Квалификация: учитель русского языка и литературы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Квалификация: учитель русского языка и литературы

2020-02-15 141
Квалификация: учитель русского языка и литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Лингвофольклористика

Специальность: 050301 - русский язык и литература

Квалификация: учитель русского языка и литературы

 

Специализация: лингвистическое и фольклорное краеведение

    

 

Содержание государственного образовательного стандарта высшего             профессионального образования по дисциплине «Психолингвистика».

 

ВЫПИСКА

из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

ДС.ОО Дисциплины специализации.

 

Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фольклор – неотъемлемая часть русской культуры, он является вместилищем культурной информации самого разного содержания. Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Жанры фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях.

В связи с изучением языкового содержания фольклорного текста возникают переходные области изучения фольклорного текста. Независимо от названия направлений, в сферу интересов которых входит фольклор (этнолингвистика, этносоциолингвистика, лингвофольклористика, филологическая фольклористика и др.) изучение языка фольклора – далеко не решённая задача. Но в любом случае, изучение языка фольклора – это интереснейшая и перспективная задача для любого исследователя.    

 

Изучение курса «Лингвофольклористика» предполагает решение следующих задач:

o определить междисциплинарный статус лингвофольклористики,

o показать взаимосвязь фольклора и лингвистики;

o показать историю становления лингвофольклористики;

o осветить прикладные аспекты лингвофольклористики;

o обучить навыкам самостоятельной работы с научной литературой и основам научно-исследовательской работы.

        

Основная цель курса «Лингвофольклористика» – выявить, как языковая картина мира отражается в фольклорной картине. 

Воспитательная цель курса «Лингвофольклористика» – воспитывать уважительное отношение к языку и фольклору как средству познания истории родного края.

        

Формы контроля:

- текущий – индивидуальные занятия и консультации;

- итоговый – зачёт в 4 семестре.

    Традиционная форма зачёта – собеседование по теоретическому вопросу и выполнение практического задания.

Критерии оценки: допуском к зачёту служит выполненная студентом письменная контрольная работа. Зачёт ставится, когда студент обнаруживает достаточное понимание теоретических положений программного материала, а также представляет аргументированный анализ материала, представленного в практической части задания. 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Междисциплинарный характер фольклористики

Фольклористика как междисциплинарная наука. Фольклорная картина мира как сложное и многогранное образование. Средства выражения фольклора (словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, игровые и драматические). Специфика изучения фольклора как комплекса различных средств. Вопрос о мультидисциплинарном характере фольклористики. Вопрос о предмете и объекте фольклористики.

 

Лингвофольклористика и фольклористика

Связь фольклористики и языкознания. Лингвофольклористика и её место по отношению к традиционной фольклористике. Народно-поэтическое слово в контексте фольклорного дискурса. Статус языка фольклора. Этническая ментальность и этнокультурные доминанты как объект изучения в призме фольклорного слова. Специфика лингвофольклористики. Статус лингвофольклористики как лингвокультуроведческой дисциплины.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. – 2-е изд., доп.. – М.: КДУ, 2004. – 432 с.

2. Аникин В.П. Художественное слово // Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск второй. Детство. Отрочество. – М.: «Художественная литература», 1994. – С. 5-18.

3. Архипова Н.Г., Павлова А.Н. Современный детский фольклор: особенности бытования // Слово: Фольклорно-диалектологический альманах. Материалы научных экспедиций. Вып. 2. / Под ред. Е.А. Оглезневой, Н.Г. Архиповой. – Благовещенск: АмГУ, 2005. – С. 135-161.  

4. Бережнова О.В., Бутримова И.В., Сальникова Э.В., Костин В.И., Русина Т.С. Фольклор орловского края – Орел: Издательство городского научно-методического центра, 2002. – 120 с.

5. Богданов К.А. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. Автореферат дисс. …. д-ра филол. наук. – СПб., 2001 – 41 с.

6. Богданов К.А. Счет как текст в фольклоре // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика // htpp://validator.w3.org.

7. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М.: «Просвещение», 1983. – 224 с.

8. Бондаренко В.Т. О деде Пихто и еще кое-чем // Проблемы семантики языковых единиц в контексте культуры (лингвистический и лингвометодический аспекты): Международная научно-практическая конференция 17-19 марта 2006 г. – М.: ООО «Издательство “Элпис”», 2006. – С. 528-531.

9. Иванова С.В. Homo ludens, или игровая функция языка // Селищевские чтения: Материалы Международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.М. Селищева. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – С. 278-279.

10. Ковынёва И.А. Идеологическое обоснование голофрастических конструкций // Полифилология-6. Межвузовских сборник научных трудов. – Орёл, 2006. – С. 56-61.

11. Костромичёва М.В.  Кому молится Афанасий (народная религия в очерке И.Е.Вольнова «Орел») Ученые записки. – Том VIII. – Филология. – Язык художественных произведений писателей-орловцев. – Орел: ОГУ, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. – С. 62-68.

12. Костромичёва М.В.  О лексикографической интерпретации лексики народных обрядов и поверий. // Русское слово в историческом развитии (XIV-XIX века). Материалы секции «Историческая лексикология и лексикография» XXXIV Международной филологической конференции, проходившей на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета 14-17 марта 2005 года. СПб.: Наука, 2005. – С. 171-178.

13. Костромичёва М.В. Детские слова в орловских говорах // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Сборник научных статей. – Орел: Издательство Орловского государственного университета, ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2006. – С. 157-159.

14. Костромичёва М.В. О некоторых особенностях картографирования обрядовых слов. // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования) 1999. – СПб., изд. ИЛИ РАН, 2002. – С. 102-105.

15. Костромичёва М.В., Гордая О.Ю. Народный заговор как источник лингвистического краеведения // Проблемы литературного и лингвистического краеведения. Сборник материалов научной конференции молодых исследователей. 3-4 марта 2006 г, Орел / Научный редактор М.В. Антонова. – Орел, Издательство Орловского государственного университета, ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – С.11-15.

16. Костромичёва М.В., Запалова Н.С. Поминальные ритуалы в орловской погребальной традиции. // Европейские языки: историография, теория, история: Межвузовский сборник научных работ. – Выпуск 5. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2005. – С. 33-38.

17. Кравцов Н. И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1983. – 448 с.

18. Литягин А. А. Число в детской игровой поэзии // Традиция в фольклоре и литературе./ Ред.-сост. М. Л. Лурье. – СПб., 2000. – С. 80-94. 

19. Масленникова Р.А. Русское устное народное творчество. Детский фольклор. Хрестоматия. Издание второе, исправленное и дополненное. – Орел: Труд, 2005. – 136 с.

20. Мещерякова О.А. Устойчивые сочетания в фольклорной традиции и в авторской речи // Культурные слои во фразеологизмах и дискурсивных практиках / Отв. Ред. В. Н. Телия. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С. 308-314.

21. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Словарь русской брани. – СПб.: Норинт, 2004. – С. 10-61.

22. Новицкая М.Ю. Детский фольклор и мир детства / М.Ю. Новицкая, И.Н. Райков // Детский фольклор. – М.: Русская книга, 2002. – С. 5-53. 

23. Рюмин Р. В. Активизация социолектов и языковая экология // Социальные варианты языка – V: Материалы международной научной конференции 19 – 20 апреля 2007 года. Нижний Новгород. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2007. – С. 67 – 156. 

24. Толстой Н.И. (а) Язык и культура // Н.И. Толстой. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М.: «Индрик», 1995. – С. 15-26.

25. Толстой Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Н.И. Толстой. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М.: «Индрик», 1995. – С. 27-40.

26. Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Антимир русской культуры: Язык. Фольклор. Литература: Сб. статей / Сост. Н. Богомолов. – М.: Ладомир, 1996. – С. 9-107.

27. Фольклор орловского края. – Орел: Издательство городского научно-методического центра, 2002. – С. 19-22.

28. Хроленко А.Т. Место лингвофольклористики в системе лингвокультуроведческих дисциплин // htpp://validator 2002.org.

29. Хроленко А.Т. Проблемы лингвофольклористики: К вопросу о комплекснои изучении языка фольклора // Очерки по стилистике русского языка. – Курск, 1974. – Вып. 1. – С. 9-23.

30. Хроленко А.Т. Семантика фольклорного слова. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 1992.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Лингвофольклористика

Специальность: 050301 - русский язык и литература

Квалификация: учитель русского языка и литературы

 

Специализация: лингвистическое и фольклорное краеведение

    

 

Содержание государственного образовательного стандарта высшего             профессионального образования по дисциплине «Психолингвистика».

 

ВЫПИСКА

из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

ДС.ОО Дисциплины специализации.

 

Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фольклор – неотъемлемая часть русской культуры, он является вместилищем культурной информации самого разного содержания. Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Жанры фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях.

В связи с изучением языкового содержания фольклорного текста возникают переходные области изучения фольклорного текста. Независимо от названия направлений, в сферу интересов которых входит фольклор (этнолингвистика, этносоциолингвистика, лингвофольклористика, филологическая фольклористика и др.) изучение языка фольклора – далеко не решённая задача. Но в любом случае, изучение языка фольклора – это интереснейшая и перспективная задача для любого исследователя.    

 

Изучение курса «Лингвофольклористика» предполагает решение следующих задач:

o определить междисциплинарный статус лингвофольклористики,

o показать взаимосвязь фольклора и лингвистики;

o показать историю становления лингвофольклористики;

o осветить прикладные аспекты лингвофольклористики;

o обучить навыкам самостоятельной работы с научной литературой и основам научно-исследовательской работы.

        

Основная цель курса «Лингвофольклористика» – выявить, как языковая картина мира отражается в фольклорной картине. 

Воспитательная цель курса «Лингвофольклористика» – воспитывать уважительное отношение к языку и фольклору как средству познания истории родного края.

        

Формы контроля:

- текущий – индивидуальные занятия и консультации;

- итоговый – зачёт в 4 семестре.

    Традиционная форма зачёта – собеседование по теоретическому вопросу и выполнение практического задания.

Критерии оценки: допуском к зачёту служит выполненная студентом письменная контрольная работа. Зачёт ставится, когда студент обнаруживает достаточное понимание теоретических положений программного материала, а также представляет аргументированный анализ материала, представленного в практической части задания. 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Междисциплинарный характер фольклористики

Фольклористика как междисциплинарная наука. Фольклорная картина мира как сложное и многогранное образование. Средства выражения фольклора (словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, игровые и драматические). Специфика изучения фольклора как комплекса различных средств. Вопрос о мультидисциплинарном характере фольклористики. Вопрос о предмете и объекте фольклористики.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.