Глава I . Процесс социализации ребенка младшего школьного возраста посредством воспитательных функций игры. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава I . Процесс социализации ребенка младшего школьного возраста посредством воспитательных функций игры.

2019-12-26 276
Глава I . Процесс социализации ребенка младшего школьного возраста посредством воспитательных функций игры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время игра получила признание как один из ведущих компонентов культуры. В последние годы во всем мире ведется интенсивная разработка и использование игры как одного из способов организации жизненного пространства, взаимодействия человека с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, эмоциональный тренинг, смыслообразование.

В конце XX начале XXI веков социально-педагогическая обстановка в России претерпела существенные изменения. Нередкими стали негативные явления в детской среде: усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте; часто жестокий и опасный характер самоутверждения у подростков; обеднение общения и ослабление творческих начал досуговой деятельности. Коллективное начало игры вытесняется индивидуализацией и эгоизацией деятельности детей. Все чаще игра командная, подвижная уступает место компьютерной игре.

В то же время использование компьютерно-игровых форм в коммерческих игровых клубах в 7-8 раз превышает число игроцентров в учреждениях образования, культуры, общественных организациях, осуществляющих педагогическое руководство и психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности детей и молодежи. В настоящее время из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей, приёмов и прочее. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором усвоения и передачи народной культуры.

Современная игра, лишенная этих характеристик – явный признак разрыва традиции и отсутствия культуропреемственности. Причинами такого положения являются не только урбанизация образа жизни и связанное с ней падение престижа народной традиционной культуры, увеличение информационных нагрузок и ускорение ритма жизни, но и исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора, а также стандартизация воспитания детей, заимствование чуждых русской культуре игр, сокращение игрового репертуара детей и отведенного на него времени.

Социально-педагогические исследования (В.М. Григорьев, И.С. Слепцова, И.И. Шангина и др.) доказывают, что игра способна помочь ребенку освоить социальный опыт предыдущих поколений, развить способность соотносить общественные и собственные ценности.

Современная теоретическая разработка различных аспектов феномена игры осуществляется в нескольких направлениях: философские аспекты игры нашли свое отражение в работах А. Вайнштейна, И. Герасимова, A.M. Жигуна, М.С. Кагана, Н.Т. Казаковой, Р. Калуа, П.Л. Лаврова, Ю.А. Левады, Ю.М. Лотмана, Г. Нодиа, Г.В. Плеханова, Л.Т. Ретюнских, К.Б. Сигова, Е.С. Смирнова, Э.В. Соколова, В.И. Устименко, Г.П. Щедровицкого и др. Исследование игры как важной составляющей культуры представлено в трудах Т.А. Апиян, М.М. Бахтина, B.C. Библера, И.С. Кона, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, А.И. Мазаева, М. Мид, B.C. Мухиной, Г.П. Черного. Психологические аспекты игры нашли свое отражение в работах А.Г. Асмолова, П.П. Блонского, Л.И. Божович, A.A. Бодалева, Д. Бруннера, К. Бюллера, Ш. Бюллера, В. Вундта, Л.С. Выготского, К Гросса, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, C. Миллер, В.Н. Мясищева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Г. Спенсера, A.C. Спиваковской, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Общепедагогические аспекты игры представлены в работах В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля, С.Т. Шацкого, а также Н.П. Аникеевой, Г.Н. Волкова, А.В. Волохова, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, О.С. Кель, М.В. Кларина, Т.Е. Конниковой, Э.В. Паничевой, А.С. Прутченкова, Е. А. Репринцевой, К.Д. Радиной, Н.И. Фришман, Л.Я.Хоронько и др. С позиций социально-педагогического значения народные игры рассмотрены такими исследователями, как Л.В. Былеева, Ю.В. Василькова, Г.С. Виноградов, М.Ф. Литвинова, Л.В. Мардахаев, В.А. Николаев, Л.Я. Олифененко, А.Г. Оршанский, А.Г. Пашков, Е.А. Покровский, А.В. Черная, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.

Из числа существующих исследований по Краснодарскому краю прежде всего следует назвать работы Е.А. Покровского, освещающие особенности воспитания детей на семейно-бытовом уровне в России второй половины XIX в., в том числе и в Кубанской области. Среди существующих научных публикаций советского периода особое место занимают работы К.Д. Чермита, Я.К. Куприной, Н.Х. Хакунова и В.Ф. Дашивец, в которых охарактеризованы средства, формы и методы воспитания адыгов и кубанских казаков в этнопедагогическом аспекте. Рассиатривая различные области традиционной культуры кубанского казачества, Н.И. Бондарь в общем составе средств этнопедагогики выделяет народные казачьи игры, придавая им важное значение в процессе формирования личности детей и молодежи.

Обозначенные подходы содержат глубокие теоретические изыскания в области теории игры, вместе с тем, до настоящего времени народные игры, в частности кубанские, изучены в недостаточной степени. Это относится и к исследованию их места в системе социально-нравственного воспитании детей в условиях образовательных учреждений.

Объектом исследования выступили: игры народов, проживающих в Северных частях России.

Предмет исследования: роль народных игр в процессе социализации ребенка младшего школьного возраста.

 

Цель данного исследования: рассмотреть народные игры как средство социализации детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, типологию и социально-педагогические функции народной игры.

2. Определить возможности народной игры в социально-нравственном воспитании младших школьников и подростков.

3. Выявить и апробировать совокупность условий эффективной реализации народной игры как средства социально-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы.

4. Разработать и апробировать модель социально-нравственного воспитании современных детей средствами народной игры.

5. Разработать методические рекомендации в адрес школьных педагогов и родителей по оптимизации социально-нравственного воспитания детей средствами народной игры.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения теории социального воспитания (А.А. Бодалев, Б.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и др.); концепции социально-педагогического сопровождения личности ребенка в процессе его социализации и воспитания (М.Р. Битянова, Е.В. Козырева, М.И. Рожков, А.Л. Уманский и др.); исследования в области ролевой игровой деятельности, концепции игры как средства социального становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Репринцева, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.); теории возрастной мотивации игры (Н.П. Аникеева, Т.А. Конникова, Л.М. Малышева, Д.Б. Эльконин); анализ функций народной игры как одного из средств народной педагогики (В.М. Григорьев, Г.Н. Волков, Е.А. Покровский, И.П.Сахаров, К.Д. Ушинский, С.А. Шмаков и другие); философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, И.С. Кон и др.). Методологическими ориентирами исследования выступают системно-структурный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, раскрывающие многоаспектную природу системы социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков в традиционной культуре Кубани, ориентирующие на активный поиск средств и методов реализации этого процесса в образовательных учреждениях.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования, взаимопроверяющие и дополняющие друг друга: теоретический анализ социально-педагогической, педагогической, философской, этнопедагогической, психологической, этнографической, социологической, историографической, фольклористической литературы по теме исследования; анализ документации и архивных данных; беседа, анкетирование, интервьюирование, педагогические наблюдения в естественных условиях; игровая диагностика; обобщение независимых характеристик; ретроспективный анализ личного педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования; методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических представлений о возможностях народной игры выступать средством социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков, а именно:

– в уточнении типологии и воспитательных возможностей традиционных игровых практик;

– в раскрытии сущности и содержания понятия «социально-нравственное воспитание» с учетом связи этого процесса с освоением воспитанниками этнокультурных традиций и включением учащихся в нравственные отношения с индивидуальными и групповыми субъектами социально ценного опыта;

– в конкретизации основополагающих принципов организации игровой деятельности, ориентированной на социально-нравственное воспитание детей: безопасности, единства переживаний и самовыражения, отражения и преображения, соответствия игровой деятельности культурно-исторической и социальной среды, использования диагностических возможностей народной игры и др.

Практическая значимость исследования определяется раскрытием педагогических условий, способствующих социально-нравственному воспитанию детей посредством народных игр. Разработанные методические рекомендации по использованию народных игр Севера как средства социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков применяются в воспитательной работе ряда общеобразовательных школ Северного края.

Прошедшие опытно-экспериментальную проверку содержательные и методические основы процесса социально-нравственного воспитания учащихся применяются при разработке лекционных курсов, практических занятий, содержания педагогических практик, а также в процессе дополнительного профессионального образования педагогов и воспитателей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования детей и подростков.

Структура исследования: дипломная состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения, а также списка использованной литературы.

 

 

Функция коррекции в игре.

 

Психологическая коррекция - есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.

В психологической литературе детские игры, игровые этюды и упражнения, игровые сценарии носят следующие названия: игротерапия (С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова); психогимнастика (М.И.Чистякова); игровая психотерапия(Дж.Морено).

Психологи первыми посмотрели на игру как на средство проявления, раскрытия потенциальных возможностей ребенка, распознания правильности развития его психических процессов и нравственных качеств. Они первыми признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического развития (Л.С.Выгодский, Д.Б. Эльконин, С.А.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Н.Захаров, А.С. Спиваковская, М.Н.Чистякова и др.).

Процесс коррекции в игре происходит естественно, если все дети усвоили фабулу, сюжет и правила игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике потому, что значительной части детей свойственны вспыльчивость, утомляемость, агрессивность и др. негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения.

В последнее время наряду с понятием «здоровый ребенок» все чаще можно услышать понятие «нервный ребенок».

Сохранение и укрепление здоровья ребенка являются главными и основными задачами школы, семьи, общества и государства.

В связи с тем, что основная непосредственная причина нервно-психических заболеваний кроется в контактных взаимоотношениях, коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением.

Использование игры как средства психокоррекции необходимо чаще применять с детьми. В этом плане игра - способ универсальный и очень результативный.

 

ГЛАВА II.

Глава 3. Народные игры

Сущность народных игр.

Народные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Исследователи детской игры отмечают, что народная игра является важным средством социализации ребенка. Поскольку основным назначением народной игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. В игре ребенок всему подражает: копирует жизнь взрослых, воспроизводит жизнь знакомых животных, которых наблюдал, о которых слышал. Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории, и сформировалась вместе с человеком, выполняя следующие воспитательные и социальные функции: развлекательную, социализирующую, самореализационную, коммуникативную и др.

Игры формируют отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.

Таким образом, можно сказать, что сущность народной игры - социально-педагогическая. Социальная, так как игра является областью культуры человеческого общества (социума). Педагогическая потому, что связана с воспитанием и развитием человека.

В настоящее время роль игр, и в первую очередь народных, приобретает еще одно важнейшее значение. Таким значением становится воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Знание и понимание национального славянского мировоззрения помогает также избежать таких опасных в настоящее время тенденций как шовинизм, национальная и религиозная нетерпимость. Народная игра воспитывает соревновательный характер и в тоже время она приучает давать коллективный отпор внешней агрессии, что, в частности, важно для молодого человека попавшего в армию. Народная игра воспитывает уважительное отношение к друг другу в разновозростных и разнополовых группах молодежи и подростков, что так же является одной из важнейших задач педагога и воспитателя.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

Народная игра целенаправленно активизирует процесс познания окружающего мира и себя, поддерживает детское творчество. Она выступает как мера и как способ творческой самореализации личности ребенка в разнообразных видах игровой деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу этнонациональных ценностей и технологий к их адаптации. Общечеловеческие ценности выступают в качестве ценностных ориентаций в мире культуре, они позволяют субординировать социокультурные ценности, осмыслить их сущность и значимость.

Игровое пространство, в котором ребенок не просто вступает во взаимоотношения со сверстниками, а осваивает знания, нормы, правила общества и своего этноса, играет важную роль в процессе социализации. На личностном уровне происходит и формирование смыслов. В процессе поиска личного смысла каждой личности приходится рефлексировать над вопросом «Кто Я?», в результате чего возникают образы своего «Я», оказывающие интегративное воздействие на все его мышление и деятельность. Формируется «Я-концепция» как многоуровневое и многокомпонентное образование. К его компонентам относятся как Я-социальное, так и Я-психологическое, которые образуют ощущение компетентности, собственной эффективности, личного влияния и ощущение своей моральности.

Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время.

Игры народов Севера.

Бери да помни!

 

Берут развильную кость птицы (такая кость имеется у любой птицы над грудной костью вверх по зобу). Оба участника игры берутся руками за концы развилок и тянут каждый в свою сторону, пока кость не переломится. Тот, у кого в руках окажется большая часть, кладет ее за ухо и произносит: «Кладу да помню!». Через какое-то время второй игрок неожиданно протягивает первому какую-нибудь вещь, предмет (например, кусочек хлеба, конфетку, игрушку, что угодно). Первому игроку надо взять протянутую вещь и сказать: «Беру да помню!». А если он не скажет этого, то тот, который подал вещь, сам скажет: «Бери да помни!». В этом случае считается, что этот игрок обыграл своего товарища. А все же если тот ответил как положено по правилам, то теперь уже он в свою очередь стремится застать своего товарища врасплох. Кто выиграл, тот получает от соперника подарок, о котором условились перед началом игры. В этом случае игра считается завершенной. До тех пор, пока игра не закончена, тот из соперников, которому досталась большая половина косточки, обязан носить ее при себе.

Игра эта на бдительность и на смекалку.

(Играют двое).

 

Воробей

 

По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

- Эй ты,птичка, не зевай,

Кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «мяу,мяу», - стараясь изменить голоо Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.

( Играют 10 - 12 человек)

 

Копотун

 

Копотун – это детская игрушка. Делают ее так. Две дощечки соединяют с помощью деревянной втулки. Посредине передней дощечки делают отверстие, в него просовывают суровую нитку и закрепляют ее конец за заднюю дощечку. На другой конец нитки нацепляют грузило, так, что игрушка, поставленная на конец стола, уравновешивается в вертикальном положении слегка наклонно в сторону грузила. Теперь, если дернуть за нитку книзу, игрушка будет долго качаться, как маятник, вниз-вверх. Игрушка готова, можно начинать игру.

Ставят игрушку на край стола и, дернув за нить с грузиком, заставляют ее кланяться. Пока игрушка покачивается, успевают пропеть довольно объемистую песенку-сказку:

Копотун кланяется, кланяется,

У копотуна 7 снох (невест), 7 снох,

Глиняная сноха за водой пойдет,

Дождь намочит и размокнет.

Травянная сноха выйдет

Корову покормить,

В сено(траву) упадет

И корова проглотит.

Берестяная сноха

Печку начнет топить

Огонь вспыхнет и сгорит.

Ледяная сноха станет

Чай кипятить,

В чугунок упадет и растает.

Сноха как мячик

Станет скакать -

Под гору укатится.

Сноха из метлы

Станет пол мести

Да и застрянет

Между половицами.

Сноха – пузырь

Станет смеяться,

Смеялась,смеялась и лопнула.

А копотун все кланяется

и кланяется.

(Играют 3 – 10 человек).

Данные игры относятся к комнатному типу и проводятся в закрытых помещениях.

Прячь глаза

 

Выбирают двух водящих (маток). Матки между собой бросают жребий, кому из них прятаться, а кому искать. Затем, поочередно, из каждой пары играющих, они набирают себе команду. Матка, которой выпал жребий, ведет свою команду и прячет игроков, а некоторых отпускает на волю. Как только матка первой партии спрячет своих игроков и договорится с ними о месте встречи, она возвращается к ждущей команде. Матка ищущей команды берет ее за полу пальто или малицы, и все идут на поиски. Задача ищущих – найти спрятавшихся и не допустить соприкосновения с их маткой. А у спрятавшихся – неожиданно выскочить и прикоснуться рукой к своей матке. Матка спрятавшейся команды, конечно, знает, где ее игроки, но не ведет прямо к ним, ходит окольными путями и извещает своих товарищей песней – сигналом:

Песец идет,

Росомаха идет,

Матка идет,

Хорошенько подготовьтесь!

Если всех спрятавшихся поймают, прячется ищущая партия. Если же кому-либо удастся дотронуться до своей матки, то он снова идет прятаться. Ну а пойманные в этот кон уже не играют.

(Играют 12-16 человек)

 

Ма

 

По жребию выбирают двух водящих, одна из них хозяйка, другая – ёма, остальные игроки – овцы. Хозяйка выводит своих овец на лужок и каждой на ушко шепчет имя. Ни ёма, ни сами овцы не знают этих имен друг у друга. Овцы некоторое время пасутся (рвут траву). Потом ложатся отдыхать. Хозяйка сидит в сторонке, караулит овец и «засыпает». Приходит ёма и уводит овец к себе в хлев. Хозяйка «просыпается», обнаруживает пропажу и гонится за ёмой, хочет вернуть овец. А ёма уже успела к этому времени поставить всем овцам свои собственные метки (привязать ленточки и т.п.) и доказывает хозяйке, что это ее овцы и что они были ею помечены еще ягнятами. Хозяйка же говорит, что это ее овцы и у каждой есть имя. Она поименует их, овцы подходят к ней, и хозяйка уводит их домой.

(Играют девочки 6 – 10 человек)

 

В котел

 

На площадке с хорошо утрамбованным снегом выкапывают яму (диаметром 25 -30см) – это котел. В метрах двух от котла по окружности делают ямки поменьше – лунки (на две лунки меньше, чем число игроков). У каждого в руках палка или клюшка. Играют деревянным шаром, хоккейным мячом или шайбой. По жребию выбирают водящего и сторожа у котла. Остальные занимают свободные лунки. Сторож бросает шар за площадку и конец палки втыкает в котел. Водящий гонит шар к котлу. Его задача – забить шар в котел или занять чью-нибудь освободившуюся лунку, а сторож должен отбивать шар от котла. Все остальные игроки в это время стремятся занять котел. Кто останется без лунки, тот и будет водить. Шар нельзя трогать ни рукой, ни ногой, только палкой.

(Играют 7-10 человек)

 

В попа

 

Играют на улице, на длинной дороге. Бросают жребий. Обычно жребий бросают так: каждый игрок кладет биту одним концом на носок правой ноги и, придерживая другой конец биты правой рукой, швыряют биту вперед - чья бита улетела дальше всех, тот бьет первым, чья – ближе всех, тот водящий – ставящий попа.

Берут один городок - попа. Водящий ставит его на черту, проведенную поперек дороги. Остальные (по очереди) шагов с пяти (как договорятся) бьют своими именными битами по городку по одному разу. Поп летит все дальше и дальше вдоль дороги, водящий всякий раз ставит его на дороге на том уровне, до которого он долетел. После того, как все метнули биты по одному разу, очередность меняется: метает тот, у кого бита находится ближе всего к черте (играющий не имеет права ни отступать назад, ни подойти ближе к попу от того места, где лежит его бита). Гонят попа до тех пор, пока все биты не окажутся впереди попа. Тогда водящий хватает его, а другие – свои биты и бегут к черте. В следующей игре прибежавший последним будет водить, а опередивший всех будет первым.

(Играют 6 – 10 человек).

 

У столба

 

Бросают жребий, на кого он падает, тот будет ловить, становится у столба и охраняет его. Остальные отходят от столба на 5-6 метров. По сигналу бегут к столбу. Их задача – коснуться рукой столба. Задача хранителя столба – задержать кого-либо из играющих, не подпустить к столбу. Кого поймает, тот тоже становится хранителем столба, теперь они ловят игроков уже двое. Так играют несколько конов. Ловцов становиться больше, а убегающих становится меньше. Убегающие с каждым коном отдаляются от столба все дальше и дальше и наконец прячутся. Теперь у ловящих уже большая группа, они распределяют роли: одни остаются у столба, стерегут его, а другие идут на поиски спрятавшихся. Если они найдут спрятавшегося, настигнут его и запятнают, этот игрок считается пойманным и в следующий кон тоже лови. Задача спрятавшихся остается прежней – благополучно добежать до столба и с разбегу дотронуться до него рукой. Кто коснулся столба, тот в следующем коне вновь идет прятаться.

(Играют 15-20 человек).

Эти игры относят к уличным и играют в них на свежем воздухе.

Оленьи упряжки.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

 

Один лишний (Биир ордук)

 

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

 

Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта).

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

 

Ледяные палочки (Сюлы).

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

 

Охота на куропаток.

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

 

Волк и олени.

Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

 

Заключение.

Таким образом, социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. В семье он начинает приобретать первый социальный опыт. От понимания родителями ответственности перед малышом «за качество социализации», которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное условие ребенком социального опыта посредством подражания близким, «личностно значимым» для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением - поощрением или осуждением, способствующим формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.
Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят
в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, детского учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.

 

Игровая деятельность, происходящая в процессе коллективного взаимодействия, определяет главнейшую социальную цель нормирования сконцентрированности на других. В игре накапливается опыт и зарождается культура межличностных отношений. Играя, дети учатся жить, ровняясь на других, стремясь следовать социальным нормам, привыкают соблюдать правила, навык справедливо судить поведение своих ровесников. Порядок игры, ее структура и условия служат ключом для положительных эмоциональных переживаний, вызывающих чувства дружбы, товарищества, сотрудничества, успеха в достижении общего дела, взаимопомощи. Через игру дети получают возможность ощутить себя взрослыми, попасть в «большой мир», научиться ориентироваться в сложных ситуациях, с которыми в обычной жизни они еще не встречались, налаживать «ролевые» взаимоотношения со сверстниками.

В игре ребенок учится управлять собой, учится подчинять свое поведение правилам, формируются его внимание, его движения, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Задача игровой деятельности - установление сосредоточенности на себя. В игре любой ребенок пользуется возможностью глубокого выражения своей личности, своих идеальных сторон - ответственности за выполняемое дело, настойчивости, самостоятельности, выдержки и т.п. Игра - это зачастую испытание своих возможностей и себя. Играя, младшие школьники выбирают роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением гуманности, смелости, мужества и т.д.

Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с учением и трудом. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Поэтому игра, по мнению многих ученых, есть вид социальной, развивающей деятельности, форма освоения социального опыта и одна из сложных способностей человека.

Нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, и тогда социальная адаптация для младшего школьника пройдет легко, спокойно и незаметно.

Таким образом, социализация детей и молодого поколения посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду, приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.

Важнейшими базисными характеристиками личн<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.