Самосовершенствование современного офицера — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Самосовершенствование современного офицера

2019-12-27 220
Самосовершенствование современного офицера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенностью современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации является наличие противоречий и достаточно высокой степени нестабильности тенденций и явлений воинской жизни. Практика продвижения вперед строительства Вооруженных Сил, преобразований закономерно приводит к изменению деятельности офицера подразделений и воинских частей. Чтобы быть на уровне современных требований, офицеру, какую бы должность он ни занимал, необходимо непрерывно работать над собой, над стремлением к наиболее полному развитию своих нравственных, умственных и физических качеств, профессиональных навыков и умений, потребности в самообразовании и самовоспитании, в реализации своего интеллектуального потенциала.

Педагогическая сущность и содержание самосовершенствования офицеров в воинской части, подразделении.

Формирование личности офицера, в полной мере отвечающей современным требованиям, осуществляется под влиянием воспитательной деятельности командования, общественных организаций, офицерского коллектива подразделений воинской части.

Самосовершенствование представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Главным условием самосовершенствования является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у офицеров ярко выражена потребность в самосовершенствовании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному воинскому коллективу, ближайшему окружению, группе.

Целью самосовершенствования является достижение офицером осознанного и усвоенного образца (идеала) российского офицера-гражданина, высококвалифицированного военного, воина профессионала с высоким науч­но-техническим потенциалом, способного в любой момент оказать противодействие врагу.

Определяя сущность самосовершенствования, ведущие педагоги и психологи, исходили, из того, что потребности, обеспечивая жизнь и развитие людей, являются регулятором их деятельности и поведения, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей.

Самосовершенствование стимулирует все многообразие материальных и духовных потребностей. При этом ведущая роль принадлежит духовным (потребность в познании, творчестве, нравственном, профессиональном и физическом совершенстве, в эстетическом наслаждении в общении, труде, общественной деятельности, в общественном признании и др.). Потребности обычно осознаются офицером в виде системы целей. Цели — это те рубежи, к которым стремится офицер в процессе самовоспитания и самообразования. В ходе самостоятельной работы над собой выявляется несоответствие между достигнутыми результатами и целью, а степень этого несоответствия побуждает офицера вносить необходимые коррективы в работу по самосовершенствованию. Система целей, таким образом, становится побудителем к действиям и тем самым приобретает свойства мотивов.

Мотивы самосовершенствования могут быть самыми различными: жизненные устремления офицера; потребность действовать в соответствии с требованиями современного боя, общественной и нравственной морали, приказов, уставов и наставлений; стремление к преодолению трудностей воинской службы; следование положительному примеру, идеалу; стремление к самоутверждению в глазах командования, товарищей по службе, подчиненных; продвижение по службе, моральная и материальная заинтересованность и т.п.

Важно умело их использовать и на этой основе развертывать перед офицером соответствующую перспективу. Перспектива по достижению конкретных практических результатов не только повышает интерес офицерского состава к работе над собой, но и помотает определять рубежи в самосовершенствовании, делает его предметным. Идеал является ведущим мотивом самосовершенствования. С ним тесно связаны жизненные планы офицера, направленность, содержание, методы и приемы его работы над собой. Идеалом может служить конкретная личность, но чаще им является собирательный образ, включающий лучшие черты, присущие российскому офицеру-современнику, героям художественных и мемуарных произведений, выдающимся историческим личностям. Поскольку самовоспитание - процесс непрерывный, диалектически развивающийся, то и цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к нему растут. Самовоспитание и есть не что иное, как стремление офицера, возможно, более полно усвоить эти требования и сделать их своим достоянием.

Содержание самосовершенствования офицерского состава зависит от возраста и особенностей личности офицера, от характера служебной деятельности, от уровня руководства командования, от степени развития офицерских коллективов подразделений и воинской части и включает в себя самовоспитание и самообразование. Как показывают практика, содержание самосовершенствования офицерского состава полка включает совершенствование мировоззрения, сознательности, ответственности, убежденности и нравственности, тактического и технического кругозора, боевого и педагогического мастерства, морально-боевых и военно-организаторских качеств. Значительная часть офицеров проявляет заботу о своей эмоционально-волевой закалке навыков и умений управлять различными образцами военной техники, выработке умения управлять своими потребностями, чувствами и настроениями, о культурном и эстетическом росте и совершенствовании своего физического развития.

Важным структурным элементом процесса самосовершенствования является способность офицера объективно и всесторонне оценить те качества, черты характера, которыми он обладает, соотнести их с требованиями, предъявляемыми к нему. Чем принципиальнее и строже офицер оценивает свою профессиональную деятельность и поведение, свои личностные качества, тем полнее он сможет ощутить присущие ему недостатки и главное - более целеустремленно и последовательно заняться их преодолением.

Практика показывает, что передовые офицеры, которые систематически занимаются самовоспитанием и самообразованием, очень требовательны к себе, им чуждо чувство самоуспокоенности, они всегда в поиске, в стремлении сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

На результаты и процесс самосовершенствования большое влияние оказывает воспитательная работа и командирская подготовка. В ходе профессиональной деятельности у офицерского состава полка развивается самосознание, формируются профессиональные знания и умения, направленность, интересы, идеалы, воля, вырабатывается характер, пробуждается потребность в самовоспитании и самообучение.

Воспитание не только создает условия, активизирующие формирование и совершенствование положительных личностных качеств и торможение отрицательных, но и в решающей мере определяет цели, характер и содержание самовоспитания. Воспитание офицера в известной мере следует рассматривать как управление его самовоспитанием. В работе по самовоспитанию очень важно, чтобы офицеры в совершенстве владели методами самовоспитания. Система методов самовоспитания определяется задачами и содержанием самовоспитания, спецификой качеств, которые офицер формирует у себя, особенностями его личности. Как показывают исследования, наиболее эффективными методами самовоспитания являются: самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование примеру, самовнушение, самоконтроль и самоанализ. Такие методы, как самопоощрение и самонаказание, в процессе работы над собой обычно имеют ограниченное применение.

Наукой установлено, а практикой подтверждено, что для всестороннего формирования определенного типа личности нужна и определенная профессиональная деятельность. Тот, кто ничего не, делает, вряд ли испытывает потребность в самообразовании. Только в процессе разносторонней, активной общественно-полезной деятельности офицер встречается с трудностями, видит свои недостатки, оценивает свои возможности по их устранению. Служебная деятельность, следовательно, - важный критерий оценки сознательности, нравственности и профессиональной подготовки офицера, основное средство формирования социально полноценной личности. Однобокая деятельность неизбежно приводит и к одностороннему самовоспитанию. Вот почему командиру его заместителю по воспитательной работе важно постоянно заботиться о том, чтобы офицеры не ограничивали себя узко служебными рамками, а были вовлечены в разнообразную служебную и общественно-государственную деятельность, которая по своей сути определяет необходимость самообразования.

Самообразование представляет собой приобретение систематических знаний в области военной науки, техники и вооружения, педагогической культуры, политической жизни. Основу самообразования современного офицера составляет непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения необходимого материала. Основными видами самообразования являются: общее, специальное (профессиональное). Основными формы самообразования могут выступать: изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование. Самообразование современного офицера имеет цель получение квалификации, повышение образовательного уровня, профессиональных знаний и умений, способностей управлять вооружением и военной техникой. Важную роль в формировании навыков самообразования играет командирская подготовка обязательный компонент современного обучения офицеров. Самообразование может развиваться как сопутствующее командирской подготовки, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в программе материалов. Командирская подготовка дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности. Развиваясь в системе командирской подготовки, самообразование офицеров получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы офицеров, предусмотренных программой командирской подготовки (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов). Офицеры пользуются справочной литературой, словарями. В процессе практической, экскурсионной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать явления воинской среды.

Анализ работы офицеров над собой показывает, что иног­да они испытывают определенные трудности. Так, некоторые из них слабо владеют навыками самооценки, затрудняются в определении целей и задач по самовоспитанию и самообразованию, не всегда умеют правильно планировать работу над собой. Особую трудность вызывает разработка программы самовоспитания, самообразования и выработка, конкретных правил и системы упражнений по формированию и совершенствованию у себя профессиональных качеств. Направление и содержание самообразования и самовоспитания определяется самим офицером в соответствии с его потребностями и интересами, но требует непосредственного руководства со стороны вышестоящего командования.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.