Педагогическая культура офицера — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Педагогическая культура офицера

2019-12-27 305
Педагогическая культура офицера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современные условия жизни, развитие общества и его Вооруженных Сил, проводимая реформа армии и флота настойчиво требуют глубокого осмысления всей системы образования военных кадров. Речь идет о совершенствовании, как организационной структуры, так и о содержании учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях и войсках. Эта работа должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества военно-профессиональной подготовки офицеров, их общей и педагогической культуры.

 

 Мастерство и культура педагогического общения

Офицерский состав Вооруженных Сил Российской Федерации – это категория военнослужащих, которая осуществляет непосредственное руководство и управление воинскими коллективами, занимается обучением воспитанием подчиненных. Военно-педагогические функции всегда занимали важное место в их деятельности. В современных условиях они существенно расширяются и усложняются, что предъявляет более высокие требования к педагогической культуре офицера.

Высокие требования к педагогической культуре офицера обусловлены необходимостью учета в учебно-воспитательной деятельности обилия новаций, таких как: мудрые заповеди народной педагогики и индивидуальные приемы общения со священнослужителями; уровень информационной подготовленности и компьютерной культуры офицеров; гуманитарная направленность военно-педагогической деятельности офицеров; проблемы педагогики и психологии деловых людей в системе рыночных отношений; готовность офицеров к межнациональному общению и т.д.

Значение проблем, связанных с педагогической культурой военного специалиста, ее сущности и содержания позволяет офицерам более качественно и эффективно решать задачи по обучению и воспитанию различных категорий военнослужащих в современных условиях.

Анализ теоретических и практических положений свидетельствует о том, что культуре как социально-педагогическому явлению присущи характерные особенности:

источниками ее формирования и развития являются народность, обычаи, традиции, быт, язык и пр.;

в основе культуры лежат определенные ценности: общечеловеческие специфические, а так же сложившиеся в данной социальной среде национальные, религиозные и другие обычаи и традиции.

Данные особенности позволяют выделить своеобразные группы, слоя культуры, понять в определенной степени те или иные ее проявления.

Для офицера важной качественной характеристикой его профессионального труда выступает его педагогическая культура, которая является специфическим проявлением его общей культуры в условиях учебно-воспитательного процесса. Наряду с этим, педагогическая культура офицера, немыслима без наличия качеств квалифицированного военного специалиста, отлично знающего современную технику и оружие, в совершенстве владеющего ими, умеющего правильно использовать ее в современном бою, твердо знающего и творчески применяющего основные положения воинских уставов и наставлений повседневной жизни, в различной обстановке воинской службы.

Анализ научных исследований, изучение поведения в повседневной деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненных показывает, что педагогическая культура по своей сущности является сплошным образованием, отражающим определенный уровень развития личностных качеств, профессиональных психолого-педагогических знаний и практических навыков, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по обучению и воспитанию подчиненных.

Анализ современного состояния сущности и состояния педагогической культуры позволяет выделить две группы ее компонентов:

1. Личностного плана – педагогическая направленность, педагогическая предрасположенность, педагогическая эрудиция, педагогическое мастерство (система педагогических знаний, педагогическая этика), педагогическое творчество.

2. Деятельность плана – педагогическое целепологание, стиль педагогической деятельности; педагогическое общение и поведение; самосовершенствование в педагогической деятельности (см. схему №1).

Схема №1

  СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА

 

 

Перечисленные компоненты не могут исчерпывать всего содержания педагогической культуры, а составляют ее ядро и при определенном уровне сформированности позволяют успешно совершенствовать в процессе жизни и деятельности офицера.

Важнейшей характеристикой личности офицера как военного педагога выступает военно-педагогическая направленность. Под педагогической направленностью принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношения к педагогической деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты. В содержании педагогической культуры педагогическая направленность выражается следующими компонентами: Военно-педагогическим интересом, склонностью к военно-педагогической деятельности, любовью к военно-педагогическому труду, системой профессиональных специфических отношений, педагогическими убеждениями.

Определяющим показателем педагогической направленности офицера выступают его педагогические убеждения – сплав знаний, чувств и воли военного педагога.

В тесной связи с военно-профессиональной направленностью личности офицера находятся его военно-педагогическая предрасположенность.

В рамках профессиональной и педагогической предрасположенности офицера представляется возможным говорить о том, что она включает в себя такие стороны, как военно-педагогическая пригодность, задатки способности, устойчивость к различным воздействиям, оптимизм и др.

Военно-педагогическая направленность и предрасположенность офицера тесно связана с другим качеством офицера – педагогической традицией.

В содержании военно-педагогической традиции как составной части педагогической культуры важную роль играют психолого-педагогические знания о личности, его темпераменте, характере, интеллекте, природе зарождения конфликтов в воинских коллективах, путях их предупреждения и разрешения, средствах, методах и способах воздействия на личность, путях самовоспитания, самообразования и др.

Успешное решение сложных военно-педагогических задач невозможно без творческого подхода.

Педагогическое творчество выступает как специфическое качество, основанное на закономерностях военной педагогики и психологии. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, новых средств и способов обучения. Педагогическое творчество офицера состоит также в выработке оригинальных приемов воздействия на личность воина и воинский коллектив.

В основе педагогического мастерства офицера лежит высокий уровень развития его нравственных качеств, диалектическое мировоззрение. Проявление им творчества в учебно-воспитательной деятельности обусловлено наличием у него совокупности развитых качеств, прежде всего: творческого мышления, профессиональных и психолого-педагогических знаний; воинского и специального мастерства; педагогических способностей; навыков и умений обучать и воспитывать подчиненных; чувства нового и ответственности за педагогические последствия принимаемых решений; педагогического лидерства и др.

Особое значение педагогическое творчество у офицера имеет при решении возникающих в ходе учебно-воспитательной работы разнообразных педагогических задач. Каждая такая задача требует внесения в процесс ее решения педагогического воображения, педагогического представления, фантазии чувства нового, которые выступают в виде предпосылок и компонентов педагогического творчества. Решение задач обучения и воспитания воинов, если оно осуществляется не на формальном уровне, как правило, выступает в роли педагогического творчества. Оно предполагает в большинстве случаев глубокие раздумья офицера, так как именно в мышлении рождается план педагогического действия по принятому решению. Сложность педагогического творчества в его специфике, необходимости, направленности на формирование и развитие самого человека.

Стержневым личностным компонентом педагогической культуры офицера выступает его педагогическое мастерство. Оно представляет собой синтез развившегося психолого-педагогического мышления, профессионально-идеологических знаний, навыков и умений, профессиональных средств выразительности, которые во взаимодействии с качествами личности офицера позволят ему решать учебно-воспитательные задачи.

Структура педагогического мастерства сложна и многогранна. Педагогическое мастерство офицера преломляется сквозь призму его личности, оно невозможно без глубоких знаний психолого-педагогической теории, практики учебно-воспитательных работ. Последние складываются из логики педагогической науки, основных законов, закономерностей, категорий, понятий.

Основой педагогического мастерства выступают глубокие и всесторонние педагогические знания, навыки и умения, а центральным его компонентом является его психолого-педагогическое мышление, которое характеризуется широтой, глубиной, ясностью, прогностичностью, гибкостью, быстротой и логичностью ума при решении военно-педагогических задач и ситуаций.

Важными компонентами педагогического мастерства офицера является педагогическая техника и культура речи. Педагогическая техника по своему содержанию представляет собой совокупность навыков и умений осуществления педагогического воздействия на личность и коллектив. В нее входят навыки в организации и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий, умение осуществлять служебную деятельность с учетом ее педагогических аспектов, навыки руководства процессом самообразования, умение применять технические средства обучения и воспитания в процессе учебных занятий и воспитательных мероприятий.

Особую область педагогической техники составляет культура речи офицера. Содержательная, логически выдержанная и эмоционально насыщенная речь выступает показателем высокой педагогической культуры речи офицера, основным инструментом его педагогического воздействия на подчиненных. Отличительными признаками педагогической речи выступают ясность, краткость, правильность, уместность, эмоциональность.

Педагогические качества, составляющие ядро профессиональной деятельности офицера как учителя и воспитателя, проявляются, реализуются и развиваются в его педагогической деятельности. На это обстоятельство указывал в свое время советский психолог С.Л. Рубинштейн. «Мое сознание в своей внутренней сущности, опосредовано объективными связями, которые устанавливают в общественной практике, и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической. Каждый акт моей деятельности я и сам в нее тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредовано ими».

Важнейшей характеристикой военно-педагогической деятельности офицера является его педагогическое целепологание. Под ним понимается система целей и установок, определяющих педагогическое содержание деятельности, ее направленность на решение задач обучения, воспитания, развития и психологической подготовки воинов и воинских коллективов. В целепологании находит свое выражение Военно-педагогическая

направленность личности офицера и его педагогическая предрасположенность.

В основе целепологания военно-педагогической деятельности офицера лежат мотивы – внутренние силы, которые побуждают его к активности в учебно-воспитательном процессе подразделения, части, общественной работе. Налицо тесная взаимосвязь мотивации личности (убеждения, взгляды, чувства, интересы, желания стремления) и характер совершаемых действий.

Целепологанием педагогической деятельности офицера во многом обуславливается стиль его военно-педагогической деятельности. Обычно под стилем понимают способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных элементов. В этом плане различают степень работы, стиль поведения, стиль воспитания, стиль руководства и т.д. Для характеристики стиля педагогической деятельности офицера наиболее приемлемая первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности офицера находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство.

Стиль военно-педагогической деятельности офицера определяется требованиями основных принципов: целеустремленностью и деловитостью; единоначалием и опорой на общественные организации; оперативностью и эффективностью; объективностью и конкретностью; контролем и помощью; материальным и моральным стимулированием исполнителей.

В основе стиля педагогической деятельности лежат сформированные качества педагогического мышления, такие как:

-системный поиск сторон, характеризующих военно-педагогическую деятельность;

-выявление путей реализации новых проблем, возникающих в ходе учебно-воспитательной работы;

-непрерывное совершенствование методов и приемов учебно-воспитательной деятельности;

-способность отказаться в деятельности от стереотипа быстро переходить от репродуктивной деятельности и наоборот;

-трансформирование имеющегося опыта и формирование на его основе новых деятельностных комбинаций;

-способность и умение отказаться от результата деятельности, если он не является оптимальным, с точки зрения исполнителя.

Военно-педагогическая деятельность осуществляется в процессе общения и поведения офицера. Эта сторона военно-педагогической деятельности является важнейшей характеристикой военно-профессиональной деятельности.

Педагогическая направленность общения предполагает умение офицера продолжать выполнение основных задач военно-педагогической деятельности, используя различные формы и методы своей работы. Ее содержание тесно связано с педагогической направленностью личности и педагогическим мастерством офицера. В военно-педагогической деятельности общение занимает особое место и является обязанностью офицера как воспитателя своих подчиненных, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения. В плане развития педагогической культуры офицера важно иметь в виду культуру его общения.

Общение – это не просто контакты, важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в военно-педагогической деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т.д. Обобщение выполняет важнейшую функцию обратной связи в деятельности офицера и его подчиненных, благодаря ему воспитатель из первоисточника черпает необходимую информацию о настроениях военнослужащих, их мнениях, потребностях, интересах и т.д.

Общение служит в известной мере проявлению и удовлетворению духовных потребностей офицера, способствует развитию творчества в его военно-педагогической деятельности.

Общение в педагогической деятельности всегда связано с большим эмоциональным напряжением. Здесь крайне неуместна грубость, поскольку «наглухо» закрывает дверь в душу подчиненного. Вспомним слова А.С. Макаренко: «Нельзя воспитывать в людях пренебрежение к интересам других, призрение к интересам коллектива, и в тоже время мы не должны воспитывать слюнтяев, добреньких ангелочков, которые всем уступают и кланяются».

В Военно-педагогической деятельности существует много разнообразных форм общения, столь же многообразны возможности сделать общение офицеров максимально естественным, соответствующим педагогическому такту воспитателя. И в то же время нельзя допускать, чтобы такие качества человеческой личности, как сердечность, отзывчивость, уважение к другим людям, не были заменены административно-командными отношениями.

Формирование педагогических отношений требует, в свою очередь, активного самосовершенствования личности офицера в процессе военно-педагогической деятельности. Этот процесс в ходе военно-педагогической деятельности осуществляется по двум основным направлениям.

Во-первых, самовоспитание. Как составная часть культуры офицера в ходе военно-педагогической деятельности, оно представляет собой процесс целеустремленной систематической работы, направленной на формирование у себя положительных и устранения отрицательных качеств.

Во-вторых, самообразование. В педагогическом аспекте оно является процессом целеустремленной работы офицера по расширению и углублению своих педагогических знаний, совершенствованию имеющихся навыков и умений учебно-воспитательной работы.

Организационной формой, в которой реализуются задачи самовоспитания и самообразования в ходе военно-педагогической деятельности, выступает самостоятельная работа офицера. Основными видами самостоятельной работы в плане педагогической деятельности является: самостоятельное изучение педагогической литературы; анализ передового педагогического опыта; самоупражнения и самотренировки в овладении педагогической техникой, элементами ораторского искусства, взаимодействия с сослуживцами в процессе совместной педагогической деятельности.

Понимание, осознание офицерами сущности процесса самосовершенствования можно достичь при определенных условиях. Прежде всего самостоятельная работа офицера должна рассматриваться с точки зрения формирования активной педагогической позиции по отношению к событиям и явлениям, происходящим в стране и Вооруженных Силах. Важно понимание того, что самовоспитание не сугубо добровольный акт, а общественно необходимый процесс и потребность личности. Офицер должен осознавать то, что самообразование не просто пополнение знаний, оторванное от содержания военно-педагогической деятельности, а ему свойственные человеческие взаимоотношения, исключающие проявления формализма и других негативных явлений. Он так же должен быть убежден в том, что постоянное систематическое самосовершенствование личности – это, с одной стороны, важный неотъемлемый компонент высокой педагогической культуры, с другой один из основных методов ее формирования и развития, которые выступают в органическом единстве.

Военно-профессиональная деятельность офицера находит свое законченное выражение в результативности военно-педагогической деятельности. Под ним понимается конечный результат, достигнутый офицером на том или ином отрезке своей педагогической работы и полученный с помощью самооценки офицера. Важным при этом является правильный выбор и обоснование критериев оценки конечного результата.

Таким образом, педагогическая культура как сложное интегральное социально-педагогическое явление характеризует личность офицера, степень овладения им педагогическим опытом, накопленным в обществе, и реализации его в своей повседневной учебно-воспитательной деятельности.

    Анализ данного явления показывает его сложность по содержанию, включающую внутреннюю и внешнюю составляющие в виде личного педагогического опыта и индивидуального стиля педагогической деятельности офицера. Ядром педагогической культуры офицера выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью.

 

 Основные пути совершенствования педагогической культуры офицера

Анализ теоретического и практического опыта свидетельствует, что любые позитивные изменения подготовки различных категорий военнослужащих не могут предполагать изменений качественного уровня без эффективной педагогической деятельности офицера. При этом интегральным показателем профессиональной деятельности офицера подразделения, части эффективностью и условием его труда выступает педагогическая культура.

Базируется педагогическая культура на глубоком знании социально-гуманитарных, естественнонаучных, технических, военных и других наук, соответствующих профилю Военно-профессиональной подготовки, на умениях эффективно использовать эти знания в учебно-воспитательном процессе. Такие знания и умения позволяют офицерам успешно формировать профессиональных военных специалистов, развивать их личностные качества, грамотно решать соответствующие учебно-боевые и боевые задачи.

Отдельные компоненты педагогической культуры могут получать особую окраску, демонстрируя тем самым индивидуальный облик каждого офицера. А значит, что педагогическая культура наряду с общими для каждого офицера чертами несет в себе самобытные, индивидуально-неповторимые особенности, обусловленные структурой и содержанием его личности. В ней выражаются отношения офицера к педагогической деятельности, понимание ее сущности, своей роли и места в ней, стиль общения и поведения, отношения к самосовершенствованию.

В обобщенном виде феномен педагогической культуры можно представить как сложное качество личности офицера, как условие и предпосылку эффективной учебно-воспитательной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности офицера и как цель профессионального самосовершенствования.

Наряду с этим, педагогическая культура выступает сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей личности офицера, включающая в себя три составляющие: аксиологическую, технологическую личностно-творческую.

Аксиологический компонент педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития войсковой практики. В процессе военно-педагогической деятельности офицеры овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, представляющие объект освоения в ходе педагогической деятельности, и в зависимости от степени приложения в реальной жизни оценивают их как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы знания, идеи, концепции и выступают в качестве педагогических ценностей. Офицер становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности офицера. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Педагогическая деятельность по своей природе технологична: она выполняет функции сохранения исторически сложившихся способов и приемов педагогической деятельности, их педагогических технологий.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогического воспроизведения развития культуры в конкретных социокультурных условиях раскрывает механизм овладения ею и воплощения как творческий акт. Процесс присвоения офицером выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовать, интерпретировать их, что определяется личностными особенностями офицера, так и характером его военно-профессиональной деятельности.

Можно сказать, что педагогическая культура – это мера и способ творческой самореализации личности офицера части, подразделения в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий по обучению и воспитанию подчиненных. Помимо изложенного существуют и другие представления о сущности, содержании и структуре педагогической культуры офицера.

Исходя из содержания педагогической культуры, можно сформулировать ее критерии, которым должны соответствовать личность офицера, его профессиональная деятельность:

- ценностное отношение педагогической реальности, которая проявляется через понимание и оценку целей и задач педагогической деятельности, сознание ценности педагогических знаний в конкретной предметной области, признание ценности субъектно-объектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом;

- технолого-педагогическая подготовленность, которая предполагает определенный уровень развития педагогического мастерства, знаний и умений использовать способы решений различных педагогических задач.

Совокупность сложных педагогических умений отражает уровень развития личности офицера как субъекта деятельности, степень развития педагогического мышления - сформированность педагогической рефлексии, отношения к обыденному педагогическому сознанию, проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариантность мышления, самостоятельность в принятии решения, стремление к педагогическому самосовершенствованию и другие.

Совершенствование педагогической культуры офицера воинской части, подразделения предполагает:

- освоение максимально возможного объема знаний, фактов, закономерностей, законов в области социально-гуманитарных, военно-профессиональных и военных наук;

- развитие мышления, способов осуществления мыслительных операций и умения ими пользоваться в различных условиях (стандартных и нестандартных);

- восприятие педагогических ценностей и ценностных ориентаций, в частности в сфере отношения к педагогическому труду, к обучаемым, к себе самому как профессионалу и другие;

- развитие педагогического мастерства, педагогических навыков и умений, педагогической техники;

- изучение отечественного и зарубежного современного и исторического опыта решения общечеловеческих и профессиональных проблем.

Совершенствуя педагогическую культуру, офицеры части, подразделения тем самым развивают следующие личностные качества:

- специфические профессионально-педагогические: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт и другие;

- психологические: эмпатию (способность к сопереживанию), эмоциональность (в пределах нормы для данного общества и профессии), аутентичность, открытость (по отношению к другим и новому), терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм и другие;

- мыслительные: аналитичность, рефлективность, быстроту реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, целостность, системность мышления;

- поведенческие: коммуникабельность, инициативность, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность идти и подчиняться, ответственность и другие.

     Вместе с тем уровень развития данных качеств выступает условием эффективности процесса совершенствования педагогической культуры офицеров части, подразделения.

Развитие педагогической культуры как педагогический процесс осуществляется его субъектами – командиром и офицерами управления части, а так же самими офицерами-воспитателями. Отсюда вытекает две стороны практической организации этого процесса: деятельность командования части по формированию и совершенствованию педагогической культуры и самостоятельная работа офицеров-воспитателей по своему педагогическому развитию.

Если обобщить вышесказанное, то в качестве основных путей совершенствования педагогической культуры офицеров воинской части следует выделить: вооружение офицеров части системой специальных, психолого-педагогических и культурных знаний, необходимых им для качественного выполнения своих функций; формирование и развитие дидактических, воспитательных и коммуникативных навыков и умений, педагогического мастерства и творчества офицеров в педагогической деятельности; активизацию педагогического самосовершенствования офицеров части, подразделения; обеспечение качественной подготовки проведение ими учебных занятий и воспитательных мероприятий.

Такой подход соответствует современным взглядам на цели и содержание обучения и воспитания подчиненных. В соответствии с современными концепциями обучения и воспитания основная цель подготовки военнослужащих – формирование не просто военного профессионала, но и личности с высокой общей профессиональной культурой, способной к адекватному восприятию армейских и флотских реалий, в центре которой стоит человек в военной форме, человек с его потребностями и интересами. Понятно, что офицеры частей и подразделений – должны иметь адекватную подготовленность, стремиться к соответствующему уровню педагогической культуры в ее теоретическом и прикладном исполнении, овладевать фундаментальными, устойчивыми и долго живущими, профессионально ориентированными знаниями.

Непосредственное педагогическое воздействие на подчиненных офицерами частей и подразделений, как показывает практика, осуществляется при помощи многочисленных навыков и умений, которые в совокупности составляют педагогическую технику. Являясь составной частью педагогической культуры и мастерства, она объединяет все действия и шаги офицера. Педагогическая техника включает в себя методику организации учебных занятий, учений и тренировок, проведение различных воспитательных мероприятий, показ офицерам своего отношения к тем или иным действиям обучаемых, умение пользоваться словом (постановка голоса, тон, стиль и культура речи, интонация, жесты, мимика). К элементам педагогической техники относятся также: умение офицера слушать обучаемых, общаться с ними, предъявлять требовательность, соблюдать нормы профессиональной этики; владение методикой изучения и учета личностных качеств военнослужащих, особенностей их коллективов; приемы руководства самовоспитанием и самообразованием подчиненных; умелое использование технических средств обучения; приемы педагогического учета и контроля поведения личного состава, уровня его воспитанности и другие.

Совершенствование педагогических навыков и умений не может быть успешным без учета творческого характера педагогического труда, особого стиля интеллектуальной деятельности офицера, которая вызывает сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, мотивационной и др.) личности военнослужащего.

     В педагогической деятельности следует учитывать ряд особенностей педагогического творчества.

Во-первых, педагогическое творчество более «регламентировано» во времени. Этапы творческого процесса – между собой «жестоко» связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, иногда даже необходимы паузы между этапами творческого акта, то в практической деятельности офицера они чаще исключены.

Совершенствование всех личностных качеств, входящих компонентами в структуру педагогической культуры, невозможно без самосовершенствования офицера, его самовоспитания и самообразования. У офицера, обладающего высокой педагогической культурой, содержание задач самосовершенствования во многом обусловлено характером военно-профессиональной деятельности. Важно чтобы эти цели и задачи были социально значимы и личностно трудны; трудности рождают в человеке способности, необходимые для преодоления препятствий. В процессе самосовершенствования офицеры, как правило, прибегают к следующим методам: самообязательству, самоорганизации жизни и деятельности, самоотчету. В качестве методических приемов используется самоубеждение и самоупражнение. Большую помощь офицерам частей и подразделений в самосовершенствовании оказывают разработка и соблюдение правил личного поведения, дневники, самовнушение, систематические самотренировки. Самостоятельная работа офицерского состава частей и подразделений по совершенствованию педагогической культуры выражается, прежде всего, в ее качественном планировании, подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Профессиональных вершин высокого уровня педагогической культуры они достигают только в том случае, если они:

а) тщательно готовят совещания, ставят конкретные задачи на проведение каждого воспитательного мероприятия, продумывают не только то, что скажет и покажет, какие педагогические приемы и как использует;

б) в ходе занятий и воспитательных мероприятий контролируют себя, следят за своими словами, действиями и поведением;

в) самокритично анализируют результаты своей педагогической деятельности, отмечают удачные приемы, выявляют причины не удач и в последующем стремятся их не допустить;

г) систематически знакомятся с передовым педагогическим опытом, критически его осмысливают и используют в своей работе;

д) регулярно изучают специальную психолого-педагогическую, методическую литературу, руководящие документы.

Самосовершенствование – это сложная, многогранная работа, требующая не кратковременного, а постоянного на протяжении всей педагогической деятельности, напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил офицеров части, подразделения. Таким образом, указанные пути совершенствования педагогической культуры офицеров частей и подразделений раскрывают лишь основные векторы работы субъектов этого процесса; на практике их, безусловно, больше. Важно другое: необходимо обеспечить целенаправленность, системность и непрерывность в этой работе. Только тогда развитие педагогической культуры как относительно самостоятельный педагогический процесс будет способствовать повышению эффективности системы обучения и воспитания в частях и подразделениях за счет улучшения качества индивидуальной педагогической деятельности офицеров, гуманизации и педагогизации жизнедеятельности воинских частей и подразделений в современных условиях.

 

Заключительная часть.

 

Подвести итог занятия. Указать, достигнута ли учебная цель, отметить лучших. Указать недостатки и пути их устранения.

Указать литературу для самостоятельной работы и дать задание на самоподготовку:

1. Изучить

 

Старший преподаватель:

полковник запаса       О. Шаронов

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.