, а также реплики, выражающие согласие или отрицание сказанного, помогают поддержать и развить беседу.

К стимулирующим вопросам относят и «молчаливые» вопросы или просто Молчание. Не всегда уместноустранять паузы в разговоре, иногда как раз стимулирующий эффект оказывают не столько слова, сколько их отсутствие.

«Вместо того, чтобы превращать интервью в перекрёстный допрос, непрерывно обстреливая собеседника градом вопросов, интервьюер-исследователь должен брать пример с психотерапевтов, используя молчание, чтобы побудить собеседника продолжить интервью. Допуская паузы в разговоре, мы даем собеседнику достаточно времени, чтобы все припомнить и обдумать, и затем он сам нарушает молчание, чтобы сказать что-то важное». С.А. Муратов называет это одной из заповедей журналиста - «Берегите паузу».

Следующая группа вопросов сформирована по степени влияния на респондента, хотя, по сути, любой вопрос в той или иной степени действует на собеседника.

Провокационные вопросы принуждают собеседника сказать то, чтобы он не хотел придавать огласке. Провокационные вопросы журналисты обычно задают в ситуациях, когда собеседник не расположен делиться нужной информацией, уходит от разговора. Ценность провокационного вопроса заключается не в его неприятности, а скорее в неординарности. Он должен выделяться из привычного хода беседы, побудить респондента затронуть «закрытую» для него тему. В некоторых передачах порой всё интервью и состоит из провокационных вопросов, зачастую они служат для привлечения внимания зрителей к обсуждаемой проблеме.

Наводящие вопросы служат подтверждением респондента мнения, точки зрения журналиста. В ходе вопроса интервьюер не просто задает нужное направление разговора, но и подсказывает желаемый ответ. Например - Происшествие, очевидцем которого Вы были, имело место в 20 часов? Наводящие вопросы манипулируют собеседником, так как цель - узнать мнение не самого собеседника, а его отношение к обсуждаемому вопросу.

К средствам манипуляции относятся и Льстивые вопросы. Желая расположить к себе собеседника, важно соблюсти грань, восхищаться человеком в меру объективно и разумно, иначе реакция собеседника не будет желаемой. «Льстивый вопрос, в котором гиперболизированы достоинства или поступки собеседника - неэффективное средство развития беседы». Нужно чётко понимать границу между комплиментами и откровенной, а порой даже грубой лестью.

Мы рассмотрели основные виды вопросов, классифицированные по качеству и количеству информации, на которую они направлены.

Роль журналиста в подготовке и проведении интервью

 

Интервью, как неотъемлемую составляющую новостного сюжета производит целая команда: операторы видеосъемки, звукорежиссёры, операторы монтажа, журналист. Но именно на журналисте лежит ответственность за весь этап подготовки и готовый новостной продукт. Актуальность и оперативность - характерные черты новостного сюжета, они и диктуют условия работы съёмочной группы. Журналист, как правило, стремится построить свою беседу в зависимости от характера конкретного материала и предполагаемой композиции интервью, учитывает индивидуальные качества собеседника, определяет тональность материала, основываясь на собственном опыте. Однако, важно иметь в виду, что как бы журналист не стремился побыстрее передать в редакцию «горячее» интервью, он не должен демонстрировать, что торопится. Суетой, можно «смазать» стремление человека отвечать на вопросы, а именно он, возможно, и есть главный свидетель происшествия Какая бы ситуация ни была (ЧП или ВИП-мероприятие), журналист должен быть воплощением уверенности и невозмутимости: спокойно заданные вопросы помогут успокоиться и потенциальному интервьюируемому.

Для творческого коллектива «Губкинского телерадиокомитета» характерен именно такой подход. Ибо многие опытные интервьюеры подчеркивают, как важен душевный настрой журналиста. Ведь тогда можно рассчитывать на доверительность интонации. А это - одна из слагаемых убедительности интервью. Особенно если оно имеет целью «пролить свет» на проблему.

«Журналист, начав беседу с вопросов о биографии или вопросов, не связанных напрямую с будущей работой, сможет снять напряжение, возникающее в первые минуты общения с незнакомым человеком. Когда интервьюируемый почувствует себя увереннее, можно переходить к более сложным вопросам».

Журналист должен не только уметь говорить, задавать вопросы, но и внимательно слушать. «От того, как он слушает собеседника, воспринимает поток исходящей от него информации, как анализирует предъявляемые факты, сопоставляя похожее и выделяя несоответствия, отделяя главное от второстепенного, устанавливая причинно-следственные связи, отмечая нюансы и детали, в конечном итоге зависит, какое сообщение будет передано публике, какие акценты будут в нем расставлены».

Готовясь к интервью, журналист в первую очередь, продумывает вопросы, но жёсткий план вопросника нужен скорее для подстраховки, самоконтроля. Практика доказывает, что «вопросник - это руководство к действию, в котором предусматривается импровизация». Успех интервью во многом зависит от умения журналиста преподнести заготовленный вопрос, как импровизированный.

Ошибкой журналиста является чрезмерно длинная преамбула к вопросу, по сути, журналист порой сам и отвечает на вопрос и собеседнику уже нечего добавить, или же большую часть интервью занимают рассуждения журналиста. Хотя «самовыражение интервьюера - не в долгих рассуждениях, а в профессиональном умении вытянуть «новость» из собеседника».

Начальная стадия интервью

 

Ежедневно зрители получают информационный продукт - новостные сюжеты. Для обывателя «по ту сторону экрана» двух-трех минутный репортаж - интересно поданная новость Зритель и не догадывается, что за короткометражным материалом стоит ответственная, довольно объемная и кропотливая работа. Казалось бы, что проще - просто поговорить с человеком? Однако, именно интервью - один из самых сложных жанров и методов в журналистике. В практике беседы немало так называемых подводных камней. Один из значимых аспектов удачного интервью - это нужная, достоверная информация из уст собеседника, получить которую не так просто. Профессионалы советуют не бросаться сразу в сложные, запутанные проблемы. В начале беседы необходимы подогрев, раскачка. Здесь как раз уместны функциональные контактные вопросы.

«Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия для того, чтобы быть правильно прочитанным собеседником. Интервьюер должен знать, что внешние черты и манеры журналиста влияют на восприятие собеседника, на создающийся в его представлении образ журналиста».

Человека, к которому пришёл корреспондент, в первую очередь интересует цель и причина беседы. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы, не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Главное - внушить собеседнику всю серьезность намерений журналиста и тем самым увлечь интервьюируемого разговором. Нужно стремиться установить атмосферу взаимного уважения и полного сотрудничества.

В зависимости от видов интервью у журналиста отрабатываются разные техники и тактики подготовки. К примеру, интервью в студии требует более тщательной и продолжительной по времени подготовки. Новостные сюжеты не позволяют тратить много времени на опрос или беседу, а потому подготовка, в том числе и техническая сторона, упрощаются.

Но есть и общие правила подготовки и проведения интервью. Рассмотрим также типовые трудности, встречающиеся журналистам на пути к удачной беседе.

Во-первых, как уже было отмечено ранее, нужно наладить с респондентом контакт ещё до записи разговора. Если собеседник застенчив и теряется при виде микрофона и камеры, следует прорепетировать вопрос до записи, тем самым показав, что ничего страшного нет в процессе видеосъёмки.

Интервьюируемый должен знать вопросы, которые ему будут заданы. Практика показывает, что даже опытный человек не всегда наилучшим образом отвечает на вопросы, если предварительно не составил чёткие ответы на них. Эфир для многих, как минимум, - непривычная обстановка. Как максимум, - стресс. Поэтому готовиться к нему следует, исходя из пословицы А.В. Суворова: "Тяжело в ученье - легко в бою".

Не менее важен выбор места, интерьера и предметов в кадре. Планируя запись интервью, следует сразу же постараться сделать так, чтобы интерьер съемки сам говорил о предмете разговора: многие зрители не столько слушают, сколько смотрят, и им важно видеть не стены кабинета, а «живую картинку».

В случае студийного интервью будет лучше, если респондент заранее подготовит себе ответы и пару раз «проговорит» их до записи. Что касается особенностей съёмок, то и здесь журналисту нужно отслеживать выстраивание кадра (не всегда журналиста сопровождает оператор-ас), как собеседник смотрится на экране. Проверить, нет ли на заднем плане в месте съемки предметов, которые могут "соединяться" в кадре с участником интервью и нелепо или смешно дополнять его образ на экране. Проверить, нет ли в кадре теней, грубо искажающих телевизионную картинку.

Одна из самых частых «ошибок» респондентов - это «бегающий» взгляд. Очень часто у гостей программ на ТВ "бегают глаза". Взгляд неожиданно направляется в разные стороны. Происходит это автоматически. Дело в том, что в съемках участвуют еще и другие люди: операторы, осветители. И они не всегда стоят неподвижно, они двигаются, выполняют свою работу… На них-то в первую очередь и реагируют глаза неопытного участника Интервьюируемому нужно смотреть в камеру, только если он подчеркивает, что говорит для зрителя. В остальное время взгляд должен быть направлен на собеседника.

Нередки и такие ситуации, когда до записи собеседник чувствовал себя довольно спокойно и свободно, охотно разговаривал с журналистом, но как только загорелась красная лампочка камеры «мотор», человек впадает в оцепенение и теряется, не может собраться с мыслями и ответить на вопрос.

В таких случаях инициативу берёт на себя журналист, меняя последовательность вопросов, начиная с наиболее приятных собеседнику, задавая косвенные безличные вопросы.

Снять волнение и журналисту, и собеседнику помогает пауза в 2-3 секунды. Чтобы выглядеть естественно, выдержав короткую паузу, нужно поблагодарить собеседника за вопрос или ответ и продолжать разговор.

Необходимо учитывать в телевизионном интервью и внешний вид респондента. Во время записи интервью или в прямом эфире бывает необходимо поправить прическу, одежду, вытереть пот со лба.

Завершение интервью ещё не означает завершение работы. Записанный разговор представляет собой так называемый черновой видеоматериал. Для того, чтобы сделать хороший сюжет, нужно ещё раз просмотреть запись, «выхватить» ключевые фразы, предложения, высказывания собеседника (синхрон). Как правило, записанного материала бывает больше и, учитывая, хронометраж репортажа, от чего-то нужно будет отказаться.

В печатных текстах готовый материал дают собеседнику «завизировать» - прочесть и поставить в знак согласия с написанным свою подпись. Ознакомиться с материалом до выхода в эфир позволяют и на телевидении.

Жанр интервью многофункционален. Он даёт возможность быстро и точно рассказать о том, что волнует. Все это позволяет сделать вывод: успех любого материала зависит от мастерства журналиста, его личности. Не даром Ясен Засурский сказал: «Сегодня люди хотят видеть в журналисте на нахала, который с апломбом разоблачает всех и вся, а честного порядочного человека».28 И при этом необходимо помнить: «Сила информационного воздействия интервью - в неформализованности интервью, в умении не подавлять собеседника эрудицией, а «сопрягать его видение предмета со своим собственным, не подталкивать партнера к тем фактам и явлениям, которые могут быть ему неизвестны»…

А известный телеведущий Урмас Отт совету


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.