Основания предоставления ежегодного отпуска без сохранения зарплаты на основании части второй ст. 128 ТК РФ. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основания предоставления ежегодного отпуска без сохранения зарплаты на основании части второй ст. 128 ТК РФ.

2020-01-13 199
Основания предоставления ежегодного отпуска без сохранения зарплаты на основании части второй ст. 128 ТК РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

N п/п Категория работников  Продолжительность отпуска Норма ТК РФ
1 Участники Великой     Отечественной войны    до 35 календарных дней в году часть вторая статьи 128
2 работающие пенсионеры по старости (по возрасту) до 14 календарных дней в году   часть вторая статьи 128
3 родители и жены (мужья) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы) до 14 календарных дней в году часть вторая статьи 128
4 работающие инвалиды   до 60 календарных дней в году часть вторая статьи 128
5 работники в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников   до пяти календарных дней; часть вторая статьи 128
6 Работники, допущенные к вступительным испытаниям 15 календарных дней часть вторая статьи 173
7 Работники-слушатели подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации 15 календарных дней часть вторая статьи 173
8 Работники, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации –   для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов -  для сдачи итоговых государственных экзаменов -       15 календарных дней в учебном году,     четыре месяца,     один месяц. часть вторая статьи 173
9 работники, допущенные к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по очной форме обучения и совмещающие получение образования с работой 10 календарных дней часть вторая статьи 174
10 работники, осваивающие имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по очной форме обучения и совмещающие получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации –   для прохождения государственной итоговой аттестации -     10 календарных дней в учебном году   до двух месяцев часть вторая статьи 174
11 Работники-совместители,    если на работе по           совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска по совместительству меньше продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска по основной работе    Продолжительность определяется как разница между продолжительностью ежегодного оплачиваемого   отпуска по основной работе и продолжительностью отпуска по совместительству   часть вторая статьи 286  
12 Работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Продолжительность определяется по времени, необходимому для проезда к месту использования отдыха и обратно Часть третья статьи 322
  в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.     часть вторая статьи 128

 

  Право на получение отпуска без сохранения заработной платы отдельных категорий работников в иных федеральных законах:

 

┌───┬─────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────────┐

│ N │ Категория работников │Продолжительность│Основание (норма │

│п/п│                        │            │федерального закона)│

│ │                        │            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│ 1 │Инвалиды войны          │До 60 календарных│Федеральный закон │

│ │                        │ дней в году │от 12.01.1995 N 5-ФЗ│

│ │                        │            │"О ветеранах"  │

│ │                        │            │(статьи 14, 16 - 19)│

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│ 2 │Ветераны боевых действий │До 35 календарных│               │

│ │                        │ дней в году │               │

│ │                        │            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│ 3 │Военнослужащие,         │До 35 календарных│               │

│ │проходившие военную службу │дней в году │               │

│ │в воинских частях,      │            │               │

│ │учреждениях, военно-учебных │            │               │

│ │заведениях, не входивших в │            │               │

│ │состав действующей армии, в │            │               │

│ │период с 22 июня 1941 года по│            │               │

│ │3 сентября 1946 года не менее│            │               │

│ │6 месяцев; военнослужащие, │            │               │

│ │награжденные орденами или │            │               │

│ │медалями СССР за службу в │            │               │

│ │указанный период        │            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│ 4 │Лица, награжденные знаком │До 35 календарных│               │

│ │"Жителю блокадного      │дней в году │               │

│ │Ленинграда"             │            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│ 5 │Лица, работавшие в период │До 35 календарных│               │

│   │Великой Отечественной войны │дней в году │               │

│ │на объектах противовоздушной │            │               │

│ │обороны, местной        │            │               │

│ │противовоздушной обороны,  │            │               │

│ │строительстве оборонительных │            │               │

│ │сооружений, военно-морских │            │               │

│ │баз, аэродромов и других │            │               │

│ │военных объектах в пределах │            │               │

│ │тыловых границ действующих │            │               │

│ │фронтов, операционных зон │            │               │

│ │действующих флотов, на  │            │               │

│ │прифронтовых участках   │            │               │

│ │железных и автомобильных │            │               │

│ │дорог                   │            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│ 6 │Члены избирательных комиссий │На время    │Федеральный закон │

│ │                        │исполнения ими │от 26.11.1996  │

│ │                            │обязанностей, │N 138-ФЗ       │

│ │                        │возложенных │"Об обеспечении │

│ │                        │решениями   │конституционных прав│

│ │                        │избирательной │граждан РФ избирать │

│ │                        │комиссии    │и быть избранными │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤в органы местного │

│ 7 │Кандидаты в депутаты    │ Со дня     │самоуправления"     │

│ │представительного органа │регистрации │(статьи 11, 24) │

│ │местного самоуправления; │кандидата до дня │               │

│ │кандидат на должность   │официального │               │

│ │выборного должностного лица │опубликования │               │

│ │местного самоуправления │общих итогов │               │

│ │                        │выборов     │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│ 8 │Доверенное лицо кандидата │ Со дня     │               │

│ │в депутаты представительного │регистрации │               │

│ │органа местного         │кандидата до дня │               │

│ │самоуправления          │официальной │               │

│ │                        │публикации общих │               │

│ │                        │итогов выборов │               │

│ │                        │(включительно) │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│ 9 │Герои Социалистического Труда│До 3 недель в год│Федеральный закон │

│ │и полные кавалеры ордена │            │от 09.01.1997 N 5-ФЗ│

│ │Трудовой Славы          │            │"О предоставлении │

│ │                        │            │социальных гарантий │

│ │                        │            │Героям Социалисти- │

│ │                        │            │ческого Труда и пол-│

│ │                        │            │ным кавалерам ордена│

│ │                        │            │Трудовой Славы" │

│ │                        │            │ (статья 6)    │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│10 │Супруги военнослужащих     │В части,    │Федеральный закон │

│ │                        │превышающей │от 27.05.1998  │

│ │                        │продолжительность│N 76-ФЗ "О статусе" │

│ │                        │ежегодного  │военнослужащих" │

│ │                        │отпуска     │ (ст. 11)      │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│11 │Доверенные лица кандидатов │ На период  │Федеральный закон от│

│ │на замещаемые посредством │полномочий  │12.06.2002 N 67-ФЗ │

│ │прямых выборов должность │доверенного лица │"Об основных гаран- │

│ │или членство в органе   │            │тиях избирательных │

│ │(палате органа)         │            │прав и права на │

│ │государственной власти или │            │участие в референ- │

│ │органе местного            │            │думе граждан Россий-│

│ │самоуправления, избирательных│            │ской Федерации" │

│ │объединений, выдвинувших │            │(ст. ст. 29, 40, 43)│

│ │кандидатов              │            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│12 │Члены избирательной комиссии │ На период │               │

│ │с правом решающего голоса │ подготовки и │               │

│ │                        │ проведения │               │

│ │                        │ выборов,  │                    │

│ │                        │референдума │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│13 │Зарегистрированные кандидаты │ На период │               │

│ │на замещаемые посредством │ избирательной │               │

│ │прямых выборов должности или │ кампании   │               │

│ │на членство в органе (палате │            │               │

│ │органа) государственной │            │               │

│ │власти или органе местного │            │               │

│ │самоуправления, находящиеся │            │               │

│ │на государственной или  │            │               │

│ │муниципальной службе либо │            │               │

│ │работающие в организациях, │            │               │

│ │осуществляющих выпуск   │            │               │

│ │средств массовой информации │            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│14 │Специалисты контрольно- │ На срок работы │               │

│ │ревизионных служб, созданных │ в контрольно- │               │

│ │при Центральной избирательной│ ревизионных │               │

│ │комиссии РФ, избирательных │ службах │               │

│ │комиссиях субъектов РФ, а в │            │               │

│ │случаях, предусмотренных │            │               │

│ │законом, и при иных комиссиях│            │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│15 │Доверенные лица политических │ На период       │Федеральный закон от│

│ │партий                  │осуществления им │18.05.2005 N 51-ФЗ │

│ │                        │своих полномочий │"О выборах депутатов│

│ │                        │            │Государственной Думы│

│   │                        │            │Федерального Собра- │

│ │                        │            │ния Российской │

│ │                        │            │Федерации" (ст. ст. │

│ │                        │            │22, 47, 48, 60) │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│16 │Член избирательной комиссии │На период   │Федеральный закон от│

│ │с правом совещательного │проведения  │10.01.2003 N 19-ФЗ │

│ │голоса                  │избирательной │"О выборах Прези- │

│ │                        │кампании    │дента Российской │

│ │                        │            │Федерации"     │

│ │                        │            │(ст. ст. 16, 41, 42)│

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│17 │Кандидаты в Президенты РФ │Со дня регистра- │               │

│ │                        │ции кандидата │               │

│ │                        │Центральной │               │

│ │                        │избирательной │                    │

│ │                        │комиссий РФ до │               │

│ │                        │дня официального │               │

│ │                        │опубликования │               │

│ │                         │результатов │               │

│ │                        │выборов Президен-│               │

│ │                        │та РФ       │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┤               │

│18 │Доверенное лицо кандидата │На период   │               │

│ │в Президенты РФ         │осуществления │               │

│ │                        │полномочий  │               │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│19 │Муниципальные служащие  │До 1 года   │Федеральный закон от│

│ │                        │            │02.03.2007 N 25-ФЗ │

│ │                        │            │"О муниципальной │

│ │                        │            │службе в Российской │

│ │                        │            │Федерации" (ст. 21) │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│20 │Государственные гражданские │ До 1 года  │Федеральный закон от│

│ │служащие                │            │27.07.2004 N 79-ФЗ │

│ │                        │            │"О государственной │

│ │                        │            │гражданской службе │

│ │                        │            │ Российской         │

│ │                        │            │Федерации" (ст. 46) │

├───┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤

│21 │Герои Советского Союза, │ До 3 недель │Закон РФ от    │

│ │Герои Российской Федерации │ в году     │15.01.1993 N 4301-1 │

│ │и полные кавалеры ордена │            │"О статусе Героев   │

│ │Славы                   │            │Советского Союза, │

│ │                        │            │Героев Российской │

│ │                        │            │Федерации и полных │

│ │                        │            │кавалеров ордена │

│ │                        │            │Славы" (ст. 8) │

└───┴─────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────────┘

 

Судебная практика

1.   Отсутствие письменного заявления работника о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты исключает возникновение у работодателя обязанности предоставления такого отпуска.

В силу ст. 128 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы на основании письменного заявления на период, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Из смысла ст. 128 ТК РФ следует, что отсутствие письменного заявления работника о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы исключает возникновение у работодателя обязанности предоставления такого отпуска даже при осведомленности работодателя о наличии у работника причин, по которым он не может выйти на работу.

Таким образом, осведомленность работодателя о том, что по средам истица обучается, само по себе не давало ей права не выходить на работу в такие дни без приказа работодателя о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.

См.: Апелляционное определение Самарского областного суда от 20.05.2013 N 33-4519.

Обязательным условием предоставления отпуска без сохранения заработной платы является письменное заявление работника о предоставлении такого отпуска. В ходе судебного разбирательства не добыто, а истцом не предоставлено доказательств обращения с таким заявлением к работодателю. При таких обстоятельствах у ответчика, равно как и у суда при разрешении спора, отсутствовали основания полагать, что истцу незаконно было отказано в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.

См.: Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 10.04.2013 N 33-3404/2013.

Реализация права на отпуск требует письменного волеизъявления работника и согласования отпускного периода с работодателем. При наличии у работодателя обязанности предоставить отпуск без сохранения оплаты закон предусматривает уведомительный порядок, предполагающий подачу работником письменного заявления на отпуск.

По делу установлено, что Ш. с 11 января по 3 февраля 2011 г. не выходил на работу, считая себя находящимся в отпуске, в предоставлении которого работодатель ему как работающему пенсионеру не вправе был отказать. Факт отсутствия истца на рабочем месте подтверждается оформленными работодателем актами. При этом с заявлением о предоставлении отпуска к работодателю Ш. не обращался. По собственному утверждению истца заявление о предоставлении с 12 января 2011 г. ежегодного оплачиваемого отпуска сроком на 15 дней и отпуска без содержания до 27 февраля 2011 г. он направил в Росводресурсы, не являющиеся его работодателем и не уполномоченные на предоставление отпуска. В ответе от 11.02.2011. на заявление Ш. заместителем руководителя Росводресурсов со ссылкой на гл. 19 ТК РФ указано, что решение о предоставлении отпуска принимает работодатель, которым для него является ФГУ "В".

Судом первой инстанции в решении сделано правильное суждение о том, что обращение Ш. в Росводресурсы не является доказательством надлежащего обращения за получением отпуска. Следовательно, Ш. не соблюдена установленная трудовым законодательством процедура оформления отпуска, его уход в отпуск является самовольным и не может быть признан уважительной причиной отсутствия на рабочем месте.

См.: Апелляционное определение Иркутского областного суда от 29.01.2013 N 33-505-13.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней. Судом первой инстанции установлено, что Т. зарегистрировала брак, однако доказательств подачи письменного заявления работодателю о предоставлении отпуска или иных доказательств извещения работодателя о намерении отсутствовать на работе по основаниям, влекущим обязанность работодателя по предоставлению отпуска, не представила, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что причину отсутствия истицы на работе нельзя признать уважительной, однако ответчиком не соблюден установленный законом порядок увольнения истицы.

См.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.09.2012 N 33-13359.

Обратите внимание, что договоренность о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы может быть достигнута и в устной форме.

Приказами Н. предоставлены два отпуска без сохранения заработной платы по устной договоренности с работодателем с последующим предоставлением заявлений работником о предоставлении отпуска. Отпуск без сохранения заработной платы, предоставленный приказом, оканчивался. Н. устно до истечения указанного отпуска без сохранения заработной платы обратилась к работодателю в лице директора общества Ф. о предоставлении еще одного отпуска без сохранения заработной платы и получила согласие работодателя. Данный факт подтверждается текстом SMS-сообщения, направленного директором истице.

Из письменного объяснения Н. следует, что она отсутствовала на работе в связи с тем, что вопрос о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в указанный период был согласован с работодателем в устной форме по сотовой связи, на основании чего и было предоставлено заявление. Кроме того, она находилась в другом регионе и возможности отправить заявление по факсу не было, по ее просьбе и от ее имени указанное заявление было предоставлено, оно не может являться подложным документом.

Проанализировав представленные сторонами доказательства и дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к верному выводу об отсутствии у работодателя основания для увольнения истицы за прогул, поскольку отсутствие Н. на работе в спорный период имело место по уважительной причине. Суд первой инстанции обоснованно указал, что у Н. имелись основания полагать, что отпуск без сохранения заработной платы ей предоставлен по устной договоренности с работодателем с условием последующей подачи письменного заявления, так как ранее этой работнице неоднократно предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы в таком порядке. Довод ответчика об отсутствии устного согласования предоставления отпуска без сохранения заработной платы Н. опровергается исследованным судом первой инстанции текстом SMS-сообщения и данными в связи с этим пояснениями директора общества Ф.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал увольнение Н. незаконным и удовлетворил ее требование о восстановлении на работе.

См.: Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 12.10.2012 N 33-5847/2012.

 

2. В заявлении о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы  работник должен указать уважительную причину для предоставления ему такого отпуска (если работодатель не обязан в силу требований законодательства РФ такой отпуск ему предоставить).

Отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен (по письменному заявлению работника) только при наличии уважительной причины. Поэтому в заявлении работник обязан указать причину, по которой ему необходим отпуск.

Является ли причина уважительной, решает работодатель.

К первой группе относятся отпуска, предоставляемые по семейным и другим уважительным причинам.

Ко второй - отпуска, предусмотренные ч. 2 ст. 128 для отдельных категорий работников и предоставление которых является не правом, а обязанностью работодателя на основании письменного заявления работника.

При этом ст. 128 ТК РФ не содержит права работодателя определять период времени и продолжительность данного отпуска, а говорит лишь об обязанности его предоставить по заявлению работника.

Как видно из материалов дела и что не оспаривалось ответчиком, С. 6 октября 2011 г. подал заявление о представлении ему отпуска без сохранения заработной платы на один день 7 октября 2011 г. как работающему пенсионеру.

Ответчик обязан был данный отпуск ему предоставить, что им в нарушение положений ч. 2 ст. 128 ТК РФ сделано не было.

См.: Апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.07.2012 N 33-4042/2012.

Работодатель имеет право, но не обязан предоставлять работнику отпуск без сохранения заработной платы при наличии семейных обстоятельств и других уважительных причин, за исключением категорий граждан, указанных в части второй ст. 128 ТК РФ.

 При этом работодатель не обязан каким-либо образом мотивировать свой отказ, составлять его в какой-либо форме и уведомлять работника. В том случае, если согласие работодателя не будет ясно выражено (путем проставления разрешающей резолюции, издания приказа или составления иного документа), работник не вправе считать отпуск предоставленным.

Согласно ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Таким образом, предоставление отпуска без сохранения заработной платы является правом, а не обязанностью работодателя. При этом использование работником подобного отпуска обусловлено не только подачей работодателю соответствующего заявления, но и обязательным согласованием с работодателем возможности предоставления такого отпуска и его продолжительности.

См.: Определение Ленинградского областного суда от 17.04.2013 N 33-1680/2013.

Согласно трудовому законодательству во всех случаях предоставления отпусков без сохранения заработной платы, независимо от их назначения и продолжительности, они должны оформляться приказом (распоряжением) об отпуске.

 До ухода работника в отпуск без сохранения заработной платы должно быть получено согласие работодателя на его предоставление. При этом от имени работодателя может выступать только уполномоченное должностное лицо.

Как усматривается из материалов дела, заявление о предоставлении административного отпуска 30 июня 2011 г. истица до указанной даты не подписывала у руководителя. Такое заявление подано только лишь 11 июля 2011 г. Соответственно, в связи с отсутствием согласия работодателя приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы не издавался. Таким образом, судом правильно установлено, что Е. отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины 30 июня и с 11 июля 2011 г. по день вынесения приказа об увольнении - 4 августа 2011 г.

См.: Кассационное определение Нижегородского областного суда от 06.03.2012 N 33-1442/2012.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.