Е.П.Левитан. Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Е.П.Левитан. Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками

2019-12-27 151
Е.П.Левитан. Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                    (Книга для воспитателей детских садов, педагогов учреждений

                    дополнительного образования и родителей). Аннотация.

  Автор этой книги доктор педагогических наук,  член Союза писателей Ефрем Павлович Левитан на протяжении более полувека успешно популяризирует астрономию и космонавтику в учебниках,  научно-популярных книгах,  статьях и лекциях.  В последние годы он особое внимание уделяет «дошкольной астрономии» и стремится заинтересовать ею творчески работающих воспитателей различных детских садов,  педагогов учреждений дополнительного образования,  родителей,  бабушек и дедушек старших дошкольников, интересующихся космосом.  Занятия астрономией расширяют кругозор детей,  развивают их интеллект и любознательность.  Полученные знания пригодятся детям,  когда они станут учениками младших классов.  

                                                     Предисловие

  Окружающий мир любознательного старшего дошкольника не ограничивается его комнатой,  домом,  улицей,  маленькой деревней или большим городом.  Ребенок,   воображая себя туристом,  моряком,  летчиком или космонавтом,  любит фантазировать о том,  что встречается на его пути при «путешествиях» по суше и морям,  при полетах на самолете или космической ракете.  Мысленно он устремляется к Луне,  планетам и звездам,  надеясь,  что там его ждут встречи с инопланетянами.  К сожалению,  уделяется недостаточное внимание развитию интереса к космосу у детей не только дошкольного,  но и школьного возраста.  В результате этот интерес постепенно ослабевает и астрономия, обычно не оставляющая равнодушными ни детей,  ни взрослых,  перестает быть одним из важных мотивов к учебе,  изучению многих школьных предметов,  которые в той или иной степени с ней связаны.

  Цель этой книги – заинтересовать воспитателей самой идеей приобщения дошкольников к увлекательнейшим тайнам Мироздания.  Достижению этой цели подчинена логика построения книги.  В ней две основные части.  Первая - «Дошкольная астрономия» - перспективное направление в работе по развитию детей в детском саду и семье».  Здесь автор рассматривает вопрос о том,  насколько доступны старшим дошкольникам самые элементарные понятия астрономии и космонавтики,  насколько они им интересны и полезны.  Затем в отдельных параграфах воспитателям сообщаются самые необходимые для них сведения по астрономии и космонавтике,  а также об имеющихся книгах по астрономии и космонавтике для дошкольников.  Особое внимание автор уделяет анализу содержания и форм занятий по астрономии и космонавтике.  Кроме того,   здесь же сообщается о примерах наиболее успешного опыта проведения занятий по астрономии и космонавтике с дошкольниками в Москве,  Ярославле,  Красноярске,   Калуге,  а также анализируются некоторые детские книги по астрономии и космонавтике и наглядные пособия.  Автор,  убежденный в том,  что эти занятия ни в коем случае нельзя превращать в подобие уроков,  предлагает вниманию воспитателей свой цикл занятий,   которому посвящена вторая часть книги - «Авторский цикл занятий по астрономии и космонавтике с дошкольниками».  В ней раскрывается основное содержание предложенной системы занятий.  Конспект каждого занятия состоит из двух разделов.  В  первом речь идет о тех вопросах,  которые нужно будет в форме свободной беседы обсудить с детьми.  Во втором разделе каждого конспекта для чтения вслух и комментирования приведены тексты,  взятые из книг по астрономии и космонавтике.      

  Деятельность детей включает ролевые игры,  рассматривание рисунков в книгах,  создание собственных рисунков,  моделирование и конструирование,  а также,  конечно, выполнение самых простых астрономических наблюдений.

  Читателю предоставляется возможность убедиться в том,  что само понятие «занятие» довольно условно,  потому что,  во-первых, речь идет совсем не о проведении уроков астрономии с дошкольниками;  во-вторых,  каждая из предложенных тем занятий может раскрываться во время не одной,  а двух и более встреч с детьми,  бесед с ними,  игр,   простейших астрономических наблюдений,  чтения и комментирования текстов из книг по астрономии и космонавтике.  Поэтому в конспектах занятий вместо привычных слов «Рассказ учителя»,  «Изложение нового материала» и т.д.  методические тексты предваряются рекомендациями «Беседуем,  наблюдаем,  моделируем,  рисуем»,  а тексты из книг для детей - рекомендациями «Читаем,  комментируем,  рисуем».  Воспитатель может решить,  надо ли читать и комментировать предлагаемые тексты из книг или вместо этого (а возможно,  в дополнение к этому) предлагать детям астрономические загадки,  пословицы,  поговорки,  которые нетрудно найти в Интернете.   

  «Дошкольная астрономия» - новое направление в работе с будущими школьниками. Поэтому важен опыт каждого творчески работающего воспитателя.  Сейчас нужно постараться,  используя данную книгу,  накапливать пока еще уникальный опыт подобной работы и сделать опыт отдельных энтузиастов достоянием многих.  На это стоит потратить силы и время.  Желаю удачи!                                                                  Автор

                                                   Содержание:

  Часть первая.  «Дошкольная астрономия» - перспективное направление в работе по развитию детей в детском саду и семье.

§ 1.  Доступны ли дошкольникам и нужны ли им занятия астрономией и космонавтикой

      1.1.  Некоторые психолого-педагогические особенности старших дошкольников 

     1.2.  Включение занятий астрономией и космонавтикой в систему развития  

           дошкольников

     1.3.  Ничего не может быть интереснее

     1.4.  «Почемучкины» вопросы

     1.5.  Зачем все-таки нужны малышам астрономия и космонавтика

§ 2.  Что полезно знать о Вселенной и истории астрономии воспитателям и родителям

     2.1.  Как устроена Вселенная

     2.2.  Названия Солнца,  Луны,  планет и звезд

     2.3.  Старинные и современные названия созвездий

     2.4.  Как открыли планету Земля

     2.5.  Как открыли Солнечную систему

     2.6.  Как открыли нашу Галактику

     2.7.  Как открыли другие галактики

§ 3.  Что полезно знать о космонавтике и ее истории воспитателям и родителям

     3.1.  Мы – современники космической эры

     3.2.  Орбитальные космические станции

     3.3.  Орбитальные космические телескопы

     3.4.  Полеты к Луне

     3.5.  Полеты к планетам Солнечной системы

     3.6.  Полеты к астероидам

     3.7.  Полеты к кометам

§ 4.  «Вселенная дошкольника» – первая ступень детского познания Вселенной

§ 5.  Рекомендуемые книги по астрономии и космонавтике для дошкольников

§ 6.  Наглядные пособия

§ 7.  Уроки или занятия по астрономии и космонавтике с дошкольниками?

  Часть вторая.  Авторский цикл занятий по астрономии и космонавтике с дошкольниками

§ 1.  Занятие 1.  У нас необычный праздник. Первое вводное занятие.

§ 2.  Занятие 2. Рисуем Вселенную. Второе вводное занятие

§ 3.  Занятие 3.  Всегда ли небо такое,  как сегодня

§ 4.  Занятие 4.  Что выше неба?

§ 5.  Занятие 5.  Все мы – почти космонавты

§ 6.  Занятие 6.  Играем в «небесную карусель»

§ 7.  Занятие 7.  Любимая подружка нашей Земли

§ 8.  Занятие 8.  Секреты Луны

§ 9.  Занятие 9.  Как зовут братьев и сестру Земли

§ 10.  Занятие 10.  Другие «родственники» нашей Земли

§ 11.  Занятие 11.  Солнышко совсем не такое, как Луна

§ 12.  Занятие 12.  Мы живем в семье Солнышка

§ 13.  Занятие 13.  Живут ли инопланетяне в семье Солнца

§ 14.  Занятие 14.  Начинаем знакомиться со звездным небом

§ 15.  Занятие 15.  Живет ли кто-нибудь вдали от Солнечной системы

§ 16.  Занятие 16.  Заключительное

  Красота, важность, обширность и величие астрономии не только возвышают дух мудрых, побуждая их пытливость и усердие, но и необразованную толпу приводят в изумление.              М.В. Ломоносов

                                                               * * *

      Дорогая Зинаида Павловна, дорогие планетарцы!


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.