Произведения «Исповедь» и «О Граде Божьем» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Произведения «Исповедь» и «О Граде Божьем»

2020-03-31 156
Произведения «Исповедь» и «О Граде Божьем» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

" ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ " ОТЦОВ ЦЕРКВИ " НА ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ "

 

 


Введение

 

Христианство непрерывно развивалась на протяжении своего существования. Раскол на западную и восточную ветви наметился еще при разделении Римской империи. Со времен первых соборов западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, свои догматы. Определенный вклад в это внес Августин Аврелий и другие «отцы церкви». Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.

Богословские и философские взгляды и позиции Августина существенно повлияли на формирование западной ветви христианства – католичества. Это наиболее ярко проявилось в эпоху, когда именно католическая церковь контролировала все сферы жизни общества. И свои права она обосновывала именно догматами, вытекающими из воззрений Августина и других западных «отцов церкви»: Иеронима Стридонского и Амвросия Медиоланского. Она опирается на их суждения и представления, имеющие непререкаемый авторитет. Кроме этого Августин считается отцом римской экклесиологии, т.е. науки о церкви. Следовательно, истоки католицизма нужно искать в философии и воззрениях этих деятелей.

Сейчас католицизм, хотя и не имеет прежних позиций, все же остается одним из главных направлений в христианстве. Он исповедуется в большинстве стран Западной Европы, в Латинской Америке, США. Католицизм распространен и в Украине, особенно в западных ее областях. Поэтому он является неотъемлемой частью духовного мира украинского народа. Понимание его истоков и истории важно для изучения истории и культуры Украины.

Следовательно, актуальность данной работы состоит в том, что:

во-первых, позволяет глубже понять истоки западной цивилизации, которая во многом основана на идеологии католицизма;

во-вторых, исследование трудов и деятельности западных «отцов церкви» позволяет понять процесс размежевания церкви и светской власти и функционирования этих общественных институтов, которое существует и по сей день;

в-третьих, концепция человека, разработанная Августином, повлияла и продолжает оказывать влияние на различного рода современные индивидуалистические концепции человека;

в-четвертых, обращение к данной теме способствует знакомству с трудами мыслителей, чье наследие до сих пор остается мало доступным.

Цель данной работы – охарактеризовать деятельность Августина Аврелия, епископа Гиппонского, Амвросия, епископа Медиоланского и Иеронима Стридонского и выяснить, какое влияние они оказали на формирование христианского вероучения.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы является:

1. охарактеризовать основные произведения западных «отцов церкви»;

2. проанализировать их философские и богословские взгляды и позиции.

Объектом данной работы является христианское вероучение, а предметом – учения западных «отцов церкви».

Хронологические рамки рассматриваемой темы охватывают период формирования и расцвета учений западных «отцов церкви», т.е. с середины IV в. до середины V в. Распространение этих учений и их влияние в средние века ограничивались географическими рамками стран западной Европы.

Работа, в соответствии с поставленными задачами состоит из введения, 2 глав, 6 подглав, 12 пунктов, списка используемой литературы и заключения.

В первой главе даются биографические сведения о западных «отцах церкви»: Иерониме Стридонском, Амвросии Медиоланском и Августине Аврелии. Также характеризуются основные произведения этих деятелей. Во второй главе анализируются богословские и моральные позиции «отцов церкви». Характеризуется философия Августина Аврелия.

В первой главе используется описательный метод при описании биографии «отцов церкви».

В данной работе используется метод структурного анализа в 3 подглавке 2 главы при характеристике основных положений философии Августина.

Также используется сравнительный метод при характеристике богословских и моральных взглядов Иеронима, Амвросия и Августина во 2 главе и метод критического анализа при изучении и анализе источниковой базы.

В качестве источников используются произведения Августина «Исповедь» [2], «О Граде Божьем» [3], «Избранные проповеди» [1], произведение Святого Иеронима «О знаменитых мужах» [12].

«Исповедь» представляет собой духовную автобиографию Августина. Здесь он раскрывается перед Богом и пытается познать тайну Боговой природы. Достоинствами этого труда можно считать то, что:

1. это произведение содержит даже самые незначительные события из жизни Августина и необходимо для изучения его биографии;

2. произведение также необходимо для понимания и богословских взглядов Августина и его философии – здесь четко видно его отношение к Богу, видна попытка объяснить его природу.

Недостатком работы можно считать то, что это произведение носит больше автобиографический характер, чем философский и написано с целью проанализировать и глубже осознать всю тяжесть своих грехов и свою жизнь, а не с целью философских размышлений. Т. е., можно сказать, что они попали сюда в общем потоке размышлений о своей собственной жизни.

«О граде Божьем» – самое объемное произведение Августина и наиболее важное для понимания мировоззрения, богословских и философских взглядов Августина. На основании этого произведения можно делать выводы и о миропонимании Августина (его историческая концепция), и о его морали, и взглядах касательно предопределения и Божественной Благодати и др. можно выделить и положительные и отрицательные стороны этого произведения. Положительные:

1. содержательность и монументальность произведения – это своеобразный итог всей богословской и литературной вообще деятельности Августина. Именно «Град Божий» служит, как правило, источником для выведения каких либо выводов, касающихся философии Августина. Иными словами, это главный труд Августина Аврелия.

2. этот труд, наряду с «Исповедью» – наиболее известные произведения Августина, по сей день сохраняющие свое значение.

Отрицательной стороной «Града Божьего» можно считать субъективный взгляд Августина на все описываемые им явления. Иными словами, он дает СВОЕ объяснение всему, о чем говорит в этой работе. А известно, что его взгляды сформировались под влиянием многих факторов и до конца жизни он не смог преодолеть всех противоречий в себе. Естественно, что они проявились и в его произведениях.

В качестве источника используется также труд Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах». Это произведение содержит сведения о христианских авторах, предшествующих Иерониму и современных ему. Недостаток этого произведения: Иероним дает только краткие биографические сведения о священнослужителях и только иногда дает критику их деятельности, а то и вовсе отказывается от нее.

Достоинство: труд Иеронима охватывает довольно большое количество христианских деятелей, включая и тех, о ком Иероним только слышал. Кроме того, он дает по возможности точные сведения, сохраняя точность произведения.

Историографию Данной темы можно классифицировать по нескольким признакам:

1) это работы западных авторов (М. Элиаде, П. Гольбах, Д. Антисери и Дж. Реале и др.) и Российских (Трубецкой, Аксенов и др.)

2) это труды по религии (М. Элиаде); по философии (Трубецкой Е.Н., Д. Антисери и Дж. Реале); общие работы («История философии» Под ред. Васильева В.В. и др., Мареев С.И., Мареева Е.В. «История философии» и др.) и даже антирелигиозные труды (напр. Гольбах П. «Галерея святых», Таксиль Л. «Священный вертеп»).

В работе используется произведение Элиаде Мирчи «История веры и религиозный идей» (Т. 3. От Магомета до Реформации) [19]. Здесь дается характеристика жизни и деятельности Августина. Преимуществом этого произведения можно считать:

1. здесь дается характеристика философских взглядов Августина и некоторых аспектов морали этого «отца церкви».

2. это книга имеет целью рассмотреть основные философские и религиозные идеи и учения с позиции, относительно объективной (т.е. труд не имеет ярко выраженной религиозной или антирелигиозной окраски).

Недостатки:

1. здесь рассматриваются взгляды и идеи многих выдающихся философов в большом историческом отрезке (т.е. это общая, посвященная не только теме «отцов церкви» работа);

2. это не только общая работа по религии, но и научно-популярная книга.

Антисери Д. и Реале Дж. «Западная философия от истоков до наших дней» [5]. Данный труд посвящен анализу философских идей с древнейших времен и включает в себя характеристику и анализ жизнедеятельности и философских идей и «отцов церкви».

Положительные качества:

1. произведение содержит подробный анализ философских взглядов и идей эпохи западной патристики и, в частности, философии Августина.

2. это научное произведение.

Недостаток – это также общая работа.

В работе также используются труды антирелигиозных авторов – Гольбах П. «Галерея святых» [6] и Таксиль Л. «Священный вертеп» [16]. Эти произведения во многом схожи – это, прежде всего критика деятелей церкви вообще и «отцов церкви» в частности.

Преимущество: «другой» взгляд на жизнь и деятельность «отцов церкви», ярко выраженная критика и выявление отрицательных качеств этих деятелей, на чем не делают акцент другие авторы.

Недостаток: очевидное негативное отношение и к церкви и к религии и именно поэтому и выявлены исключительно отрицательные стороны жизни и деятельности деятелей церкви. Видно радикальное настроение этих авторов, настроенных против священнослужителей, напр. Таксиль Л. в своем произведении «Священный вертеп» пишет: «…я убежден, что клерикалы поступили бы мудро, если б деканонизировали Иеронима…» [16, С. 8], и др. Еще одним минусом является то, что эти произведения рассчитаны только на определенный круг читателей и являются художественными произведениями.

Данная работа не может претендовать на полноту исследования и требует дальнейшей доработки.


Биография и произведения

Святой Иероним

 

Иероним Евсевий Софроний (ок. 342 – 420) – видный представитель латинской патристики и один из отцов церкви.

Родился Иероним в Далмации. В Риме изучал риторику и философию. Около 374 года уехал на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, еврейский язык и участвовал в спорах с еретиками.

В 382 – 385 годах пребывал в Риме, где начал исправление латинского перевода Нового завета. В 385 году возвратился в Палестину и в 389 основал монастырь в Вифлееме. В 405 году завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг, включая канонические книги Ветхого завета и евангелий [9, С. 96].

Главный труд Иеронима – латинский перевод Библии, известный как «Вульгата». Перевод Библии Иеронима широко использовался на Западе и со времени Тридентского собора до недавнего времени оставался единственной официальной Библией Римско-католической Церкви [10, С. 113–114].

Иероним составил также много толкований, которые сохранили свое значение. Знание классического искусства помогли Иерониму в толковании Писаний, хотя позже он осудил классическую философию.

Иероним является автором сочинения «О знаменитых мужах», которое он написал по модели античных жизнеописаний. В нем содержатся краткие биографические сведения об основных христианских авторах и их сочинениях со времени апостолов, включая сведения и о самом Иерониме.

Иероним старается давать по возможности достоверные сведения, пишет только то, что знает, но, в то же время, воздерживается от критики только в немногих случаях. Напр., в главе 124 он говорит об Амвросии Медиоланском так: «Амвросий, епископ Миланский, в настоящее время продолжает писать. Я воздерживаюсь от суждений о нем, потому что он жив: и не буду ни восхвалять, ни обличать, иначе меня могут упрекнуть в низкопоклонстве или в правдивости» [12, С. 35]. Относительно других «мужей», даже при малом количестве сведений можно проследить отношение Иеронима. В своих писаниях он всегда сохраняет наставительный тон.

Иероним отличался особенно богословской злобой и желчностью: «в его сочинениях… мы находим весь яд богослова, но ни малейших признаков христианской любви или учтивости воспитанного человека. Все здесь дышит ненавистью, яростью, грубостью» [6, С. 149].

Популярность Иеронима на Западе в средние века можно объяснить тем, что в своих трудах он восхваляет аскетическую жизнь.

Таким образом, главной заслугой Иеронима можно считать его толкования и переводы, благодаря которым он и получил титул доктора, или отца церкви.

Амвросий Медиоланский

 

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился около 333–334 гг. в городе Тревире. Амвросий родился в знатной аристократической семье – его отец занимал одну из высших должностей в префектуре.

Будущий святитель рано осиротел, и после смерти отца его семья переселилась в Рим. Здесь прошли отрочество и юность Амвросия. Он получил гуманитарное образование и успешно завершил курс наук (грамматика-риторика-юриспруденция) около 370 года, после чего стал подвизаться в роли адвоката в префектуре претория в городе Сирмий.

Уже тогда своим красноречием Амвросий обращает на себя внимание наместника Италии и эпарха Римского Проба (христианина) и сенатора Симмаха (язычника). Проб приблизил Амвросия к себе и дал ему должность советника, а позже рекомендовал его императору Валентиниану I (9364–375).

В 373 году император назначил Амвросия на освободившееся место наместника двух провинций северной Италии – Лигурии и Эмилии (совр. Пьемонт и Ломбардия). Центром этих провинций был Медиолан (Милан). В соответствии с высокой должностью он стал членом римского сената.

В 374 году архиерейская кафедра в Медиолане после многочисленных распрей христиан и ариан была занята Амвросием. Его избрание произошло стихийно, но это устраивало большинство присутствующих. Будучи некрещеным, Амвросий пытался отказаться от должности, но получил приказ императора. Амвросий принял крещение 30 ноября 374 года и за 7 дней прошел, все необходимые ступени церковной иерархии и получил сан епископа Медиоланского.

Новый архиерей пожертвовал все свои богатства церкви и до конца жизни вел самый строгий подвижнический образ жизни. Амвросий стал образцом для всех – снискал уважение у верующего народа и императора.

Почти все произведения Амвросия представляют собой проповеди. В них он уделяет главное внимание вопросам нравственности.

В своих проповедях Амвросий также выступал в защиту апостольского идеала, против различных пороков, обличал грехи, в особенности – насилие, гордость, роскошь и разврат. Амвросий обращался главным образом не к привилегированным сословиям, а к широким массам. Епископ учил о главенстве общего блага, обличая частную собственность.       

Как проповедник и защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность христианского моралиста. В своих сочинениях он раскрывает превосходство христианского вероучения над вероучениями язычников.

Хотя его практическое понимание Писания испытало на себе влияние аллегорического метода, Амвросий был талантливым проповедником. Его проповеди в Миланском соборе «заронили искру христианства в Августина и впоследствии привели его к спасению» [10, С. 114]. Об этом Августин рассказывает в своей «Исповеди». Амвросий известен также тем, что ввел в Западной Церкви общее пение гимнов и антифонное пение псалмов.

Амвросий оказался способным администратором в церкви. Он стремился к тому, чтобы государство и его правители уважали церковь и не нарушали ее исконных прав на духовное управление. Деятельность епископа была направлена на отстаивание независимости Церкви от государства и защиту ее автономных прав перед лицом светской власти.       

В сентябре 381 года епископ Амвросий председательствовал на церковном Соборе в Аквилее и добился отлучения от церкви двух арианских епископов. Ему также удалось построить в Медиолане две большие базилики – Амвросианскую и Апостольскую.

К концу жизни святитель Амвросий пользовался славой и всенародной любовью. В 90-е годы он основал в Медиолане новый мужской монастырь. В конце своей жизни епископ уже не имел такого влияния на правителей как раньше, но все еще оставался почитаем.

Амвросий Медиоланский умер 4 апреля 397 года. В 823 году он был причислен к лику святых.

Подвижническая жизнь, добродетели, красноречие, христианское мужество и многие произведения принесли Амвросию заслуженную славу в Галлии, Италии, Греции, Малой и Передней Азии, Египте и Ливии.

Следовательно, доктором церкви Амвросий стал благодаря своим проповедям и церковной деятельности.

Биография Августина

 

Августин родился в 354 году в Тагасте (Алжир) в семье язычника и христианки. Учился он в Тагасте, Мадавре, а затем в Карфагене. Всю свою юность Августин «…не любил ничего, кроме азартной игры и зрелищ; он похищал у отца все, что мог найти, и, в конце концов, мать была вынуждена выгнать его из дому» [16, С. 10]. По окончании риторской школы Августин становится преподавателем ораторского искусства в Карфагене. Вскоре Августин направляется в Рим, а затем в Медиолан. где получил место ритора в государственной школе Медиолана. Его речи начинают влиять на формирование общественного мнения. Он не только поддерживает интересы языческой партии, но и активно борется с христианством, а впоследствии, «…когда Августина избрали епископом, он превратился в самого ревностного фанатика» [16, С. 10].

Однако тогда еще он не был и приверженцем политеизма. Еще в Карфагене он познакомился с манихейством. Идеи манихейства сильно повлияли на Августина, и он пошел на разрыв с семьей. В течение девяти лет Августин находился среди манихеев, но убедился в несостоятельности их идей.

Познакомившись с философией скептиков, Августин попал под ее влияние, он изменил свой взгляд на манихейство, но продолжал оставаться в этой среде [7, С. 12]. В это же время он знакомится с трудами Амвросия Медиоланского, чей авторитет возрос благодаря его успехам в борьбе с язычниками и еретиками, сочинениями неоплатоников, имевших среди римлян большое число последователей и книгами о жизни христианских подвижников.

Все это повлияло на мировоззрение Августина и 24 апреля 387 года в Медиолане он принимает крещение. После этого он уходит со службы и покидает Медиолан. Августин возвращается в Африку и основывает христианскую общину. Вскоре он сближается с епископом Валерием Гиппонским, по благословению которого рукоположен в священники. После смерти Валерия Августин становится епископом.

Уже в первые годы своего епископства Августин ведет борьбу с еретическими учениями: пелагианством, донатизмом, частично с арианством. Более чем кто-либо из великих богословов, Августин отождествлял путь к спасению с жизнью церкви. По этой причине он и старался до конца жизни защищать единство Великой церкви, выступая против ересей. Самым страшным грехом Августин считал раскол. Он, не колеблясь, утверждал, что верит в Евангелия, потому что церковь повелела ему верить [19, С. 48].

В это время Августин пишет ряд сочинений, трактующих трудные места в Библии, выступает в роли судьи, ведет проповеди.

На богословии Августина лежит глубокий отпечаток его темперамента и биографии. Несмотря на отход от манихейства, Августин все еще придерживается материалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая является следствием первородного греха и передается через половую жизнь. Что касается неоплатонизма, то его влияние было решающим [19, С. 44]. Для Августина человек – это душа, которой служит тело. Но человек – это единство души и тела. Однако именно его темперамент и постоянная борьба против нравов того времени привели к чрезмерному превозношению божественной благодати и одержимости идеей о предопределении [19, С. 45].

Августин прожил долгую жизнь. Он был талантливым полемистом, хорошим проповедником, епископом, а также превосходным богословом и создателем философии истории, которая по сей день сохраняет свою ценность. После него осталось около 100 книг, 500 проповедей и 200 посланий [10, С. 115].

Жизнь и духовную эволюцию Августина можно разделить на периоды:

1. Основу и предпосылки обращения в христианство были заложены в первую очередь его матерью, Моникой. Она не была высокообразованной личностью, но, в отличие от отца Августина была христианкой. Именно ее вера повлияла на мировоззрение Августина и привела его к христианству, хотя и не сразу.

2. Вслед за христианскими воззрениями матери сильнейшее влияние на него оказали произведения Цицерона, которым он увлекся во время учебы в Карфагене.

3. В 373 году он попал в среду манихеев. Их учение включало: 1) рационалистический подход; 2) резкую форму материализма; 3) радикальный дуализм добра и зла, понимаемых не просто как моральные, но и онтологические, и космические начала. Рационализм этой веры состоял в том, что необходимость веры исключается, объясняя всю реальность только разумом. Кроме того, у Мани как у восточного мыслителя превалируют фантазийные образы. Популярность этого учения объясняется его гибкостью – в нем нашлось место и для Христа.

4. В 383 году Августин постепенно отходит от манихейства. В некоторой степени это объясняется его встречей с одним из главных проповедников учения – Фавстом, не оправдавшим запросов Августина. Он увлекается философией академического скептицизма.

5. Переломным моментом в жизни Августина становится встреча с Амвросием, епископом Медиоланским. Теперь Библия стала доступной пониманию, и «…новое прочтение неоплатоников открыло Августину нематериальную реальность и нереальность зла» [5, С. 427]. Он, наконец, понял, что зло – это не субстанция, а лишь отсутствие добра.

6. Последний период жизни Августина отмечен борьбой с еретиками: «…вплоть до 404 года продолжалась борьба с манихеями» [5, С. 429]. В юности Августин увлекался учением Мани, та как манихейский дуализм позволял объяснить происхождение и почти безграничную власть зла. Спустя некоторое время он отверг манихейство. По его мнению, Всякое творение Божие реально; оно есть часть бытия, и, следовательно, оно есть добро. Зло не есть субстанция, так как в нем нет ни малейшей доли добра. Это – отчаянная попытка спасти единство, всемогущество и благость Божию, отмежевывая Бога от существующего в мире [19, С. 48].

Затем последовало обличение донатистов. Во главе раскола стал Донат, епископ Нумидийский. Он и его последователи настаивали на том, чтобы не принимать вновь в свои общины тех, кто под давлением гонителей отрекся от веры или поклонился идолам, а также, считали неправомерным отправление таинства служителями церкви, так или иначе запятнавшими себя такими действиями. На совещании епископов в Карфагене в 411 году Августину удалось доказать, что святость церкви зависит не от чистоты священства, а от силы благодати, передаваемой в таинствах. Также и спасительное действие таинств не зависит от веры того, кто их принимает.

Приблизительно с 412 года объектами его полемики становятся Пелагий и пелагианство. Основные противоречия разгорелись вокруг вопроса о том, достаточно ли для спасения человека его благой воли и поступков. По утверждению родоначальника ереси – иеромонаха Пелагия грех, совершенный Адамом, не переносится на потомство, и поэтому грех – это вовсе не родовое проклятие, но следствие личного выбора каждого человека. Следовательно, для избавления от греха человек не нуждается ни в какой сверхъестественной помощи, а «благодатью» следует называть природное свойство обычного человека приобретать себе благо собственным подвигом и подвижничеством. В противовес утверждениям пелагиан, Августин разрабатывал собственный взгляд на природу греха и божественной благодати, человеческой воли и сверхъестественного провидения

Августин смог отстоять свое мнение о необходимости Божьей благодати. Он осуждал, прежде всего, аскетический образ жизни пелагиан и нравственный идеализм, предлагаемые Пелагием. Следовательно, победа Августина была, в первую очередь, победой обычной общины мирян над идеалом суровости и реформы, за которые боролся Пелагий. Тезис Августина победил на Карфагенском соборе 417 года, после чего папа Зосим осудил пелагианство. А окончательно пелагианство было осуждено в 579 г. на Соборе в Оранже.

Обозревая всю его литературную деятельность, нужно отметить в развитии его учения три стадии, соответствующие его борьбе с тремя христианскими ересями: манихейством, донатизмом и пелагианством;

1) против манихеев он развивает учение об объективном единстве мирового плана и противополагает их рационализму единство церковного авторитета;

2) против донатистов тот же принцип единства мирового порядка их церковному партикуляризму противополагается католический универсализм;

3) против пелагиан, отрицающих благодать, утверждается единство действия благодати, как объективного спасающего начала, единство, как всеобщее предопределение, торжествующее над индивидуальной человеческой свободой.

Во всех трех стадиях один и тот же принцип – идеальное единство – специфицируется как архитектонический принцип вселенной, как принцип социальной организации общества и как содержание субъективной человеческой свободы Развивая отдельные стороны своего учения против ересей, отрицающих ту или иную сторону христианства, Августин сосредоточивает и суммирует его во всей полноте против язычников. Здесь идеал нашего мыслителя получает самое законченное и совершенное выражение, формулируется как единство всемирного боговластия [17].

Августин – во всех отношениях олицетворение той переходной эпохи V столетия, когда один обветшавший мир рушится, а другой созидается на его развалинах. Он стоит на рубеже между древностью и средними веками: собирая обломки древней культуры, он вместе с тем закладывает основы средневекового, частью же и новейшего европейского миросозерцания.

Это во всех отношениях двойственная личность: «…в ней воплотились и сосредоточились все противоположности его века. Более того, он предвосхитил и объединил в себе контрасты нового времени, ибо, будучи отцом и, можно сказать, основателем средневекового католичества, он вместе с тем другими сторонами своего учения был пророком протестантства. И если протестанты и католики с одинаковым правом видят в нем своего родоначальника, то мы без всякого сомнения можем признать его отцом западного христианства во всех главнейших его разветвлениях.» [17].

Он умер в Гиппоне в 430 году, в возрасте 76 лет.


Философия Августина

Отношение к вере и разуму

В работах Августина из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии. Августин считал, что основой изучения жизни, как и философии, является Бог, поскольку любое изучение является частью познания Бога. Человек, познавший Бога, не может не любить его. Всякое знание должно вести к Богу, а потом и к любви к нему.

у Августина вера – это единственный чистый источник истины и спасения. Вера обладает высшим авторитетом и она «…логически приоритетнее знания…» [8, С. 193]. Но вера не подменяет и не заменяет разумного понимания. Напротив вера стимулирует и подвигает понимание. Вера – это способ согласного понимания, именно поэтому без мысли нет, и не может быть веры. Следовательно, вера и разум взаимодополнительны. «Верю, потому что абсурдно» – это чуждо Августину [5, С. 432]. Для него характерна позиция: верю, чтобы понимать; – понимаю, чтобы верить. Другой позиции придерживается Таксиль Л., считающий, что Августин «…подкрепил своим авторитетом формулу слепой веры «Верую, ибо нелепо». [16, С. 10] Но Таксиль не стремится обосновать свое утверждение, перед ним стоит другая задача и автор придерживается первого утверждения

Путь познания для Августина – это восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Познание начинается с чувственного восприятия – так как «…Бог познается через его творения и словно по лестнице поднимается к истине. Вместе с тем, знание как таковое возникает лишь вследствие рефлексии рассудка над содержанием чувств. Разум, в свою очередь, судит о себе сам, и, в силу этого ему непосредственно очевидно, что он существует» [8, С. 181]. Кульминация познания – мистическое прикосновение разума к божественной Истине.

Человеческий разум – это орган, способный воспринимать божественный свет [3, С. 571]. Возвышаясь к Богу, разум «…как бы насыщается этим светом и просветляется. Возвращаясь к своему истоку, душа одновременно познает саму себя» [8, С. 181]. Следовательно, Бог и собственная душа являются главными целями всякого умозрения.

Истина и Бог

Даже приближаясь к истине, человек не достигает Бога. Истина трактуется у Августина по-разному. Он говорит об «…истине высшей, что сливается с Богом и вторым ликом Троицы…» [5, С. 440], т.е. высшая Истина – это Бог.

Следовательно, доказательство существования истины совпадает с доказательством существования Бога. Сначала Августин идет от внешности вещей к внутреннему миру человеческой души, а затем от истины, присутствующей в душе, к принципу любой истины, т.е. Богу.

У Августина есть три типа доказательств бытия Бога.

1. Уже греческая философия, на которую опирался Августин, допускала идею Создателя, Зодчего.

2. Власть Бога не может быть полностью скрыта от разума людей. И если люди обратятся к разуму, то они поймут и признают Бога Творцом мира.

3. Третье доказательство исходит из различения ступеней блага, от которых мы приходим к высшему Благу, т.е. Богу.

Бытие, Истина, Благо – это сущностные атрибуты Бога. Чтобы лучше понять первый из них, нужно осмыслить слова Бога: «Я есмь тот, кто Я есмь». Бог – это высшее, а потому неизменное бытие, от него получает бытие все, сотворенное из ничего. Некоторым своим творениям Он дал природу более совершенную, другим менее совершенную, так что они образуют некую «лестницу». Атрибуты Бога должны пониматься не как собственность некоего субъекта, но как совпадающие с самой его сущностью, у бога множество других атрибутов, помимо сущностных. Бог – это все позитивное в сотворенном, но без границ, свойственных человеческому, тварному, что и суммировано в выражении: «Я есмь тот, кто Я есмь» [5, С. 442].

Троица

1. В Троице и Бог, и Сын и Дух неразделимы. Троица – это единый и истинный Бог. В ее трех лицах нет ни иерархии, ни функциональных различий, но только абсолютное равенство.

2. Различение лиц Троицы проводится на основе их соотношения. Отец имеет сына, и он не есть сын. Также сын имеет отца и не является отцом. Святой Дух отличен, но не отделен, т. к. он равным образом прост и всеблаг вечно и неизменно.

3. Третья фундаментальная черта тринитарной проблематики Августина заключена в триадичных аналогах, которые он находит в мире сотворенного, то слабых намеков в вещах и внешнем человеке до истинных образов Троицы в человеческой душе. все сотворенные вещи, как телесные так и бестелесные, представляют единство, форму и порядок. Но в отличие от Троицы, вещи не равны.

Аналогичным образом, человеческий ум – это образ Троицы, т. к. он троичен и един, и как таковой он познает себя и любит себя. Так реализуется философский проект Августина: познавать Бога и собственную душу: Бога – через душу, душу – через Бога.

Зло в трактовке Августина

С проблемой творения тесно связана проблема зла. Происхождение зла волновало Августина всегда, и особенно в период его увлечения манихейством. Суть его утверждений, как правило, такова: «Всякая природа, которая может стать хуже, хороша» [2, С. 188]. То, что может быть метафорически названо злом в мире вещей, в действительности таковым не является, так как не только не нарушает гармонию мироздания, но непосредственно предполагается ею [3, С. 538] и «…для Тебя вовсе нет зла, не только для Тебя, но и для всего творения Твоего, ибо нет ничего, что извне вломилось бы и сломало порядок, Тобой установленный» [2, С. 189]. Злом считается то, «…что взятое в отдельности с чем то не согласуется, но это же самое согласуется с другим, оказывается тут хорошим и хорошо само по себе.» [2, С. 189].

Августин выделяет три уровня зла:

1. метафизико-онтологический;

2. моральный;

3. физический.

С метафизической точки зрения зла нет в космосе, но по отношению к Богу есть различные ступени бытия, в зависимости от конечности вещей и от различного уровня такой ограниченности. Но даже то, что для поверхностного взгляда представляется дефектом, кажется злом, в великой гармонии общего сглаживается и исчезает. Объявляя нечто живое порочным, или злом, мы судим о нем с точки зрения своей выгоды или пользы, что уже ошибочно. С точки зрения целого, всеобщего, любое существо, даже самое незначительное, имеет свой смысл, т.е. что-то позитивное.

Наибольшее внимание Августина привлекало, однако, моральное зло, т.е. зло в наиболее точном (исходном) значении этого слова [8, С. 192]. Моральное зло – это грех. Грех зависит от порочной воли. Воля по природе своей тяготеет к высшему Благу. Но т. к. существует множество конечных благ, то для души всегда есть возможность нарушить порядок этой иерархии, предпочесть высшему благо низшее, т.е. Богу – его создание. Таким образом, зло истекает из факта, что есть множество благ. В ошибочном выборе их и заключается зло.

Зло физическое, т.е. болезни, страдания, душевные муки и смерть появляется вследствие первородного греха. Но в процессе спасения все обретает свою позитивную направленность.

Воля, свобода, благодать

Августин придерживался той точки зрения, что источником зла и несчастий во всем мироздании является злая воля; что принцип свободы нравственной личности заключается в том, чтобы сознательно все свои действия подчинять необходимости следования добру; что высшая справедливость всем всегда воздает по заслугам. Но в текстах позднего Августина эта концепция заменяется новой теорией, в центре которой находится принцип взаимного отношения божественной благодати и божественного предопределения [8, С. 193]. Адам, предавшись греху по собственной воле, утратил бессмертие и перестал быть способным стремиться к добру, руководствуясь собственным побуждением. Этот грех (первородный), распространившись в порядке рождения и на последующие поколения, стал родовым проклятием всего человечества. К этому первородному прегрешению добавлялись со временем новые, «масса греха» постоянно росла, пока наконец все человечество не превратилось в одну греховную массу. В итоге греховное человечество либо не знает божественных заповедей, либо знает, но не может исполнить. По мнению Августина, сам человек не способен встать на истинный путь [8, С. 193].

Таким образом, происходит своеобразное «раздвоение воли»: человек бесцельно растрачивает силы в борьбе с самим собой. только божественная благодать способна вылечить больную душу и сообщить извратившейся воле единство и целостность. Благодать невозможно сравнить ни с какими заслугами человека и дается ему на совершенно непознаваемых основаниях: «…человек избирается и предопределяется к спасению неисследимой божественной мудростью. Это решение Бога невозможно понять: в Его справедливость можно только верить» [8, С. 193].

Августин отстаивал учение о роке, предопределении, отвергая этим свободу воли человека. По мнению Августина, Бог устраивает будущие дела; это устроение непреложно и неизменно. Но предопределение, не имеет ничего общего с фатализмом язычников: Бог наказывает, чтобы явить свой гнев и силу. Всемирная история представляет собой арену, на которой совершаются Его деяния. Одни люди удостаиваются вечной жизни, другие – вечного проклятия, и среди последних – младенцы, умершие некрещеными [19, С. 52].

Поскольку первородный грех передается половым путем, он является общим для всех и неизбежным, как и сама жи


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.