Христианская космогония и космонавтика автора «нарнии: полеты на Марс и Венеру, — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Христианская космогония и космонавтика автора «нарнии: полеты на Марс и Венеру,

2019-12-27 103
Христианская космогония и космонавтика автора «нарнии: полеты на Марс и Венеру, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХРИСТИАНСКАЯ КОСМОГОНИЯ И КОСМОНАВТИКА АВТОРА «НАРНИИ: Полеты на Марс и Венеру,

описанные в 1942 году!

Клайв Стейплз Льюис создал еще много томов уникальной ХРИСТИАНСКОЙ ФАНТАСТИКИ, однако они, к сожалению, мало известны, во всяком случае в России. Особенно потрясает его дилогия о полетах на Марс и Венеру.[1]

Из послесловия к 3-му тому собрания сочинений К.С.Льюиса, в который и входит эта дилогия, мы с удивлением узнаем, что «Льюис со своим другом Толкином решили, что пришла пора «Христианской фантастики»… и что писать (ее) придется им самим. Толкин должен был писать про путешествие во времени, Льюис – про путешествие в пространстве…»

Далее мы не можем согласиться с авторами послесловия: Толкин все же создал гениальный роман-путешествие в прошлое, причем миллионннолетнее! См. в этом сборнике главу-анализ его бессмертной трилогии «Властелин колец» – уникального и высшего образца Христианской Фантастики, получившей к тому же мировое признание и славу.

 

 

Полет на Марс (Малакандру)

Первая часть дилогии К.С.Льюиса – «За пределы Безмолвной планеты» – начинается тем, что главный герой обеих повестей отправляется в пеший, туристический поход-отпуск из родного Кебриджа, где преподавал многие годы филологию… Собственно, герой, как и два отрицательных персонажа – профессор Уэстон и Дивайн – явно списаны с коллег – ученых и самого Льюиса…

Итак, Элвин Рэнсом случайно, в поисках ночлега, наткнулся на усадьбу, где Дивайн и проф. Уэстон готовились к запуску своего космического корабля… на Марс! Им как раз нужен был человек… на мясо, в жертву для аборигенов. Они летели туда уже во второй раз и, как им казалось – поняли, чем надо запастись… Ведь аборигены просили их привезти еще кого-то – а они, в меру своей испорченности поняли это именно так… Однако их слуга-подросток, местный дурачок, в последний момент испугался, начал сопротивляться и кричать – и Дивайн вовремя заметил внезапно вошедшего Рэнсома: бывший однокашник по школе – какая приятная неожиданность! Выпили за встречу (хотя в школе они друг друга недолюбливали), заодно выяснили, что Рэнсом одинок, сейчас отправляется в отпуск – отлично, искать его никто не будет!.. Хозяева чем-то напоили Рэнсома – и он очнулся уже в полете, в тесном помещении, стены которого по очереди оказывались то полом, то стенами и так же поочередно нагревались или охлаждались… Описание полета – без особых технических изысков, они автора мало интересовали – в целом довольно забавно с высоты нашего современного космического опыта, однако надо отдать должное научной эрудиции автора (ученого-филолога) в физике и астрономии: упоминается и частичная невесомость, и необычайная, слепящая яркость звездного неба, и огромная «луна», которая оказывается Землей…

Через месяц корабль совершил посадку на Марс. Рэнсом в полете подслушал разговоры «коллег» и уже знал, что его везут в жертву каким-то сорнам… Поэтому, сразу при посадке, увидев бледные фигуры голенастых существ в 2-3 человеческих роста, вырвался и бежал… Хорошо еще, что перед посадкой его нарядили в теплую зимнюю одежду…

Рэнсом неохотно удаляется от берега канала с теплой водой и углубляется в морозный марсианский лес – очень высокая и при этом травянистая разноцветная растительность, сплошь съедобная… Герой быстро ориентируется в особенностях марсианской фауны и флоры: все вокруг – и растения, и животные, и даже горы так вытянуты вверх из-за слабой силы тяжести (стр.58). 

На берегу, тем более вдали от воды совсем холодно, и вернувшись к реке, Рэнсом встречает выдрообразно существо, покрытое гладкой блестящей шерстью, живущее в основном в воде или у воды. Встав на задние конечности, оно были даже выше Рэнсома. Хроссы оказались вполне разумными и дружелюбно пригласили героя к себе – он был поражен их быстроходными лодками, полями с какими-то посевами, пасущимися стадами животных вроде жираф, но желтого цвета, простыми жилищами типа шалашей, каменными ножами – типичный палеолит… Как филолог, Рэнсом быстро осваивал их язык и скоро уже мог объясняться – тем более что Хроссы были не менее его в этом заинтересованы.

 Рэнсом был уверен, что аборигенов поразит сам факт его прилета с другой планеты – однако как раз это их не удивило, более того – Хроссы сразу определили каким-то непонятным ему образом, что он – с Тулкандры, Безмолвной планеты, как они называли Землю…

Тут и начался для Рэнсома неожиданный урок «космогонического богословия». Ему объяснили, что миром правит Создатель – Малельдил Юный, однако фигурировал еще некий Древний… При этом на каждой планете есть свой Уарса – Владыка, Управитель планеты (как в астрологии – еще древние знали, что Марс, Венера, Меркурий, Юпитер – это божественные личности!)… Уарса, как и все эльдилы – невидим… Рэнсом понял, что эльдилы – это некие ангельские сущности, которых здесь видят все Хнау (разумные существа) – и очень удивляются, что он не видит…

– Это потому, что пришел ты из Порченого мира…

152

На Малакандре – как аборигены называли Марс – мирно сосуществуют 3 расы разумных существ, причем все они живут не просто в согласии, но в сотрудничестве и органичном разделении функций: Хроссы – обитатели водной системы каналов с горячими водами (Хандрамит), обладают поэтическим даром, они часто поют поодиночке и хором, слагают эпос всей планеты.

Пфифльтригги  (явные гномы по нашим понятиям!) – лягушкоподобные, ростом с ребенка – любят копать землю, «то, что добудут – размягчают на огне», «у них длинные руки и они делают вещи лучше всех остальных Хнау» /с.78/. Особенно из золота («кровь Солнца»), которого много в реках…

И наконец, Сорны (серони, как их называют во множественном числе) – философы, богословы, астрологи, живущие отшельниками в пещерах гор, что над прибрежными лесами. Быстро выяснилось, что Рэнсом совершенно зря их боялся – видимо, они просто хотели поговорить с более сведущим землянином, т.к. уровень знаний и понятий Дивайна и Уэстона их не удовлетворил… Когда Рэнсом вспомнил разговоры этих двоих в полете – их пренебрежительное отношение к «туземцам», из которых мохнатых Хроссов они вообще посчитали за животных, а также страсть своих спутников добыть здесь побольше золота – ему стало стыдно за землян… Он рассказал Хроссам только малую часть о том, как попал сюда – но они уже реагировали бурно, повторяя:

 – Порченые Хнау! Совсем порченые Хнау!

И сразу посоветовали обратиться к Уарсе: Он защитит! Он рассудит!

На Малакандре не знают войны, жестокости, бедности, несправедливости. Если все растет само даже в таком суровом климате, если пищи вдоволь (Уарса так управил!) – то никто ни у кого ничего не отберет! Даже мысль такая не возникнет! Рэнсом пытался объяснить Хроссам наши земные проблемы – они были просто поражены, поставили «диагноз» – что все это «от порченой жизни»… Про себя рассказали, что любовь у них бывает только 1 раз в жизни, что взрослеют они и выбирают себе пару много лет – потом за короткий1 период рождают 1-2 детей – и все, зато потом вспоминают об этом всю жизнь и слагают песни! А зачем 10 детей?! – изумились они – как их прокормить? Уарса все мудро установил…

Вдруг появился эльдил – его увидели все и даже Рэнсом почувствовал, во всяком случае услышал Голос – и велел ему немедленно идти к Уарсе. Все понимали: это срочно, Уарса уже все знает... Путь ему указали более короткий – круто в горы, там ему перебраться через перевал поможет Сорн Эликан. Объяснили, как добраться до Башни Эликана. Мудрый Сорн Эликан показал Рэнсому в прибор, напоминающий телескоп, Землю и объяснил ему основы «космогонической физики»: все зависит от скорости движения частиц в теле (вибраций) – при достаточно высокой частоте этих вибраций тело может быть видимо ОДНОВРЕМЕННО в 2 местах; при еще более высоких вибрациях тело будет ОДНОВРЕМЕННО ВЕЗДЕ!.. Таков Бог… [2]

Через перевал Эликан нес Рэнсома на плече, покрытом чем-то вроде густых белых перьев, дав ему что-то наподобие кислородной маски – там уже было очень мало кислорода и был даже виден черный рубеж – конец атмосферы! Сорн поведал Рэнсому, что раньше на Малакандре жизнь процветала, климат был совсем теплый, но вдруг наступило оледенение… Уарса спас планету, прорубив каналы и выведя в них горячие источники. Но все равно большая часть животного мира (в т.ч. птицы) погибла, леса в горах замерзли и превратились в эти окаменевшие розовые «кочаны цветной капусты»… Надо сказать, марсианские пейзажи автор изобразил с удивительно ярким, «неземным» воображением.

Они прошли через «город» Сорнов – унылый ряд дыр-пещер в скале… Отшельники-философы, детей мало… Рэнсому показали свитки-книги – теперь они стали редкостью… А Хроссы вообще от них отказались, заявив, что они «убивают поэзию»… Как это напоминает наше земное: «Слово изреченное есть ложь!» Что уж тогда говорить про написанное… Ведь сказал же Г.Державин:

Поэзия есть Бог в святых мечтах земли!

А Бог – несказуем, невыразим, неопределим…

Тем временем Сорн спустился с горы на берег канала и стал виден остров с розовым куполом из деревьев – Мельдилорн, обитель Уарсы… Рэнсома переправили туда на лодке дежурившие на берегу Хроссы. На том берегу уже собирались самые разные Хнау. Тут он впервые увидел Пфифльтриггов.— один из них заканчивал высекать каменный барельеф – которых тут было много по двум сторонам аллеи, ведущей на вершину холма – на них изображалась история планеты. По приказу Уарсы один скульптор быстро-быстро делал… портрет самого Рэнсома! Правда, получилось карикатурно… Рэнсом разговорился со скульптором и узнал, что труд здесь – по способностям и по желанию, за это каждый имеет вдоволь пищи и всего необходимого (быт их скромен). Малыш обронил только, что стимулируют их к труду разве что… женщины – у Пфифльтриггов они играют гораздо большую роль в жизни, чем у других Хнау планеты.

Вскоре вокруг стало совсем людно – все выстроились в 2 ряда вдоль лестницы, ведущей на вершину холма. И вдруг что-то произошло – все взоры обратились на верх аллеи и далее по взглядам стоящих можно было понять, где сейчас находится Уарса – но Рэнсом научился уже это чувствовать«не более чем шорох света» или «еле уловимое осветление тени» – и это в воздухе, искрящемся кишащими в нем эльдилами! Когда Он приблизился, Рэнсом ощутил «шум в ушах и покалывание в кончиках пальцев, как будто рядом с ним ударила молния; ему показалось, что его сердце и все тело превратилось в воду»… Воистину автор применил всю свою гениальность филолога для передачи многих неземных, трудновыразимых явлений.

 И тутРэнсом услышал голос Уарсы – это не мог быть голос живого существа – «в нем нет крови; для них свет – как кровь для нас» – сказал об этом голосе его знакомый Хросс…

– Чего ты боишься, Рэнсом с Тулкандры?

154

Быстро выяснилось, что Уарса долго ждал, что Рэнсом придет к Нему сам – ведь для Него немыслимо, непривычно, чтобы Хнау не стремился к своему Уарсе – видеть Его, слышать как можно чаще! Это – уже признак ПОРЧИ…

Тем более, что Рэнсом прибыл из мира, где НЕТ УАРСЫ…

Тем более, что это Уарса Малакандры устроил все, чтобы Рэнсом был доставлен на Его планету… Рэнсом был потрясен…

Уарса поведал землянину печальную историю ПОРЧИ (Падения по-нашему) земного мира в лице бывшего Уарсы Земли – Люцифера:

«Когда-то и в вашем мире – он тогда еще не назывался Тулкандрой (Безмолвной планетой – О.С.) – был Уарса, более светлый и великий, чем я. Но он сделался порченым. Было это еще до того, как в вашем мире появилась жизнь. Настали Годы Порчи – о них до сих пор еще говорят в небесах.Тот, ваш Уарса был еще свободен, как все мы, а не заключен в пределах Тулкандры. Он замышлял испортить и другие миры. Левой рукой он поразил вашу Луну и десницей наслал до срока смерть на мою харандру (поверхность планеты, земля – О.С.), и если бы мою руку Малельдил не направил открыть хандрамиты и выпустить горячие источники, мой мир стал бы необитаем... Началась великая война, и по приказу Малельдила мы низвергли его с небес и заключили в границах его мира».

Такая трактовка Падения Князя мира сего очень напоминает ту, которая принята в Зороастризме (Маздеизме), и Христанство с его версией Падения выступает как прямой преемник веры древних… Интересно, что все это сильно отличается от концепции Дж.Р.Р.Толкина – у которого Падение одного из Со-Творцов всего мироздания носит более вселенский характер[3]…

Понятно, что после этого планета Земля оказалась как в блокаде – Безмолвная планета, вести с нее больше не поступали. Вся Солнечная система переживала за землян. Эльдилы все же изредка залетали и туда и доносили вести, что Малельдил не допустит гибели человечества и уже вступил в борьбу с Порченым…

Теперь Рэнсом многое переосмыслил в своем похищении. Он объяснил Уарсе, что его привезли насильно, поведал про кровавые жертвы «ложным эльдилам», принятые у диких племен на Земле… Уарса был поражен –Он и не подозревал, что могут быть НАСТОЛЬКО ПОРЧЕНЫЕ ХНАУ… В свою очередь Он рассказал, что 2 (на Земле – 4) года назад эти двое уже прилетали и набили полный корабль золотом, собирая его в реках… Тогда Уарса приглашал их к себе – но ни один не пришел… О том, что можно Хнау ПРИНУДИТЬ к чему-либо, даже прийти к Нему – в Его мире никто не мог себе и представить… Ни принуждение, ни страх – здесь не понятны никому!

Тогда Уарса решил, что земляне глупы и велел Сорнам обращаться с ними как с детьми и просить привезти с Земли еще кого-нибудь (поумнее)…

– Все порченые полны страха, – сказал Рэнсом. Далее он понял замыслы своих «коллег» и ему стоило труда, сгорая от стыда, объяснить Уарсе, как могут Хнау замыслить уничтожить весь народ целой планеты ради золота или захвата этой планеты и переселения сюда своего народа…

– Он поврежден умом? – недоумевал Уарса… /стр.136/. Он объяснил Рэнсому, что Малельдил просто не позволил бы этого никому…

Они ничего не знают о Малельдиле… (выделено мной – О.С.).

– Самый слабый из моих слуг мог бы коснуться их корабля еще до того,

как он опустился на Малакандру, и превратить его в тело с другим движением. Для вас это было бы вообще не тело… Разумеется, никого из вас больше не пустят сюда без моего приказания. Но хватит об этом. Теперь расскажи мне о Тулкандре. Рассказывай все. Мы не знали ничего с того дня, как Порченый упал с небес в воздух вашего мира, пораженный в самый свет своего света…» /стр. 138/.

– Меня ужаснула длина времени, Уарса… Или, может быть, я не понял. Ведь Ты сказал, что это случилось до того, как на Тулкандре появилась жизнь?

– Да.

– А Ты, Уарса? Значит, Ты жил… а тот рисунок на камне, где холод убивает их на харандре? Это было еще до начала моего мира?

– Теперь я вижу, что ты все-таки Хнау, – сказал Голос. – Разумеется, ни один камень, касавшийся в те дни воздуха, не мог сохраниться доныне. Когда изображение стачивалось, его повторяли, и так много-много раз, больше, чем эльдилов у тебя над головой… Расскажи мне лучше, что совершил Малельдил на Тулкандре.

– Согласно нашим преданиям… – начал было Рэнсом»…

Но тут появилась необычная процессия: Хроссы несли трех своих погибших товарищей  (одного Дивайн застрелил еще в присутствии Рэнсома) и вели, угрожая гарпунами, двух пленников-землян… Один из Хроссов, брат погибшего, объясняя Уарсе, как это произошло, еще стал оправдывать непонятное им, немыслимое убийство Хнау – тем, что «челховеки очень испугались»…

Но раздался Голос:

Почему вы убили моих Хнау?

Дивайн и Уэстон долго глупейшим образом обсуждали – что это: громкоговоритель или чревовещание какого-то туземного шамана, начали искать в толпе возможного чревовещателя… а далее повели себя еще более по-идиотски: начали разговаривать с «невидимым шаманом» как с темным дикарем – то угрожая на ломаном местном языке, который Уэстон тоже уже немного знал («зачем отобрали наш пиф-паф? Мы очень сердиться»)… Потом они начали фиглярски потрясать дешевыми бусами – пытаясь заинтересовать туземцев…

И тут толпа начала смеяться. Звуки они издавали самые непривычные – стоял гул из лаяния Хроссов, гудения Сорнов… Чужеземцы поняли это как интерес и усилили свое кривлянье – пришлось Уарсе объяснить им, что Его Хнау просто смеются над ними… Но Уэстон еще не понимал этого слова…

Невозможно передать дальнейший идиотский монолог Уэстона перед Уарсой

156

с его сюсюканьем как перед ребенком или дикарем, с попытками обвинить во всем Рэнсома и перехитрить Уарсу своей примитивной ложью… В конце концов Уарса решил, что у того плохо с головой от прилива крови и велел Пфифльтриггам увести его и «полечить» холодной водой…

Тем временем состоялось прощание с погибшими: над ними Хроссы спели погребальную песнь:

«Пусть уйдет тело, пусть уйдет, растворится, и не станет его. Урони, освободи, вырони тихо, как пальцы склонившегося над водой роняют камень…» Когда песнь кончилась, Уарса сказал:

– Рассыплем движения, которые были их телами. Так рассеет и Малельдил все миры, когда истощится первое, немощное…»

После прикосновения к телам маленьким жезлом, похожим на стекло, тела ярко вспыхнули и исчезли…

Дивайн только при виде этого цинично сказал Рэнсому по-английски:

– Как бы пригодилась эта штука на Земле – …убийце и думать не надо, куда девать труп!…

Тут привели Уэстона, которого макнули несколько раз в холодную воду головой… Дивайн успел предупредить его, что «эти черти способны расщепить атом… не порите ерунды…»

Тут Уарса сам изложил, как понял, низкие ПОРЧЕНЫЕ замыслы пришельцев на его планете и дал понять, что может развоплотить их в момент… Но Уэстон только корчил героя-завоевателя… Даже Дивайн испугался и начал жалостно, по-детски просить дать им только «кровь капли Солнца»… В панике речь обоих стала еще более ломаной и бессвязной, поэтому Уарса предложил Рэнсому переводить слова Уэстона – так проще. И получился забавный до чудовищности контраст: Уэстон с гордостью излагает успехи (как ему кажется!) земной цивилизации, достижения военной промышленности и науки – а Рэнсом, уже прозревший, переводит все это как перечень мерзких преступлений одних Хнау против других Хнау:

«… мы знаем много способов, которыми Хнау одной страны могут убивать Хнау другой страны, и некоторые специально этому учатся… Вот почему, говорит он, если наши Хнау убьют всех ваших Хнау, это не будет порченым поступком»/стр.150/.

Уэстон поет оду Жизни с ее неизбежным естественным отбором – как он все это понимает – а Рэнсом мучительно пытается донести до слушателей, страдая от стыда за все эти слова…

В результате Уарса сделал вывод, что во всяком случае Уэстон не такой уж порченый – он по-своему стремится спасти Человечество Земли!

Странно! – сказал Уарса. – Ты любишь не всех из своей расы, ведь ты позволил бы мне убить Рэнсома…

В этом длинном диалоге Льюис невероятно точно смог вытащить на поверхность и разоблачить до полнейшего омерзения не только демагогию захватчика-колонизатора, этакого «цивилизатора», но и по сути убогую философию фашистов-

157

расистов-шивинистов. Последние в дыму высоких фраз о благе людей (неизвестно каких именно!) ловко прячут свою позорную цель – отделить «козлищ» от «овец» по своему абсолютному и подлому произволу, основанному исключительно на личной корысти и ненависти…

Уарса постановил отправить всех троих землян завтра же домой на их корабле – чем вызвал ужас Дивайна: расстояние до Земли за эти недели увеличилось на миллионы миль… Уарса обещал помочь (дать запас кислорода, пищи), но все же постановил, что уничтожит их корабль на 90-й день от вылета... А прежде Он должен был еще раз поговорить с Рэнсомом и даже предложил ему выбор – остаться на Малакандре или лететь домой, рискуя жизнью (при таком далеком расстоянии у них может не хватить воздуха и пр!). Рэнсом выбрал возвращение… И на прощанье Уарса сказал ему:

«…есть эльдилы, опускающиеся в ваш воздух, прямо в самый оплот Порченого. Ваш мир не наглухо закрыт, как думали мы в нашей части небес. Смотри за этими двумя порчеными. Будь храбр. Не уступай им. Если будет нужно, кто-то из наших придет на помощь, тебе их покажет Малельдил. Может статься даже, мы снова встретимся, пока ты еще во плоти…»

И далее – главное:

«Осада Тулкандры близится к концу. Грядут великие события. Если Малельдил не запретит мне, я не останусь в стороне. А теперь – прощай.»

Полет был труден, они уложились в срок чудом. И даже бросили Рэнсома спящего от упадка сил в спертом воздухе корабля – двум безумцам было бы даже лучше, чтобы свидетель погиб вместе с кораблем…

Рэнсом очнулся от шума дождя по обшивке и чудом успел покинуть капсулу, прежде чем она исчезла с яркой вспышкой…

Но это путешествие Рэнсома в космос было еще не последним…

 

 

Оглавление

Предисловие  4

Феномен «Властелина Колец». 6

Самое Начало мира по Толкину. 8

Золотой Век и Вечная Битва со Злом.. 12

От Мордора — до Шамбалы.. 14

Смертные и бессмертные герои. 16

Третья Эпоха (Раса!) и география Мира Толкина. 20

Братство Кольца – единство всех Рас против Сил Зла. 23

Прекрасная Сказка о Нарнии... 29

Феномен Гарри Поттера: магические механизмы бестселлера. 34

Кто такие Гарри Поттер и Волан-де Морт?…………………………………………………….. 35

 Маги Черные, Белые и Серые ………………………………………………………………….. 38

Великий Мерлин и современные методы Магии и защиты ……………………………….... 39

Бог, люди и сатана: тайна Источника Энергии………………………………………………… 44

Маленький словарь магических терминов. Философский Камень. 46

Механика ОВЕЩЕСТВЛЕНИЯ мысли. Яснослышание. Ясновидение…………………...47

Устаревшие методы работы Темных и Серых Магов. 59

Путь Светлых Магов в наши дни. 63

Маги древности и современные: по Дону Хуану. 70

Феномен Ночного, Дневного и прочих Дозоров.. 77

Свет и Тьма: Великая Битва. 84

Никаких договоров. 90

Правда Жизни и Новое, «ИНОЕ», искусствоведение. 92

Иные — кто они?. 100

Пили кровь... 114

Феномен «Матрицы». 121

Модель мира Роджера ЖЕЛЯЗНОГО его учеников………………… 128

ХРИСТИАНСКАЯ КОСМОГОНИЯ И КОСМОНАВТИКА АВТОРА «НАРНИИ: Полеты на Марс и Венеру,

описанные в 1942 году!

Клайв Стейплз Льюис создал еще много томов уникальной ХРИСТИАНСКОЙ ФАНТАСТИКИ, однако они, к сожалению, мало известны, во всяком случае в России. Особенно потрясает его дилогия о полетах на Марс и Венеру.[1]

Из послесловия к 3-му тому собрания сочинений К.С.Льюиса, в который и входит эта дилогия, мы с удивлением узнаем, что «Льюис со своим другом Толкином решили, что пришла пора «Христианской фантастики»… и что писать (ее) придется им самим. Толкин должен был писать про путешествие во времени, Льюис – про путешествие в пространстве…»

Далее мы не можем согласиться с авторами послесловия: Толкин все же создал гениальный роман-путешествие в прошлое, причем миллионннолетнее! См. в этом сборнике главу-анализ его бессмертной трилогии «Властелин колец» – уникального и высшего образца Христианской Фантастики, получившей к тому же мировое признание и славу.

 

 

Полет на Марс (Малакандру)

Первая часть дилогии К.С.Льюиса – «За пределы Безмолвной планеты» – начинается тем, что главный герой обеих повестей отправляется в пеший, туристический поход-отпуск из родного Кебриджа, где преподавал многие годы филологию… Собственно, герой, как и два отрицательных персонажа – профессор Уэстон и Дивайн – явно списаны с коллег – ученых и самого Льюиса…

Итак, Элвин Рэнсом случайно, в поисках ночлега, наткнулся на усадьбу, где Дивайн и проф. Уэстон готовились к запуску своего космического корабля… на Марс! Им как раз нужен был человек… на мясо, в жертву для аборигенов. Они летели туда уже во второй раз и, как им казалось – поняли, чем надо запастись… Ведь аборигены просили их привезти еще кого-то – а они, в меру своей испорченности поняли это именно так… Однако их слуга-подросток, местный дурачок, в последний момент испугался, начал сопротивляться и кричать – и Дивайн вовремя заметил внезапно вошедшего Рэнсома: бывший однокашник по школе – какая приятная неожиданность! Выпили за встречу (хотя в школе они друг друга недолюбливали), заодно выяснили, что Рэнсом одинок, сейчас отправляется в отпуск – отлично, искать его никто не будет!.. Хозяева чем-то напоили Рэнсома – и он очнулся уже в полете, в тесном помещении, стены которого по очереди оказывались то полом, то стенами и так же поочередно нагревались или охлаждались… Описание полета – без особых технических изысков, они автора мало интересовали – в целом довольно забавно с высоты нашего современного космического опыта, однако надо отдать должное научной эрудиции автора (ученого-филолога) в физике и астрономии: упоминается и частичная невесомость, и необычайная, слепящая яркость звездного неба, и огромная «луна», которая оказывается Землей…

Через месяц корабль совершил посадку на Марс. Рэнсом в полете подслушал разговоры «коллег» и уже знал, что его везут в жертву каким-то сорнам… Поэтому, сразу при посадке, увидев бледные фигуры голенастых существ в 2-3 человеческих роста, вырвался и бежал… Хорошо еще, что перед посадкой его нарядили в теплую зимнюю одежду…

Рэнсом неохотно удаляется от берега канала с теплой водой и углубляется в морозный марсианский лес – очень высокая и при этом травянистая разноцветная растительность, сплошь съедобная… Герой быстро ориентируется в особенностях марсианской фауны и флоры: все вокруг – и растения, и животные, и даже горы так вытянуты вверх из-за слабой силы тяжести (стр.58). 

На берегу, тем более вдали от воды совсем холодно, и вернувшись к реке, Рэнсом встречает выдрообразно существо, покрытое гладкой блестящей шерстью, живущее в основном в воде или у воды. Встав на задние конечности, оно были даже выше Рэнсома. Хроссы оказались вполне разумными и дружелюбно пригласили героя к себе – он был поражен их быстроходными лодками, полями с какими-то посевами, пасущимися стадами животных вроде жираф, но желтого цвета, простыми жилищами типа шалашей, каменными ножами – типичный палеолит… Как филолог, Рэнсом быстро осваивал их язык и скоро уже мог объясняться – тем более что Хроссы были не менее его в этом заинтересованы.

 Рэнсом был уверен, что аборигенов поразит сам факт его прилета с другой планеты – однако как раз это их не удивило, более того – Хроссы сразу определили каким-то непонятным ему образом, что он – с Тулкандры, Безмолвной планеты, как они называли Землю…

Тут и начался для Рэнсома неожиданный урок «космогонического богословия». Ему объяснили, что миром правит Создатель – Малельдил Юный, однако фигурировал еще некий Древний… При этом на каждой планете есть свой Уарса – Владыка, Управитель планеты (как в астрологии – еще древние знали, что Марс, Венера, Меркурий, Юпитер – это божественные личности!)… Уарса, как и все эльдилы – невидим… Рэнсом понял, что эльдилы – это некие ангельские сущности, которых здесь видят все Хнау (разумные существа) – и очень удивляются, что он не видит…

– Это потому, что пришел ты из Порченого мира…

152

На Малакандре – как аборигены называли Марс – мирно сосуществуют 3 расы разумных существ, причем все они живут не просто в согласии, но в сотрудничестве и органичном разделении функций: Хроссы – обитатели водной системы каналов с горячими водами (Хандрамит), обладают поэтическим даром, они часто поют поодиночке и хором, слагают эпос всей планеты.

Пфифльтригги  (явные гномы по нашим понятиям!) – лягушкоподобные, ростом с ребенка – любят копать землю, «то, что добудут – размягчают на огне», «у них длинные руки и они делают вещи лучше всех остальных Хнау» /с.78/. Особенно из золота («кровь Солнца»), которого много в реках…

И наконец, Сорны (серони, как их называют во множественном числе) – философы, богословы, астрологи, живущие отшельниками в пещерах гор, что над прибрежными лесами. Быстро выяснилось, что Рэнсом совершенно зря их боялся – видимо, они просто хотели поговорить с более сведущим землянином, т.к. уровень знаний и понятий Дивайна и Уэстона их не удовлетворил… Когда Рэнсом вспомнил разговоры этих двоих в полете – их пренебрежительное отношение к «туземцам», из которых мохнатых Хроссов они вообще посчитали за животных, а также страсть своих спутников добыть здесь побольше золота – ему стало стыдно за землян… Он рассказал Хроссам только малую часть о том, как попал сюда – но они уже реагировали бурно, повторяя:

 – Порченые Хнау! Совсем порченые Хнау!

И сразу посоветовали обратиться к Уарсе: Он защитит! Он рассудит!

На Малакандре не знают войны, жестокости, бедности, несправедливости. Если все растет само даже в таком суровом климате, если пищи вдоволь (Уарса так управил!) – то никто ни у кого ничего не отберет! Даже мысль такая не возникнет! Рэнсом пытался объяснить Хроссам наши земные проблемы – они были просто поражены, поставили «диагноз» – что все это «от порченой жизни»… Про себя рассказали, что любовь у них бывает только 1 раз в жизни, что взрослеют они и выбирают себе пару много лет – потом за короткий1 период рождают 1-2 детей – и все, зато потом вспоминают об этом всю жизнь и слагают песни! А зачем 10 детей?! – изумились они – как их прокормить? Уарса все мудро установил…

Вдруг появился эльдил – его увидели все и даже Рэнсом почувствовал, во всяком случае услышал Голос – и велел ему немедленно идти к Уарсе. Все понимали: это срочно, Уарса уже все знает... Путь ему указали более короткий – круто в горы, там ему перебраться через перевал поможет Сорн Эликан. Объяснили, как добраться до Башни Эликана. Мудрый Сорн Эликан показал Рэнсому в прибор, напоминающий телескоп, Землю и объяснил ему основы «космогонической физики»: все зависит от скорости движения частиц в теле (вибраций) – при достаточно высокой частоте этих вибраций тело может быть видимо ОДНОВРЕМЕННО в 2 местах; при еще более высоких вибрациях тело будет ОДНОВРЕМЕННО ВЕЗДЕ!.. Таков Бог… [2]

Через перевал Эликан нес Рэнсома на плече, покрытом чем-то вроде густых белых перьев, дав ему что-то наподобие кислородной маски – там уже было очень мало кислорода и был даже виден черный рубеж – конец атмосферы! Сорн поведал Рэнсому, что раньше на Малакандре жизнь процветала, климат был совсем теплый, но вдруг наступило оледенение… Уарса спас планету, прорубив каналы и выведя в них горячие источники. Но все равно большая часть животного мира (в т.ч. птицы) погибла, леса в горах замерзли и превратились в эти окаменевшие розовые «кочаны цветной капусты»… Надо сказать, марсианские пейзажи автор изобразил с удивительно ярким, «неземным» воображением.

Они прошли через «город» Сорнов – унылый ряд дыр-пещер в скале… Отшельники-философы, детей мало… Рэнсому показали свитки-книги – теперь они стали редкостью… А Хроссы вообще от них отказались, заявив, что они «убивают поэзию»… Как это напоминает наше земное: «Слово изреченное есть ложь!» Что уж тогда говорить про написанное… Ведь сказал же Г.Державин:

Поэзия есть Бог в святых мечтах земли!

А Бог – несказуем, невыразим, неопределим…

Тем временем Сорн спустился с горы на берег канала и стал виден остров с розовым куполом из деревьев – Мельдилорн, обитель Уарсы… Рэнсома переправили туда на лодке дежурившие на берегу Хроссы. На том берегу уже собирались самые разные Хнау. Тут он впервые увидел Пфифльтриггов.— один из них заканчивал высекать каменный барельеф – которых тут было много по двум сторонам аллеи, ведущей на вершину холма – на них изображалась история планеты. По приказу Уарсы один скульптор быстро-быстро делал… портрет самого Рэнсома! Правда, получилось карикатурно… Рэнсом разговорился со скульптором и узнал, что труд здесь – по способностям и по желанию, за это каждый имеет вдоволь пищи и всего необходимого (быт их скромен). Малыш обронил только, что стимулируют их к труду разве что… женщины – у Пфифльтриггов они играют гораздо большую роль в жизни, чем у других Хнау планеты.

Вскоре вокруг стало совсем людно – все выстроились в 2 ряда вдоль лестницы, ведущей на вершину холма. И вдруг что-то произошло – все взоры обратились на верх аллеи и далее по взглядам стоящих можно было понять, где сейчас находится Уарса – но Рэнсом научился уже это чувствовать«не более чем шорох света» или «еле уловимое осветление тени» – и это в воздухе, искрящемся кишащими в нем эльдилами! Когда Он приблизился, Рэнсом ощутил «шум в ушах и покалывание в кончиках пальцев, как будто рядом с ним ударила молния; ему показалось, что его сердце и все тело превратилось в воду»… Воистину автор применил всю свою гениальность филолога для передачи многих неземных, трудновыразимых явлений.

 И тутРэнсом услышал голос Уарсы – это не мог быть голос живого существа – «в нем нет крови; для них свет – как кровь для нас» – сказал об этом голосе его знакомый Хросс…

– Чего ты боишься, Рэнсом с Тулкандры?

154

Быстро выяснилось, что Уарса долго ждал, что Рэнсом придет к Нему сам – ведь для Него немыслимо, непривычно, чтобы Хнау не стремился к своему Уарсе – видеть Его, слышать как можно чаще! Это – уже признак ПОРЧИ…

Тем более, что Рэнсом прибыл из мира, где НЕТ УАРСЫ…

Тем более, что это Уарса Малакандры устроил все, чтобы Рэнсом был доставлен на Его планету… Рэнсом был потрясен…

Уарса поведал землянину печальную историю ПОРЧИ (Падения по-нашему) земного мира в лице бывшего Уарсы Земли – Люцифера:

«Когда-то и в вашем мире – он тогда еще не назывался Тулкандрой (Безмолвной планетой – О.С.) – был Уарса, более светлый и великий, чем я. Но он сделался порченым. Было это еще до того, как в вашем мире появилась жизнь. Настали Годы Порчи – о них до сих пор еще говорят в небесах.Тот, ваш Уарса был еще свободен, как все мы, а не заключен в пределах Тулкандры. Он замышлял испортить и другие миры. Левой рукой он поразил вашу Луну и десницей наслал до срока смерть на мою харандру (поверхность планеты, земля – О.С.), и если бы мою руку Малельдил не направил открыть хандрамиты и выпустить горячие источники, мой мир стал бы необитаем... Началась великая война, и по приказу Малельдила мы низвергли его с небес и заключили в границах его мира».

Такая трактовка Падения Князя мира сего очень напоминает ту, которая принята в Зороастризме (Маздеизме), и Христанство с его версией Падения выступает как прямой преемник веры древних… Интересно, что все это сильно отличается от концепции Дж.Р.Р.Толкина – у которого Падение одного из Со-Творцов всего мироздания носит более вселенский характер[3]…

Понятно, что после этого планета Земля оказалась как в блокаде – Безмолвная планета, вести с нее больше не поступали. Вся Солнечная система переживала за землян. Эльдилы все же изредка залетали и туда и доносили вести, что Малельдил не допустит гибели человечества и уже вступил в борьбу с Порченым…

Теперь Рэнсом многое переосмыслил в своем похищении. Он объяснил Уарсе, что его привезли насильно, поведал про кровавые жертвы «ложным эльдилам», принятые у диких племен на Земле… Уарса был поражен –Он и не подозревал, что могут быть НАСТОЛЬКО ПОРЧЕНЫЕ ХНАУ… В свою очередь Он рассказал, что 2 (на Земле – 4) года назад эти двое уже прилетали и набили полный корабль золотом, собирая его в реках… Тогда Уарса приглашал их к себе – но ни один не пришел… О том, что можно Хнау ПРИНУДИТЬ к чему-либо, даже прийти к Нему – в Его мире никто не мог себе и представить… Ни принуждение, ни страх – здесь не понятны никому!

Тогда Уарса решил, что земляне глупы и велел Сорнам обращаться с ними как с детьми и просить привезти с Земли еще кого-нибудь (поумнее)…

– Все порченые полны страха, – сказал Рэнсом. Далее он понял замыслы своих «коллег» и ему стоило труда, сгорая от стыда, объяснить Уарсе


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.