В. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

В. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

2020-01-13 1481
В. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комментарий. Употребление слова свой в первом случае – на фоне своего класса – уместно, во втором случае слово свой может быть опущено, так как очевидно, что речь идет о тех, кто учится вместе с Петровым. Следует также сказать, что вместо однокурсников было бы более корректно с точки зрения лексической употребить слово одноклассники или однакашники.

5. Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры. (7 баллов)

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).
Образец ответа

Год – понятие о времени, не отмеченном какими-либо исключительными событиями, то есть о времени как таковом. (1 б.)

Година – производное от «год», слово подчеркивало особый, эмоциональный характер обозначаемого им времени. Это время характеризовалось наиболее знаменательными событиями и явлениями (година спасения, година брачная). (1 б.) Например, в «Слове о полку Игореве» сказано: «Уже бо, братие, невеселая година въстала». (1 б.)

Существительное год со значением время вышло из употребления – было вытеснено заимствованием из старославянского языка «время». (1 б.) Слово относится к нейтральной лексике (1 б.). Стилистически окрашенное слово година получило возвышенную стилистическую окраску (година бед, невзгод, испытаний…) (1 б.). Этому способствовал суффикс –ин-, подчеркивающий выразительность, эмоциональность значения слова (1 б.).

6. Триолет – это стихотворение в восемь строк, из которых 4–я и 7–я повторяют первую, а восьмая – вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы. Например:

Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине. (В. Брюсов) Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя. (К. Бальмонт)

Tpиoлeт – этo стихотворение (твёрдая фopмa) из восьми cтpoк нa двe pифмы, пpи этoм пepвый cтиx в oбязaтeльнoм пopядкe пoвтopяeтcя в чeтвёpтoй и ceдьмoй, a втopoй cтиx — в зaвepшaющeй cтpoкe. B peзyльтaтe oбpaзyютcя pифмeнныe cxeмы: ABaA abAB или жe ABbA baAB (зaглaвными бyквaми oбoзнaчeны пoвтopяющиecя cтpoки).

Haибoлee oбычным стихотворным paзмepoм для тpиoлeтa являeтcя чeтыpёxcтoпный ямб.

«Лизeтa чyдo в бeлoм cвeтe»,

Bздoxнyв, я caм ceбe cкaзaл:

«Kpacoй пoдoбныx нeт Лизeтe;

Лизeтa чyдo в бeлoм cвeтe;

Умoм зpeлa в вeceннeм цвeтe». Koгдa жe злocть eё yзнaл…

«Лизeтa чyдo в бeлoм cвeтe»,

Bздoxнyв, я caм ceбe cкaзaл.

ABaAabAB (Cтиxoтвopeниe Hикoлaя Kapaмзинa)

Напишите триолет на тему «Год русского языка» (8 баллов).

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Как известно, в основе правописания русских безударных гласных лежит простой принцип: надо найти слово, в котором та же часть слова оказывается под ударением. Обычно мы используем этот принцип для проверки корневых гласных: например, безударную гласную в корне слова комок мы проверяем словом ком. Однако и все другие части слова подчиняются тому же принципу. Например, суффикс слова шерстяной мы можем проверить таким словом, как жестянка; приставку слова записать мы можем проверить таким словом, как запись (обычно мы этого не делаем, потому что легко запомнить, что приставки зо- в русском языке не бывает, но тем не менее важно осознавать причину такого написания).

Дано слово предопределённость. Для каждой из пяти его безударных гласных укажите, является ли она проверяемой или нет; если да, приведите проверочное слово. (3 б.) При выполнении этого задания вы столкнётесь с определёнными сложностями. Опишите их. (7 б.)

Образец ответа

Построим словообразовательную цепочку:

предопределённость ← предопределённый ← определённый ← определить ← предел ←делить

Таким образом, выделяем 6 морфем: пред-о-пре-дел-ённ-ость.

Те или иные сложности при выполнении задания возникают с каждой из 5 безударных морфем: предударной приставки пред- не бывает. Проверить, что здесь пишется е, можно либо с помощью предлога пред/предо, либо с помощью слова предок. (3 балла)

Однако имеются проблемы:

1) непонятно, что произносится в пред/предо: односложный вариант предлога явно безударен; в двусложном, возможно, есть второстепенное ударение (пр до но й), но твёрдой уверенности в этом нет;

2) непонятно, можно ли проверять приставку пред или словом предок, поскольку в них - пред - — это корень, а не приставка.

3) непонятно, можно ли проверять приставку пред- словами вперёд, передний и т. п.: эти слова различаются полногласием / неполногласием, а другие полногласные / неполногласные сочетания (оро / ра, оло / ла) не помогают в проверке друг друга.

1 балл ставились за упоминание хотя бы одного из слов пред, предо, предок, передний, вперёд; +1 балл за описание хотя бы одной из трёх названной выше проблем. (2 балла)

-

Ударная приставка о- существует: ожил, остов, округ.

Но как понять, что это та же самая приставка о-, а не другая приставка, которая могла бы писаться как а- (такая приставка в русском языке тоже существует)? Её значение хорошо выделяется в группе глаголов на о-…-ить, образованных от существительных (предел — определить, цена — оценить, роса — оросить), но там нигде нет ударного варианта.

Единственное, что помогает проверить — это цепочка круг — окружить — округ, в последнем члене которой имеем ударное о.

1 балл ставим за упоминание хотя бы одного слова с ударной приставкой о-; +0,5 балла за рассуждения на тему идентичности приставок. (1,5 б.)

-пре-

Проблема состоит в том, чтобы понять, это приставка пре- или при-. Значение у неё выделяется плохо — конечно, можно подобрать слова с ударным пре- (преданный, прелесть и др.), но мы подбираем именно такие слова просто потому, что знаем, что в слове предопределённость пишется е. Если бы там писалось и, мы бы с тем же успехом подбирали проверочные слова с при-. Похожим образом слово преуножить, в котором значение приставки выделяется недостаточно чётко, приобрело орфографический вариант приумножить, который также считается нормативным.

1 балл ставится за упоминание хотя бы одного слова с ударной приставкой пре-;

+0,5 балла за рассуждения на тему выделения приставок. (1,5 б.)

-дел-

За слово предел или любое другое слово с корнем дел- ‘делить’. За слова с омонимичным ему корнем дел- ‘делать’ баллы не начислялись. (1 балл)

-ость-:

Гласную в этом суффиксе можно проверить словом злость или его производными (напр., злостный). Других подходящих слов в русском языке нет. 1 балл за слово злость или 1 балл за утверждение, что проверочных слов нет или практически нет. (1 балл)

8. Прочитайте текст и выполните задания (комплексная работа с текстом). (20 баллов)

КОЛОКОЛЬНЯ

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить… (А. Солженицын)

План анализа текста

1. Определите тему и идею текста. (0,5 б. +1 б.=1,5 б.)

2. Укажите композицию текста. (1 б.)

3. Укажите смысловые части текста, установите отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста. (3 б.)

4. Определите жанр текста. Какова роль последнего предложения? (0,5+0,5=1 б.)

5. Выделите ключевые слова (смысловые доминанты), определите их функциональную роль. Какие «особые» слова вы обнаружили в тексте? Напишите их название. (2 б.)

6. Определите оценочную информацию текста, назовите риторические приёмы (тропы и фигуры), их функциональную роль в тексте. (3 б.)

7. Проанализируйте образ автора, тип авторского повествования (ведётся ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица). (2 б.)

8. Определите характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями). (2 б.)

9. Установите функцию текста (описание, повествование, рассуждение). (0,5 б.)

10. Укажите стиль. Назовите основные приметы стиля. (0,5+0,5=1 б.)

11. Определите наличие контекста и подтекста. (1б.+1б.=2 б.)

12. Дайте оценку полученной из текста информации (к кому обращается автор). (1 б.)

Образец ответа

1. Тема: изображение калязинской колокольни. Идея текста: чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды воскрешения Руси.

2. Композиция текста линейная. Рассказ-миниатюра «Колокольня» условно делится на 4 части.

3. Первая часть – это риторическое обращение к современникам: «Кто хочет увидеть нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню».

Это предложение подготавливает читателя к восприятию материала. В нём сразу же определяется тема и намечаются аспекты её рассмотрения. Этим обращением А. Солженицын старается вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам: проблеме безответственного отношения власти к тому, что она призвана защитить; проблеме уничтожения русских городов, русской старины.

Вторая часть – описание колокольни с указанием конкретных фактов, деталей. Художественное пространство подчеркивается рядом уточняющих членов предложения: «при соборе», «в гуще…», «вблиз Гостиного двора, и на площадь к ней…».

Следующее предложение раскрывает трагедию затопленного города, который «невежественной волей самодурных властителей ушел под воду». Последнее

предложение второй части – это сравнение города с легендарным Китежем и Атлантидой.

Третья часть миниатюры повествует о колокольне, которая выглядит прекрасно, потому что раньше умели строить на века «… добротной кладки…».

Предложения передают личностный, эмоциональный характер восприятия описанного автором, это подчеркивается риторическими вопросами: «каким чудом? – крест уцелел!».

В произведении передается особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамёрзший, переломленный, недобитый город».

Заключительная четвёртая часть: «Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…» - это значение события, описание конкретных мер, принимаемых в связи с происходящим.

4. По жанру «Колокольня» – это стихотворение в прозе, потому что на первый план выходит чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления.

Последнее предложение миниатюры наполнено верой, надеждой, что та православная Русь воскреснет.

5. Встречающиеся в тексте окказиональные слова: «окоём», «затопленцы» (напоминает слово беженцы), «запусти» выражают субъективность авторского повествования. Эмоциональность, субъективность авторского отношения к предмету речи четко выражается в последнем абзаце с помощью повторов: «жить; и жить здесь», «диво-колокольня», «наша надежда», «наша молитва». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине.

6. Эпитеты.

В тексте можно отметить неожиданные связи эпитета с существительным:

Исконной мягкости воды, израненным, грустным уцелевшим улочкам, фальшивая набережная.

Писатель совмещает несовместимые слова с целью рассмотреть предметы с разных сторон, понять, какое настроение они вызывают, какое впечатление ими создается, какой след они оставляют в сознании людей.

Эпитеты А. Солженицына обостряют внимание читателей благодаря их нешаблонности, свежести, выразительности. Они заставляют увидеть в простых вещах то, чего раньше мы не замечали. Солженицынская лексика – это средство оживления речи, придания ей повышенной гибкости, художественной выразительности, расширения семантических и стилистических возможностей современной русской лексики.

Риторические вопросы и восклицания.

(Да что! — Молога и вся на дне. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня!)

Подобные синтаксические конструкции, активное использование восклицательных и вопросительных предложений делают текст более эмоциональным, позволяют точнее передать диапазон чувств автора.

В третьем абзаце, описывая колокольню, писатель словно нанизывает одну синтаксическую конструкцию на другую: несогласованные определения, деепричастия, деепричастные обороты. Это делает описание колокольни более ярким, четким, насыщенным.

Использование тире, эллиптических конструкций.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня.

…дальше луковкой и шпилем — в небо!

…как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Такое активное использование тире придает тексту стремительность, динамичность, неожиданность действия. С помощью этого знака автор делает акцент на нужном слове или мысли.

Парцелляция.

А.И. Солженицын использует экспрессивный синтаксический прием: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Применение парцелляции создает впечатление импровизации, того, что перед читателем не цельное произведение, а какие-то фрагменты авторских мыслей, каждый фрагмент при этом становится значимым и весомым, например: «И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, в с ю Русь до конца не попустит Господь утопить …»

А.И. Солженицын даже через знаки препинания является выразителем и национального языка, и национальной души, так как, применяя их, он не только подчиняется пунктуационным правилам, но и экспериментирует с ними, используя знаки препинания как средство выразительности.

7. Солженицын в данном тексте предстаёт как художник огромного дарования, мастера, свободно владеющего богатствами родной речи. Здесь мы чувствуем скорбные вздохи писателя о разрушенных храмах. Это ностальгия. Утопили, уничтожили, но память сохраняется людьми. У человека святое не отнять!

“…нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…”

Авторская позиция проявляется сразу же в первом абзаце: эпитет «недотопленную» относится не только к колокольне, но и ко всем старинным культурным ценностям.

В произведении передаётся особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамерзший, переломленный, недобитый город», поэтому «Колокольню» можно считать стихотворением в прозе, так как на первый план выходят чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления.

8. Данный текст – это диалог с читателем, переходящий в страстный монолог писателя, это свободный поток авторской речи. Речь глубоко индивидуальна, это устное размышление автора об увиденном, поэтому речь автора эмоциональна, с элементами разговорного стиля, в ней содержится оценка событий, которая передана эпитетами. Связь между предложениями цепная.

9. Рассказ-миниатюра «Колокольня» – это повествование с элементами рассуждения.

10. Текст публицистического стиля с элементами разговорного.

Приметы стиля.

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

11. Контекст: писатель пытается взбудоражить мысли соотечественников, заставить их переосмыслить свое отношение к Родине, ее истории. В тексте выражается боль, страдание людей русских, а также показана сила и красоту родной земли.

Подтекст: колокольня — это сама Русь. Слова автора тому подтверждение: «Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню».

12. Автор обращается к своим современникам, напоминая им о национальных духовных ценностях, которые имеют тысячелетнюю историю, это подчёркивается словами «всю Русь». По жанру этот текст - размышление, своеобразно сочетающий исповедь и проповедь, импрессионистические зарисовки, публицистическое начало и документ. В тексте присутствует строгая документальность, достоверность, информативность. У Солженицына в миниатюре содержится не только рассказ о колокольне, этот текст наполнен авторским пафосом. Описание полузатопленной колокольни вырастает до философского обобщения: писатель ставит вопросы об исторической памяти, о национальных ценностях. Кроме философского обобщения, в произведении присутствует лирическое начало, которое подчёркнуто тропами и стилистическими фигурами. Идея текста: чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды воскрешения Руси.

 

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 б. + 15 б. = 30 баллов)

Напишите сочинение-эссе

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.

Ораторская речь – это не сумма материалов,
собранных из различных источников, а оригинальное,
рожденное в творческих муках, произведение.

Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства)

Длительность звучания ораторской речи – 3 минуты.                                  

P.S. Всего 100 баллов


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.