Глава I . История изучения проблемы соотношения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава I . История изучения проблемы соотношения

2020-03-31 162
Глава I . История изучения проблемы соотношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория социальной работы»

 ДОБРО И ЗЛО КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

             Выполнил:

                                                              студент группы СРБ-ДБ-3-1

                                                                                 Колбин Кирилл Сергеевич

                                                                               Научный руководитель:

                                                                 д.ф.н., профессор

                                                                   Медведева Галина Павловна

                                     

 

 

Москва

2012


Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. История изучения проблемы соотношения

и определения понятий «добра» и «зла… …………………………………....6

1.1.Проблемы в определении понятий «добра» и «зла»……………………...6

1.2.Теории добра и зла в этике и философии…………………………………..10

Глава II. Современные этические и философские учения о проблеме добра и зла ……………………………………………………………………….22

2.1. Современные теории решения проблемы поиска

определения понятий «добра» и «зла»………………………………………...22

2.2.Теории добра и зла и социальная работа…………………………………..31

Заключение ……………………………………………………………………..36

Список литературы …………………………………………………………....42

                      

Введение

«У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:

- «Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость

- «Конечно, знаю, не хуже всякого другого».

- «А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?»

- «Конечно, несправедливо!»

- «Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?»

- «Нет, пожалуй что, справедливо»

- «А если он будет грабить и разорять их землю?»

- «Тоже справедливо»

- «А если будет обманывать их военными хитростями?»
- «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.» [22].

Эта притча наглядно демонстрирует нам насколько моральные понятия неоднозначны и сложны для определения сути данных явлений.

Каждый день человек сталкивается со злом и добром, каждый день решает, что «правильно», а что «неправильно». Каждый день социальный работник сталкивается с ситуацией, где он должен руководствоваться в своих действиях четким пониманием добра и зла.

Мы считаем, что понимаем, когда человек поступает «хорошо», а когда «плохо».

Но в науке до сих пор нет единого, всеобъемлющего  определения добра и зла, не смотря на то, что многие великие умы были заняты этой проблемой уже много веков.

Актуальность исследования проблемы добра и зла как проблемы социальной работы диктуется состоянием современной Российской действительности. Об этом свидетельствует рост научных статей, в которых авторы поднимают проблему нравственной деградации общества, проблему переосмысления прежних социальных норм и становления новых. «Как жить в современном мире?», «Какими принципами руководствоваться?», «Как определить добро и зло?» - все эти непростые вопросы особенно актуальны и в современной действительности, которая всё больше скатывается к моральному релятивизму[].

Степень научной разработанности довольно обширна:Проблемой исследования занимались такие ученые, как Аристипп, Эпикур, Бентам, Вольтер, Аристотель, Дьюи, Пирс, Милль, Айер, Расстел, Стивенсон, Кант,  Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Бубер, Сартр, Марсель,  Камю, Фрейд, Фромм, Хорни и многие другие. Все они внесли неоценимый вклад в понимании данной проблемы.

Объектом данного исследования является система представлений об определении понятий добра и зла.

Предметом исследования является современные теории, представляющие своё понимание дефиниций добра и зла, и их роль в социальной работе.

Целью данной курсовой работы является проведение исследования существующих систем представлений и взглядов на определение понятия «добра» и «зла», а также выявление основных закономерностей и отличий в понимании проблематики дефиниций «добра» и «зла» и применительности данных понятий к социальной работе.

Задачи исследования:

1. Выяснить существуют ли проблемы в понимании понятий «добра» и «зла».

2. Выявить и проанализировать основные теории «добра» и «зла» в этике и философии.

3.  Выявить современные теории решения проблемы поиска определения понятий «добра» и «зла».

4. Выяснить взаимосвязь теорий добра и зла и социальной работы.

Методы, используемые для написания данной курсовой работы: анализ научной литературы, метод анализа и синтеза, метод сравнения.

Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава посвящена истории изучения проблемы соотношения и определения понятий «добра» и «зла», раскрываемой в различных этических теориях. Вторая глава посвящена современным, актуальным теориям понимания «добра» и «зла». В заключении подводятся итоги проведенного исследования, предлагаются возможные пути развития понимания проблематики дефиниций «добра» и «зла».

 

 

Глава I. История изучения проблемы соотношения и определения понятий «добра» и «зла»

Заключение

 Проблема понимания и соотношения понятий «Добра» и «Зла» волновала людей с давнего времени. Эта проблема актуальна для и для социальных работников, ведь и в современное время, всё больше людей задумывается о нравственной деградации нашего общества, о проблеме переосмысления прежних социальных норм и становления новых. «Добро» и «зло» - это категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях. Эти категории являются центральными для многих этических направлений. С древнейших времен до современного этапа развития общества понимание «добра» и «зла» постоянно изучалось и изменялось.

Возникали такие теории как: натуралистическая, исходящая из природы человека, его удовольствий и наслаждений (гедонизм), счастья и несчастья (эвдемонизм), стремления к пользе и выгоде (утилитаризм), деловому успеху (прагматизм), а также теория неопозитивизма, религиозные теории, теория экзистенциализма, релятивисткая этика, теория «благоговения перед жизнью», этика ненасилия, неофрейдизм и многие другие.

В понимании дефиниций «добра» и «зла» мы можем столкнуться с такими проблемами как:

1. Смешение понятий добра и зла воли, с понятиями добра и зла обстоятельств.

2. Смешение понятий добра и зла с этическими нормами, то есть с социальными нормами поведения (этикетом, приличиями, традициями и т.п.).

3. Взгляды на добро и зло, как на определенный набор конкретных действий.

4. Неясность предназначения добра.

5. Невозможность точного соблюдения правил добра

 

В теории «гедонизма» понятие «добро» отождествлялость с понятием «удовольствия» Представителем этой теории являлся Аристипп – основатель Киренской школы. Высшим добром считалось познать, как можно больше, физических удовольствий. Сторонники гедонистической теории Аристиппа полагали, что каждый человек познает лишь собственное удовольствие и только собственное удовольствие он и может оценить.

Существовала и другая школа гедонизма – Эпикурейская. Сторонники Эпикура напротив, говорили о том, что если собственное удовольствие считается благом, то и удовольствия испытываемые другими людьми также следует считать благом. «Зло», по мнению Эпикура, было проявлением физических страданий и душевных мук.

В соответствии с теорией гедонизма Бентама «удовольствие» это «благо», тогда как «страдание» - зло, которого следует избегать. Подлинные доказательства подтверждения данного тезиса не существуют, заявлял Бентам основываясь на интуитивном понимании сущности «добра» и «зла».

Центральным понятием такой этической теории, как «эвдемонизм» являлось понятие «счастья», отождествляемое с понятием «добра». Под счастьем, понимаемым как положительный баланс жизни, понимались не отдельные блага, а вся их совокупность. Причем, блага, которые свидетельствуют о счастье, различны у всех людей. Таким образом, мы не можем говорить, об определенной постоянной ценности счастья, ведь она зачастую неопределенна, а если определенна, то изменчива и относительна.

В теории «утилитаризма» одним из центральных терминов является понятие «пользы» и «выгоды», отождествляемое с понятием «добра». Согласно утилитаризму нравственная ценность поведения определяется его отношению к пользе. По классической формулировке утилитаризма, моральным является то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Удовольствия, по теории утилитаризма, делятся на допустимые и недопустимые, в соответствии с общим благом, с направленностью на общее счастье. В теории утилитаризма понятие «пользы» отождествляется с пользой общественной, а не индивидуальной, и в этом проявляется направленность теории в развитии социальной этики. Таким образом, понятие «зло», по теории утилитаризма, отождествляется с общественной бесполезностью, невыгодностью.

В соответствии с теорией прагматизма Дьюи считалось что, добро реализуется постепенно через расширение и увеличение знаний, соответствующих всем требованиям жизни и удовлетворяющих различные желания. Для теории прагматизма Дьюи не существовало определенного добра, которое человек мог бы сразу распознать. Определение «добра» было таким же инструментом, как и «разум» эффективным средством решения задач. Нравственное утверждение рассматривается как истинное, только тогда, когда оно приносит определенное удовлетворение или умиротворение. Исходя из этого, можно сказать, что в соответствии с теорией прагматизма «добро» является не чем-то статичным и абсолютным, а наоборот постоянно изменяющимся явлением, меняющимся в лучшую сторону в соответствии с нарастающим опытом человечества в целом.

С точки зрения теории эмотивизма Айера, понятия «добро» или «зло» - это лишь эмоциональные реакции, не существует ни абсолютных, ни относительных значений понятий «добра» и «зла», эмоциональные отклики человека невозможно доказать или опровергнуть фактами, они не содержат научного знания. Любые моральные утверждения или суждения не могут быть ни истинными, ни ложными, ведь они являются только человеческими выражениями эмоций.

Этическая теория Иммануила Канта заявляет, что воля, руководствующаяся практическим разумом - добрая воля, мотивирующая к действию. «Добро», по Канту, это нечто универсальное, истинное, безоговорочное, подобное универсальным законам природы. А то, что не обладает всеобщей истинностью, он считал злом. Понятие «Нравственность» Канта – это нравственность долга. А внутренний голос, убеждающий нас в определенных действиях – это голос долга.

Религиозные теории на понимания таких категорий, как «зло» и «добро». Существует много различных версий понимания природы добра и зла, и вот не которые из них:          

Первая версия – это представление о морально-онтологической двойственности, лежащей в фундаменте мироздания. Согласно зороастризму между богами идет непримиримая борьба, в которой добро и зло не просто сражаются, а смешиваются, перепутываются друг с другом и становится очень трудно отделять одно от другого. Наш мир – смешение и взаимопроникновение добра и зла.

Вторая крупная позиция в религиозном понимании происхождения зла, позиция, которая кладет в основание мира добро. Для христианства зло принципиально вторично, потому что мир творится одним-единственным Богом, явленным в трех лицах. Теология предлагает другое объяснение зла. Зло порождено гордыней и неверным употреблением свободы. Первое, еще «дочеловеческое», зло возникло в результате зависти и гордыни.

Третья фундаментальная версия, объясняющая наличие зла в мире – самая древняя. Она восходит к ведическому учению. Согласно ей, зла в мире вообще нет. «Все это видится нам,- считают восточные мыслители, - потому, что мы занимаем в мире частичную, партикулярную позицию. Мы глядим на все со своей маленькой, ограниченной точки зрения, и потому наш взгляд упирается в те мнимые «несовершенства» бытия, которые на самом деле гармонично вписаны в целое мироздание. Наша частичная позиция заставляет нас видеть только черноту, переживать негативное так, словно оно есть элемент гармонии. Чтобы увидеть действительность в ее истинном свете, надо подняться над человеческой личностной точкой зрения, возвысить и расширить свое восприятие до божественной позиции, обнимающей все существующее, тогда мы убедимся, что зла нет, что на самом деле все прекрасно и благостно, замечательно и совершенно».    

По мнению экзистенциалистов понимание таких категорий как «зло» или «добро» целиком зависит от личного замысла личности. Понимание категорий «добра» и «зла» для экзистенциалистов - это личный выбор каждого человека, его средство осознания и выбора собственной роли в обществе.

Теория этического релятивизма допускает существование разнообразных, одинаково ценных моральных суждений в том аспекте, что различие между добром и злом не заложено изначально в природе, а существует только во мнениях людей. Релятивистская этика заявляет, что моральные понятия и нормы имеют относительный и изменчивый характер.

Согласно этой этике»благоговения перед жизнью», главная ценность - жизнь в любых ее проявлениях, и если человек способствует процветанию жизни, то он поступает естественно - живет добром, однако, если же он уничтожает любую жизнь – он увеличивает зло в мире.

Суть теории ненасилия состоит в ненасильственной практике преодоления конфликтов и различных противоречий. Согласно этой теории «добром» является отказ от насилия, решение конфликтов путем отказа ответа злом на зло. «Злом» же считается насилие в любом его виде, физическом или моральном.

В соответствии с неофрейдизмом понятия «морали», «добра», «зла» являются лишь средством, которое обеспечивает относительно одинаковое, шаблонное реагирование отдельных личностей, средством поддержания стабильности социальной системы. Любые моральные нормы и понятия, являются успешной адаптацией к окружающей социальной среде.

При изучении теорий, решающих проблему поиска дефиниций «добра» и «зла» был замечен ряд определенных закономерностей:

1. С древних времен существует проблема смешения понятий добра и зла с понятиями схожими по смысловой группе. Например, для категории «добра» схожими понятиями являлись: польза (теория утилитаризма), радость (теория эмотивизма), удовольствие(теория гедонизма) 

2. Добро и зло – это неабсолютные, неоднозначные, довольно общие понятия. Существует понимание относительности и крайней общности категорий «добра» и «зла» Такая точка зрения прослеживается в значительном количестве этических теорий.

3. Многие теории заявляют о необходимость и дальше изучать проблему определения понятий «добра» и «зла», как с целью «сглаживания острых моментов» в своих суждениях, так и в значении общечеловеческого знания.

4. В современных этических теориях наблюдается увеличение роли персонализации в понимании категорий «добра» и «зла»

5. Отмечается общее согласие большинства теорий о дуалистической природе понятий «добра» и «зла», их разнонаправленности, и в то же время, неотделимости, связанности друг с другом.

6. Во многих теориях, наблюдается ситуация при которой определение «зла», выводится из противоположности «добра. Что является не корректным, когда мы говорим о научной доказательности решения проблемы понимания определений «добра» и «зла».

В то же время, стоит отметить что, в каждой этической теории существует своя специфика, свой подход в понимании, интерпретации и использовании определений. понятий «добра» и «зла». Так, например, существуют теории возводящие в абсолют, при некоторых оговорках, понятия «добра» и «зла» (религиозные теории, теория И.Канта) и существуют этические теории, заявляющие, что «добро» и «зло» – это неабсолютные, неоднозначные, довольно общие понятия, отражающие явления, чью суть подвергают сомнению такая теория, как эмотивизм.

Анализируя природу социальной работы в аспекте этических и философских теорий можно сказать, что при признании некоторыми теориями того факта, что социальная работа, лишь средство снижения социальной напряженности, средство снижения недовольства в обществе, многими теориями признается тот факт, что и для отдельно взятого индивида и для общества в целом, явление «социальной работы» имеет позитивную характеристику, считается добром, или, по крайней мере, несущим благо.

Список литературы

1. Ясперс К. Духовная ситуация времени. — М., 1990. — 304 с.

2. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия //Этика ненасилия. М., 2011. — 187 с.

3. В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений. — Чебоксары, 1997 —105 с.

4. Толстой Л.Н. Труды. — М., 2001. — 4 с.

5. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2004. — 576 с. — ISBN 5-8291-0439-3

6. Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции. — М., 2003. —53 с.

7. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие. – Москва – Ростов-на-Дону, 2003. — 127 c.

8. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М.: Прогресс, 1992. — 329 с. — ISBN 5-01-002083-1

9.  Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. —33 – 36 c.

10. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. — № 3. — 65-66 c.

11. Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. — М.: Издательство «ЮНВЕС», 2003. — 704 с.

Пятикнижие Втор.5:6-21

16.  Евангелие от Матфея гл. 5, стих 39.

17.  I. Kant, "The Critique of Practical Reason" in Kant, tr. by T.K. Abbott (Chicago: Encyclopedia Britannica, Inc., 1952.) — p. 302.

18.  John Dewey, Theory on Moral Life (New York: Holt, Rinehart & Winston, Inc., 1960.) — p. 141.

19. Russell  B. The Element of Ethics. / Russell B. Philosophical Essays (1910). p.4, 1961.

20. William James, Pragmatism (Camblidge: Harvard University Press, 1975.), p. 97.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория социальной работы»

 ДОБРО И ЗЛО КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

             Выполнил:

                                                              студент группы СРБ-ДБ-3-1

                                                                                 Колбин Кирилл Сергеевич

                                                                               Научный руководитель:

                                                                 д.ф.н., профессор

                                                                   Медведева Галина Павловна

                                     

 

 

Москва

2012


Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. История изучения проблемы соотношения

и определения понятий «добра» и «зла… …………………………………....6

1.1.Проблемы в определении понятий «добра» и «зла»……………………...6

1.2.Теории добра и зла в этике и философии…………………………………..10

Глава II. Современные этические и философские учения о проблеме добра и зла ……………………………………………………………………….22

2.1. Современные теории решения проблемы поиска

определения понятий «добра» и «зла»………………………………………...22

2.2.Теории добра и зла и социальная работа…………………………………..31

Заключение ……………………………………………………………………..36

Список литературы …………………………………………………………....42

                      

Введение

«У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:

- «Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость

- «Конечно, знаю, не хуже всякого другого».

- «А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?»

- «Конечно, несправедливо!»

- «Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?»

- «Нет, пожалуй что, справедливо»

- «А если он будет грабить и разорять их землю?»

- «Тоже справедливо»

- «А если будет обманывать их военными хитростями?»
- «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.» [22].

Эта притча наглядно демонстрирует нам насколько моральные понятия неоднозначны и сложны для определения сути данных явлений.

Каждый день человек сталкивается со злом и добром, каждый день решает, что «правильно», а что «неправильно». Каждый день социальный работник сталкивается с ситуацией, где он должен руководствоваться в своих действиях четким пониманием добра и зла.

Мы считаем, что понимаем, когда человек поступает «хорошо», а когда «плохо».

Но в науке до сих пор нет единого, всеобъемлющего  определения добра и зла, не смотря на то, что многие великие умы были заняты этой проблемой уже много веков.

Актуальность исследования проблемы добра и зла как проблемы социальной работы диктуется состоянием современной Российской действительности. Об этом свидетельствует рост научных статей, в которых авторы поднимают проблему нравственной деградации общества, проблему переосмысления прежних социальных норм и становления новых. «Как жить в современном мире?», «Какими принципами руководствоваться?», «Как определить добро и зло?» - все эти непростые вопросы особенно актуальны и в современной действительности, которая всё больше скатывается к моральному релятивизму[].

Степень научной разработанности довольно обширна:Проблемой исследования занимались такие ученые, как Аристипп, Эпикур, Бентам, Вольтер, Аристотель, Дьюи, Пирс, Милль, Айер, Расстел, Стивенсон, Кант,  Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Бубер, Сартр, Марсель,  Камю, Фрейд, Фромм, Хорни и многие другие. Все они внесли неоценимый вклад в понимании данной проблемы.

Объектом данного исследования является система представлений об определении понятий добра и зла.

Предметом исследования является современные теории, представляющие своё понимание дефиниций добра и зла, и их роль в социальной работе.

Целью данной курсовой работы является проведение исследования существующих систем представлений и взглядов на определение понятия «добра» и «зла», а также выявление основных закономерностей и отличий в понимании проблематики дефиниций «добра» и «зла» и применительности данных понятий к социальной работе.

Задачи исследования:

1. Выяснить существуют ли проблемы в понимании понятий «добра» и «зла».

2. Выявить и проанализировать основные теории «добра» и «зла» в этике и философии.

3.  Выявить современные теории решения проблемы поиска определения понятий «добра» и «зла».

4. Выяснить взаимосвязь теорий добра и зла и социальной работы.

Методы, используемые для написания данной курсовой работы: анализ научной литературы, метод анализа и синтеза, метод сравнения.

Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава посвящена истории изучения проблемы соотношения и определения понятий «добра» и «зла», раскрываемой в различных этических теориях. Вторая глава посвящена современным, актуальным теориям понимания «добра» и «зла». В заключении подводятся итоги проведенного исследования, предлагаются возможные пути развития понимания проблематики дефиниций «добра» и «зла».

 

 

Глава I. История изучения проблемы соотношения и определения понятий «добра» и «зла»


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.