Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников

2020-02-15 509
Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема игры является одной из фундаментальных проблем наук Изучению ее различных аспектов посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Игра стала также предметом исследования философов, культурологов, к ней обращались социологи и педагоги, экономисты и математики. Поэтому нетрудно представить, насколько широк диапазон концепций игры. В психологии, философии существуют полярные точки зрения - от полного отрицания возможности создания общей теории игры ввиду ее большого эмпирического разнообразия (П.П. Блонский) до рассмотрения игры как наиболее важного культурообразующего фактора (Й. Хейзинга).

Традиционно рассматривают следующую классификацию теорий игры:

) философско-культурологические (Платон, Аристотель, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, М. Бахтин, Е. Финк, И. Хейзинга);

) биологические теории (К. Гросс, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, К. Бюлер);

) индивидуально-психологические (К. Левин, К. Коффка, Э. Клапаред З. Фрейд, Ж. Пиаже, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). [8]

Группы теорий выделяются на основании причин появления и функционирования игры, предлагаемых различными авторами.

Появление первых целостных теорий игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX века как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Но гораздо раньше идея связи игры с искусством, с эстетической культурой личности нашла свое отражение в трудах античных философов.

Платон воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе. Души молодых, говорил он, не могут выносить абстрактно-серьезное, поэтому требуют игр, забав, песен как таковых, не согласуемых с интересами государства.

Аристотель не придавал особого значения игре и рассматривал ее, прежде всего как развлечение и отдых. Также в его трудах можно найти указание на значение игры как средства подготовки к будущей серьезной деятельности, к труду.

Подход к игре Ф. Шиллера, развиваемый впоследствии Г. Спенсером, был назван «теорией избытка сил». Игра, по мнению Шиллера, это наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Для Шиллера игра - эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от удовлетворения внешних потребностей, является условием возникновения эстетического наслаждения, которое доставляется игрой.

Взгляды на игру Г. Спенсера близки подходу Шиллера. Проблему избытка сил Спенсер ставит в более широкий эволюционно-биологический контекст. Автор полагает, что процесс филогенеза приводит к возникновению у высокоразвитых животных, в отличие от низко развитых, избытка энергии, не связанного с удовлетворением естественных нужд. Такие силы, вследствие недостатка для них естественных упражнений, находят выход в вымышленной деятельности, т.е. в игре.

Отечественную теорию дошкольной игры разработали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др. По мнению Л.С. Выготского внутренними механизмами создания и реализации «мнимой ситуации», а, следовательно, игры в целом, являются принятие на себя ребенком игровой роли и процесс замещения в игре одних предметов другими. Л.С. Выготский поставил много интересных глубоких проблем и вопросов относительно природы игры и ее внутренних механизмов. Он очень подробно описал процесс замещения, его внутренние закономерности, как процесса переноса значений одних предметов или действий на другие, и лишь только указал на принятие роли как внутренний механизм игры, но не раскрыл его. Это сделал впоследствии Д.Б. Эльконин. [25]

Центральным элементом игры, по мнению Д.Б. Эльконина, является роль, «…именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры». [25]

Внутренняя сущность игры, с точки зрения автора, это воссоздание отношений людей друг к другу. Прежде всего, выделяется отношение близкого взрослого к ребенку, затем - отношения взрослых друг к другу, и в конце дошкольного периода - отношение ребенка к взрослым. Д.Б. Элькониным делается важный вывод о том, что развитие личного сознания ребенка (т.е. выделенность для сознания его отношений с другими, следовательно, и личная позиция, и стремление занять другую позицию) есть результат игры.

Таким образом, в качестве внутреннего механизма игры Д.Б. Элькониным выделяется принятие и выполнение игровой роли, которое трансформируется с возрастом, переходя от изображения действий к проигрыванию отношений и от непосредственного характера отношения к роли к сознанию игровых условностей и возможностей. К сожалению, в работах Д.Б. Эльконина не проанализированы внутренние закономерности механизма игры как целого, а выделены лишь отдельные стороны в его функционировании. [26}

А.П. Усова рассматривала игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. [23]

Другие авторы рассматривают игру как результат взаимодействия внешних, социальных и внутренних, субъективных характеристик:

) игра рождается из потребности ребенка действовать не только по отношению к доступному для него предметному миру, но и по отношению к широкому миру взрослых (А.Н. Леонтьев);

) в основе возникновения игры лежит противоречие нереализуемых немедленно желаний и тенденции к немедленной реализации желаний (Л.С Выготский);

) игру порождает высокая напряженность потребности быть взрослым и действовать как взрослые (Д.Б. Эльконин).

Для понимания сущности игры, как и любого другого психологического феномена, процесса, необходим анализ внутренних психологических механизмов, объясняющих закономерности изменения, развития человека. Поэтому существующие в психологической литературе теории игры важно рассмотреть с позиции тех психологических процессов и образований, которые являются, с точки зрения различных авторов, внутренними механизмами игры. Психологический механизм игры можно определить как целостную систему регуляции игры. [24]

Психологами была построена классификация теорий игры на основании следующих критериев:

) уровень анализа игры - выделение внутренних психологических механизмов игры или ее феноменологическое описание;

) предмет исследования - анализ биологических или психологических оснований игры.

В итоге были выделены следующие группы теорий игры:

) описательные подходы к игре:

а) биологические,

б) индивидуально-психологические;

) концепции игры

а) биологические,

б) индивидуально-психологические.

Описательные подходы основываются, прежде всего, на феноменологическом описании игры. Авторы выделяют причины возникновения игры, функции виды и т.д., но не рассматривают ее глубинных оснований. В концепциях объясняется сущность игры, анализируются е психологические механизмы.

Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходит, главнейшие изменения в психике ребенка… развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». [12, стр. 359]

Работы Л.С. Выготского заложили основу для изучения игры, как деятельности имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущей деятельностью, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливая переход его на новую возрастную стадию развития. [8]

«Игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существенное влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она источник развития и создает зону ближайшего развития». [5, стр. 74].

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

) развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка;

) преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;

) развитие умственных действий;

) развитие произвольности действий.

Д.Б. Эльконин, [26] рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Обобщая исследования Л.И. Божович, [2] Л.С. Славиной, [19] и др. Д.Б. Эльконин пишет: в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…». [26, стр. 329].

«Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов: от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности». [26]

В игре также формируется первичное соподчинение мотивов. Сознательный волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами при отрыве от ситуации собственно выполнения действия. Игра, обеспечивая отрыв смысла от действия, создает условия для появления соподчинения мотивов. [22]

Сюжетно-ролевая игра в силу своего особого строения содержит возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» (Ж. Пиаже), выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности ее

соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций ее участников с разных точек зрения партнеров на предмет и роль. В процессе игры дети учатся учитывать позиции друг друга. [17]

В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации. [23,26].

Эксперименты, проведенные Т.В. Антоновой, И.М. Кононовой, С.Н. Литвиновой, Т.А. Репиной, И.Б. Теплицкой и др. показали, что развитие игры поднимает детские взаимоотношения, в то же время положительные взаимоотношения детей способствуют развитию игры. [1,18,21].

Таким образом, можно сделать вывод, что игры занимают в жизни дошкольников особое важное место. Многие исследователи (Л.С. Выготский Д.В. Эльконин, А.П. Усова и др.) доказали, что игры имеют в педагогике очень важное значение для развития ребенка. В них наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, физического и нравственного). [7]

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.