Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.

2020-01-13 2046
Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Время выступления – 1 минута.

    P.S. Всего 100 баллов


ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

КЛЮЧИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

 
  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Кратко ответьте на вопрос: п очему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое? (6 баллов)

Образец ответа.

Существительные пирожное и мороженое восходят к разным частям речи.(0,5 б.)

Слово пирожное образовано от прилагательного пирожный (1 б.), которое в свою очередь восходит к существительному пирог и образуется при помощи суффикса Н. (0,5 б.) Ср.: прием – приемный – приемная; бильярд – бильярдный – бильярдная. (0,5 б.)

Слово мороженое образовано от прилагательного мороженый (1 б.), которое восходит к глаголу морозить (0,5 б.). В словах мороженое, мороженый ЕН – суффикс отглагольного прилагательного (0,5 б.).

 

2. Выполните задание (4 балла). Укажите, в каких из предложенных слов согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

а) [чн ] (1 б.);

б) [шн] (1 б.);

в) возможны два варианта произношения [чн – шн], поясните (2 б.).

Горчичник, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная

Образец ответа.

а) античный, библиотечный

б) горчичник, нарочно, скучно, яичница

в) конечно [шн] – вводное слово (безусловно, обязательно),

конечно [чн] – краткое прилагательное (имеет конец);

копеечная [шн] – недорогая, ничтожная (копеечная душонка),

 копеечная [чн] – стоимостью в одну копейку (копеечная конфета).

 

3. Даны сложные слова: атомоход, водовоз, водолаз, водосток, дымоход, ледокол, ледоруб, ледостав, ледоход, лесовоз, лесоруб, луноход, мореход, скороход, снегопад, снегоход, тяжеловес, тяжеловоз, утконос, цветонос. Распределите данные слова по группам: (1) человек; (2) животное; (3) инструмент; (4) транспортное средство; (5) явление природы. Если какие-либо слова не вошли ни в одну из групп, выпишите их отдельно и попытайтесь сформулировать их значение. (1*5 =5+1=6 баллов)

Образец ответа.

(1) человек: водовоз, водолаз (человек, погружающийся в воду), лесоруб, мореход, скороход, тяжеловес;

(2) животное: водолаз (собака), тяжеловоз, утконос;

(3) инструмент: ледоруб;

(4) транспортное средство: атомоход, ледокол, лесовоз, луноход, снегоход;

(5) явление природы: ледостав, ледоход, снегопад.

Ни в одну из групп не вошли слова: водосток – труба или желоб, по которым стекает вода; дымоход – канал для отвода дыма; цветонос – побег растения, на котором растут цветы.

4. Ответьте на три шуточных вопроса. (3 балла)

А. Какое слово из 11 букв многие пишут неправильно? (неправильно)

Б. В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз? (стОнет)

В. Из каких трёх предлогов можно сложить название домашнего животного?

(К – о – за)

5. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры. (2+2=4 балла)

Образец ответа

Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – им я. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Например, абонемент – абонент, костный – костлявый – косный.

6. Выполните задание (7 баллов). Даны два типа словосочетаний существительных с прилагательными:

1 2
рыбная ловля пиратское нападение
утиная охота птичье пение
языковые наблюдения крестьянский бунт

А. Объясните, в чём различие этих типов словосочетаний. (1,5 б.+1,5 б.=3 б.)

Б. Как вы думаете, словосочетаний какого из двух типов больше в русском языке? (1 б.)

В. Придумайте по одному словосочетанию каждого типа и укажите, к какому из них оно относится. (1б+1б.+1б. (при условии правильного указания типа словосочетания))

Образец ответа.

А. В первой группе прилагательное называет объект действия, названного существительным, т.е. того, на кого это действие направлено: ловить рыбу, охотиться на уток, наблюдать за языком (1,5 балла); во второй группе — субъект действия, названного существительным, т.е. того, кто это действие производит: пираты нападают, птицы поют, крестьяне бунтуют (1,5 балла).

Поскольку во второй группе прилагательное называет субъект действия, к таким словосочетаниям можно поставить вопрос чей, а не только какой: чьё нападение, чьё пение, чей бунт. По схожей причине во второй группе могут встретиться притяжательные прилагательные, хотя из данных в условии таковым является только слово птичий

Б. Словосочетаний второго типа в русском языке значительно больше: словосочетания первого типа практически не встречаются (1 балл).

В. Среди других возможных примеров словосочетаний первой группы: собачья выставка (выставлять собак), детские фотографии (фотографировать детей). (1 балл)

Примеры словосочетаний второй группы придумать значительно проще: волчий вой (волки воют), студенческие выступления (студенты выступают) (1 балл).1 балл добавляется при условии правильного указания типа словосочетания.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 баллов = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Выполните следующие действия по формуле, заполнив сначала значки «Х» соответствующими условиям словами, затем в найденных словах посчитайте количество букв, записав пример цифрами, а полученное в результате число запишите в форме творительного падежа: (Х+Х+Х)*(Х+Х+Х)=Х (каждое слово используйте один раз!)

Линейный, трудность, разжирел, антрацит, щавель, сияние

1. Выберите из данного ряда слово, в котором все согласные звуки звонкие, но не все имеют глухую пару, посчитайте количество букв в этом слове.

2. Прибавьте к числу букв этого слова количество букв того слова, в котором есть пара согласных по звонкости-глухости.

3. К полученной сумме добавьте количество букв слова, в котором все согласные твердые – посчитайте первую сумму.

4.  Найдите слово, в котором звуков на два больше, чем букв, посчитайте количество букв в нем.

5. Прибавьте к последнему количество букв в слове, где все согласные сонорные.

6. К полученной сумме добавьте количество букв в слове, где все согласные мягкие – посчитайте вторую сумму.

7. Перемножьте первую и вторую сумму и полученный результат запишите в форме творительного падежа.

Образец ответа

(разжирел+трудность+антрацит)*(сияние+линейный+щавель) 1,5+1,5=3 б.

(8+9+8)*(6+8+6)=500 (1,5+1,5=3 б.); пятьюстами (4 балла) = 10 баллов

 

8. Прочитайте текст и выполните комплексную работу с текстом. (20 баллов)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (15 б.)

Образец ответа

 

1. Зима, затруднявшая военные распоряжения, проходила, и наши генералы готовились к дружному содействию. 2. Пугачев все еще стоял под Оренбургом. 3. Между тем наши отряды соединялись и со всех сторон приближались к злодейскому гнезду. 4. Бунтующие деревни при виде наших войск приходили в повиновение; шайки разбойников везде бежали от нас, и все предвещало скорое и благополучное окончание. 5. Но Пугачев не был пойман. 6. Он явился на Сибирских заводах, собрал там новые шайки и опять начал злодействовать. 7. Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 8. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 9. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... 10. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

Все буквы вставлены правильно – 10 б.

Большая часть (от 50%) букв вставлена правильно – 7 б.

Половина букв вставлена правильно – 5 б.

Меньше половины букв вставлены правильно – 3 б.

Все знаки препинания расставлены правильно – 5 баллов, частично – 2 балла.

2. Из предложения 2 выпишите все словосочетания (2 б.).

Все ещё стоял, стоял под Оренбургом.

3. Из предложения 6 выпишите по одному словосочетанию с различными видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и сделайте их полный синтаксический разбор (3 б.).

Согласование: на Сибирских заводах, новые шайки; управление: явился на заводах, собрал шайки; примыкание: злодействовать опять.

1) на Сибирск[их] заводах (на каких?) – именное, с согласованием, средство связи зависимого с

              прил.             сущ.     главным – окончание [их]

2) новые шайки (какие?) – именное, с согласованием, ср-во связи окончание [ие]

Прил. сущ.

3) явился на завод[ах] (где?) – глагольное с управлением, ср-во связи предлог на и окончание [их]

гл.         сущ.

4) собрал шайк[и] (что?) – глагольное с управлением, ср-во связи окончание [и]

  гл.    сущ.

5) начал злодействовать опять (когда?) – глагольное с примыканием

Гл.                  нар.

 

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов)

(от 0,75 страницы) (15 + 15= 30 баллов)

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.