Кому проще без рощи?». Анализ публикации № 2 — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кому проще без рощи?». Анализ публикации № 2

2020-02-15 134
Кому проще без рощи?». Анализ публикации № 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следующий рассматриваемый нами репортаж по своему содержанию перекликается с предыдущим, т.к. информационным поводом для него также послужила акция протеста – в данном случае, против вырубки березовой рощи близ жилого массива и постройки на ее месте новых зданий. Но между этими двумя текстами имеется и ряд существенных различий. Если статья, проанализированная нами в предыдущем параграфе, представляет собой традиционный репортаж с одной площадки, то наш следующий предмет анализа мы можем поделить на две части: первая представляет собой собственно трансляцию событий с места проведения пикета, а во второй репортер отправляется на место вырубки рощи, чтобы и поговорить с местными жителями, не принявшими участия в митинге. Таким образом, материал отчасти приобретает черты журналистского расследования.

Что касается стилистики, то первая половина публикации отвечает основным стандартам событийного репортажа: преобладают глаголы в настоящем времени и небольшие предложения с прямым порядком слов; наблюдается жесткая привязка к информационному поводу. Во второй половине настоящее время повествования сменяется прошедшим, в авторский текст вводится элемент мини-интервью, но в целом метод подачи материала остается репортажным.

    Определившись с жанровой спецификой публикации, переходим к поиску в ней выделенных нами способов проявления авторского «я».

    Яркий пример использования косвенного присутствия – описание строительной площадки на месте вырубленного березняка: «У противоположной ко мне стены работают экскаватор и два бульдозера. Снуют люди в оранжевых спецовках. Слева – вагончик, в котором, очевидно, греются рабочие. Основная часть площади все еще занята невыкорчеванными пнями, чернеющими на снегу. Даже на глаз нетрудно определить, что деревьев спилено не меньше нескольких сотен». Мы имеем дело именно с косвенным присутствием, т.к. здесь мы не видим даже намека на проявление авторской индивидуальности: только сухая констатация фактов, полностью нейтральная лексика. В данном случае задача репортера была сродни задаче фотографа: дать читателю возможность на визуальном уровне представить место действия, предоставив ему самому делать какие-либо выводы/заключения. Поэтому какая-либо эмоциональная окраска в языке данного фрагмента была бы абсолютно излишней. Следовательно, в приведенной нами части текста репортер работал в правильном ключе.

Прямое авторское присутствие мы можем наблюдать в следующем предложении: «Поначалу вообще складывается впечатление, что люди рассказывают – а вернее, кричат – о своем несчастье сами себе». Доказать то, что присутствие в этом фрагменте именно прямое, не составляет труда: уже наличие слова «впечатление» говорит о проявлении авторской субъективности. Если рассматривать данное предложение в отрыве от остального текста, то оно кажется чрезмерно пафосным и эмоционально окрашенным, благодаря таким словам как «кричат» и «несчастье». Но если мы взглянем на общий контекст происходящего, то станет понятно, что, несмотря на свою внешнюю форму, оно является не более чем констатацией факта. Чтобы убедиться в этом, приведем эпизод, описывающий обстоятельства, в которых проходила акция протеста: «На аллее и правда почти безлюдно. Пустые скамейки припорошены снегом, тишину нарушает только гул моторов с проезжей части. Лишь редкие случайные прохожие, спешащие куда-то по своим делам, бегло оглядываются через плечо на кучку странных граждан с полными кудрявой зелени плакатами, похожими на школьные стенгазеты». Отсюда мы видим, что площадка, выделенная для митинга, была абсолютно непригодной для подобных мероприятий, которые могут быть эффективны лишь при условии большой концентрации людей в местах их проведения. Поэтому у репортера, как у стороннего наблюдателя, и возникло впечатление того, что люди проводили акцию протеста сами для себя, и он не смог найти лучшего способа, чтобы отразить данный нюанс. Что касается фразы «кричат о своем несчастье», первоначально вызвавшей некоторое смущение: глагол «кричать» в данном случае абсолютно нейтрален, т.к. лозунги на акциях протеста всегда скандируются повышенным тоном, а не вполголоса; слово «несчастье» тоже нельзя считать излишне экспрессивным, т.к. любое событие, заставившее людей выйти отстаивать свои права с транспарантами в руках, на мой взгляд, можно отнести к этой категории. Следовательно, проявление категории авторского «я» в данной ситуации совершенно уместно и оправданно.

    Примеров неуместного использования авторского «я» в данном материале нами обнаружено не было, все случаи выражения автором своей позиции в рассмотренной нами публикации, с нашей точки зрения, уместны и удачны. На этом мы завершаем анализ репортажа «Кому проще без рощи?» и переходим к нашему следующему материалу.

 

    2.3. «Никакой политики! Только модернизация». Анализ публикации № 3

   

Наш следующий предмет разбора посвящен открытой лекции, которая была прочитана осенью прошлого года для студентов Челябинского Государственного университета. Основными темами были проблемы модернизации и внедрения нанотехнологий в современной России. В качестве лектора выступил директор корпорации «РОСНАНО» и политический деятель Л.Я. Гозман.

На мой взгляд, данный материал представляет собой синтез событийного репортажа и репортажа-комментария, т.к. подробное, последовательное освещение события сочетается с комментированием поведения, реплик, утверждений героев репортажа. Докажем наш тезис примерами из текста:

Пример № 1. Сначала идет стандартное репортажное описание того, что происходит на глазах репортера: «…какая-то компания без конца перешептывается и давится смехом, под конец пары кто-то из них скучающим голосом произносит: «Блин, на х… мы сюда приперлись?». И далее идет комментарий на описанные перед этим действия: «Забавно, так и подмывало задать им самим этот же вопрос». По своему содержанию комментарий очень емкий и едкий, с претензией на использование приема сатиры.

    Пример № 2. Следующий пример содержит более расширенный комментарий. Сначала репортер приводит услышанное им утверждение: «Главный тезис лекции, который обозначил сам Л.Я. Гозман – модернизация в России возможна». Далее идет авторский комментарий к вышеприведенному тезису: «Я тоже думаю, что возможна. Вернее, надеюсь. Но начинать, на мой скромный субъективный взгляд, нужно все-таки не с навороченных научных технологий. Для начала не мешало бы хотя бы приблизить условия существования среднего россиянина к уровню жизни в странах, успевших модернизироваться до нас. Ведь будет, по меньшей мере, странно и парадоксально, если люди, которые возьмут в свои руки инструменты нового, модернизированного производства, будут продолжать жить в квартирах с обваливающимися и протекающими потолками, топить дровами дедовские печки и справлять нужду в деревянных будках с дыркой в полу, как многие сейчас...» - и далее в таком же духе.

В связи с жанровой спецификой, в тексте публикации часто встречается прямое авторское присутствие, выраженное достаточно ясно и откровенно. В качестве примера: «…в аудиторию входит, видимо, один из организаторов лекции и, вытирая носовым платком испарину со лба, просит минуту внимания. Он заметно взволнован.

    - Сейчас перед вами выступит с лекцией директор РОСНАНО Гозман Леонид Яковлевич. В конце пары будет специально отведено время для ваших вопросов, поэтому сразу попрошу: НИКАКОЙ политики! ТОЛЬКО модернизация! И пока Леонид Яковлевич отвечает, будьте добры постоять!

    Перед выступлением, в котором, очевидно, будет говориться о строительстве новой России и отказе от всего устаревшего и косного – не только в технической сфере - такого рода «просьбы», конечно, не особо вдохновляют. Все-таки, когда в стране, где формально утверждена и возведена в культ свобода слова, тебе прямым текстом указывают, о чем ты имеешь право спрашивать у более высокопоставленного гражданина, а о чем нет, становится немножко противно. И назревает вопрос: а если спрошу, о чем нельзя, что тогда? Закуют в наручники и прямиком из аудитории увезут в тюрьму? или в армию?».

Думаю то, что в данном отрывке представлено именно прямое присутствие, не нуждается в развернутом доказательстве: присутствуют и слова с ярко выраженной оценочной окраской («противно»), и агрессивные по своей интонации риторические вопросы в конце фрагмента. Что касается вопроса уместности такого прямолинейного высказывания журналистом своей точки зрения, то в данном тексте, на мой взгляд, это уместно, т.к. полностью соответствует стилю всей работы и не нарушает ее структурной и лексической целостности. Скорее всего, если бы автор выбрал менее агрессивную форму выражения своих взглядов, смысловая и художественная ценность публикации не пострадали бы, но, как нам кажется, в таком варианте текст способен оказать большее воздействие на современного российского читателя, уставшего от, возможно, излишней мягкости и корректности журналистских материалов.

В рассмотренном нами выше фрагменте мы можем видеть также яркую деталь-символ: «… один из организаторов лекции, вытирая носовым платком испарину со лба, просит минуту внимания. Он заметно взволнован». Этот платок и выступивший на лбу организатора пот в сочетании с его взволнованностью и просьбой, больше похожей на приказ или угрозу, как нельзя лучше символизируют такое качество, как стремление любой ценой угодить начальству, и таким образом выставляют героя статьи в неприглядном свете перед читателем.

    Также в этой связи заслуживает упоминания и следующий эпизод: «Сам Леонид Яковлевич тоже не так давно обзавелся новой машиной, о которой охотно всем нам поведал. Родом она из Японии, и приобрел ее нынешний счастливый владелец только тогда, когда точно убедился, что сборка ее производилась именно в Стране Восходящего Солнца, а не в Голландии. Так совпало, что во время этого рассказа меня вдруг кольнуло залезть в свой карман и пересчитать лежащие там финансовые ресурсы, чтобы убедиться, что мне точно хватит на обратный проезд. Ровно 15 рублей. Хватает. Я доволен и слушаю дальше». Здесь автор использует прием контраста, заостряя внимание на колоссальной разнице между благосостоянием российского чиновника и среднестатистического гражданина страны с помощью упоминания о 15 рублях в своем кармане после описания авто стоимостью в целое состояние. Следовательно, эти 15 рублей мы в данном случае тоже можем причислить к деталям-символам.

Теперь, для того, чтобы перейти к разбору следующей публикации, нам осталось найти в данном тексте пример использования автором косвенной формы присутствия. Мы можем найти его, в частности, в этом фрагменте: «…мне запомнился вопрос одной девушки, в котором речь шла об экономической политике Рейгана. По аудитории сразу же пронесся шепоток: «Ее, наверно, убьют. Про политику же запретили спрашивать». Подобные моменты, абсурдность и юмористический характер которых очевидны для любого читателя, как правило, производят на него гораздо больший эффект, будучи переданными с помощью нейтральной лексики, нежели с какими-либо авторскими вставками и комментариями. Следовательно, журналист в данном случае поступил грамотно, воздержавшись от каких-либо эмоций, оценок.

    Итак, поиск по каждому из пунктов нашей классификации в данной статье успешно завершен, каждый из отобранных нами фрагментов проанализирован в рамках нашей темы и мы переходим к последнему из предметов нашего исследования.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.