Период развития классической философии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Период развития классической философии

2020-01-13 207
Период развития классической философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции.
  3. Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.

Новейшая философия

Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы.

Ведущие направления:

  • позитивизм;
  • марксизм;
  • иррационализм.

В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.

 

 

13. Středověká filozofie, filozofie období renesance, filosofie 17. a 18. století (patristika a scholastika a jejich významní představitelé; renesance, humanismus, reformace, sociální myšlení renesance, filozofie a přírodní vědy v období renesance, problém poznání ve filozofii 17. a počátku 18. století, francouzské osvícenství, encyklopedisté) Средневековая философия, философия Ренессанса, философия 17 и 18 веков (патристика и схоластика и их важные представители; начало 18 века, французское Просвещение, энциклопедисты)

Ответ:

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

-Отношение к природе в Средние века;

-Человек-образ и подобие Божие;

-Проблема души и тела;

-Проблема самосознания;

-Память и история;

-Проблемы универсалий.

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы.

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.

· 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.

· 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.

· 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения:

· Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.

· К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.

· 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

Основные направления философии эпохи Возрождения:

· Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля.

· Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.

· Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.

· Секуляризм — утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

 

Характерные черты философии Возрождения:

· Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.

· Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.

· Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.

· Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.

· Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека.

· Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

 

17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.

В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.

Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.

Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:

· эмпиризм,

· рационализм,

· философия просвещения,

· французский материализм..

Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.

Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия.

Философия просвещения 18 века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали лежали свободомыслие и рационализм.

Французский материализм 18 века – это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности.

Проблемы философии Нового Времени:

Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.

Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению, задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.

В результате в философии сформировались несколько течений в вопросе изучения субстанции. Первый из них основал Бэкон, который считал, что субстанция является основой всего сущего. Второй основал Локк. Он в свою очередь пытался осмыслить субстанцию с точки зрения гносеологии.

Локк считал, что понятия основаны на внешнем мире, а объекты, которые мы видим, имеют только количественные особенности, и отличаются друг от друга только первичными качествами. По его мнению материя не имеет какого-либо многообразия. Объекты имеют отличия только фигурами, покоем и движением.

Юм резко критиковал идеи о том, что субстанция имеет какую-либо материальную основу. По его мнению, есть только «идея» субстанции, и именно под нее он подводил ассоциацию восприятия.

Представители данного направления совершили значительный прорыв в изучении и дальнейшем развитии теории познания, где основными предметами изучения стали проблематика научного подхода в философии и методы изучения человеком окружающей его действительности, а также связь между внешним и внутренним опытом в сочетании с проблематикой получения истинного знания.

В результате изучения всех вышеуказанных проблем как раз и возникли основные направления в философии Нового времени — эмпиризм и рационализм. Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. Рационализма представляли Декарт и Спиноза.

Главные идеи философии Нового времени:

Главные идеи заключались в принципах независимо размышляющего субъекта и методического сомнения. А также в ней были разработаны метод интеллектуальной интуиции и индуктивно-эмпирический метод познания мира.

Помимо этого, были разработаны методы юриспруденции и способы защиты свободы людей. Основной целью было намерение воплотить идеи свободы от религии, выстроить видение мира на основе научного знания.

Главные идеи философии Нового Времени:

-Автономно мыслящий субъект;

-Методическое сомнение;

-Индуктивно-эмпирический метод;

-Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция;

-Гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

-Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.

В средневековой философии выделялись этапы патристики и схоластики. В средневековой философии выделялись этапы патристики и схоластики.

Основы патристики Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры.

Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог.

Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы. Миссия мыслителя сводилась к раскрытию истинного смысла библейских текстов и отражению характеристик в рамках своих трудов.

Направления и традиции Представители патристики создавали философское наследие, которое находило развитие в схоластике. Это давало возможность говорить о двух направлениях, как об однопорядковых понятиях.

Кратко патристика и схоластика в средневековой философии имели похожие качества и опирались на аналогичные традиции:

-монотеизм;

-теоцентризм;

- креационизм;

- провиденциализм;

-персонализм;

-ревеляционизм.

 

В монотеизме бог провозглашался не только единственным, но и полностью отличным от всего сущего и выходящим за границы мира.

Креационизм считал верным факт, что творец создал мир из ничего, догмы этого направления проявляли стремление к некоторой научности.

Провиденциализм признавал безграничное правление создателя во всем. Мыслители считали, что хронологические исторические факты осуществлялись только по желанию всевышнего и усматривали в них божественное провидение и план по избавлению человечества от зла.

Персонализм выдавал теорию о том, что люди создавались богом по своему подобию и одаривались совестью.

Ревеляционизм в учении христиан признавал библию сверхъестественным началом божественного Откровения.

 

Черты схоластики Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством.

Исторический период развития схоластики включал этапы:

-Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения.

- Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля.

-Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики.

Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.

Суть метода заключалась в обеспечении перехода мышления от исследования способов рассуждения о естестве к анализу реальных понятий. Принципы схоластики того времени происходили из веры, согласно которой знания укоренялись не только в разуме индивидуума, но и были присущи божественному уму, создавшему окружающий мир. Понятие бытия определялось двойной мерой в человеческом разуме и религиозных верованиях.

Схоластика постоянно решала вопрос о том, есть ли универсальное сочетание круга вещей и идей. Реализм и номинализм являлись историко-философскими учениями, которые проповедовали и абсолютизировали всеобщее и индивидуальное понятие, отделяя эти диалектические контрасты один от другого. Номинализм утверждал первопричиной вещи, а реализм представлял началом идеализм, в отличие от современного понятия реализма материалистической направленности.

Философия и наука провозглашались слугами богословия. Перед концептуальными теориями ставилась цель проникновения в область веры с помощью осознания действительности и систематизации религиозных истин. Решение такой задачи привело бы к эффективной усвояемости святых понятий и к уничтожению критических аргументов.

Возрожде́ние, или Ренесса́нс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологиисовременных естественных наук.

Гуманизм - система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15- 16 вв когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. Составляла борьба «третьего сословия» (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности.

Реформа́ция — духовное и политическое движение 16—17 вв. в странах Европы, обозначившее радикальные изменения взап. христианстве. Результатом этого движения стало возникновение протестантизма. Большинствоисследователей относят к Р. предреформационные движения лоллардов и гуситов (14— 15 вв.), направленные против иерархической структуры католической церкви, для которых характерныантиклерикализм, неприятие обмирщения церкви, стремление к созданию национальных церквей. Внутрикатолической церкви в этот период также обсуждалась необходимость обновления. На Констанцком иБазельском соборах были предприняты попытки исправления церкви через ограничение власти папы ипередачу части полномочий Вселенским соборам.

 

Особенности воззрения эпохи Возрождения В момент своего становления Возрождение опиралось на эллинистическую традицию Древней Греции, в сферах философии, науки и искусства. Значительную роль в продвижении идей Возрождения сыграло изобретение книгопечатания в 40-ых годах XV в. Иоганном Гутенбергом, который стоял у истоков типографского дела, используя наборные, подвижные литеры (буквенные оттиски). XIV - XVI века заняли особое место в истории европейских стран, да и всего человечества в целом, определив освобождение научной и философской мысли от церковных догм, а также переход к новому типу мышления – гуманизму.
Философия гуманизма стала отражением осознания иного места человека, одновременно изменился взгляд на предназначение человека. На первый план вдвигалась активная личность, способная творить, отстаивать свои интересы и вести за собой как на государственном поприще, так и в науке и искусстве. Смирение и покорность "темных веков" уходили в прошлое. Гуманизм утверждал, что венцом творения является личность каждого человека, причем индивид творит себя сам, величайшим достоянием человека стала его мысль, знания, упор был сделан на мастерство исполнения. Гуманисты XV в. (Мирандола, Валла, Фичино) связывали превосходство человека с его возможностью критически мыслить, и как следствие совершать ответственный и свободный выбор.
Натурфилософский пантеизм (т.е. обожествление природы) стал основой для дальнейшего развития научного стиля мышления в естествознании и различных точных науках. Природа у гуманистов открыта для познания и проникнута божественным духом.
Кардинал римской католической церкви, философ, учёный, мыслитель Николай Кузанский (1401 - 1464) рассматривал природу как проявление Творца, а человека как микрокосм. Идеи вечности Бога и его творения проходят через всю натурфилософию Возрождения.

 

Первая научно-техническая революция приходится на период Возрождения, с неё начался бурный исследовательский процесс, продолжающийся по сей день.
Подъём науки связан с именами Леонардо да Винчи, Коперника, Джордано Бруно, Галилея, Кеплера, Ньютона.
Толчком к развитию научной мысли стало появление труда Николая Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных тел». Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания, а вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи.
На основе наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией.

Сторонником учения Коперника, отдавшим жизнь за свои убеждения, был итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Бруно принципиально отрицал наличие центра Вселенной, вместо этого он отстаивал идею о бесконечности Вселенной, а также о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах.
Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что в основе любого познания находится опыт. В основе его концепции лежали следующие положения:

-познание происходит от частных опытов и стремится к обобщению;

 -эксперимент следует проводить несколько раз во избежание погрешности;

- опыт выступает критерием познания;

-каждый эксперимент требует математического обоснования.

Одной из главных заслуг Леонардо стало обращение к природе как к первоисточнику технических идей, и возможность объяснять природу техникой.

 

Основным итогом первой научной революции стало формирование зачатков новых экспериментальных наук – химии, физики, биологии, астрономии.

 

Французское просвещение свое яркое выражение получило в 1715-1789 годы, и неслучайно, что этот период получил название «век Просвещения» (siècle des lumières). Оно объединило прогрессивно мыслящих представителей искусства, естествоиспытателей, философов, юристов и других. Французское просвещение 18 века создало принципиально новое представление о соотношении государства и человека, о приоритетах и главных ориентирах современного просвещенного индивида, о его этической ответственности как носителя высшего авторитета – разума. В 18 веке во Франции с развитием буржуазных отношений и укреплением торговли феодализм стал пережитком, проявляющимся только в сословности строения общества. Французское просвещение стало самым значительным явлением в Европе. Для его сторонников роль разума была выше веры, они выступали против абсолютизма, церкви, за свободу мышления и художественного творчества. В этот период активно формируется самосознание буржуазии. Философию французского просвещения, выступавшей чаще в блестящей литературной форме, отличает ее радикальная социальная и антиклерикальная направленность. «Патриархами» просвещения во Франции считаются французские просветители Вольтер и Монтескье, которые заложили его основы и до конца 40-х гг. оставались его лидерами, уступив потом сцену новому поколению. Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Дидро, Гельвеции, Даламбер – это те великие люди, которые смогли осуществить грандиозный замысел – создать многотомную «Энциклопедию», в которой объединились функции воспитания граждан, пропаганды науки, воспевание созидательного труда. Просвещение считается разновидностью людских утопий, имеющих мощное реальное содержание. Французское просвещение как раз и является величайшей человеческой утопией. Ее фундаментальной чертой мировоззрения и доктриной является утопизм и иллюзорность. Просветители-классики не представляли причин, условий и последствий своей деятельности, вот почему они ставили великие, но в итоге неосуществимые, недостижимые цели. Классичность модели просвещения предполагает ее неповторимость и известную уникальность, однако, именно принципы его французской модели стали мерилом, критерием любого другого аналогичного движния. Французское Просвещение стало выразителем всего общего, что присуще данному процессу как феномену мировой культуры.

 

14. Německá klasická filozofie a charakteristika posthegelovské filozofie (nejvýznamnější postavy německé filozofie od konce18. do poloviny 19. století a jejich specifická témata, proudy tzv. poklasické filozofie – důraz na vědecký přístup a objektivitu poznání a filozofie iracionalismu) Немецкая классическая философия и характеристики постгегельянской философии (наиболее важные фигуры немецкой философии с конца 18 до середины 19 века и их специфические темы, потоки так называемой постклассической философии - акцент на научный подход и объективность знаний и философия иррационализма)

Ответ:

Зародилась в 17 веке на территории феодальной Германии, до середины 19 века оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества.

Немецкая классическая философия – это рационалистическая теория трансцедентального идеализма. Представлена философскими наработками следующих философов: Кант (критическая философия, субъективный идеализм), Фихте (субъективный критический идеализм), Шеллинг (объективный трансцедентальный идеализм, позднее перешел на иррационалистическую позитивную философию), Гегель (абсолютный идеализм).

Один из главных вопросов, на которые теоретики немецкой классической философии пытались найти ответ – в чем проявляется реальность внешнего мира, ее истоки.

· Кант: мир существует в полноте своего содержания, которая остается неведома для нашего рационального познания (отсюда характерный дуализм Канта);

· Фихте: внешний реальный мир граничит с бессознательным, образуя границу, которую субъекту не перейти. «Я» как трансцедентальное познание, «Не-я», как материальный, объективный мир. Последний подталкивает человека к созиданию своего идеального мира.

· Шеллинг: граница мира – внутренняя. Она понимается в качестве темной первоосновы или творческой субстанции. В творчестве субъект реализует себя. Сама творческая субстанция – это не объект и ни субъект, а взаимодействие двоих.

· Гегель: всемирный процесс – это имманентное (внутренне присущее) диалектическое самостоятельное раскрытие абсолютной идеи. Вне этого процесса нет ничего, поэтому остаток внешней реальности очень упраздняется.

· Людвиг Фейербаха: Фейербах строил свою теорию на противостоянии религии и философского учения как мировоззрений, которые невозможно совместить друг с другом. Из-за этого ученый пытался объяснить материалистическую форму духа и подвергал критике христианства как оду из религиозных форм. В итоге в своих трудах ученый писал, что бог представляет из себя не божественное существо, а лишь образ, который был рожден в людском сознании, отображая человеческую сущность.

Проблема познания внешнего мира, взаимодействие объекта и субъекта привело к великому достижению немецкой классической философии – созданию идеи личной свободы.

Иммануил Кант разрабатывал систему философского знания, чтобы ответить на волнующие вопросы бытия:

· Что есть знание?

· Что я могу знать?

· Что я должен знать?

· На что мне надеяться?

Знание по канту начинается с опыта, но лишь им одним не ограничивается. Для мышления на тему перечисленных животрепещущих вопросов нужна логики и критическое восприятия мира. Ограниченность сознания проявляется из-за того, что мир разделен на явления и вещи-в-себе: феномены и ноумены.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.