Сравнительный анализ программы «Профессия репортер» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сравнительный анализ программы «Профессия репортер»

2020-03-31 161
Сравнительный анализ программы «Профессия репортер» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для проведения исследования и анализа содержания телевизионных информационно-аналитических программ особенно актуальным становится использование социологических методов, так как одним из назначений телепередач исследуемого типа является воздействие на аудиторию с целью формирования общественного мнения. В этой части можно заметить цели, задачи, гипотезы информационного анализа программ «Профессия репортер» и «ЧП».

Анализ содержания позволит выявить некоторые черты и специфическую направленность программ-репортажей, тематические и жанровые предпочтения и подтвердить выдвинутые в начале анализа гипотезы. Так, оценивая композицию обеих программ, можно сказать, что композицию «Профессия репортер» можно назвать строгой, для программы «ЧП» характерна более свободная компоновка сюжетов и расширенная тематика. Обе программы используют различный подход к построению сюжета. Этот признак можно обозначить как своеобразный метод борьбы за внимание аудитории.

В «ЧП» во главу угла ставится само событие, его расследование, тогда как в «Профессия репортер» в центре внимания - «житейская сторона» события, человек. Программу «Профессия репортер» отличал иной принцип ранжирования новостей. Она состояла из событийного блока, в котором представлен анализ события, а также его изложение в форме репортажа, где рассматриваются общественно-значимые явления. В качестве способа привлечения внимания зрителей к программе, и, как следствие, увеличения рейтинга, создатели «Профессия репортер» большое внимание уделяли тематическому разнообразию.

Программа «ЧП»- представляет ряд телевизионных программ на определенные темы в современном мире. Чаще всего суть этой программы заключается в проведении довольно интересен, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы - по-своему уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Часто журналисты программы осуществляют расследование определенного вопроса, или проблемы, которая требует вмешательства независимого следователя - журналиста, который готов предоставить свой собственный репортаж.

В основном тематическая направленность «ЧП» схожа с тематикой программы «Профессия репортер». И в том и в другом случае место имеет репортаж, который освещает событие. Но репортеры этих программ подходят к одному и тому же событию с разных сторон. В программе «ЧП» главный упор делается на расследование и поиск истинных мотивов, скрытых фактов и объективных суждений. Соответственно из-за этого отличается и вид репортажа. Событийный репортаж, который является основополагающим для программы «Профессия репортер» направлен в большей степени на повествование о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Само по себе название программы - «ЧП» подразумевает работу в определенном жанре - журналистское расследование. Данный вид журналистики, означает планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и тому подобному). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества.

Де Бург в 2000 году дал следующее определение: Работа журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку.

Вот как смотрит на основной жанр программы директор программы «ЧП»: «Что такое журналистское расследование сегодня? Это - самый сложный журналистский жанр в России. И особенно - в последнее время. Раньше работать в этом жанре было опасно. В 90-х мы писали и снимали фильмы о криминальных группировках, о ворующих без устали чиновниках, о взятках и насилии, о войне. Искренне верили, что говорим правду. И воюем не зря. Писали от первого лица, не боясь, поэтому жанр авторский, вне сомнения. Свою фамилию ставить под статьей или в титрах телевизионной программы было в то же время почетно. Какая-то гордость разбирала…»

Директор телепрограммы заметил и обрисовал главную причину учреждения программы: «Коррупция давно превратилась в реальную угрозу национальной безопасности России. Страна все глубже погружается в трясину коррупционных процессов, которые резко снижает эффективность экономики, уничтожая то, что создано честным трудом граждан, усиливает нищету и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене. Коррупционная активность есть новая форма противоправной и криминальной деятельности - как отдельных граждан, так и целых организованных преступных групп и сообществ. Именно с этой целью создана наша программа».

«Чрезвычайное происшествие» - один из самых популярных проектов НТВ. Зрители программы всегда первыми узнают о том, что случилось. Двадцать четыре часа в сутки корреспонденты программы следят за развитием чрезвычайных событий в стране и мире.

За одиннадцать лет в эфире «ЧП» стала визитной карточкой канала. Для информационной программы это серьезный возраст. Журналисты стараются освещать события максимально объективно.

«ЧП» - это новости без политики. Сегодня «ЧП» входит в Дирекцию Общественно-правового вещания НТВ, возглавляет программу Андрей Куницын. В жанре криминальной журналистики он работает более 10 лет.

Главное отличие программ «ЧП» и «Профессия репортер» заключается в форме повествования. Не смотря на утверждение авторов программы «ЧП» о том, что все их телерепортажи максимально объективны, даже непосвященному зрителю с первых кадров просмотра передачи становится понятно, что та информация, которая передается ему в эфире, агрессивно навязывается. Голос за кадром, который с первого момента зритель слышит с экрана, постоянно держит в напряжении, агрессивно диктует свою точку зрения, не допуская больше никому высказывать свое мнение. Многое из того, что преподносится, явно не соответствует действительности. Или является откровенной ложью. Тем не менее, примешивается некоторая правдивая информация, создавая впечатление о том, что журналисты действительно проводили «объективное» расследование.

Подача ложной информации явно выстроена с определенной целью: оказать воздействие на психику человека подать информацию таким образом, чтобы у него сложилась определенная точка зрения. По всем законам психологии это называется «манипулятивное воздействие».

«Манипулятивное воздействие - это:

вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент;

вид психологического воздействия, направленного на изменение активности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается незамеченным им;

вид психологического воздействия, направленного на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий;

искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели;

вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий».

О манипулятивном потенциале СМИ довольно хорошо известно учёным, государственным чиновникам, знатокам в сфере рекламы и имидж-мейкинга, а также заказчикам разного рода рекламной продукции и тому подобным. Данным проблемам посвящают бесчисленные исследования. Рассмотрение предоставленной тематики введено уже во многие учебные направления ряда гуманитарных дисциплин, например, политологии, социальной психологии, а также в некоторые учебные пособия. Обращает внимание дефиниция причин, обусловливающих манипулятивный характер СМИ. Несмотря на некоторые различия в подходах к их трактовке у различных авторов, возможно объединить эти причины в три основные группы.

Во-первых, это причины, которые вызваны предвзятостью и субъективистским отношением людей, трудящихся в сферах СМИ. То есть, те искажения, какие порождаются их индивидуально-психологическим, личностным отношением, политическими пристрастиями, симпатиями и тому подобным.

Во-вторых, это причины, которые вызваны политической, социально-экономической и организационной ситуацией, в которой реализовывают свою деятельность СМИ. Самые существенные из них -это подчиненность СМИ конкретным социальным субъектам. Она может выражаться в двух важнейших формах - экономической и административной. В экономической форме зависимость проявляется в том, что средства массовой информации в условиях рыночной экономики функционируют с расчётом на обусловленных клиентов, например, рекламодателей и прочих заказчиков из количественного состава представителей крупных финансовых структур. При административной форме зависимость выражается в подчинении средств массовой информации своим хозяевам и учредителям.

В-третьих, это причины, определенные непосредственно процессом функционирования СМИ. Для того чтобы привлекать внимание и завоевывать массовость аудитории средства массовой информации при осуществлении подачи материала и подборке сообщений, следуют определенным общим правилам и принципам. При этом как отмечает В.П. Пугачев: «взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности». Им выделено пять подобных принципов, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом:

). Действительная приоритетность и мнимая приоритетность, а также привлекательность темы для общества. Соответственно этому принципу наибольшее число сообщений, предоставляемых средствами массовой информации, затрагивают такие проблемы, как угроза мирным отношениям между государствами или их районами, безопасность граждан, терроризм, экологические и прочие катастрофы и тому подобная тематика.

). Неординарность фактов. При соблюдении данного принципа сообщения о прочих экстремальных событиях: голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и тому подобном, - превалирует над освещением явлений обыденного, повседневного существования. Настоящим поясняется, в частности, тяготение средств массовой информации к сообщениям негативного содержания и сенсациям.

). Новизна фактов. Чтобы привлечь интерес общественности к сообщениям, ещё не получившим широкой огласки, в средствах массовой информации выдаются свежие данные об итогах развития экономики или количества безработных, о космических полётах, о недавно сформированных в политике партиях, их лидерах и так далее.

). Успех. Сообразно данному принципу, при трансляции передач и вёрстке статей в них оказываются актуальными уведомления об успехах партийных лидеров, политиков или даже Правительств единых государств. Особенный интерес уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Фетишизация звезд политики, искусства, спорта - это также характерное явление для средств массовой информации в рыночной сфере.

). Высокий общественный статус. Чем больше уровень преподносимого источника информации, тем важнее считается интервью или передача, потому что предполагается, что их признание прямо пропорционально социальному статусу людей, передающих сведения. В связи с действием данного правила самым простым доступом к средствам массовой информации располагают лица, которые занимают высокие должности в политической, военной, церковной или другой иерархии: президенты, военачальники, министры и так далее. Именно им посвящены основные страницы газетных изданий и центральные радио- и телепередачи.

Обычно тем людям, которым дана установка осуществить манипулятивное воздействие на психику других людей, тем более используя средства массовой информации, - платят за это определенный гонорар. О какой объективности может идти речь?

После таких передач гастарбайтеры становятся врагами, нации начинают ненавидеть друг друга, верующие люди объявляются сектантами, социум доводится до состояния гражданской войны. Остается открытым вопрос: «Кому это выгодно?»… Да, полное «ЧП».

Резко контрастирует с такой телепередачей программа «Профессия - репортёр», в которой авторам действительно удаётся представить объективную информацию. Голос за кадром появляется только иногда, когда обстановка этого действительно требует, высказывается точка зрения как одной, так и другой стороны. В отличие от программы «ЧП» авторским составом журналистской программы «Профессия - репортёр» в выпуске приводятся интервью с очевидцами событий, которые предъявляют зрителям документы, постановления суда, другие доказательства в защиту своей позиции. Причём последовательно и грамотно описывается позиция двух конфликтующих сторон.

В этом случае в обществе не возникает никакой неоправданной агрессии, просто зритель поощряется к грамотной и последовательной защите своих нарушенных прав. В программе «Профессия - репортёр» грамотно выстроено интервью, в отличие от «ЧП», где фразы обрываются на полуслове и при помощи монтажа эту же фразу как бы «договаривают» за интервьюируемого сами авторы.

Мы не будем в нашем исследовании углубляться в нравственно-этический кодекс журналистики, но в результате сравнительного анализа становится понятно, что постановка телепередач по образу программы «ЧП» опасна для общества.

Жанр журналистское расследование предполагает несколько иное построение программы, а репортаж ведется без вмешательства в события. Только при соблюдении этого условия репортаж может получиться действительно объективным. Погоня за сенсацией может привести к плачевным результатам, тем более, если допустить при этом манипулятивное воздействие с целью подчинить общность своим корыстным интересам. Здесь автор-журналист выступает либо в роли наемника - убийцы, который может «убить» не только морально, эмоционально или духовно, но порой и физически (доведение до самоубийства, создание агрессивной атмосферы с подстрекательством к преследованию определенной группы людей, которая стала предметом расследования журналиста), разрушающего общество, либо в роли рыцаря пера, который стоит на защите общества и помогает его созидать.

Заместитель директора газеты "Ньюс дэй" Роберт Грин сказал, что журналистское расследование - «это материал, основанный, как правило, на собственной инициативе журналиста, на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы скрыть. Многие желтые СМИ выдают материалы за журналистские расследования, зритель может их отличить при помощи мозга, который должен периодически работать, включаться тогда он все поймет. При отработке всей этой желтизны, некая методика журналистского расследования может быть использована, но еще и важно какой материал и какова степень его значимости и полезности для общества».

Журналистское расследование ни в коем случае не подразумевает воздействие на зрителя с целью давления, посредством применения лжи. Программа «Профессия репортер» дает возможность зрителю самому определить вывод и занять место в том или ином спорном вопросе.

Программа «Профессия репортер» заслужила большое доверие зрителей именно за счет того, что программа построена по типу репортажа, а не по типу «мозгового штурма». Именно такие репортажи дают возможность зрителю увидеть, насколько точно описываются в программе те или иные события. Данный вид построения программы рождает в зрителе доверие.

Вывод по второй главе: благодаря исследованию, проведённому в дипломной работе, можно сказать, что художественные средства и композиционное построение телерепортажей не гарантирует высокого их качества и правильной подачи информации в эфир. Необходима профессиональная работа по сбору, анализу и обработке материала, а также интересной его интерпретации без искажений и ложных фактов. Именно при соблюдении этих условий специальный телерепортаж будет актуальным и полезным.

 


Заключение

В результате исследования, проведённого в дипломной работе, автор выделил несколько выводов:

).в нашей стране тотально, долго и безотказно действует модель понижения смыслов ради упрощения их понимания, за счёт этого увеличивается аудитория, но не формируется зрелое и качественное телевидение;

).вопреки упомянутому в дипломной работе мнению о том, что объективности достичь нереально, так как отбор любых фактов для публикации является процессом субъективным, автор исследования привёл основательные доводы, подтверждая противоположную точку зрения. Кроме того, если не придерживаться объективности, смысл непосредственно существования журналистики как метода ознакомления общественности с реально происходящими вокруг событиями, теряется;

).проанализировано отношение к определению актуальности телерепортажа и выявлены характерные особенности, которые играют немалую роль при определении его типа и уровня;

).автором исследования выявлено также, что для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе специального телерепортажа важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя;

).специальные репортажи готовятся в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. В дипломной работе было доказано, что специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. На примере журналистской работы сотрудников программы «Профессия - репортёр» был рассмотрен анализ грамотного профессионального альянса авторов.

В заключении исследования хотелось бы отметить, что программа «Профессия - репортер» по-прежнему остается одним из самых интересных, острых и актуальных репортажных циклов в эфире российского телевидения. Обычное подражание или повторение методов и специфики работы этой уникальной команды авторов-журналистов не позволит создать столь грамотный профессиональный альянс. Это огромный кропотливый труд, здесь важным является всё: и композиция, и монтаж, и интервью, и выводы автора. Но самым основным критерием, который отличает репортажи данных авторов является документальность объективность и правдивость информации, - всё, чего так не хватает на российском телевидении. Действительно, журналистов программы «Профессия - репортёр» можно назвать независимыми следователями, которые готовы провести своё собственное независимое расследование.

 


Список использованной литературы

 

1. Григорян М. Пособие по журналистике. Справочник. - Права человека. - 2007

. Гострова Е. В. Информационно-аналитические телевизионные программы: исория, типология, современное состояние.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Ростов-на-Дону - 2006

.Гострова Е.В. Информационно-аналитические программы на советском и российском ТВ: исторический аспект // Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. Ростов н/Д., 2005 - 0,4 п.л.

. Гострова Е.В. Типологические признаки информационно-аналитической программы (на примере телевизионной передачи «Намедни») // Тезисы докладов молодых исследователей. - Ростов н/Д, 2004. - 0,2 п.л.

. Гострова Е.В. Особенности информационно-аналитических программ на государственном телевидении // Relga. 2006. №1 (123). //www.relga.ru - 0,6 п.л.

. Гострова Е.В. Тенденции в подаче информации в телевизионной информационно-аналитической программе «Намедни»// Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы. - Воронеж, 2005. - 0,1 п.л.

. Гострова Е.В. Еженедельные информационно-аналитические программы на государственном канале // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. - СПб., 2005. - 0,2 п.л.

. Гострова Е.В. Роль ведущего информационно-аналитической программы // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве.- М., 2006. - 0,1 п.л.

. Гострова Е.В. «Эстафета новостей» как прообраз современной информационно-аналитической телепрограммы // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Материалы научно-практической конференции. Москва 2-5 февраля 2005г. - М., 2005. - 0,2 п.л.

. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М., 1963.

. Гуревич С.М. Репортаж в газете. - M., 1963. С. 3-32

. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996, с. 57

. Кузнецов Г.В журнал “Журналист”, - М. - С. 60

. Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2004, стр. 147

. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005, с. 187

. Муратов С.А. “ТВ - Эволюция нетерпимости”, С. 45

. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., - 1995, с. 5-10

. Смирнов Н., Неотразимый образ, Заметки о Лариссе Рейснер, «Новый мир», 1929

. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Оазис. - 2007, с.84

. Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия.- М.,1982, стр. 83.

. Чахирьян Г. П. “Изобразительный мир экрана” с. 133

. Большой Энциклопедический Словарь/Словари.ру// slovari.299.ru/enc.php

. “Как делать телевидение”, 1999 г., учебный проект, VHSRip

. Телевизионная журналистика”, / под ред. Кузнецова Г. В., - М. - С 40

. По данным компании Gallup Media Asia// Елена Зеленцова// www.4p.ru

26. Killenberg G. Pablic Affairs Reporting (Governing the News in the Information Age). N.Y. P. 3-45.

. http://www.journalists.spb.ru/publish/newspaper/2005/numb01/doc1845/

. www.5-tv.ru/video/502670/

. http://chp.ntv.ru/

. http://profrep.ru/

. http://profrep.ru/issues.jsp

. http://profrep.ru/undefined

. http://konkurs.ntv.ru/2007/press/2.html

. http://konkurs.ntv.ru/2007/press/5.html


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.