Дядченко Виктория Сергеевна, — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Дядченко Виктория Сергеевна,

2020-03-31 169
Дядченко Виктория Сергеевна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дядченко Виктория Сергеевна,

Научный руководитель:

Жуков Родион Сергеевич,

канд. пед. наук, доцент КРИПК и ПРО

 

 

Кемерово 2010

 


 

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика и возрастные особенности развития двигательных качеств

1.1 Общая характеристика двигательных качеств

1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств

1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков

Глава 2. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Анализ научно-методической литературы

2.2.2 Тестирование физической подготовленности

2.2.3 Педагогический эксперимент

2.2.4 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

2.4 Обработка результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

 


 

Введение

 

Актуальность и постановка проблемы исследования. Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).

Важнейшим этапом развития детей, требующим поиска новых и эффективных методов воспитания и обучения, является подростковый возраст - период перехода к взрослому состоянию, как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового возраста, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физическому воспитанию столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.

В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы является воспитание всесторонне и гармонически развитого человека и раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфо-функциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость [20].

Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.

Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки [В. П. Филин, 1974, А. А. Гужаловский, 1979, В. К. Бальсевич, 1983 и др.].

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у групп начальной подготовки по легкой атлетике.

Объектом исследования является процесс развития и формирования двигательных качеств.

Предметом исследования является совершенствование развития двигательных качеств легкоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовки.

Научная гипотеза. Предполагалось, что изучение возрастных особенностей развития двигательных качеств позволит выявить более рациональные подходы по развитию этих качеств путем правильного подбора средств и методов тренировки и повысить эффективность тренировочного процесса.

Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью выявления средств, методов и условий развития двигательных качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.

К методам исследования относится: теоретический анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью юных легкоатлетов, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы обработки полученных данных.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, что является важным компонентом системы управления тренировочным процессом.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности развития двигательных качеств и результативности соревновательной деятельности юных легкоатлетов, для оптимизации физической подготовки юных легкоатлетов на этапах начальной спортивной специализации. Полученные материалы исследования могут применяться при разработке программно-нормативных документов для легкоатлетических секций, детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).

 


 

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у групп начальной подготовки по легкой атлетике.

Для этого поставлены следующие задачи:

- изучить литературные источники по данной теме

- разработать экспериментальную методику занятий различной направленности в секции по легкой атлетике для групп начальной подготовки

- подготовить исследуемую группу

- подобрать тесты для исследования развития физических качеств у испытуемых

- провести тестирование

Методы исследования

 

При проведении эксперимента применялись следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Тестирование физической подготовленности;

3. Педагогический эксперимент;

4. Методы математической статистики.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент был проведен в ДЮСШ № 2 города Кемерово в период с 01.11.2009 г. по 31.04.2010 г. В нем приняли участие 12 девочек 11-12 лет. Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании развития двигательных качеств у испытуемых и повышение их уровня физической подготовленности.

Организация исследования

 

На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.

На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент. Была сформирована группа из 12 девочек в возрасте 11-12 лет.

Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана программа занятий различной направленности в секции легкой атлетике.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Поскольку возраст испытуемых составлял 10-12 лет, то мы в ходе исследования пользовались определенными средствами и методами развития двигательных качеств, характерными для их возраста и пола.

Для развития силы, скорости и скоростно-силовых способностей, применялись прыжковые упражнения, многоскоки, спрыгивания, выпрыгивания, метания, упражнения с преодолением веса собственного тела (отжимания, подтягивания ног к перекладине), упражнения с набивными мячами, упражнения, развивающие крупные группы мышц спины и живота, мышц задней поверхности бедра. Для развития скоростных качеств использовали многократное повторение скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивностью, упражнения для развития реакции, упражнения в затрудненных условиях (ускорения в гору, по лестнице), работу рук и ног в максимально быстром темпе, упражнения со скакалками, проводили различные эстафеты. Также мы применяли игровой метод, т.к. он дает возможность комплексного развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Специальные тренировки для развития этих качеств, применялись один раз в неделю.

Для развития выносливости применяли упражнения малой и умеренной мощности, продолжительностью 10-20 минут, использовали темповый бег 200-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег с продолжительностью до 2 минут. Так же для развития выносливости мы использовали подвижные игры. Специальные тренировки для развития выносливости применялись один раз в две недели.

В каждой тренировке использовались упражнения на гибкость. Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов.

Для развития ловкости использовалось выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений, упражнений на точность движения, челночный бег, акробатические упражнений, а так же спортивные игры.

Тренировки проводились 3 раза в неделю, по 2 академических часа.

В конце педагогического эксперимента испытуемым были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования.

 


 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели особенности развития двигательных качеств легкоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовки. Изучение специальной литературы и результаты наших исследований подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности. Разработали рациональную структуру тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновали эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 11-12 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени – выносливость и сила.

Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке. Очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект.


Список литературы

1. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.

2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. – М.: ФиС, 1991. – 209 с.

3. Бондаревский, Е.Я. Структура и измерение физической пригодности / Е.Я. Бондаревский, В.М. Зациорский // Теория и практика физической культуры. – 1968. - №6. – С. 76-78.

4. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов / Б.В. Валик. – М.: ФиС, 1974. – 244 с.

5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.

6. Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей // теория и практика физической культуры. – 1993. - №5-6. – С. 41.

7. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для вузов физ. культуры и факультетов воспитания вузов / Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

8. Гандельсман, А.Б. Двигательная гипоксия / А.Б. Гандельсман, Р.П. Грачева, Н.Б. Прокопович // Проблемы физиологии спорта. – М., 1960. – С. 81-87.

9. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Смоленск: СГИФК, 1997.- 220с.

10. Губа, В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2003. - N 3. - С. 31-34.

11. Губа, В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта / В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - N 3-4. - С. 21-26,39-41.

12. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1977. - №7. – С. 37-39.

13. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дис. …д-ра пед. наук / Гужаловский Александр Александрович. – М., 1979. – 23 с.

14. Дворкин, Л.С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский, С.В. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2003. - N 3. - С. 29.

15. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009.

16. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: очерки / Н.В. Зимкин. - М.: ФиС, 1956. - 205 с.

17. Ильин, Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности / Е.П. Ильин // Личность и деятельность / Отв. Ред. А.А. Крылов. – Л., 1982.

18. Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э.Г. Мартиросов // Физиология человека. – 1982. - №7. – С.194.

19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - Изд. 4-е, стер. - СПб.: Лань: Омега - Л, 2004. - 159 с.

20. Развитие двигательных качеств школьников / под ред. З. И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1967.

21. Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. – М.: Советский спорт, 2007.- 136с.

22. Тимошкин, В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. – 1994. № 5-6. – С. 24-32.

23. Филин, В.П. Возрастные основы физического воспитания / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: ФиС, 1972. – 176с.

24. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. – М.: ФиС, 1974. – 232 с.

25. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: ФиС, 1991. – 224с.

26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

27. Чернов, К.А. Теория индивидуального управления процессом спортивной подготовки / К.А. Чернов, Ю.Ф. Юдин, С.В. Брянкин. – Смоленск-Москва, 1980. – 129с.

 


 

Приложения

Приложение 1

 

Критические периоды развития двигательных качеств детей школьного возраста (по А. А. Гужаловскому)

 

 

Пол

 

 

Возрастные периоды, годы

Двигательные качества

Абсолютная становая сила Быстрота движений Скоростно-силовые качества Общая выносливость   гибкость
    Мальчики 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 0 1 0 1 0 0 2 1 1 3 3 3 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 1 2 0 0 0 3 0 3 0 3 0 2 0 0 0 0 3 0 0 0 3 0 3 0
    Девочки   7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 1 1 0 3 2 0 0 0 0 3 3 3 2 3 0 0 3 0 1 0 1 0 3 3 3 0 0 1 0 0 0 1 2 2 3 0 0 0 0 0 1 0 1 0 2 0 2 3 0 3

 

0 - Субкритические периоды (период пониженных темпов развития физ. качеств)

1- Критические периоды низкой чувствительности (низкий темп развития физ. качеств)

2- Критические периоды средней чувствительности (умеренно высокий темп развития физ. качеств)

3- Критические периоды высокой чувствительности (высокий темп развития физ. качеств)

 


 

Приложение 2

 

Уровень физической подготовленности учащихся в ноябре месяце

№ п/п Ф. И. Бег 30 м Челночный бег Прыжки в длину 5’ бег Наклон вперёд из положения сидя Отжимания
1 Бессарабова 6.1 8.8 145 850 11 16
2 Димитрюк 5.4 8.5 170 1000 9 3
3 Дудурова 5.9 9.1 120 650 12 10
4 Лихачева 5.7 8.9 170 850 13 0
5 Мельникова 5.6 8.5 160 670 14 12
6 Печенцева 5.2 8.0 170 800 17 8
7 Тамилина 6.6 9.3 130 700 13 0
8 Грибанова 6.0 8.8 150 700 15 21
9 Черномазова 5.4 8.7 140 850 7 16
10 Шустова 5.4 8.4 170 600 9 13
11 Серегина 6.0 8.9 155 850 11 10
12 Глушкова 5.1 8.1 180 1000 12 22

 

Уровень физической подготовленности учащихся в мае месяце

№ п/п Ф. И. Бег 30 м Челночный бег Прыжки в длину 5’ бег Наклон вперёд из положения сидя Отжимания
1 Бессарабова 6.3 8.5 140 800 10 15
2 Димитрюк 5.2 8.3 180 1050 12 3
3 Дудурова 5.8 9.0 140 670 13 10
4 Лихачева 5.7 8.9 175 800 15 2
5 Мельникова 5.4 8.4 175 660 14 14
6 Печенцева 5.0 7.8 180 800 18 12
7 Тамилина 6.3 9.0 145 650 14 4
8 Грибанова 5.8 8.7 150 750 16 22
9 Черномазова 5.5 8.5 150 870 9 17
10 Шустова 5.4 8.3 175 650 12 13
11 Серегина 5.9 8.7 155 840 13 8
12 Глушкова 4.9 7.8 180 1050 14 24

 

Дядченко Виктория Сергеевна,

Научный руководитель:

Жуков Родион Сергеевич,

канд. пед. наук, доцент КРИПК и ПРО

 

 

Кемерово 2010

 


 

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика и возрастные особенности развития двигательных качеств

1.1 Общая характеристика двигательных качеств

1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств

1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков

Глава 2. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Анализ научно-методической литературы

2.2.2 Тестирование физической подготовленности

2.2.3 Педагогический эксперимент

2.2.4 Методы математической статистики

2.3 Организация исследования

2.4 Обработка результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

 


 

Введение

 

Актуальность и постановка проблемы исследования. Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).

Важнейшим этапом развития детей, требующим поиска новых и эффективных методов воспитания и обучения, является подростковый возраст - период перехода к взрослому состоянию, как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового возраста, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физическому воспитанию столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.

В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы является воспитание всесторонне и гармонически развитого человека и раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфо-функциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость [20].

Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.

Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки [В. П. Филин, 1974, А. А. Гужаловский, 1979, В. К. Бальсевич, 1983 и др.].

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у групп начальной подготовки по легкой атлетике.

Объектом исследования является процесс развития и формирования двигательных качеств.

Предметом исследования является совершенствование развития двигательных качеств легкоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовки.

Научная гипотеза. Предполагалось, что изучение возрастных особенностей развития двигательных качеств позволит выявить более рациональные подходы по развитию этих качеств путем правильного подбора средств и методов тренировки и повысить эффективность тренировочного процесса.

Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью выявления средств, методов и условий развития двигательных качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.

К методам исследования относится: теоретический анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью юных легкоатлетов, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы обработки полученных данных.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, что является важным компонентом системы управления тренировочным процессом.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности развития двигательных качеств и результативности соревновательной деятельности юных легкоатлетов, для оптимизации физической подготовки юных легкоатлетов на этапах начальной спортивной специализации. Полученные материалы исследования могут применяться при разработке программно-нормативных документов для легкоатлетических секций, детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).

 


 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.