Предикат - составное именное сказуемое — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Предикат - составное именное сказуемое

2020-01-13 163
Предикат - составное именное сказуемое 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С. Û предикат – связка + именная часть (существительное):     

БЫВАТЬ, ЯВЛЯТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СЧИТАТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, ПОКАЗАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, ПРЕДСТВЛЯТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ

Петров является ведущим инженер ом завода.

Она была цариц ей (ее положение в государстве).

Уж она была цариц а! (соответствовала этому положению по своим личным качествам)


С. Û предикат – связка + именная часть (полное или краткое прилагательное):

Лена красив ая (всегда).

              Лена сегодня очень красив а.

              Она свободная и независимая (характер).

Вы свободны? (=У вас есть свободное время?)

Он очень строг ий.

Он слишком строг к детям (категоричность).

Река была спокойной (литературный стиль).

Река была спокойная (разговорный стиль).

 

Субъект – местоимение «ВЫ» Û предикат - полное или краткое прилагательное:

Вы умн ая и красив ая (женщина).

              Вы умн ые и красив ые (дети).

          Вы умн ы и красив ы (комплимент).

Петр Иванович, будьте всегда молодым и здоровым!

Дети, будьте вежливыми и воспитанными!

 

С. Û предикат – связка + именная часть (полное и краткое причастие):

Дом был (казался) разрушенн ым (состояние дома).

Дом разрушен (факт того, что кто-то разрушил дом).

Здесь будет город заложен.

 

Субъект – количественное словосочетание Û предикат прилагательное или причастие:                              

Много людей (было) обмануто в своих ожиданиях.

Большинство детей отправлено домой из-за эпидемии гриппа.

Большинство детей были маленькими.

                                                         

Инфинитивные конструкции

Предикат в отрицательной инфинитивной форме:                                                                              Этому (3) не бывать!

                                                     Эту работу (4) не переделать.

                                                     Нечем(5) гордиться.

                                                     Не о чём (6) горевать!

Инфинитив в функции императива:

                                                     Стоять!

                                                     Всем молчать!

 

 


1. Найдите подлежащее и сказуемое и объясните тип согласования. Укажите возможные лексические варианты   

 

1. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомлёнными лицами сидели за столами, пили и ели (Л. Н. Толстой).

2. И живут в квартире с ними два ужа и два ежа, целый день поют над нами два приятеля-чижа (С. Михалков).

3. Уже много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов).

4. «Лови, лови его!» – кричало несколько хлопцев в тесном конце улицы (Н. В. Гоголь).

5. Желала бы я, очень желала, чтоб и ещё пятнадцать лет так прошло (А. Островский).

6. Несколько пуль провизжало над моей головой (М.Ю. Лермонтов).

7. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знал, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно (А. П. Чехов).

8. Множество рук стучат во все окна с улицы (Н. С. Лесков).

9. За большим с резными ножками столом сидело четверо (Н.).

10. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин (Н.В. Гоголь).                                                  

 

2. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим

                                                              

1. По данным ЮНЕСКО, большое количество людей в развивающихся странах остан_____ неграмотн_____, если не будет увеличено число школ.

2. Немало журналистов выразил____ своё возмущение в СМИ по поводу его ареста. 

3. Принима____ся ряд мер к ускорению ремонта здания.

4. Большинство стажёров приезжа_____ в Русскую школу с начальным уровнем подготовки по русскому языку.

5. Осенью на первый курс нашего университета поступил_____ около пятисот молодых людей.

6. Подавляющее большинство слушателей показал_____ на тесте глубокие знания.

7. Большинство депутатов Государственной Думы выступал____ против этого предложения.       

 

3. Составьте предложения, добавив к данным словосочетаниям сказуемые и необходимые второстепенные члены                

 

Мы с другом ___________________________________________________ 

Сестра с братом _________________________________________________

Преподаватель с группой студентов ________________________________


 

4. Выберите нужную форму предиката                                     

 

А. Много людей в этом тысячелетии, как и в предыдущих, ____________ заповеди и законы, _________________ вавилонскую башню прогресса, ________________биты её обломками. И начинали всё снова (нарушали, нарушало; строили, строило; бывали, бывало).

 

Б. Большинство правительств ___________________ все усилия, чтобы укрепить стабильность в обществе (предпринимали, предпринимало).

 

 

5. Выберите предикат, характерный для газетно-публицистического стиля                      

 

1. Неконтролируемое уничтожение лесов на планете ____________________ самому существованию человечества (служит во вред, наносит вред, вредоносно, идёт во вред).

2. Работы Вернадского о роли живых организмов в формировании грунта, поверхности и воздушного пространства Земли ________________ на разработку целостного учения о биосфере (распространяют влияние, оказали влияние, ослабили влияние, повлияли). 

3. Как уже сообщалось в СМИ, в Нижнем Новгороде ______________ более 20 боевиков, большинство из которых ________________на Волгу по заданию полевого командира Арби Бараева (было арестовано, было задержано, было схвачено; приехали, прибыли).

 

6. Найдите ошибки

 

1. В детстве он был способный к музыке.

2. Он способен на многое.

3. Примеры ошибок даже крупных учёных весьма поучительные.

4. Решение об увольнении Иванова незаконное.

5. Выводы комиссии весьма поучительны.

6. Данное решение обязательное для исполнения.

7. Эта работа утомительна и не очень нужная.

 

7. Выберите нужную форму предиката

 

1. Изменение графика отпусков было (нежелательно, нежелательное).

2. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела.

3. Его брат, говорят, совсем (болен, больной).

4. Климат в этих местах, по отзывам многих, (нездоровый, нездоров).

5. На этот раз преподаватель был на редкость (строгий, строг).

6. Поёт-то он верно, но голос у него (слабоватый, слабоват).

 

8. Выберите правильный вариант

 

1. Вам никогда не приготовить такой же торт.

     а) вы не сможете;

     б) вы не должны этого делать;

     в) не вы сделаете это.

 

2. Вам нечего боятьсяздесь, поверьте.

     а) вы не сможете бояться;

     б) вы не должны бояться;

     в) не вы должны бояться, а кто-то другой.

 

3. Нам эту команду не обыграть...

     а) мы не хотим это делать;

     б) мы не должны этого делать;

     в) мы не в состоянии это сделать.

 

4. У тебя отличные способности. Не тебе волноваться об экзаменах.

     а) другие должны волноваться, а не ты;

     б) ты не сможешь волноваться;

     в) ты не в состоянии волноваться.

 

5. Мне не к кому в этом городе обратиться за помощью.

     а) никто не поможет;

     б) нет друзей и знакомых, которые бы могли помочь;

     в) никто не должен помогать.


 

Занятие 2.?

     Тренируются навыки и умения: распространение субъектно-предикативной основы. Глагольное управление при объектных отношениях. Некоторые формы согласования определений с существительными. Семантика и синонимия распространяющих атрибутивных, обстоятельственных и других конструкций. Употребление глаголов динамического и статического состояния в сочетании в обстоятельствами места. Употребление видо-временных форм глаголов в сочетании с конструкциями времени.

ГЛАГОЛЬНЫЙ ПРЕДИКАТ И ОБЪЕКТ

Объект в Родительном падеже (2)

 

Неполный охват объекта.           Я принёс (немного) хлеба (Ср.: Я съел весь хлеб).

Абстрактное понятие.                 Он не мог скрыть своего огорчения.

Глагол с отрицанием.                 Я не получаю от неё писем (Ср.: Я получаю от неё письма).

Глаголы с приставкой –НА.      Нарви цветов (Ср.: Она любит рвать полевые цветы)

 

*ЖДАТЬ,  ЖЕЛАТЬ,  ДОБИВАТЬСЯ,  ДОСТИГАТЬ, ИСКАТЬ, ЗАСЛУЖИВАТЬ, ОПАСАТЬСЯ,  ПУГАТЬСЯ, ТРЕБОВАТЬ, СТЕСНЯТЬСЯ и другие.

                                                     Желаю вам всего самого хорошего.

 

*ЗАВИСЕТЬ ОТ, ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ, БРАТЬ У, ВОРОВАТЬ У

                                                     Всё зависит от него.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.