Метафизика всеединства Соловьева — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Метафизика всеединства Соловьева

2020-01-13 163
Метафизика всеединства Соловьева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика:

1. Предмет самый широкий

2. Взят мир как целое

3. Предельно абстрактно и конкретно

4. Субъективность

5. Мышление о бытие

6. Высшая рефлексивность

7. Средство исцеления

Предмет- структура миром в целом и всеобщей связи человека с миром (философия природы, исторические функции, социальная философия)

Методы: диалектический, системный, феноменология, ирменевтика, субъективно- антропологический, спекулятивно-метафизический, софистика.

Структура: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), аксиологии (всеобщая теория ценностей), методология(учение о методах познания), герменевтика (учение о понимании и объяснения познанного), этика (учение о морали).

Функции: познавательная, мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, гуманистическая, интегративная, рефлексивно- критическая.

Основные этапы развития философии:

Античная философия

Средневековая философия

Философия эпохи Возрождения

Философия Нового времен

Философия 19 – 20 вв

 

3. Основной вопрос философии в контексте мировоззрения и духовно-практических стратегий личности и культуры. Материализм и идеализм, монизм и плюрализм, диалектика и метафизика.

В чем смысл жизни? Отношение идеального к материальному, духа к природе, сознания и материи.

1 сторона: что первичнее дух или природа

2 сторона: гносеологическая (познаваем ли мир)

Материализм - это философское направление, представители которого считают, что первична материя, а сознание вторично.

Идеализм - это философское направление, представители которого считают, что первично сознание, а материя вторична.

Плюрализм — в основе мира несколько начал

Монизм - в основе мира одно начало

Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.

Метафизика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир неизменен, статичен.

4. Античная философия: факторы формирования, этапы развития, основные направления, представители и идеи.

Античная философия 7-6 вв до н.э – 6 вв н.э (падение Древней Римской империи)

Факторы формирования

-Экономические факторы

-Политические факторы.

Этапы развития:

1. Доклассический (7-5 вв до н.э)

2. Классический (5-4 вв до н.э)

3. Эллинистический (сер 4 вв до н.э- 6 вв н.э)

Идеи:

1. идеи о главных элементах, о тождестве и противопо­ложности бытия и небытия, структурности бытия (атомы и пустота), текучести и его противоречивости ( Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит ).

2. вопросы о природе и сущности человеческой морали, ее соотношения с нор­мами права (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.).

3. идеи о могуществе и силе человеческого духа в его стремлении к свободной и творческой жиз­ни, к познанию, в котором и заключается счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар).

4. идеи о Боге как истинно сущем; о логосе как о самом высоком и совершенном творении Бога ( Плотин, Филон Александрийский).

5. идеи построения метафизических систем и синтезирование основных философских проблем; вопросы логики, логических форм, правил правильного мышления; вопросы рито­рики как искусства убеждения; проблемы эстетики (Платон, Аристотель).

 

5) Средневековая философия: факторы формирования и развития, специфика, этапы развития, представители и основные идеи.

Факторы формирования:

-частная собственность на землю, преобладание натурального хозяйства;

-закрепощение крестьян;

-иерархическая структура общества;

-монархическая форма правления;

-медленные темпы социального развития

Этапы развития, представители и основные идеи:

1. апологетика (II – IV вв., богослов и юрист Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген)

-Намечен круг вопросов о сотворении мира и структуре мироздания, о сущности человека и его месте в мире

2. патристика (V – IX вв., Григорий Нисский, А.Аврелий)

- систематизация и толкование христианского вероучения, которое велось с опорой на античную философию, прежде всего идеи Платона

3. схоластика (X – XV вв., Пьер Абеляр, Альберт Великий, Ф.Аквинский)

– период распространения этих учений в общественном сознании и духовной культуре общества.

- Боэций Северин (480 – 523), представитель ранней схоластики, синтезировавший идеи стоицизма и христианства.

6) Философия эпохи Возраждения: предпосылки возникновения, особенности, основные направления, представители и идеи.

Предпосылки возникновения:

- экономические

- социальные

- политические

- географические

Особенности:

- антропоцентризм и гуманизм

- антицерковная и антисхоластическая направленность

- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружаю­щего мира

- большой интерес к социальным проблемам общества и государства

- торжество индивидуализма - эта эпоха создала тип культурного индивидуализма

- жизнеутверждающий и оптимистический характер эпохи

Основные направления, представители и идеи:

гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI - нач. XVIIвв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

7) Философия нового времени: факторы возникновения, специфика, этапы развития, направления и представители. Онтология и гносеология, метафизика и диалектика в философии нового мира.

Факторы возникновения:

1) Развитие капиталистической системы хоз-ва, крупных производств, требующих разнообразных знаний.

2) завершение создания экспериментально-математического естествознания

 3) Ориентация на научное знание, свободное от религиозной веры

Специфика:

§ проблемы философского научного метода;

§ методологии познания человеком внешнего мира;

§ связи внешнего и внутреннего опыта;

§ задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

§ эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);

§ рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

§ принцип автономно мыслящего субъекта;

§ принцип методического сомнения;

§ индуктивно-эмпирический метод;

§ интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

§ гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

§ разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.

Этапы развития:

1) Становление эмпирического и рационалистического направлений (Ф.Бэкон, Р. Декарт);

2) Философия просвещения (XVIIIв);

3) Немецкая классическая философия (XVIIIв);

4) Марксистская философия (сер XIXв).

Направления и представители:

1. Рационализм, где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

2. Эмпиризм, который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).

Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.

Метафизика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир неизменен, статичен.

Гносеология - изучает проблему знаний и познания.

Онтология - учение о бытие, закладывает материальную матрицу, способ видения мира

8) Социально-политические и антропологические, этические и эстетические концепции и идеи нового мира.

Социально-политические:

- Концепция общественного договора Гоббса. Учение об обществе и государстве явилось итогом философской доктрины Томаса Гоббса.

- Государство — не божественное, не сверхъестественное творение: оно создано людьми.

- Т. Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское

- Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в естественном состоянии и которые гарантированы затем государством: это право на жизнь, свободу и собственность.

- Локк разработал также теорию разделения властей(законодат, исполнительна, судебная,федеральная)

Антропологические:

- в центре внимания этого течения — проблема человека

- основная идея — создание интегральной концепции человека.

Этические:

- центральным понятием этики этого периода является гуманизм

- задачей человека становится задача жить по-божески, что и является высшей добродетелью.

9) Немецкая классическая философия: специфика, основные представители и достижения.

Специфика:

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

• особое внимание уделила проблеме развития;

• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

• взглянула на историю как целостный процесс.

Основные представители и достижения:

Иммануил Кант (1724 — 1804).

• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона

• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

• сформулировал моральный закон ("категорический императив");

• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление

Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоганн Фихте (1762 -1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма (так называемая "Я-концепция").

Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 — 1872) подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

10) Марксистская философия: предпосылки возникновения, этапы развития и основные идеи.

Предпосылки:

1. Социально-экономические

2. Естественнонаучные

3. Теоретические

Этапы развития и идеи:

1. связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователей в Германии. На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и обретают популярность среди творческой II научной интеллигенции европейских государств

2. Второй этап - связывается с именем В.И.Ульянова (Ленина), предпринявшего попытку:

· философского осмысления особенностей экономическою, политического развития капитализма на империалистической стадии;

· подвести теоретическую базу под практику построения коммунистического общества в России.

3. На третьем этапе разрыв между гуманистическим и радикальным направлениями в марксистской философии возрастает.

11) неклассическая западная философия: духовные и социально-культурные предпосылки, основные направления, представители и идеи.

Социально-культурные:

- развитие капиталистических отношений в Европе; переход капитализма в завершающую стадию империализма;
- изменения в политической сфере: на смену абсолютной монархии ограниченные монархии и республиканские формы правления;
- развитие естественных наук

Духовные:

- идеи гуманизма и антропоцентризма привели к усилению личностного начала;
- идеи французского Просвещения XVIII века (Вольтер, Ж.-Ш Руссо, Д. Дидро) распространили веру в бесконечный прогресс человеческого разума и возможность просвещения народных масс.
- немецкая классическая философия в качестве «негативной» предпосылки оказала существенное влияние на формирование учений А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, К. Маркса.

Направления, представители и идеи:

1. Иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра.

• "Мир - как воля и представление"

• "Житейские мудрости"

2. "Философия жизни" Ф.Ницше

· "Воля к власти".

· Отношение к христианству. "Антихристианин".

· "Апология рабства"

· Идеал "Сверхчеловека".

3. Экзистенциализм - философия существования.

· Источники экзистенциализма. Экзистенция. Феноменология Э.Гуссерля.

· С.Кьеркегор - основоположник экзистенциализма.

· Идея подлинного и не подлинного существования.

· Религиозный и атеистический экзистенциализм.

· М.Хайдеггер, К.Ясперс, - бытие человека в мире. Ж П.Сартр, А.Камю – бытие человека в обществе. “Человек бунтующий ".

4. Позитивизм и его этапы развития

• Основные идеи позитивизма. О.Конт

• Эмпириокритицизм. (Махизм.) Мах Авенариус.

• Неопозитивизм (Венский кружок. Л.Витгенштейн, Б.Рассел)

• Лингвистическая философия.

12) Постнеклассическая западная философия: факторы формирования и развития, специфика, основные направления, представители и идеи.

Факторы: Если до этого периода в западно-европейской философии господствовал принцип рационализма (декартовский принцип познания), утверждавший разумное существование общества и человека, то с середины Х1Х в. в западной философии возникла другая ориентация, начало которой заложил еще И.Кант. Возникновение новой эпохи обусловило потребность в новой философии, которая могла бы создать новую картину мира, отвечающую потребностям и интересам современного человека и общества.

Специфика:

1. Плюрализм (В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции)

2. Толерантность (Различные школы стараются не вступать в резкое противоборствомежду собой)

3. Антропоцентризм

Основные направления:

1. Позитивизм

2. Философия жизни

3. Иррационализм

4. Марксизм

 

13)Русская философия этапы: особенности, фазы развития, направления, школы, представители и идеи. Историясофия П.Чаадаева. Западники и славянофилы. Метафизика всеединства В.Соловьева.

Этапы:

4. Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.)

5. Философия эпохи Просвещения (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.).

6. Классическая русская философия (ХIХ – нач. ХХ вв.).

7. Русская философия ХХ века.

Особенности:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Направления:

1. Декабристская философия

2. Философия западников и славянофилов

3. Философия Чаадаева

4. Консервативная, религиозная и монархическая

5. Философия Достоевского и Толстого

6. Революционно-демократическая

Школы, представители и идеи:

1. Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы.

2. Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.)

3. марксизм (Г. Плеханов, А Богданов, В. Ленин и др.). практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя.

4. Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Историясофия Чаадаева:

Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли – вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Системный подход:

1. раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих её;

2. выявление многообразных типов связей сложного объекта;

3. сведение этих связей в единую теоретическую картину.

Синергетический подход: синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания

19) Движение как способ существования материи: основные концепции, понятия, формы и типы. Движение и развитие. Прогресс и регресс.

Основные концепции: всякое изменения, источником которого является взаимодействи

Движение - способом существования материи, её атрибутом, то есть неотъемлемым свойством любого бытия. В философии движением считается всякое изменение.

Формы:

· Механическое (низшая форма) (материальный носитель, перемещающийся в пространстве)

· Физическое (молекулы)

· Химическое (атомы)

· Биологическое (клетки)

· Социальное (классы)

Типы:

· Прогресс – от низшего качественного состояния к высшему

· Регресс – от высшего к низшему

· Круговое – возвращение к исходному качественному состоянию

· Спиралеообразное (синтетическое) - прогресс/регресс + круговое

Диалектика

Диалектика — это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования.

Категории:

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - способ научного познания, основанный на использовании принципов диалектики

Гносеология

В античной, особенно в древнегреческой философии (VI в до н. э.- II в. н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе познания и др.

Заметными фигурами в истории гносеологической и диалектической мысли были античные софисты - Протагор, Горши и др. Они привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере острых и бескомпромиссных споров и стремлением найти тонкие ходы мысли.

22. Отражение как всеобщее свойство материи

Идеальные свойства Сознания

· восприятие;

· осмысление;

· оценка;

· воспоминание;

· фантазирование;

· жизненный опыт

противоположно материальному объекту, образом которого оно является (огонь – образ огня);

· независимо от материи (в сознании возможно то, что невозможно в реальном мире);

· в некоторых случаях первично по отношению к материи (при изготовлении любого предмета в сознании всегда имеется «образ» данного предмета);

· не воспринимается органами чувств (не имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает протяжённостью и т.п.)

Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях

Бессознательное - Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

 

24. Сознание и языки

 

Виды знаков:

 

 

Человек как существо биологическое и социальное, телесное и духовное, физическое и метафизическое, социальное и индивидуальное (экзистенциальное). Проблемы диалектики души и тела (телесности), биологического и социального в истории философии.

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам. Для поддержания жизнеспособности он нуждается в пище и кислороде. Как все живые организмы он претерпевает изменения, растет, стареет и умирает.

Однако человеческий организм - это еще не человек в социальном смысле. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде. Это свидетельствует о том, что человек - качественно новое явление в природе, единственный вид на Земле, вышедший за пределы биологической эволюции.

Структура

1) субъект деятельности – тот, кто преобразует (отдельные личности, социальные общности, государства, всё человечество, представляющие его органы, например, ООН); 2) объект деятельности – то, что подвергается преобразованиям (природная среда, вещи, люди, различные организации и институты, нормы культуры и так далее);

3) средства деятельности (земля, средства производства – как материального, так и духовного: средства хранения, передачи и использования информации, символы, знаки, речь и.д.).

Деятельность

1. Материальная деятельность – производство материальных благ и услуг.

2. Социальная деятельность. Она выражается в производстве и воспроизводстве самих людей.

3. Организационно-управленческая (в узком смысле – политическая) деятельность. Её цель – поддержание и оптимизация общественных связей путём социального управления, политической деятельности

4. Духовная деятельность – деятельность по производству и потреблению разнообразной информации, научных идей, художественных ценностей, религиозных представлений, моральных норм и т.д.

42. Общество и природа (социальная экология). Сущность, причины и пути преодоления экологического кризиса. Понятие ноосферы.
Общество и природа.

1. человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции.

2. существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой.

3. природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы.

4. как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития.

5. вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком.

6.взаимодействие общества и природы имеет для человека нравственное, эстетическое и научное значение.

Экологическим кризисом называют ту стадию взаимодействия общества и природы, при которой до предела обостряются противоречия между хозяйственной деятельностью человека и экологией, экономическими интересами общества в освоении природных богатств и экологическими требованиями по охране окружающей среды.

Причины экологического кризиса:

  1. Ограниченность природных ресурсов рамками планеты и околоземным космическим пространством.
  2. Недостатки в организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.
  3. Высокая стоимость очистных сооружений и других средств охраны природы.
  4. Недостаточный уровень экологического образования населения, а также низкий уровень культуры и нравственности отдельных людей.
  5. Экологический нигилизм — отрицание законов взаимосвязи человека и окружающей среды, пренебрежительное отношение к природе.

Пути преодоления экологического кризиса:

  1. Важным шагом по пути преодоления экологического кризиса является просвещение всех слоёв общества. Экология как учебная дисциплина должна стать неотъемлемой частью подготовки специалистов в области разного рода наук.
  2. Создание эффективного природоохранного законодательства
  3. Поиск грамотных научно-технических решений
  4. Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит от каждого конкретного человека, в том числе и от него самого.

НООСФЕРА - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
43. Общество как система производства (философия хозяйства). Понятие и структура «способа общественного производства», «способа материального производства» и «технологического способа производства».
Производство как основной признак человека
Люди создают вещи, которых в природе не существует, они преобразуют среду. Коренное отличие людей от животных заключается в том, что они производят, занимаются производством. Производство - необходимое условие существования людей. Стоит прекратиться производству - и люди погибнут. Только производственная деятельность могла породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, т.е в человека. Поэтому невозможность понять суть общества и человека, не рассмотрев более или менее детально производства.
  Способ общественного производства — способ добывания материальных благ (средств производства и предметов потребления), необходимых для жизнедеятельности и развития общества и индивидов.

Технологический способ производства - способ производства, основанный на технико-экономическом сочетании речевых и личностных факторов производства, комплексе технико-технологических отношений между вещественными составляющими производительных сил и системе технико-экономических отношений.

Специфика:

1. Предмет самый широкий

2. Взят мир как целое

3. Предельно абстрактно и конкретно

4. Субъективность

5. Мышление о бытие

6. Высшая рефлексивность

7. Средство исцеления

Предмет- структура миром в целом и всеобщей связи человека с миром (философия природы, исторические функции, социальная философия)

Методы: диалектический, системный, феноменология, ирменевтика, субъективно- антропологический, спекулятивно-метафизический, софистика.

Структура: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), аксиологии (всеобщая теория ценностей), методология(учение о методах познания), герменевтика (учение о понимании и объяснения познанного), этика (учение о морали).

Функции: познавательная, мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, гуманистическая, интегративная, рефлексивно- критическая.

Основные этапы развития философии:

Античная философия

Средневековая философия

Философия эпохи Возрождения

Философия Нового времен

Философия 19 – 20 вв

 

3. Основной вопрос философии в контексте мировоззрения и духовно-практических стратегий личности и культуры. Материализм и идеализм, монизм и плюрализм, диалектика и метафизика.

В чем смысл жизни? Отношение идеального к материальному, духа к природе, сознания и материи.

1 сторона: что первичнее дух или природа

2 сторона: гносеологическая (познаваем ли мир)

Материализм - это философское направление, представители которого считают, что первична материя, а сознание вторично.

Идеализм - это философское направление, представители которого считают, что первично сознание, а материя вторична.

Плюрализм — в основе мира несколько начал

Монизм - в основе мира одно начало

Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.

Метафизика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир неизменен, статичен.

4. Античная философия: факторы формирования, этапы развития, основные направления, представители и идеи.

Античная философия 7-6 вв до н.э – 6 вв н.э (падение Древней Римской империи)

Факторы формирования

-Экономические факторы

-Политические факторы.

Этапы развития:

1. Доклассический (7-5 вв до н.э)

2. Классический (5-4 вв до н.э)

3. Эллинистический (сер 4 вв до н.э- 6 вв н.э)

Идеи:

1. идеи о главных элементах, о тождестве и противопо­ложности бытия и небытия, структурности бытия (атомы и пустота), текучести и его противоречивости ( Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит ).

2. вопросы о природе и сущности человеческой морали, ее соотношения с нор­мами права (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.).

3. идеи о могуществе и силе человеческого духа в его стремлении к свободной и творческой жиз­ни, к познанию, в котором и заключается счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар).

4. идеи о Боге как истинно сущем; о логосе как о самом высоком и совершенном творении Бога ( Плотин, Филон Александрийский).

5. идеи построения метафизических систем и синтезирование основных философских проблем; вопросы логики, логических форм, правил правильного мышления; вопросы рито­рики как искусства убеждения; проблемы эстетики (Платон, Аристотель).

 

5) Средневековая философия: факторы формирования и развития, специфика, этапы развития, представители и основные идеи.

Факторы формирования:

-частная собственность на землю, преобладание натурального хозяйства;

-закрепощение крестьян;

-иерархическая структура общества;

-монархическая форма правления;

-медленные темпы социального развития

Этапы развития, представители и основные идеи:

1. апологетика (II – IV вв., богослов и юрист Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген)

-Намечен круг вопросов о сотворении мира и структуре мироздания, о сущности человека и его месте в мире

2. патристика (V – IX вв., Григорий Нисский, А.Аврелий)

- систематизация и толкование христианского вероучения, которое велось с опорой на античную философию, прежде всего идеи Платона

3. схоластика (X – XV вв., Пьер Абеляр, Альберт Великий, Ф.Аквинский)

– период распространения этих учений в общественном сознании и духовной культуре общества.

- Боэций Северин (480 – 523), представитель ранней схоластики, синтезировавший идеи стоицизма и христианства.

6) Философия эпохи Возраждения: предпосылки возникновения, особенности, основные направления, представители и идеи.

Предпосылки возникновения:

- экономические

- социальные

- политические

- географические

Особенности:

- антропоцентризм и гуманизм

- антицерковная и антисхоластическая направленность

- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружаю­щего мира

- большой интерес к социальным проблемам общества и государства

- торжество индивидуализма - эта эпоха создала тип культурного индивидуализма

- жизнеутверждающий и оптимистический характер эпохи

Основные направления, представители и идеи:

гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV - XVI


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.