Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте

2020-02-15 281
Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возрастные особенности коммуникативных навыков определяются формой общения, которую характеризуют следующие компоненты: 1) время возникновения; 2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребностей; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими; 5) основные средства общения, с помощью которых осуществляются коммуникации ребенка. Всего М.И.Лисина [10] выделила четыре формы общения: первая - ситуативно-личностная, вторая - ситуативно-деловая, третья - внеситуативно-познавательная, четвертая - внеситуативно-личностная.

Коммуникативные акты нормально развивающихся младших школьников имеют внеситуативный характер, так как познавательная деятельность начинает охватывать, во-первых, все больший круг предметов, их свойств и качеств и взаимосвязей между ними. Освоение учебной деятельности приводит к тому, что перед детьми встает необходимость постигать и оценивать свойства предметного и нематериального мира, не лежащие прямо на поверхности, а умозаключаемые на основе происходящего. В этом возрасте в сферу познания входят и человеческие чувства, свойства, особенности. Дети узнают, понимают и оценивают качества другого человека и свои собственные на основе совместной познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте развиты все формы общения, доминирующей среди них является внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений. Эта высшая форма коммуникативной деятельности служит целям познания социального мира людей. Она формируется на основе личностных мотивов и на фоне разнообразной деятельности: учебной, игровой, трудовой и познавательной, удовлетворяя потребность во взаимопонимании и сопереживании, используя все ранее усвоенные средства общения комплексно. Существенными условиями возникновения этой формы общения являются переход детей младшего школьного возраста на более высокий уровень развития мышления, появление словесно-логической формы, совершенствование познавательных способностей, обогащение и увеличение личностных интересов, преобразование всей жизнедеятельности детей.

Развитие коммуникативных навыков является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, овладение ими идет на уроках родного языка по линии звуко-ритмической, интонационной стороны речи; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.

Потребность в общении определяет развитие коммуникативных навыков. Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь. Осмысленность и обеспечивает знание, понимание того, о чем идет речь, и овладение значениями и смыслами конструкций родного языка.

У детей 7-9 лет наблюдается некая особенность, когда, уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет говорить для другого не с целью выразить свои мысли, а с целью удержать его внимание. Это происходит обычно с близкими взрослыми или со сверстниками во время игрового общения. Это соскальзывание с речи, используемой для выражения своей мысли, к речи, формально ориентированной на квазикоммуникацию, есть показатель того, что у ребенка существуют проблемы в построении осмысленной контекстной речи - ему трудно постоянно рефлексировать на то, чтобы работать в умственном плане над контролем замысла высказывания, над подбором необходимых слов, словосочетаний и построением связных предложений.

Формируется письменная речь, которая имеет свою специфику: она всегда требует большего контроля, чем устная речь. Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи: умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, статьи и прочее. В младшем школьном возрасте письменная речь во многом беднее устной, однообразнее, хотя и развернутее.

Коммуникативные навыки младшего школьника разнообразны по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Наряду с расширением словаря расширяется и смысловая наполненность слов.

Содержание общения в младшем школьном возрасте становится более разнообразным и углубленным. Цели общения подвергаются дифференциации. Совершенствуются средства и техники. Помимо этого, процесс общения вербализуется, становится более интеллектуализированным, в нем четко различаются и развиваются относительно независимо друг от друга деловое и личностное общение.

Психологическая сущность формирования коммуникативных навыков младших школьников заключается в том, что движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия, и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату.

И.А. Гришанова отмечает, что в младшем школьном возрасте у многих учащихся сформированы коммуникативные навыки: ученики проявляют интерес к общению с одноклассниками, активны, самостоятельны в процессе учебного общения; владеют интонационными особенностями речи, используют невербальные средства общения; требовательны и ответственны по отношению к себе и другим, оказывают им помощь и прислушиваются к их советам; критически относятся к результатам общения, правильно оценивают замечания учителя; способны управлять своим эмоциональным состоянием; стараются соблюдать правила поведения в школе. Некоторым школьникам свойственно стремление к общению, но препятствием на пути к успешному общению является неспособность ориентироваться в ситуации общения и критически относиться к результатам общения, неправильная оценка замечаний одноклассников, невладение невербальными средствами общения, неспособность управлять своим эмоциональным состоянием. Уровень развития коммуникативных навыков зависит от особенностей личности детей, семейного воспитания и особенностей обучения[4].


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.