Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-03-31 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.
Из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на ребенка, особое значение имеет "интимный круг общения". В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребности ребенка быть защищенным, любимым. Семья способствует постепенному приобщению ребенка к социальной жизни и поэтапному расширению его кругозора и опыта. В тоже время, семейное воспитание не всегда бывает "качественным" в силу того, что одни родители не умеют способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут.
Специфические условия для воспитания складываются в неполной семье, где отсутствует один из родителей. Распад семьи меняет ее привычный уклад, что осложняет процесс развития ребенка. Доказано, что в полной семье отцы наряду с матерями играют важную роль в детском коммуникативном развитии. В широком контексте развития языковых способностей ребенка отец играет роль "мостика" между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. В неполной семье часто ухудшается материальное положение, уменьшается возможность матери к речевому общению с ребенком, перестраиваются социальные связи семьи (теряется часть знакомых, родственников). Ребенок испытывает повышенную потребность в общении, нарушаются процессы активности, эмоциональный статус, а значит, не реализуются в полной мере и речевые возможности ребенка. Таким образом, процесс речевого развития в неполной семье обедняется.
|
Своеобразие лексики ребенка определяется теми словами, которые являются наиболее употребительными в его ближайшем окружении, в его семье. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдерживающая в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении. Вместе с тем речь ребенка 3-4 лет не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать "совсем маленький жираф", ребенок точно так же, как взрослые, строит свои неологизмы и говорит "жирафленочек".
Е.О. Смирнова отмечала, что слова одобрения вызывают у детей несоразмерный восторг и поощряются их речетворчество, то есть также являются необходимым условием речевого развития ребенка в этом возрасте.
Некоторые отечественные ученые считают, что есть особенность развития речи у детей в многодетной семье.
Экспериментальные исследования Т.Н. Трофимовой-Карацуба показывают, что в многодетной семье затруднен процесс идентификации, а значит, у ребенка наблюдаются трудности в речевом подражании лицам, обладающим зрелой речью, что приводит к отставанию по всем показателям речевого развития.
Родительское отношение представляет собой единство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенности понимания, когнитивного видения ребенка родителями.
В исследованиях Варги А.Я., посвященных влиянию семьи на развитие личности ребенка, была показана опасность излишне тесного эмоционального контакта с ребенком, гиперопеки над ним, напротив - следует расширять рамки его самостоятельности. Варга А.Я. выделяет четыре типа родительского отношения:
|
1. Принимающе-авторитарное, характерное для субъективно-благополучных родителей: они принимают ребенка, тепло к нему относятся, требуют социальных успехов и достижений и контролируют его в этих областях (социально желательный результат).
2. Отвергающее с инфантилизацией и социальной инвалидизацией родители эмоционально отвергают ребенка, низко оценивают его, видят его более младшим по сравнению с реальным сверстником.
3. Симбиотическое: родители стремятся установить с ребенком тесный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотически-авторитарное: мелочная гиперопека и тотальный контроль за поведением ребенка.
Большинство родителей воспринимает два последних типа как благоприятные. С точки зрения ребенка они воспринимаются как травмирующие.А.Я. Варга и В.А. Смехов выделяют следующие причины неэффективности родительского отношения к ребенку:
1. Педагогическая и психологическая неосведомленность.
2. Некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания ребенка.
3. Личные проблемы и особенности родителей, которые он привносит в общение с ребенком.
4. Особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.
Исаев Д.Н. выделил три типа отношений родителей к детям. У родителей, начиная с первых месяцев жизни и болезни их ребенка, могут сформироваться три типа отношения к заболеванию:
1. Адекватный, обусловливающий гармоничное воспитание.
2. Сверхценный (тревожно-мнительный), сопряженный с воспитанием ребенка в условиях гиперопеки.
3. Безразличный с недооценкой тяжести болезни ребенка, воспитателем по типу гиперопеки.
А.Я. Варга выделяет некоторые типы родительских отношений к ребенку:
1 воспитание по типу любви и принятия. Здесь в поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании. "Ребенок - центр моих интересов";
2 воспитание по типу неприятия, отвержения ребенка. В поведении родителей отмечаются невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним. "Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться";
3 воспитание по типу чрезмерной опеки. В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой. "Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь";
|
4 воспитание по типу излишней требовательности. В поведении родителей усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения. "Не хочу ребенка такого, как он есть";
5 воспитание по типу инфантилизации. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и его не умность. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролируют его действия.
Таким образом, мы показали, что одним из важнейших условий, влияющих на полноценное психическое развитие ребенка и отдельных психических качеств, таких как речь является ближайшее социальное окружение ребенка, постоянное общение с людьми, постепенное расширение его социальных связей. И здесь основная роль принадлежит родителям, как главному образцу для подражания.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!