Глава I . Ценности и идеалы профессиональной социальной работы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава I . Ценности и идеалы профессиональной социальной работы

2020-03-31 196
Глава I . Ценности и идеалы профессиональной социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Основа ценностей социальной работы

1.2. Философские ценности и идеалы

1.3. Уровни ценностей

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

2.2. Этический кодекс и его принципы

2.3. Этические дилеммы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей контрольной работы «Ценности и идеалы профессиональной социальной работы». В ней я попытаюсь раскрыть такие важные понятия, как ценности социальной работы; разделение ценностей и идеалов на уровни; духовно нравственные качества социальный работника; этический кодекс социальной работы; этические дилеммы.

Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы – это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от её праисторических форм до современного состояния.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере.


ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основа ценностей социальной работы

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, также как и раньше, характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Уровни ценностей

Мегауровень

Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);

Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства);

Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности);

Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека);

Солидарность (Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права)

Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся);

Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой)

Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой).

Макроуровень

Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

Преимущество индивида по отношению к обществу.

Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом.

Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений.

Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям.

Готовность к передаче знаний и умений другим.

Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.

Стремление к развитию самопомощи клиента.

Мезоуровень

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Микроценности социальной работы. Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие, уважение, надежность и др.)


Моральные качества

 

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Рассматриваемая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т. е. является одной из её характеристик.

Применительно к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они должны проявлять гуманное отношение к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.

Альтруизм – это моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма.

Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении альтруизма, все философы были едены в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий, лишенных себялюбия. Альтруизм как черта характера, проявляющегося в поведении человека, т. е. совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (и называются в силу этого, помогающими).

Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию приоритета интересов других людей. «Жить для других», — в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое — к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной формой проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором — великодушие.

Иными словами, существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм. Одной из этих форм, играющих важную роль в социальной работе и других помогающих профессиях, является сочувствие (или сострадание).

Под сочувствием имеется в виду отношение человека к другим людям, которое основывается на признании законности их интересов и выражается в понимании их чувств, оказании им моральной поддержки, а также готовности содействовать осуществлению их намерений. Являясь моральным чувством, позволяющим человеку поставить себя на место других людей, сочувствие ограничивает действие эгоизма, имеющего природную основу. Действительно, оно предполагает такое отношение человека к другим людям, при котором он рассматривает их как в чем-то сходных с ним. Поэтому сочувствие играет важную роль в христианстве, для которого все люди, будучи детьми одного небесного отца, т. е. Бога, равны между собой. Согласно христианству, сострадательное отношение людей друг к другу (или милосердие), основанное на всеобщей любви, является тем путем, который ведет человека к Богу.

Как и альтруизм, сочувствие является необходимым условием социальной работы. Если социальный работник не проникнется им к своим клиентам, то он не будет рассматривать их интересы как первостепенные и для себя, а, следовательно не приложит максимум усилий для решения стоящих перед ними проблем. С другой стороны, в этом случае социальному работнику будет трудно рассчитывать на доверие своих клиентов, отсутствие которого сделает практически невозможным оказание им эффективной помощи. Поэтому можно сказать, что профессия социального работника, основываясь на альтруизме, требует от него также такого морального качества, как сочувствие.

Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (т. е социального работника и его клиента), протекающее при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а также обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и доверие к социальному работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должны возникнуть доверительные отношения.

Основанные на сочувствии и доверии, отношения между социальным работником и его клиентом больше всего похожи на дружбу. Как и дружба, они являются формой межличностных отношений, т. е. направлены на установление личных связей между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом неравны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

 

Этические дилеммы

 

Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры — жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость — являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом.

Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами. Например, Этический кодекс НАСР провозглашает, что «социальный работник не должен участвовать в каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или юридические права клиентов». Однако тот же кодекс указывает, что «социальный работник должен соблюдать свои обязательства перед организацией — работодателем». Совершенно реальна ситуация, когда эти два принципа противоречат один другому, если политика учреждения, которому переданы права, приводят к нарушению гражданских прав клиентов, например, обязательная ежемесячная оплата за квартиру при длительной невыплате заработной платы.

Законы постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановление ям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту. Например, социальные работники принимали решение не подчиняться местным законам, требующим ставить власти в известность об издевательствах и рукоприкладстве над детьми, считая, что ребенок подвергнется большему риску, если об этом сообщить местным правозащитным властям.

Личные и профессиональные ценности.

В основе еще одной группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Например, социальный работник, являющийся противником абортов, может иметь трудности, обсуждая эту проблему с беременной юной девушкой. В таких случаях нет простого ответа, и социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделана большая работа и изучено большое количество научной литературы на данную тему. В конце контрольной работы можно сделать ряд определенных выводов.

Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Важными моральными качествами в социальной работе являются гуманность, альтруизм и сочувствие (или сострадание).

Социальный работник должен всегда придерживаться этического кодекса и соблюдать принципы, формирующие его личность, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гусейнов «Этика». – М.: Гардарики, 2000. – 428 с.

2. Курбатова В. И. «Социальная работа» – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.

3. Медведева Г. П. «Этика социальной работы» – М.: Владос, 1999. – 208с.

4. Павленок П. Д. «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» – М.: «Дашков и К», 2006 – 596с.

5. Столяренко Л. Д., Николаева Л. С. «Культурология: 100 экзаменационных ответов» – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2005. – 256с.

6. Фирсов М. В. «Теория социальной работы» – М.: Владос, 2001. – 432с.

7. Холостова Е. А. «Социальная работа: теория и практика» – М.: Инфра-М, 2003. – 427 с.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Основа ценностей социальной работы

1.2. Философские ценности и идеалы

1.3. Уровни ценностей

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

2.2. Этический кодекс и его принципы

2.3. Этические дилеммы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей контрольной работы «Ценности и идеалы профессиональной социальной работы». В ней я попытаюсь раскрыть такие важные понятия, как ценности социальной работы; разделение ценностей и идеалов на уровни; духовно нравственные качества социальный работника; этический кодекс социальной работы; этические дилеммы.

Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы – это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от её праисторических форм до современного состояния.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере.


ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.