Схема анализа учебника истории — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Схема анализа учебника истории

2020-02-15 2003
Схема анализа учебника истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проанализируйте один из школьных учебников истории по традиционной схеме.

Автор(ы) учебника: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.

Название учебника: История России. 7 класс (в 2 частях)

Выходные данные: История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [ Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева]; под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.: ил., карт. – ISBN 978-5-09-037930-4.

 

Вид материала Ссылки на страницы учебника, примеры
1 2 3

Основной текст

1 Какие виды текста использованы: − вводный; − информационный; − обобщающий; − заключительный   1. Вводный текст: стр. 5-6. 2. Информационный: стр.2   3. Обобщающий: стр. 3   4. Заключительный: стр.4 2 Какие примеры изложения использованы: − описание; − повествование; − объяснение; − проблемное изложение Преобладает повествовательный стиль изложения с элементами объяснительного. Например, стр. 8 Также, при изложении материала используется описание на стр. 9 И проблемное изложение на стр. 10 3 Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал? Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся. Основной материал представлен в виде параграфов, например, на стр. 21:   Дополнительный материал представлен в рубрике «История в лицах: современники». Например, на стр. 12: 4 Каково соотношение фактического и теоретического материла? Насколько оно соответствует возрастным и познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса? Научность, доступность изложения теоретического материала в объёмах, учитывающих возраст учащихся. Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI- XVIII вв. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития русской культуры и быта народа, рассматривая развитее страны. Например, в разделе «Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.» на стр. 104:    

Дополнительный текст

1 Какие виды текста представлены: − познавательные, научно-популярные; − документальные; − фрагменты из художественных произведений Материал  содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. Например, стр. 13     Фрагмент из художественного произведения на стр. 94   2 Каково соотношение основного и дополнительного текстов? Основной текст представлен в большем объёме, чем дополнительный материал. Например, стр. 32: 3 В каком виде предлагаются документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые, аутентичные тексты и т.д.)? Документы в учебнике предлагаются в рубрике «Изучаем документ». Например, стр.20: Стр. 33 Стр. 69   4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст? Учебник содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками; большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.  

Пояснительный текст

1 Какие виды текста использованы: − постраничный словарь; − пояснение в скобках внутри текста; − подписи к иллюстрациям - пояснение в скобках внутри текста, например, на стр. 47   - Постраничный словарь на стр. 49 - подписи к иллюстрациям стр.54 2 Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям: − название изображения; − время, место, автор изображения и его находки; − вид изображения; − сюжет или основная идея изображения; − местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений) -название изображения на стр. 46 - время, место, автор изображения на стр. 38 -сюжет изображения на стр. 45 3 Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста? Пояснительный текст способствует  формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Методический аппарат

1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: − в начале темы, параграфа; − внутри основного текста; − после параграфа; − после темы, раздела, курса; − к иллюстрациям; − к документам - вопросы располагаются в начале параграфа. Например, на стр. 42   2   Какие вопросы и задания использованы: − на воспроизведения информации; − на преобразование информации; − на творческую реконструкцию фактов; − на создание проблемных ситуаций - внутри основного текста на стр. 43 - после параграфа на стр. 47 - после темы, раздела, курса на стр. 112 - к документам на стр. 48   Комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления. Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. Например, на стр. 33 В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи. В конце рубрике «Повторяем и делаем выводы» представлены обобщающие вопросы и задания, которые помогут подготовиться к контрольным и проверочным работам например, стр. 80 3 Какие виды таблиц предложены: − хронологические; − синхронистические; − сравнительно-обобщающие; − конкретизирующие; − иллюстрированные Таблицы представлены в рубрике «История в лицах: события и современники» в следующем виде, например, на стр. 93 4 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: − опорные схемы главы, параграфа; − планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником; − памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; − тесты самоконтроля В учебнике представлена рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» для собственных исследований, размышлений и дискуссий обучающихся по важным проблемам отечественной истории. Например, стр. 49

Иллюстративные материалы

1 Какие виды иллюстраций представлены: а) изобразительные: - учебные рисунки, - репродуктивные произведения искусства, - документальные изображения; б) условно-графические: - карты, картосхемы, - картопланы, - схемы, - чертежи, - линии времени В учебнике представлено большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте. Например, на стр. 67 Стр. 42 Документальное изображение на стр. 48 Карты, например, на стр. 36 2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса? Различные виды иллюстраций способствуют возрастным познавательным возможностям и специфике исторического курса. 3 Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом, и с какой целью она осуществляется? Основной текст учебника тесно связан с иллюстративным материалом так, как иллюстрации, включённые в параграф дают обучающимся наиболее полное представление о событиях того или иного периода, о личностях и их деятельности. Например, стр. 36-37 4 Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала? Иллюстративный материал наглядно и чётко представлен в данном учебнике.

Аппарат ориентировки

1 Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение? Оглавление расположено на стр.3, что вполне удобно. 2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности? Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением. Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и  содержанию.   3 Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? 4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки. Например, стр. 14 В тексте параграфа применяется курсив и жирный шрифт для указания на важность и значимость информации. Например, на стр. 24 5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: − указатель дат; − словарь понятий; − словарь имен; − глоссарий - словарь понятий, например, на стр. 58 - словарь имён, например, на стр. 56 6 Есть ли в учебнике колонтитулы? Какую роль они играют? Используются для указания названия темы, раздела, параграфа. Например, стр. 63 7 Как задействованы форзац и нахзац книги?   8 Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена? Библиографии в учебнике нет.

 


Приложение 3


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.