Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта «Ховрино» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта «Ховрино»

2020-03-31 106
Развитие этических норм поведения у детей в условиях социального приюта «Ховрино» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Данный пункт практически не исправлен, потому что необходимо рассказать не только о беседах, но и о занятиях, играх, ток-шоу, выходах в театры, музеи, кинотеатры…

Должно выглядеть как практика.

Таких пункта должно быть 2. Разбить!

При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому моя работа как воспитателя социального приюта «Ховрино» по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.

Опыт работы социального приюта «Ховрино» показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому воспитатель социального приюта должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

Анализ и сравнение ответов детей показал, что у тех из них, с кем не проводилась серьезная воспитательная работа, этические представления или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Иногда эти дети плохо дифференцируют отдельные понятия. Например, они путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это - место в автобусе уступать», «Быть хорошим».

Представления других детей точны и содержательны. Они знают, что быть добрым - это делиться с товарищами сладостями, игрушками, помогать тем, кто попал в беду, любить животных, птиц и т. д., быть справедливым - это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты.

При формировании у детей этических представлений я как воспитатель не требовала от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми. Например, они говорят: «Быть добрым - это к папе с вопросами не приставать, а Лена всегда пристает», «Справедливый не только себе берет хорошие роли в игре, но и другим раздает».

Выявлять знания и формировать представления детей мне удавалось, не только задавая им прямые вопросы. В практике приюта «Ховрино» распространено проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

Например, я предлагала детям такую задачу: «Представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?» Каждый мысленно представляет ситуацию и свое участие в ней. Я обращала внимание не только на ответы детей, но и на то, насколько эмоционально они реагируют на воображаемую ситуацию. Несмотря на то, что это только воображаемая ситуация, дети относятся к ней по-разному. По их ответам можно судить о том, что они думают о «случившемся», по выражению лица, мимике, интонации - о возникших при этом чувствах. У одних детей отклик мгновенный: они возмущаются поступком мальчика и полны решимости пресечь зло и словами, и действием. У других детей нет столь быстрой реакции, на их лицах раздумье. Вот их ответы: «Я бы отвела девочку домой», «Я бы позвала ее маму» и т. п. Иногда, прежде чем ответить, дети спрашивают: «А мальчик был большой?» И наконец, третья группа детей считает, что в происходящий конфликт вмешиваться не нужно. Причем они объясняют свою пассивность чувством страха за себя: «Я бы ничего не сделал, потому что мальчик и меня мог бы столкнуть в лужу»; другие вообще не представляют своего участия в «происходящем событии»: «Я бы ничего не сделала», «Я бы пошла дальше».

Характерно, что все дети оценивают поступок мальчика как плохой, мотивируя свою оценку правильными этическими представлениями. («Она же маленькая была, а маленьких обижать нельзя», «Обижать вообще никого нельзя, а девочек совсем нельзя».) Но, несмотря на это, не все смогли противостоять, даже мысленно, этому плохому. Ребята откровенно объясняют мотивы своего невмешательства.

Решить подобную задачу для детей не менее трудно, чем, пред положим, решить задачу математическую. Но в математике ребенок овладевает определенными способами решения различных задач, отношения же между людьми многогранны, сложны, и ребенок, чтобы правильно понять и оценить каждый конкретный поступок, должен обладать большим запасом этических знаний.

При формировании у детей этических представлений педагоги и воспитатели социального приюта «Ховрино» постоянно ставят перед ними новые задачи, сосредоточивают их внимание на жизненном опыте. Например, в своей работе, я предлагала ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спрашивают у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку младшего возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представление о непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Я проводила этические беседы с детьми в приюте. В воспитании любого нравственного качества в социальном приюте «Ховрино» применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Мною, совместно с воспитателями социального приюта «Ховрино» было проведено занятие с детьми младшего школьного возраста на тему «Этикет за столом» (конспект занятия приведен в Приложении 1).

Цели занятия:

· расширять знания детей о понятии “Этикет и его содержание”;

· углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

· формировать у детей навыки правильного поведения за столом.

Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т. п.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. (Почему ты поступаешь так, а не по-другому? Почему нужно быть чутким, справедливым? И т. п.) Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.

Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п.

Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.


Заключение

 

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт.

Работая с дезадаптированными детьми и подростками, воспитатели социального приюта «Ховрино» ориентируется на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только на личности данного ребенка.

Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведение людей, выражать направленность повседневного человеческого общения, ориентировать человека как сознательного субъекта поведения на дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь по отношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства. Они против лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости.

Задача программы реабилитации и нравственной развития детей группы риска в социальном приюте заключена в построении, теоретическом обосновании и методическом обеспечении целостной системы этического воспитания школьников, выявлении её гуманистического воспитательного потенциала в условиях обновления школы и социальных перемен в обществе.

Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении этики как феномена воспитания, целью которого является актуализация нравственного потенциала личности, что имеет огромное значение на современном этапе общественной жизни.

Феномен этического воспитания может быть реализован через опосредованную роль воспитательных функций по отношению к личности: гуманизации, нравственного развития, самоопределения и самосовершенствования, актуализации нравственного потенциала, координации внутренних устремлений, активизации чувства собственного достоинства.

Действенность данных функций должна быть обеспечена приоритетностью гуманистического основания в содержании и методике целостной системы воспитания основ этической культуры школьников, взаимосвязью познавательных и формирующих средств воздействия, их эмоциональной насыщенностью, выраженной направленностью на субъектный подход и самоопределение личности.

Это достижимо посредством разнообразия форм и методов погружения детей в мир рефлексирующей этической мысли, когда методические технологии направлены на расширение и координацию внутренних и внешних связей ребёнка в классе, школе, социуме, на становление личностной позиции, стимулирование и утверждение нравственно ориентированных форм проявления. Такие технологии предусматривают нивелирование негативных влияний внутриколлективных отношений в детской среде через создание ситуаций успеха каждому ребёнку, разнообразие приёмов, актуализирующих нравственный потенциал личности. При этом сам ребёнок как субъект этического воспитания может интенсифицировать процесс нравственного развития и тормозить его, что вызывает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в логической канве воспитания основ этической культуры ребенка.

Это процесс длительный и тонкий, требующий педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающей развивающейся личности видеть истинный контекст человеческого поведения.

Этика как феномен воспитания призвана помочь субъекту найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, дабы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях.

Изучая этику, ребенок способен преломить моральные законы человеческого бытия в своём жизненном опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, их последствий для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.


Список использованной литературы

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008.

3. Котельникова И.М. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 2. - С. 32.

4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.

5. Лященко С.М. Формирование социальной компетенции детей в условиях приюта // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 6. - С. 34-37.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.

7. Никитина Л. Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.

8. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.

9. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009.

10. Ящук А.В. Педагогическое наследие и современные проблемы социальной адаптации беспризорных детей в приюте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 4. - С. 141-145.

 


Приложение

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети под музыку заходят в класс и садятся за столы. Девочки проходят первыми, мальчики отодвигают стулья, и подождав, когда девочки займут свои места придвигают стулья. Потом садятся сами.

II. Беседа.

Приятно всем вместе сидеть за одним столом. Верно? Постараемся все вместе порадовать наших гостей хорошими манерами. А что значит понятие “хорошие манеры”? (Это способ поведения человека, который приятен окружающим). К каким же хорошим манерам мы привыкли?

III. Чтение учащимися стихов.

Вася воспитанным парнем считался

Только что встал – поскорей причесался.

Ножик с вилкой Коля взял

И культурным сразу стал.

Катя рано утром встала

И постель свою застлала.

Когда человек зевает

Рукою он рот прикрывает.

Наш Саша хорошие манеры знает,

При встрече шляпу он снимает.

Вова же порядок любит,

завтрак съел – почистит зубы.

В школе за партой я спать бы не стал

Если бы даже очень устал.

Ну что ж, кое-что мы уже знаем и умеем. Сегодня поупражняемся в знании хороших манер за столом.

IV. Правила поведения за столом.

Вспомните, как надо сидеть за столом?

Садитесь за стол только с чистыми руками.

Сидеть прямо, не раскачиваясь на стуле.

Локти на стол не кладут.

Не следует играть ложками и вилками, сворачивать край скатерти в трубочку.

Нельзя болтать ногами и толкать соседей.

Разговаривать во время еды.

Есть нужно не торопясь.

Молодцы, все правила поведения за столом вы знаете.

V. Сервировка стола.

Что вы знаете о сервировке стола? (Дети расставляют посуду).

Первое блюдо (подставка + тарелка + ложка носиком вверх + салфетка).

Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева + салфетка).

Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).

Накрываем стол скатертью.

Расставляем тарелки.

Раскладываем столовые приборы.

Раскладываем салфетки.

VI. Практическое занятие.

А теперь попробуем блюда, стоящие на наших столах.

Какой у нас красивый стол! Постарайтесь сами выглядеть хорошо за столом. А что для этого нужно помнить?

Отвечают дети:

Блюда нужно аккуратно передавать друг другу, а не тянуться за ними через весь стол.

Брать пищу из блюда нужно специальными приборами, положенными в это блюдо.

Пищу черпать, а не сгребать с блюда, чтобы следующий, кто его возьмет, не запачкал рук.

А теперь, когда мы знаем как нужно вести себя за столом, попробуем угощения и приятно пообщаемся за столом.

VII. Чаепитие.

Ребята просят подать то или иное блюдо, предлагают соседу кушанья, ведут беседу.

VIII. Игра.

Дети берут задания из “Корзины вежливости” и выполняют их.

Как вы поступите, если какое-либо приглянувшееся вам блюдо находится далеко от вас? (Попросить соседа подать его).

Используете вы ноготь или вилку в качестве зубочистки? (Только зубочистку, и то не на виду у всех).

Если кто-то чихнет, нужно ли сказать ему: “Будьте здоровы”? (Лучше всего не обратить на это внимание).

Вы подходите к столу и хотите отодвинуть стул для себя или своей соседки. Как вы поступите? (Берем обеими руками за спинку, чуть приподнимаем и отодвигаем).

Следует ли девочке, садясь на стул, приподнимать юбку, чтобы не измять её? (Поднимать юбку не прилично).

Что делать, если Вам предложили попробовать незнакомое кушанье? (Хорошо воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяйкой блюдо).

IX. Занятие заканчивается песней.

Дети встают из-за стола. Мальчики отодвигают стулья девочек, задвигают их, а затем выходят.

X. Рефлексия.

Кто уверенно чувствует себя за столом, тот на доску прикрепит солнышко, а тот кто сомневается в своем поведении за столом, прикрепляет тучку.


[1] Котельникова И.М. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 2. - С. 32.

[2] Никитина Л. Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007. – с. 85.

[3] Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 127ю

[4][4] Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – с. 130.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.