Художественно-изобразительные средства в программах цикла «Профессия репортёр» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Художественно-изобразительные средства в программах цикла «Профессия репортёр»

2020-03-31 218
Художественно-изобразительные средства в программах цикла «Профессия репортёр» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие «композиция» происходит от лат. «Composition» - составление, связывание. В журналистских репортажах (из-за особенности публикационного отображения действительности - прерывисто и мозаично) могут быть связаны несколько событий, разделенных по времени и в пространстве; некоторого рода смысловые блоки, которые раскрывают суть одного или другого явления; разного рода факты и наблюдения; мнение и оценка человека, или нескольких людей и так далее. Однако при этом принято подразумевать не просто их «скрепление», а некоторого рода соединение некоторых, различных по составу содержательных компонентов, что в результате поспособствовало бы созданию целостных произведений.

В практике журналистики выработана довольно четкая и устойчивая система репортажного описания. Ученова говорит о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения»

Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. М.Н.Ким предполагает, что «именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров». Отличительной же чертой репортажа является динамично-развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как:

· выбор отображаемого отрезка события;

· выбор и расстановка участников события;

· отбор и расположение фактического материала в репортаже;

· отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания;

· отбор характерных деталей;

· отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни. Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, мнения, впечатления, интересные детали, зарисовки с натуры, сталкивается с трудностями их структурной организации.

«Журналистский репортаж,- замечает В.В. Ученова,- вовсе не является прямой проекцией, точным слепком живого процесса наблюдения как одного из ведущих методов познания. Как бы полно процесс живого наблюдения журналиста над действительностью ни был развернут в том или ином репортажном произведении, между методом познания и воплощением существует определенный «зазор». Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов».

. Событийный

Наиболее распространенный вид репортажа - оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж - это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно значимой теме.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия» - читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. Средства, с помощью которых достигается этот эффект, разнообразны:

- использование ярких деталей и подробностей - черезподобного рода содержательные элементы можно описывать различные предметы или объекты материального мира, давать характеристики поведения людей, обрисовывать внешнюю обстановку события и т.д.

использование речевых стратегий - мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реально существующих людей.

. Аналитический (проблемный)

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития, «несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков».

Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис - аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных.

. Познавательно-тематический

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и так далее. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению». Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события - его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения».

Таким образом, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

в репортаже-расследовании, в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются вразличного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

. Репортаж-комментарий

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий: «Комментированный репортаж - это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах:

) информация,

) интерпретация,

) мнение.

Как правило, имеет интригующее начало». Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям.

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария:

расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей.

комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами.

Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией. Итак, можно отметить, что репортаж как жанр периодической печати требует особой структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения (помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события). Кроме того, жанр репортажа требует достаточно четкой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. Все это делает репортаж уникальнейшим способом выражения журналистской мысли.

В результате исследования, проведённого в первой главе, можно сделать вывод о том, что для успешной работы репортеру необходимо иметь освоить теоретические аспекты и профессиональные навыки, которые помогут, в конечном счете, создавать грамотные и профессионально интересные репортажи. Такие знания помогут им распознать информацию, которая будет интересна и полезна читателям, увидеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, уловить связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле могут представлять собой части целого.

 


Глава 2: Тенденции развития репортажного жанра на примере программы «Профессия репортер»

Содержание передач «Профессия репортер» и интересы целевой аудитории НТВ

 

Телепередачу "Профессия - репортер" впервые зрители смогли увидеть в эфире телеканала НТВ в 1998 году. С самого начала она формировалась её создателями для того, чтобы дать дорогу молодым репортерам, чтобы они имели возможности испытать свои силы в подобном многосложном и специфичном жанре журналистики, как специальный репортаж, где молодому специалисту с незначительным опытом довольно сложно сотворить добротную продукцию, интересную для зрителей и отвечающую требованиям такой творческой и своеобразной профессии.

Изначально она задумывалась ее создателями для того, чтобы молодые репортеры имели возможность попробовать свои силы в таком непростом и специфическом жанре журналистики, как специальный репортаж, в котором человеку с небольшим опытом достаточно сложно создать добротный продукт, интересный зрителям и отвечающий требованиям профессии.

Начинающие тележурналисты, как правило, первые шаги на профессиональном поприще совершают, будучи репортерами в программах новостей. Короткий по времени репортаж в новостной программе не позволяет в полном объеме осветить событие или явление, о котором в нем идет речь. Чаще всего суть такого репортажа сводится к краткому информационному сообщению о произошедшем с последующим комментарием. Безусловно, и для такой формы журналистской работы необходимо профессиональное мастерство: быстрота реакции, умение выделять главное из полученной информации, способность оказываться «в нужное время в нужном месте».

При подготовке же специального репортажа его автору приходится проводить более глубокий анализ освещаемого события, давать расширенные комментарии, сопоставлять и обобщать факты, высказывать свое видение вопроса и возможности его решения. Спецрепортаж может быть как событийным, т.е. показывающим хронологию и развитие происходящего, так и тематическим - рассказывающим о событиях, объединённых одной темой, но происходивших в разное время, может быть целиком посвящен одному или нескольким людям. Конечно же, и хронометраж такого репортажа в несколько раз больше, чем у информационного сообщения в составе новостного блока.

Своеобразной лабораторией, где талантливые представители молодого поколения репортеров НТВ могли проявить свои способности и одновременно с этим отточить свое мастерство, и стала передача «Профессия - репортер».

Но со временем необходимость в подобной «кузнице кадров» отпала, и проект получил новое наполнение. В 2004 году несколько журналистов НТВ, которых по праву можно назвать одними из лучших российских телерепортеров, - Вадим Такменев, Александр Зиненко, Андрей Лошак и (увы, трагически погибший) Илья Зимин - стали постоянными авторами программы.

Работы каждого из репортеров уже получили к тому времени высокую оценку (все четверо являются лауреатами или номинантами премии ТЭФФИ), у каждого сложился свой собственный стиль подачи материала, оригинальный и уникальный «почерк». И программа рассматривалась ими на данном этапе как возможность раздвинуть рамки жанровых ограничений для репортажа, проявить себя в разных репортерских амплуа.

Журналистам программы «Профессия - репортер» за время ее существования пришлось стать и стрингерами (стрингер - репортер и оператор в одном лице, работающий, как правило, в «горячих точках»), и рейнджерами, освещать события светской жизни и рассказывать о тех, кто оказался на самом дне, проводить журналистские расследования.

С первых же выпусков «Профессия - репортер» стала одной из самых рейтинговых программ на отечественном телевидении, чему способствовали не только высокий уровень профессионализма авторов материалов, выходящих в эфир, но и острые, даже экстремальные темы, актуальность репортажей, необычный взгляд на события и героев.

Со временем авторский состав несколько изменился. В 2006 году трагически погиб Илья Зимин. В программу пришли Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел Лобков. Но программа «Профессия - репортер» по-прежнему остается одним из самых интересных, острых и актуальных репортажных циклов в эфире российского телевидения.

Начинающим тележурналистам, как правило, удобно свои первые шаги в профессиисовершать, являясь репортёрами в телепрограммах новостей. Короткие по времени и содержанию репортажи в новостных программах не позволяют в совершенном объёме освещать события или явления, о которых в них идёт речь. Скорее всего, сущность подобного репортажа переключает внимание зрителя к краткой информационной концепции, которая освещает произошедшее с последующими комментариями. Бесспорно, и для подобной формы журналистского репортажа необходимы профессиональные навыки и мастерство: стремительность реакции, необходимость уметь выделить самое существенное из приобретенной информации, способность оказаться «в нужное время в нужном месте».

Но на подготовительном эпизоде специальных репортажей их авторам приходится проводить наиболее полное рассмотрение освещаемых событий, давая при этом расширенные комментарии, сопоставляя и обобщая факты, высказывая свою точку зрения и видение проблемы и тут же предлагать возможность их решения. Специальный репортаж может быть как событийного плана, то есть, показывающего хронологию и развитие происходящих событий, так и тематического, то есть, рассказывающего о событиях, которые объединяет одна тема, но которые происходили на разных временных этапах, возможно, даже, что эти события были целиком посвящены одному или нескольким личностям. Хронометраж подобных репортажей в несколько раз значительнее, чем у информационных сообщений в составах новостных блоков.

Своеобразными лабораториями, где талантливые представители молодых начинающих репортеров НТВ смогли обнаружить свою способность на профессиональном уровне делать телерепортаж и вместе с тем оттачивать своё мастерство, и стали выпуски телепередачи «Профессия - репортер».

Постепенно необходимость в подобных экспериментах отпала, и новый проект приобрел новую составную. В 2004 году нескольких тележурналистов НТВ, которых по праву называют одними из наилучших российских репортёров, - Вадима Такменева, Александра Зиненко, Андрея Лошака и (увы, трагически погибшего) Илью Зимина - назначили постоянными авторами телепередачи.

Произведения каждого из них уже приобрели к тому времени высокие оценки и рейтинг, так как все четверо являлись на тот момент времени лауреатами или номинантами премии ТЭФФИ, и у каждого из них уже сформировалось своё собственное кредо и каждому принадлежал особый стиль подачи материала, который можно было назвать оригинальным и уникальным «почерком», принадлежащим исключительно тому или иному автору. И программа стала рассматриваться на данном этапе как средство для возможности расширить рамки жанрового ограничения для репортажей, выявить в себе разные репортерские амплуа.

Тележурналистам программы «Профессия - репортер» за период её бытия довелось стать и стрингерами (стрингер - репортер и оператор в одном лице, который часто работает в «горячих точках»), и рейнджерами, то есть, когда приходилось освещать событийные моменты жизни светского бомонда и повествовать о тех, кто очутился на самом дне, а также проводить различные журналистские расследования.

С первых же выпусков «Профессия - репортер» начала приобретать одну из самых рейтинговых позиций в количестве программ на российском телевидении, чему поспособствовала не только высокая степень подготовки профессиональных материалов авторами, выходящими в эфир, но и острая, даже экстремальная тематика, злободневность репортажей, необычная точка зрения на события и героев.

Со временем авторский состав несколько изменился. В 2006 году произошел несчастный случай с Ильей Зиминым. В программе появились Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел Лобков. Но программа «Профессия - репортер» по-прежнему осталась одним из самых интересных, известных и актуальных репортажных циклов в эфире нашего российского телевидения.

«Профессия-репортер» - представляет целый цикл телевизионных репортажей на интересные темы современного мира. Чаще всего интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы - по-своему уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Часто журналисты программы выезжают на место, где по сигналу граждан что-то произошло, или где жизнь выходит за грани нищеты, а также по многим другим причинам.

Программа "Профессия - репортёр". «Профессия - Репортер» - цикл фильмов, каждый из которых - это интересная история о людях известных и неизвестных, событиях частных и исторических. Программу «Профессия - Репортер» можно назвать творческим полигоном лучших репортеров НТВ.

Телеканал НТВ вещает в России с 1993 года. Это единственный частный канал, который получил статус федерального. Целевая аудитория НТВ - самая молодая среди федеральных каналов. В ее составе преимущественно мужчины. Характерной чертой телеканала является тот факт, что в долевом соотношении НТВ смотрят, как правило, работающие люди с высшим образованием, следовательно, более платежеспособные.

Программное обеспечение телеканала НТВ представляется рядом информационных программ: «Сегодня», «Чрезвычайное происшествие», путем использования большого количества информационно-аналитических программ («Профессия - репортер»), есть также игровые проекты («Своя игра»), развлекательные («Едим дома», «Квартирный вопрос»), немало сериалов и кинофильмов, преимущественно детективного жанра. Программа «Профессия - репортер» за маленькое время снискала уважение широкого круга людей, так как направленность программы позволила завоевать уважение целевой аудитории в которую входят молодые люди 20-30 лет и пожилое население страны.

Сама по себе телекомпания НТВ была создана в 1993 году, а на данный момент НТВ - представляет собой частный российский телеканал, который имеет статус федерального. Аудитория НТВ в России превышает 110 миллионов человек. Помимо территории России, вещание НТВ распространяется на страны СНГ, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду. Каждый сезон на канале появляются новые программы, кинофильмы и сериалы, а также развлекательные проекты.

Одним из основополагающих понятий в телевидении является понятие целевой аудитории, то есть группы людей, на которых так или иначе будет направлена программа - «Профессия репортер».

Целевая аудитория описывается рядом определенных социально-демографических показателей. Например, для телевизионной программы «Профессия репортер» подходит целевая аудитория - мужчины и женщины20-60 лет, которые постоянно сталкиваются с бытовыми проблемами, которые в сюжетах ставятся ребром. Можно выявлять специфические стороны целевой аудитории для определенного репортажа. Какой-то сюжет будет нацелен на молодого зрителя, другой на среднего, третий - на пожилого, и так далее.

Очень важно знать стиль жизни и привычки целевой аудитории. Например, как они проводят свободное время, любят ли спорт, читают ли газеты, как относятся к рекламе. Все это пригодится, когда придется придумывать как рекламировать свой товар, где рекламировать и так далее.

Конечно же, очень важно исследовать целевую аудиторию. Это дает возможность выявить определенную направленность зрителей и определить, какие репортажи будут актуальны для зрителей. Немаловажным процессом является выявление более актуальной тематики, для чего на официальном сайте программы «Профессия репортер» для целевой аудитории был открыт форум, где люди имели возможность написать о своих проблемах и попросить чтобы репортеры провели репортаж по определенной тематике.

Целевую аудиторию и интересные им темы не всегда легко определить, если речь идет о неком новом репортаже и тем более о целой программе. Как правило, для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя.

Начиная открытие телевизионной кампании, вначале важно определить "портрет" зрителей программы, которая появится на телеканале. Людям, которые отвечают этому "портрету" и будет адресована программа. Они и есть целевая аудитория.

Когда планируется выпуск телепрограммы, важно определить целевой рейтинг других программ. Так, если целевая аудитория программы «Профессия репортер» - мужчины и женщины, то не важно, что 20 процентов всех жителей смотрели программу, не важно, что всего 5 процентов из них - подростки до 20 лет. Это не главное, ведь целевая аудитория - это мужчины и женщины от 20 и до 60.

Целевая аудитория не может по размеру превышать, чем аудитория "Allpeople" ("Все люди"). Аудитория "Allpeople" является частным случаем целевой аудитории.

Определение целевой аудитории программы «Профессия репортер» включает в себя два этапа:

Определение процента людей, которые смотрят программу в демографическом разрезе (полу, возрасту, доходу). То есть, кто является зрителем программы - мужчины, женщины и так далее.

Построение пересечений потребления и предпочтения СМИ, то есть какие СМИ предпочитают потребители данного продукта.

При определении целевой аудитория необходимо следить за тем, чтобы она не была слишком мала, так как присутствие погрешностей в медиаизмерениях может сделать результаты оценок недостоверными.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.