Формула расчета экономической добавленной стоимости — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Формула расчета экономической добавленной стоимости

2020-01-13 145
Формула расчета экономической добавленной стоимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономическая добавленная стоимость показывает превышение чистой операционной прибыль после уплаты налогов и затратами на использование капитала. Формула расчета EVA представлена ниже:

Экономическая добавленная стоимость показывает эффективность использования предприятием своего капитала, показывает превышение рентабельности предприятия над средневзвешенной стоимостью капитала. Чем выше значение экономической добавленной стоимости, тем выше эффективность использования капитала у предприятия. Эффективность определяется за счет превышения рентабельности и стоимости капитала (заемного и собственного). Большие значения EVA свидетельствую о высокой норме добавочной прибыли на капитал. Сравнение EVA нескольких предприятий позволяет выбрать более инвестиционно привлекательное.

Показатель EVA отражает различные категории деятельности предприятия: инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность, финансовую устойчивость, платежеспособность, устойчивость развития и рентабельность.

 

 

9. Tržní ekonomika (trh a jeho fungování, zboží a jeho vlastnosti, zákon nabídky a poptávky, základní předpoklady tržního mechanizmu, úloha státu v tržní ekonomice, nástroje hospodářské politiky státu, státní rozpočet, daňová politika České republiky, tvorba státního rozpočtu a jeho legislativní proces) Рыночная экономика (рынок и его функционирование, товары и его свойства, закон спроса и предложения, основные положения рыночного механизма, роль государства в рыночной экономике, инструменты государственной экономической политики, государственный бюджет, налоговая политика Чешской Республики, государственное бюджетирование и его законодательный процесс)

Ответ:

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорныхотношений между хозяйствующими субъектами.

Рыночной называют экономическую модель, основанную на свободе предпринимательской деятельности, праве частной собственности, рыночном построении цен путем нахождения пересечения кривых спроса и предложения, то есть целью функционирования субъектов рыночной экономики является получение выгоды, при этом риски деятельности субъект несет и покрывает самостоятельно. Рынок предлагает множество вариантов продукции, работ и услуг для потребителя, который свободен в своем выборе. Для производителя модель рыночной экономики предлагает условия конкуренции с иными производителями аналогичной продукции.

Так как выбор товаров, работ либо услуг широкий для потребителя, между производителями возникают отношения конкуренции – основополагающие при рыночной модели экономики.

Основополагающими характеристиками модели данного типа экономики являются:

1.Право частной собственности как гарантия невмешательства государства и иных лиц.

2.Право на осуществление предпринимательской деятельности – оно есть у каждого субъекта, и он может самостоятельно выбрать и заниматься каким-либо видом деятельности, при этом его издержки относятся ему на расходы и субъект самостоятельно распределяет полученный доход.

3.Выбор потребителя, его спрос будет являться решающим фактором для производства товара либо оказания услуги.

4.Цена формируется за счет нахождения точек пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Регулирование цен на продукцию со стороны государства не предусматривается, при рыночной экономике рынок регулирует себя самостоятельно.

5.При свободном выборе покупателя – что ему приобретать, а также при свободе выбора вида деятельности производителем, возникают отношения конкуренции, являющиеся отличительной чертой рыночной модели экономики.

6.Государство не устанавливает цены на продукцию, услуги, и не является главным регулятором при рыночной экономике.

В товарном производстве товаром является все то, что покупается и продается. Первое свойство товара заключается в его полезности для потребителя (покупателя). Ненужная вещь товаром не станет. Если же произведенная продукция не превращается в товар, то это может означать только одно: вложенный в нее труд был затрачен напрасно и не может быть оплачен. Для каждого предприятия в условиях рынка должен стать правилом принцип: производить только то, что покупается. Следовательно, первое свойство товара – полезность, или потребительная стоимость, т.е. его свойство удовлетворять потребность общества или отдельного человека. Вторым свойством товара является стоимость, или затраты ресурсов на производство и реализацию продукции. Различают два вида стоимости: индивидуальную и отраслевую. Индивидуальная – это затраты отдельного производителя, а отраслевая – средние затраты всех предприятий, производящих одинаковую продукцию. Третьим свойством товара является меновая стоимость, или цена. Меновая стоимость это свойство товара обмениваться на другие товары или на деньги в определенных количественных пропорциях.

Таким образом, продукция становится товаром только тогда, когда продавец получает за нее определенное количество денег либо другой товар. Вместе с тем некоторые виды продукции не становятся товаром и при этом условии.

Товар это продукт труда, удовлетворяющий потребности покупателя и поступающий к нему посредством купли или обмена.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Если спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.

Закон спроса — величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.

Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Существуют определенные условия для возникновения рынка, это:

- Разделение труда;
- Обособленность хозяйственных субъектов;
- Самостоятельность и свобода предпринимательства.

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка:

- Информационная функция. Суть этой функции состоит в том, что через систему ряда показателей рынок, как очень большой компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в пределах той экономической территории.

- Посредническая функция. Рынок соединяет в единое экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей.

- Регулирующая функция. Рынок дает ответы на 3 главных вопроса: что производить? как производить? для кого производить? На основе конкуренций идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что, в итоге, приводит к формированию такой структуры экономики, которая отвечает требованиям рынка и требованиям потребителей;

- Ценообразующая функция. рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы;

- Стимулирующая функция. Существует ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат и на учет спроса потребителей.

- Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами.

- Санирующая, оздоровительная функция. Здесь рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу экономичным отраслям и хозяйствам.

- Дифференцирующая функция. Рынок отделяет, расслаивает товаропроизводителей, т. е., обогащает одних и разоряет других.

Структура рынка подразделяется:

- По субъектам: продавцы и покупатели;
- По объектам: потребительский рынок и рынок рабочей силы;
- По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой;
- По характеру и объему продажи: розничная, оптовая торговля;
- По товарному ассортименту: рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

А рыночный механизм, в свою очередь,- это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены. Конкуренции и основных экономических законов.

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя).

 

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне.

во-вторых, это — монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

в-третьих, это — монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора.

в-четвертых, государство является регулирующим субъектом

Роль государства в рыночной экономик е — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

 

Экономическая политика представляет собой комплекс мер и действий правительства по выбору и осуществлению различных экономических решений на макроуровне. Реализация государственной экономической политики (в идеале) всегда направлена на достижение социально значимых целей.
Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное – предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга – около 7 %);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста.

3) содержание оборонного комплекса страны, государственных аппаратов и ведение внешней политики (25–30 % от общего числа расходов);

4) другие расходы.

государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процессами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

 

Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются:

1) ставка рефинансирования – это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам.

2) норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения;

3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране.

 

Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

 

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны государственного управления.

Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста на уровень общественного благосостояния. Средства, аккумулируемые в рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнение функций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетной системы является построение социально-ориентированного общества посредством распределения и перераспределения ресурсов.

Бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, но одновременно имеет особенности.

К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественной деятельности;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

Государственный бюджет имеет силу Закона. С позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

Бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распределителями бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной функцией и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

Действующая в Чешской Республике налоговая система полностью соблюдает принципы фискальной политики рыночной экономики. Она следит за обеспечением гибкой взаимосвязи доходов и расходов государственного бюджета с развитием валового внутреннего продукта, созданием равных условий конкуренции, поддержкой общественно полезной предпринимательской деятельности и преследует цель сближения налоговой системы Чехии с системой ЕС.

Налоговая система Чехии включает следующие налоги:

- НДС;

- налог на товары широкого потребления (акцизы): налог с топлива и смазочных материалов, налог со спирта и крепких спиртных напитков, налог с пива и табачных изделий;

- подоходные налоги: с доходов физических и юридических лиц налоговые отчисления в фонды;

- налог с недвижимого имущества;

- дорожный налог на автомобили;

- налог с наследства и дарений;

- налог с передачи движимого имущества.

Налогообложению подлежат как физические, так и юридические лица. Если в законе нет специальных оговорок, то платить налог на добавленную стоимость обязаны все лица, попадающие под действие данного закона, оборот которых в течение последовательных 12 месяцев превысил сумму 1000000 крон. В течение 25 дней после окончания налогового периода плательщик должен предъявить в финансовые органы налоговую декларацию,

Ставка налога на добавленную стоимость в Чешской Республике составляет 22%. Пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 5% взимается при продаже продуктов питания, медикаментов, бумаги, книг, периодических изданий, картографических изделий, приборов и машин, используемых в медицинской практике.

Акцизный налог. Закон устанавливает условия налогообложения углеводородного топлива и масел, спирта и изделий из него, пива, вина и табачных изделий. Плательщиком данного налога являются все юридические и физические лица, производящие, экспортирующие или импортирующие вышеперечисленные товары, а также лица, оперирующие с вышеуказанным товаром, при условии, что оперируют с товаром, на который не уплачен налог предыдущим собственником товара.

Подоходные налоги - налоги с доходов физических и юридических лиц. Предметом подоходного налога с физических лиц являются:

- доходы от наемного труда и должностного содержания;

- доходы от предпринимательской или другой независимой доходной
деятельности;

- доходы от капитала;

- доходы от аренды;

- остальные доходы.

Все юридические лица являются плательщиками подоходного налога, кроме Центрального Банка Чешской Республики. Плательщики с юридическим адресом на территории Чешской республики обязаны платить налог с доходов, получаемых как на территории Чехии, так и за границей.

В налоги на недвижимость входят:

- налог с участков (земельный);

- налог со строений.

Предметом налога на землю являются участки земли в Чешской Республике. Налогоплательщиком является владелец участка земли. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.

Предметом налога на строения являются здания и строения на территории Чехии. Налогоплательщиком является владелец зданий и строений. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.

Плательщиком дорожного налога на автомобили является физическое или юридическое лицо.

 

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы:

1) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей: составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

2) принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию.

3) принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент страны;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

- бюджетные учреждения;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Этапами бюджетного процесса являются:

- Составление;

- Рассмотрение;

- Утверждение;

- Исполнение.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам - утверждение.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

 

 

10. Peníze v tržní ekonomice, pracovníci a mzdy (vznik a podstata peněz, cenné papíry, banky a bankovní soustava České republiky, mezinárodní finanční systém, maastrichtská kritéria pro přijetí eura; pracovní síla a její význam, odměňování za práci, výpočet a platby pojistného a zdanění mezd fyzických osob) 10. Деньги в рыночной экономике, рабочие и заработная плата (происхождение и природа денег, ценных бумаг, банков и банковской системы Чехии) Республика, международная финансовая система, Маастрихтские критерии для принятия евро; рабочая сила и ее значение, оплата труда, расчет и уплата страховых взносов и налогообложение заработной платы физических лиц)

Ответ:

Деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Современный капитализм обусловил модификацию функции денег. В сегодняшнемобществе все товары, услуги, природные ресурсы, а также способность людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег (в отличие от денег просто товарного производства) заключается в том, что они превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость.

Функционируя на мировом рынке, деньги обеспечивают перелив капитала между странами. Деньги обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны.Организаторами этих денежных потоков являются государство, хозяйствующие субъекты и отчасти отдельные лица. Причем оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала.

Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда.

Основное их назначение – обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде.

Итак, деньги- особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. По определению: деньги - это абсолютно ликвидное средство. Надо заметить, что деньги появились как результат экономических отношений в хозяйственной жизни людей. То есть появление денег абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Никаких противоречий.

У бумажных денег были предшественники в виде документов, обещающих платежи золотом, серебром или другими ценными предметами. Известные в истории первые находившиеся в обращении банкноты были выпущены китайскими банкирами в восемнадцатом веке. Банки и банкиры существовали повсюду уже в течение многих веков до появления первых банкнот. На ранней стадии банкноты поддерживались монетами, и именно благодаря этому их стали воспринимать как деньги. К семнадцатому веку бумажные деньги были в обращении в очень ограниченных количествах всего в нескольких странах.

Можно выделить основные этапы истории развития денег. Первый этап - появление денег с выполнением их функций случайными товарами; второй этап - закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным); третий этап - этап перехода к бумажным или кредитным деньгам; и последний четвертый этап - постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились иные виды платежей, например, электронные.

Ценные бумаги – денежные документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту.

Особенности ценной бумаги:

– в ней содержится определенное имущественное право;

– обладание этим правом и его осуществление связано с владением ценной бумагой;

– это документ установленной формы и содержащий в себе обязательные реквизиты;

– ценные бумаги по форме обладают достоверностью и не требуют дополнительного подтверждения прав их держателей.

К ценным бумагам относятся:акции, облигации, векселя, чеки, коносаменты, складские свидетельства (варранты), аккредитивы; лотерейные билеты (если на них выпал выигрыш).

Не относятся к ценным бумагам – долговая расписка, чек кассовый, т.к. они являются доказательством правоотношения, но не воплощают в себе имущественное право.

Ценные бумаги могут быть: предъявительские, ордерные, именные.

Предъявительские выписываются без указания лица, которому следует произвести исполнение, а потому осуществить выраженное
в них право может любое лицо, их предъявляющее. Они обладают повышенной обороноспособностью, т. к. передаются путем простого вручения новому владельцу.

Ордерные выписываются на определенное лицо, но с одновременным указанием, что исполнение по ним может быть произведено не только обозначенному лицу, но и его «приказу» (ордеру) любому другому лицу, достаточно совершить передаточную надпись на самой ценной бумаге, что может сделать и любой последующий держатель.

Именная ценная бумага выписывается на имя определенного лица, которое только и может реализовать выраженное в ней право. Передача ее практически невозможна (они необоротны или осложненной оборотности).

 

Банковская система Чехии является хорошим примером удачного прохождения кризиса и демонстрирует завидную устойчивость в трудные времена. Залогом такой устойчивости является акцент на потребительское и коммерческое кредитование домашней экономики. Банки в Чехии являются стабильно прибыльными и опираются на домашнюю депозитную базу, отношение депозитов к кредитам стабильно больше 100%. Все основные показатели, включая уровень ликвидности, уровень достаточности капитала и даже прибыльность находятся на благоприятном уровне. Кроме того, кризис практически не подорвал стабильности чешских банков, лишь увеличив уровень просрочки с 3 до 6%.

Это является особенно интересным, принимая во внимание структуру собственности Чешских банков, они почти полностью принадлежат иностранным инвесторам. Большая часть чешских банков, включая все крупные, является либо филиалами, либо дочерними структурами крупных европейских банковских холдингов австрийских Raiffeisen и Erste, бельгийского KBC, французского Societe Generale, итальянского UniCredit и других. В кризис зависимость от иностранного капитала несколько снизилась, доля банков с иностранным участием сократилась с 97% до 87%. Причем нельзя отметить зависимость от какой-то одной страны, это влияние распределено достаточно равномерно. Наибольшая доля на рынке принадлежит австрийским банкам, на них приходится около 25% активов. Такая ситуация может быть опасна с точки зрения будущего кризиса, если родительские банки начнут ограничивать финансирование или, особенно, выводить капитал из чешских филиалов, чего не наблюдалось во время кризиса 2008 года. Доля государственных банков остается очень низкой - около 3% и почти не изменилась в результате кризиса.

Ситуация до кризиса
В 2000 году Чехия пережила достаточно сильный банковский кризис, результатом которого стало резкое сокращение активов банковской системы на четверть со 125% до 90% ВВП. Активы продолжали медленно снижаться в течение еще трех лет, достигнув на минимуме уровня 93% ВВП. После этого начался период восстановления, не слишком быстрого, но достаточно устойчивого. Восстановление практически не прерывалось даже в 2008 году, когда многие соседние страны испытали достаточно сильные потрясения в банковской сфере. Тем не менее, рекордные уровни активов в 125% ВВП пока не достигнуты, и в настоящий момент отношение активов к ВВП в Чехии составляет примерно 115%.

Кризис 2008-2009
Кризис 2008-2009 прошел сравнительно безболезненно для чешских банков. В этот период не произошло значительного сокращения количественных показателей. Сохранялся рост активов по отношению к ВВП, можно отметить замедление темпов роста этого показателя, которые, впрочем, восстановились в 2011 году. Прекратился быстрый рост кредитования, порядка 20% в среднем за год в течение нескольких предыдущих лет, сменившись нулевым или незначительным 2-3% ростом. В абсолютном выражении сократились кредиты финансовому сектору и нефинансовым корпорациям, в то время как кредиты домашним хозяйствам, в том числе ипотечные продолжали расти с положительным темпом. Потребительские кредиты составляют около половины всего портфеля чешских банков. Из негативных тенденций кризиса можно также отметить рост доли «плохих» долгов с 2-3% до кризиса до 6-6,5%. Причем, этот показатель особенно сильно вырос для крупных и средних банков, в то время как небольшие кооперативы, в том числе строительные, имели лучшее качество портфеля. По видам кредитов основное ухудшение отмечалось для потребительских, кроме ипотечных и по кредитам корпоративным клиентам, среди них доля просроченных доходила до 9%. Ипотека, составляющая около 28% всего портфеля, показала низкий уровень просрочки, что поддерживалось высоким уровнем обеспечения и стабильными ценами на рынке жилья.

В общем можно сказать, что основной эффект кризиса для чешской банковской системы это замедление количественного роста.

Текущие тенденции
Общая ситуация в банковской системе Чехии выглядит достаточно стабильной. Доля депозитов в структуре пассивов составляет около 63%. Уровень капитала представляется достаточным и на данный момент составляет около 16% от активов, даже в период кризиса он не опускался ниже 11%. Отметим также высокое качество этого капитала до 85% относится к категории Tier 1. Доля просроченных кредитов в настоящий момент стабильна, в течение последних двух лет она держалась на уровне около 6%.

Банки имеют хорошую ликвидность, такие активы составляют до 30% баланса и обеспечивают около 75% краткосрочных обязательств. Зависимость от краткосрочного фондирования невелика. Кроме того, банки имеют положительную чистую позицию в иностранной валюте и перед нерезидентами, что делает их устойчивыми по отношению к возможным колебаниям курса кроны. Хотя уровень обеспечения возможных потерь по ссудам несколько вырос, в настоящие момент банки являются прибыльными. Относительно благоприятная ситуация позволила постепенно свернуть антикризисные меры.

 

Международные финансы – это совокупность экономических отношений, основанных на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образований, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных операций и расчетов.

Международные финансы выполняют следующие функции:

- опосредование международной торговли и обмена товарами, услугами и капиталами;

- обеспечение экономической интеграции национальных экономик в единую международную систему;

- адаптации национальных экономик к международной экономической и финансовой ситуации;

- координации проведения национальной финансовой политики государств.

Ведущая роль в регулировании мировых финансовых потоков принадлежит международным финансовым институтам таким, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Основная цель Международного валютного фонда заключается в поддержании стабильности в международных финансах для стимулирования экономического роста и международной торговли.

Для реализации этой цели МВФ осуществляет мониторинг экономической, финансовой и валютной по


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.564 с.