Программа «Адаптация» для обучающихся первых курсов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программа «Адаптация» для обучающихся первых курсов

2019-12-27 145
Программа «Адаптация» для обучающихся первых курсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Документооборот 3 стр.
Письмо и программа «Адаптация» для обучающихся первых курсов профессиональных образовательных организаций Калужской области. 4 стр.
Письмо и программа семинаров по развитию волонтёрского движения среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Калужской области. 50 стр.
Письмо и положение областного фестиваля художественного творчества обучающихся и работников профессиональных образовательных организаций «Я вхожу в мир искусств». 53 стр.
Письмо и положение ежегодной областной интеллектуально-ситуационной игры «Выбери свой путь!» по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Калужской области. 64 стр.
Положение ежегодного фестиваля «Мы разные, но мы вместе!» среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Калужской области. 70 стр.
Положение о координационном совете обучающихся профессиональных образовательных организаций Калужской области «Шаг вперед». 74 стр.
Положение о проведении областного турнира по настольным играм «Большая Игротека» среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Калужской области 79 стр.
Письмо и положение о проведении областного турнира по дебатам «Перемена» среди команд обучающихся профессиональных образовательных организаций Калужской области 82 стр.
План проведения областных мероприятий ОРОПОО ГБУ «ОМЦ» на сентябрь - декабрь 2019 г. 90 стр.
Федеральный проект «Мы вместе!» 93 стр.
На заметку 101 стр.
Методические рекомендации социально-психологической службы для классных руководителей групп 1 курса по адаптации студентов к учебно-воспительному пространству 102 стр.
Адаптация студентов-первокурсников в колледже 108 стр.
Анонсы 113 стр.
Контакты 120 стр.

 

  

 

 

Документооборот

 


 

 

Программа «Адаптация» для обучающихся первых курсов

профессиональных образовательных организаций Калужской области

Пояснительная записка

Между школой и профессиональной образовательной организацией существует определенные различия в методах, формах, средствах стимулирования, обучающихся в процессе решения образовательно-воспитательных задач. При смене места обучения, из школы в колледж или техникум, обучающиеся первых курсов могут испытывать эмоциональный дискомфорт, связанный с переездом в другой город, необходимостью социализироваться в новом коллективе, освоением на новом месте обучения.

Успешная адаптация обучающихся к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого обучающего и как человека, и как будущего специалиста. Адаптация к колледжу/техникуму – процесс многоплановый, понимается как приспособление обучающегося к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности.

В настоящее время все чаще поднимаются и обсуждаются вопросы преемственности и непрерывности образования. В роли главного инструмента решения данного вопроса зачастую выступает орган студенческого самоуправления, где каждый может реализовать свой потенциал и найти себе применение в разных сферах.

Программа «Адаптация» позволит приспособиться обучающимся первых курсов к новым условиям обучения, установить дружеские отношения в новом коллективе.

 

Цели и задачи программы

Цели программы:

· адаптация обучающихся первых курсов;

· развитие системы самоуправления в профессиональных образовательных организациях Калужской области.

Задачи программы:

· способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных связей;

· снятие эмоционально-психологического напряжения;

· способствование сплочению коллектива.

 

3. Основное содержание программы

Программа «Адаптация» включает в себя несколько этапов.

I этап – подготовительный (апрель - май)

На данном этапе проходит подготовка и обучение представителей координационного совета Калужской области «Шаг вперёд» для подготовки и проведения командобразования на группе по следующим темам:

· работа с малой группой (приложение 1);

· организация массовых мероприятий (приложение 2).

II этап – организационный (сентябрь).

На данном этапе участие в программе утверждается администрацией профессиональной образовательной организации.

III этап – основной (сентябрь – октябрь).

 

Мероприятие и краткое описание Участники Место проведения Приблизительные сроки
1 Знакомство внутри группы (приложение 4). Актив органа студенческого самоуправления совместно с педагогами проводят ряд упражнений блока командообразования на знакомство между участниками группы, на снятие тактильного барьера и эмоционального напряжения в игровой форме. Обучающиеся первых курсов На базе профессиональных образовательных организаций 1-23 сентября 2019 г.
2 Областной студенческий фестиваль дополнительного образования «С разных сторон». (приложение 3).Встреча первокурсников с представителями различных секций, кружков и объединений, позволяющие обучающимся найти себя в той или иной области творчества и знакомство с мероприятиями, проводимыми ГБУ КО «Областной молодежный центр» Обучающиеся первых курсов ГБУ КО «Областной молодежный центр» 6 сентября 2019 г.
3 Игра по станциям на знакомство с территорией организации «Первый в деле» (приложение 5).Командная игра по станциям с заданиями, где основные локации – это значимые для каждого студента места. Обучающиеся первых курсов На базе профессиональных образовательных организаций 23-30 сентября 2019 г.
4 Областная акция «Глазами первака» (приложение 6).В ходе акции, участникам будет предложен ряд фото-заданий на заданную тему, касающимся их жизни в колледже, а лучшие работы будут опубликованы в официальной группе ГБУ КО «Областной молодежной центр». Обучающиеся первых курсов На базе профессиональных образовательных организаций 1-17 октября 2019 г.

Ожидаемые результаты

 

1. Активизация деятельности студенческого актива.

2. Повышение уровня социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных связей.

3. Повышение уровня психологической комфортности обучающихся первых курсов профессиональных образовательных организаций Калужской области.


 

Приложение 1 к программе «Адаптация»

Работа с малой группой

Для работы с группой эффективнее использовать групповые методы. Конечно, можно вызубрить информацию наедине с учебником, но, скорее всего, это не приведет к изменению поведения. Можно замечательно знать теорию общения с людьми (прочитав всю психологическую литературу), но не суметь даже ответить по телефону.

«Не все йогурты одинаково полезны», как и не все методы работы с группой одинаково эффективны. Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что, чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Лекция (5% усвоения) - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

Чтение (10% усвоения) - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, дома или в вагонах, на диване или на стуле, в ванной или соседней с ней комнате, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации.

Аудиовизуальные средства (20% усвоения). Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения - замечательный способ для эмоционального переживания информации.

Использование наглядных пособий (30% усвоения). Используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для семинаров могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты.

Обсуждение в группах (50% усвоения) позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.

Обучение практикой действия (70% усвоения) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования.

Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам - объясни другому.

 

Как эффективно донести информацию?

Это умение включает в себя: знание специфики аудитории, владение коммуникативными навыками, владение навыками групповой работы.

Знание специфики аудитории – это знание о возрастных, социальных, психологических особенностях потенциальных участников семинара.

Владение коммуникативными навыками:

• Умение относиться с вниманием и уважением к мнению окружающих. Это послужит стимулом к самораскрытию и самовыражению участников.

• Умение внимательно выслушать и понять собеседника. Умение слушать - очень ценное качество, которое помогает расположить собеседника к себе, заинтересовать не только одного человека, но и группу. Это умение помогает в проведении различных дискуссий, спорных обсуждений. Если Вы дадите возможность собеседнику высказаться, не перебив его, и сосредоточитесь на его словах, то сможете многое узнать о мыслях и чувствах этого человека.

• Умение наблюдать за каждым участником и за группой в целом. Информация, полученная таким образом, очень ценна. Наблюдая за участниками, можно понять, насколько их интересует происходящее в группе, какие отношения складываются в группе, насколько эффективно действует ведущий и др. Это поможет вовремя изменить что-либо в своих действиях или в программе занятия.

Навыки групповой работы. К методам групповой работы, направленным на донесение информации и выработку навыков, относятся дискуссия, «метод взаимодействия», ролевые игры, групповые упражнения. Для эффективного использования всех этих методов необходимо главное: уметь организовывать групповой процесс.

 

Как использовать проблемную ситуацию для развития группы?

В групповом процессе часто возникают проблемные ситуации, которые могут послужить источником получения нового и интересного опыта.

Причинами таких ситуаций в групповой работе могут быть: нарушение конфиденциальности, образование группировок, привлечение к себе внимания (позерство), сопротивление, споры.

Нарушение конфиденциальности - серьезная проблема, поскольку вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности на убеждении, что никто из группы не расскажет вне круга личную информацию, полученную в группе.

Что делать?

1. Во время подготовки к групповой работе уделите достаточное внимание вопросам доверия.

2. Обсудите с участниками правило конфиденциальности, расскажите о последствиях, которые могут иметь место в результате его нарушения.

3. Обозначьте пределы конфиденциальности. Теоретическая информация, полученная на занятиях, должна распространяться, а личная информация об участниках является закрытой, и за пределы группы не выносится.

Образование группировок. Группировки, или «могучие кучки», - это небольшие подгруппы или пары, которые приходят в группу с уже установившимися отношениями либо устанавливают обособленные отношения в процессе занятий.

Наличие группировок может отрицательно сказаться на процессе создания доверительной атмосферы и сплоченности группы. С другой стороны, в «могучих кучках» существует достаточно сильное чувство сплоченности. А это можно использовать в полезных целях.

«Кучкование» обычно происходит на начальном этапе групповой работы. Причины могут быть следующими:

1) подросткам крайне важно быть принятыми в их социальной роли и статусе, поэтому вполне естественно, что при формировании новой группы подростки сразу же начинают искать «свое место» рядом или вместе с кем-то;

2) психологически гораздо проще взаимодействовать с одним, двумя или тремя, чем с шестью или девятью;

3) социальная невостребованность и потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами.

Что делать?

1.Предотвратить появление группировок можно, если организовывать с самого начала дела с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах.

2.Если Вы замечаете, что некоторые члены группы начинают противостоять остальной группе, попробуйте разделить их. Рассадите их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь. Этот прием хорош в самом начале.

3.Разбейте группу по парам так, чтобы в одной паре оказались участник из группировки и участник, в нее не входящий. Поручите им дело, которое требует взаимодействия, возможно, даже вне группы.

4.Если различия (социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсудите этот момент с группой.

Привлечение внимания к себе (позерство). Цель манипулирования вниманием, или позерства, - постоянно быть в центре внимания всей группы. Подобные подростки остро нуждаются во внимании окружающих, поэтому пытаются получить его даже негативными средствами.

Что делать?

1.Избегайте позитивного невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки), когда видите, что подросток работает на публику.

2.Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с позером и наедине обсудите с ним его поведение.

3.Установите для каждого лимит времени.

4.Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками.

5.Действуйте в зависимости от ситуации. Например, Вы можете остановить позера фразой: «Я вынужден прервать тебя, другим тоже надо высказаться».

6.Обращайтесь к другим участникам, особенно к застенчивым.

Чтобы подбодрить тихих и несловоохотливых:

- задавайте им несложные вопросы;

- вовлекайте их в работу по парам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ с напарником;

- в ролевой игре давайте им доминирующие роли;

- постарайтесь посадить их рядом с активными участниками;

- поддерживайте инициативу;

- опрос проводите по кругу.

Сопротивление. Иногда может создаться впечатление, что сопротивляющиеся подростки преднамеренно хотят разозлить нас, но обычно это не так. Наоборот, сопротивление часто является самозащитой, а не попыткой вывести из себя ведущего группы. Сопротивление может проявляться у нескольких участников одновременно. В большинстве случаев совместная работа с «сопротивлением» более полезна, чем работа против него. Групповая работа оказывает сильное эмоциональное воздействие, и обычно сопротивляющиеся подростки рано или поздно начинают принимать в ней активное участие. Понимая то, что они имеют возможность включиться в работу по своему усмотрению, подростки чувствуют себя более свободно и в меньшей степени нуждаются в контроле.

Фазы сопротивления:

1.Демонстративное неповиновение. Зачастую проявляется как вызов ведущему, открытое выражение недоверия.

2.Проверка. На этой стадии возможны попытки спровоцировать ведущего на агрессию. Таким образом, участники стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение остальных взрослых.

3.Молчание. Возникает в том случае, когда ведущий не обращает внимания на выходки сопротивляющихся участников.

Что делать?

1. Можно встретиться с каждым из участников перед началом групповой работы и попытаться доходчиво объяснить, для чего создается группа.

2. Если в группе всего один сопротивляющийся участник, не тратьте на него слишком много сил в попытке преодолеть сопротивление. Позвольте ему выразить свой гнев по поводу того, что ему приходится участвовать в группе. После этого оставьте его в покое и продолжайте работу дальше.

3. Если подросток проявляет враждебность, молчит или язвительно разговаривает, попросите его рассказать, что заставляет его вести себя подобным образом.

4. Используйте методики и практические задания, которые требуют активных действий. Не ждите, что участники будут сидеть и просто разговаривать, как взрослые. Пусть они делают или создают что-то конкретное, изучая новые модели поведения на практике.

Споры. Большинство подростков не умеет корректно выражать свое несогласие и не владеет методами разрешения конфликтов. Споры - нормальное явление в групповой работе, поскольку в межличностном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым вопросам.

Что делать?

1. Переведите споры в дискуссии, чтобы обучить подростков конструктивным методам разрешения конфликтов.

2. Используйте возникающие эмоции для углубления взаимоотношений между участниками, определения собственной позиции и стимулирования попытки разобраться с мыслями и чувствами.

3. Используйте различия во мнениях для целей обучения. Попросите участников открыто высказать свои мысли, а затем предложите остальным поддержать одну из сторон или высказать собственную точку зрения.

 

Какие бывают методы работы с группой?

В этом разделе мы описываем несколько основных методов работы. Про такие методы, как лекция, чтение, использование аудиовизуальных средств и наглядных пособий, мы уже упоминали. Э ти методы общеизвестны и не нуждаются в подробных комментариях.

Дискуссия. Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы занятия, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии.

Метод взаимодействия (генератор идей) – форма проведения собраний – представляет собой хороший способ решения проблем. МВД - технология, направленная на эффективное решение поставленной задачи.

П О Л О Ж Е Н И Е

МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК

Массовый праздник – одновременное возникновение сразу нескольких очагов действия, и каждый из участников должен сам выбрать объект внимания, тогда как представление этот объект определяет.

Драматургия праздника – это прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи и конечный результат.

При организации надо хорошо представлять те силы и возможности, которыми вы располагаете для организации массового представления. Тема праздника. Его место, масштаб, художественные средства – все это основа создания праздника. Специфика массового праздника требует чрезвычайно экономного использования слова. Здесь нужны иные средства воздействия на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живокартинная композиция, свойственная этому жанру, эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации. Массовое действие должно строится так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию. Создание сценария – это обязательный этап подготовки массового праздника. На практике часто недооценивается значение четкого сценария. Какой бы ни была тема, масштабы и границы проведения массового праздника, его содержание непременно должно быть, прежде всего, выражено на бумаге в виде сценария.

КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ

Специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.

Все конкурсные программы организуются одинаково. То есть, с точки зрения организации, конкурс молодых вокалистов, конкурс рисунков на асфальте и конкурс на лучшую инсценировку анекдота про Чебурашку ничем не отличаются друг от друга. Для того, чтобы выделить алгоритм любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых различных сферах.

Конечно, под это определение попадают и спортивные соревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами. Но соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организационную специфику и традиционно воспринимаются как самостоятельные формы работы.

Круг конкурсных программ исключительно широк. Так как конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, то практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства, литературы.

Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков, конкурсная программа позволяет ребенку:

· сформировать адекватную самооценку;

· развить волевые качества;

· самоопределиться в мире увлечений;

· воспитать свой эстетический вкус;

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания детей – такое желание можно сформировать, сколько из распространенности в детской среде того вида деятельности, который лежит в основе конкурса. Например, организовать конкурс юных фотолюбителей в школе, где всего 3-4 человека увлекаются фотоделом – не самое умное решение. И уж если организатору очень хочется провести такой конкурс, он должен сначала, как минимум, организовать фотокружок и сделать его популярным среди детей. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.

После того, как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1. придумать конкурсу яркое название;

2. сформулировать конкурсные задания;

3. разработать условия и критерии конкурса

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать.

Но при всей значимости название более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем участники будут соревноваться.

Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. В конкурсе на лучшее сочинение задание одно. В конкурсе юных оружейников может быть десять заданий. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка.

Например, задание «сочините какое-нибудь стихотворение» очень трудно выполнить из-за его расплывчатости, неопределенности. Еще труднее оценить то, что, возможно, получится: если один ребенок сочинил двустишие-дразнилку, а второй — сонет о любви, они оба в равной степени справились с заданием в той его формулировке, которая была предложена. Задания «начистите картошки» или «пришейте пуговицу» во время соревнования будущих защитников родины среди старшеклассников не вызовут особого энтузиазма у участников, ибо они, как минимум, просто банальны, а как максимум, не соответствуют идее защи­ты, служения Родине. Задание «нарисовать комикс на тему «Как делают жевательную резинку» просто невыполнимо, так как дети элементарно не знакомы с технологией этого процесса. К сожалению, подобные некорректные задания очень часто предлага­ются детям организаторами конкурсных программ. И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будут оцениваться результаты. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить или не входить такие пункты:

· время на подготовку конкурсного задания;

· срок предварительной демонстрации подготовленного результата;

· размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т. д.);

· возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

· возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и пр.;

· перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии. Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде.

А итогом всей предварительной работы должно стать Положение о конкурсе, в котором указываются название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как Положение составлено, работа организатора должна быть направлена на решение сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие наличие команд. Не бывает конкурсов без участников. А их может действительно не оказаться, если не организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной шко­лы. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе, и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например, «Участники конкурса рисунков на асфальте должны явиться в назначенное время и место со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из-за отсутствия у них того или иного материала или инструмента. А кроме того, подобная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед девочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при этом уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возможности материального обеспечения его работы.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса.

Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3-х до 7-ми человек.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное - сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.

И в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда участников.

Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечных продуктов деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специ­ально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на лучший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным со­бытием в жизни ребенка-конкурсанта. К сожалению, так бывает не всегда.

Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерта-шоу иногда проходят выступления солистов и коллективов в зале, где присутствуют только члены жюри и коллеги-конкурсанты. При таком подходе воспитательный потенциал конкурсных программ многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределении мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству и труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкурса-выставки или конкурса-концерта почувствовать это внимание невозможно. Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных вопросов:

Ø как пригласить зрителей;

Ø когда провести предварительный просмотр;

Ø кого пригласить ведущим;

Ø как оформить помещение;

Ø где посадить жюри;

Ø на чем расположить экспонаты;

Ø как организовать церемонию открытия;

Ø какую подобрать музыку;

Ø во что будут одеты участники;

Ø где жюри будет обсуждать итоги;

Ø кто будет вручать призы;

Ø как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

Вопросы, требующие глубоких узкопрофессиональных знаний

Кто был первым царем пятой династии фараонов, правившей в Египте во времена Древнего царства? Кому Б. Пастернак посвятил стихотворение «Приближение грозы», написанное в 1927 году?

Подобные вопросы имеют много сходства с предыдущими: они не требуют от игрока ничего, кроме эрудиции, знания фактов. Но в то же время подобные вопросы — прямая противоположность предыдущим: если на те способен ответить любой троечник-семиклассник, то на эти не ответит даже профессор-египтолог или ученый-литературовед, изучающий творчество Б. Пастернака., ответить на них можно только со словарем

Вопросы не имеют одного правильного ответа

У какого знаменитого литературного героя-сыщика был по­мощник, от имени которого написаны произведения об этом сыщи­ке? Какой пролив разделяет два материка?

При этом авторы, сочинившие вопрос и знающие правильный ответ, порой даже не догадываются, что на их вопрос может быть и другой тоже правильный ответ. Например, в первом случае, помимо Шерлока Холмса (именно о нем шла речь), можно назвать Э. Пуаро и Н. Вульфа — и это тоже правильные ответы. А во втором случае, кроме Берингова пролива (его имели ввиду), можно назвать Гибралтарский пролив. Поскольку подобные вопросы скрывают в себе потенциальный конфликт, они недопустимы в игре; вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него был только один правильный ответ.

Вопросы- шутки

Сколько горошин может войти в пустой стакан? Почему заяц бегает? Чем заканчиваются день и ночь?

Подобные вопросы можно назвать вопросами-шутками, вопросами-розыгрышами. В каждом таком вопросе заключен второй смысл, и задача отвечающего — этот смысл отыскать. (То есть надо догадаться, что горошины ходить не умеют, что заяц бегает по лесу, что в конце слов «день» и «ночь» стоит мягкий знак). Если игрок не видит «закавыки» и пытается отвечать серьезно, над ним просто смеются. Когда подобные шутки вдруг оказываются в соседстве с серьезными вопросами, они «выбивают из колеи» участников игры, игроки просто не успевают переориентироваться. Эти вопросы лучше не брать для эрудиционов, лучше приберечь их для веселых вечеринок.

8 «Неэтичные»

Кто был первым мужем Людмилы Гурченко? Кто по национальности А. Розенбаум?

Подобные вопросы просто неэтичны. Задавать их — значит демонстрировать определенный уровень воспитанности. Заставлять детей отвечать на такие вопросы — значит, прививать им обывательское мышление и дурной вкус.

Правила

Все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов, или организационных проблем, десять:

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или по принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к от­вету?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?

Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда изменяются. Но и здесь все вышеперечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности.

Если при разработке правил, организаторы упустят хотя бы один ор


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.