Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-01-13 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Так принадлежит высшее зло к высшему благу; а это благо есть творческое ".[77] (Выделено мной. – В.С.)
Однако и сама воля, по мнению Заратустры, еще не абсолютно свободна и не абсолютно всесильна. Вот что говорит он по этому поводу своим ученикам.
"Воля – так называется освободитель и вестник радости; так учил я вас, друзья мои! А теперь научитесь еще: сама воля еще есть пленница.
"Хотеть" освобождает – но как называется то, что и освободителя заковывает еще в цепи?
"Было" – так называется скрежет зубовный и сокровенное горе воли. Бессильная против того, что уже сделано, она – злобная зрительница всего прошлого.
Обратно не может воля хотеть; что не может она победить время и остановить движение времени, – в этом сокровенное горе воли.
…
Всякое "было" есть обломок, загадка, ужасная случайность – продолжает учить Заратустра, – пока созидающая воля не добавит: "Но так хотела я!"
– Пока созидающая воля не добавит: "Но так хочу я! Так захочу я!"
…
Высшего, чем всякое примирение, должна хотеть воля, которая есть воля к власти, – но как это может случиться с ней? Кто научит ее хотеть обратно?
– Но на этом месте речи Заратустра вдруг остановился и стал походить на страшно испугавшегося. Испуганными глазами смотрел он на своих учеников; взор его как стрела пронизывал их мысли и тайные помыслы. Но минуту спустя он уже опять смеялся и сказал добродушно:
"Трудно жить с людьми, ибо трудно хранить молчание. Особенно для болтливого".[78]
Заратустра испугался?! Не странно ли это? Что могло так испугать Заратустру, бесстрашно и безжалостно вступившего в борьбу с миром старых ценностей и их охранителями? Что за страшную тайну вдруг чуть не выболтал он ученикам? Что он знает, что так его испугало? Заратустра совсем не спешит раскрыть эту тайну и более того, начинает прощаться с учениками, чтобы вернуться в свое уединение, хотя, по его признанию, ему этого делать не хочется и делает это он против воли своей. А чтобы друзья-ученики не обиделись, он рассказывает им о том, что случилось накануне вечером.
"Вчера, – рассказывает он своим ученикам, – в самый тихий час, почва ушла из-под моих ног: сон начался.
…
Тогда заговорила беззвучно тишина ко мне: " Ты знаешь это, Заратустра?" –
И я вскрикнул от страха при этом шепоте, и кровь отхлынула от моего лица,– но я молчал.
Тогда во второй раз сказала она мне беззвучно: "Ты знаешь это, Заратустра, но не говоришь об этом!" –
И я отвечал наконец, подобно упрямцу: "Да, я знаю это, но не хочу говорить об этом!"
Тогда сказала она мне беззвучно: "Ты не хочешь, Заратустра? Правда ли это? Не прячься в своем упрямстве!" –
И я плакал и дрожал, как ребенок и наконец сказал: "Ах, я хотел бы, но разве могу я! Избавь меня! Это свыше моих сил!"
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе за дело, что случится с тобой, Заратустра? Скажи свое слово и разбейся!" –
И я отвечал: "Ах, разве это мое слово? Кто я такой? Я жду более достойного; я не достоин даже разбиться о него".
Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе за дело, что случится с тобой? Ты еще недостаточно кроток для меня. У кротости самая толстая шкура".
…
И я решался долго и дрожал. Наконец сказал я то же, что и в первый раз: "Я не хочу".
…
И в последний раз сказала она мне: "О Заратустра, плоды твои созрели, но ты не созрел для плодов своих!
И оттого надо тебе опять уединиться: ибо ты должен еще дозреть".
….
– Теперь слышали вы все, и почему я должен вернуться в свое уединение. Ничего не утаил я от вас, друзья мои.
…
Ночью же ушел он один и оставил своих друзей".[79]
Что же произошло? Логично предположить, что в этом сне Заратустра опять встречается с Жизнью и Жизнь требует от него сказать " это ". " Это " наверное и есть та страшная и ужасная тайна, о которой Заратустра чуть не проболтался и замер в испуге. Даже во сне, беседуя с Жизнью, певцом которой он является, он не хочет говорить об " этом ". Он плачет и дрожит как ребенок, изыскивая различные причины, чтобы только не говорить об " этом ". А когда он сказал "Да я знаю это, но не хочу говорить об этом", то Жизнь была просто удивлена и поражена. Она вопрошает: "Ты не хочешь, Заратустра? Правда ли это?…" и произносит свой безжалостный приговор: "О Заратустра, плоды твои созрели, но ты не созрел для плодов своих!".
Здесь происходит и фиксируется нечто поистине ужасное. Здесь кошмар и "болезнь" Заратустры. Заратустра, учивший везде и всюду, что "хотеть" освобождает", вдруг уличен в том, что он не хочет. Вот где кошмар для Заратустры и кошмар Заратустры. Величайшая тяжесть лежит на плечах Заратустры и давит его. Вот почему Жизнь и говорит, что он еще не созрел для своих плодов, которые уже созрели и отправляет Заратустру дозревать. Вот почему рассказывая этот сон друзьям-ученикам, Заратустра восклицает: "Ах, друзья мои! Я мог бы еще много сказать вам, я мог бы еще многое дать вам! Почему же не даю я? Разве я скуп?".[80] И громко он плакал и не могли его утешить, а ночью он ушел в свое одиночество. Дрожащий Заратустра, испуганный Заратустра, плачущий Заратустра – забавно и странно, не правда ли?
Нет, не скуп Заратустра, желающий дарить и учивший дарить и много говоривший о дарящей любви. Просто не оставила его "великая усталость", настигла она его, хотя и заклинал он себя от нее: "Не хотеть больше, не ценить больше и не созидать больше! ах, пусть эта великая усталость навсегда останется от меня далекой!".[81] Как же это могло произойти? Возможно ли это с Заратустрой? Оказывается да. И вот почему наверное: " Мое счастье дарить замерло в дарении, моя добродетель устала от себя самой и от своего избытка! ".[82] И как результат этого, вероятно, "великая усталость". Что же дальше? Что делает Заратустра в своем одиночестве? Как "дозревает" он для своих созревших плодов?
Покинув друзей своих, отправился он в ближайшую гавань, где вознамерился сесть на корабль. А на пути к гавани так говорил он в сердце своем:
"Мое Само только возвращается ко мне, оно наконец приходит домой; возвращаются и все части его, бывшие долго на чужбине и рассеянные среди всех вещей и случайностей.
И еще одно знаю я: я стою теперь перед последней вершиной своей и перед тем, что давно предначертано мне. Ах, я должен вступить на самый трудный путь свой! Ах, я начал самое одинокое странствие свое!
Но тому, кто подобен мне, не избежать этого часа – часа, который говорит ему: "Только теперь ты идешь своим путем величия! Вершина и пропасть – слились теперь воедино!
Ты идешь своим путем величия: что доселе называлось твоей величайшей опасностью, теперь стало твоим последним убежищем! (Выделено мной. – В.С.)
…
Кто всегда очень берег себя, под конец хворает от чрезмерной осторожности. Хвала всему, что закаляет! Я не хвалю землю, где течет – масло и мед!
Чтобы видеть многое, надо научиться не смотреть на себя: эта суровость необходима каждому, кто восходит на горы.
…
Да! Смотреть вниз на самого себя и даже на свои звезды – лишь это назвал бы я своей вершиной, лишь это осталось для меня моей последней вершиной! ".[83] (Выделено мной. – В.С.)
Еще одна великолепная характеристика сути позиции Заратустры – "смотреть вниз на самого себя". Не снизу вверх на себя, как бы возвышая и превознося себя, но именно сверху вниз. Ведь хорошо известно, что от позиции или положения смотрящего предмет либо разрастается до неимоверных размеров, либо несколько умаляется, но сверху видно лучше и больше. Я – это величайшая, труднейшая и опаснейшая вершина, но это и последнее убежище, где еще можно обрести силы и выздоровление. Из этих слов Заратустры к самому себе прекрасно видно, перед ним осталась эта последняя вершина, взять которую он обязан и эта вершина он сам, ибо он "заболел" от чрезмерной осторожности, но эту "последнюю вершину" взять даже Заратустре, как мы видим, весьма и весьма непросто.
Но все-таки, что же так испугало Заратустру? Если мы последуем за Заратустрой далее, то узнаем и это. Оказавшись на корабле среди моряков, следуя в свое одиночество, Заратустра рассказывает им о призраке и предлагает им разгадать загадку, представшую недавно перед ним.
"Вам, смелым искателям, испытателям и всем, кто когда-либо плавал под коварными парусами по страшным морям…
вам одним расскажу я загадку, которую видел я, – призрак, представший пред самым одиноким.
Мрачный шел я недавно среди мертвенно-бледных сумерек, мрачный и суровый, со стиснутыми зубами. Уже не одно солнце закатилось для меня.
…
Вверх: наперекор духу, увлекавшему меня вниз, в пропасть, – духу тяжести, моему демону и смертельному врагу.
Вверх: хотя он сидел на мне, полукарлик, полукрот; хромой, делая хромым и меня; вливая свинец в мои уши, свинцовые мысли в мой мозг.
"О Заратустра, – насмешливо отчеканил он, – ты камень мудрости! Как высоко вознесся ты, но каждый брошенный камень должен – упасть!
О Заратустра, ты камень мудрости, ты камень, пущенный пращею, ты сокрушитель звезд! Как высоко вознесся ты, – но каждый брошенный камень должен – упасть!
Приговоренный к самому себе и к побиению себя камнями: о Заратустра: как далеко бросил ты камень, – но на тебя упадет он!"
Карлик умолк; и это длилось долго. Его молчание давило меня; и поистине, вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою!
Я поднимался и поднимался, я грезил, я думал, – но все давило меня. Я походил на больного, которого усыпляет тяжесть страданий его, но которого снова будит от сна еще более тяжелый сон. –
Но есть во мне нечто, что называю я мужеством: оно до сих пор убивало во мне уныние. Это мужество заставило меня наконец остановиться и сказать: "Карлик! Ты! Или я! –
Мужество – лучшее смертоносное оружие, – мужество нападающее: ибо в каждом нападении есть победная музыка.
Человек же – самое мужественное животное: этим победил он всех животных. Победной музыкой преодолел он всякое страдание; а человеческое страдание – самое глубокое страдание.
Мужество побеждает даже головокружение на краю пропасти; а где же человек не стоял бы на краю пропасти! Разве смотреть в себя самого – не значит смотреть в пропасть! (Выделено мной. – В.С.)
Мужество – лучшее смертоносное оружие: мужество убивает даже сострадание. Сострадание же есть наиболее глубокая пропасть: ибо, насколько глубоко человек заглядывает в жизнь, настолько глубоко он заглядывает и в страдание. Мужество – лучшее смертоносное оружие, – мужество нападающее: оно забивает даже смерть до смерти, ибо оно говорит: "Так это была жизнь? Ну что ж! Еще раз!"
Но в этих словах громко звучит победная музыка. Имеющий уши да слышит.
"Стой, карлик! – сказал я. – Я! Или ты! Но я сильнейший из нас двоих: ты не знаешь самой бездонной мысли моей! Ее бремени – ты не мог бы нести!"
Тут случилось то, что облегчило меня: назойливый карлик спрыгнул с моих плеч! Съежившись, он сел на камень против меня. Путь, где остановились мы лежал через ворота.
"Взгляни на эти ворота, карлик! – продолжал я. – У них два лица. Две дороги сходятся тут: по ним никто еще не проходил до конца.
Этот длинный путь позади – он тянется целую вечность. А этот длинный путь впереди – другая вечность.
Эти пути противоречат один другому, они сталкиваются лбами, – и именно здесь, у этих ворот, они сходятся вместе.
Название ворот написано вверху: "Мгновенье".
Но если кто-нибудь по ним пошел бы дальше – и дальше все дальше и дальше, – то думаешь ли, ты, карлик, что эти два пути себе противоречили бы вечно?"
"Все прямое лжет, – презрительно пробормотал карлик. – Всякая истина крива, само время есть круг".
"Дух тяжести, – проговорил я с гневом, – не притворяйся, что это так легко! Или я оставлю тебя здесь, где ты сидишь, хромой уродец, – а я ведь нес тебя наверх!
Взгляни, – продолжал я, – это Мгновенье! От этих врат Мгновенья уходит длинный, вечный путь назад: позади нас лежит вечность.
Не должно ли было все, что может идти, уже однажды пройти этот путь? Не должно ли все, что может случиться, уже однажды случиться, сделаться, пройти?
И если все уже было – что думаешь ты, карлик, об этом Мгновенье? Не должны ли были и эти ворота уже – однажды быть?
И не связаны ли все вещи, так прочно, что Мгновенье влечет за собою все грядущее? Следовательно – еще и само себя?
Ибо все, что может идти, – не должно ли оно еще раз пройти – этот длинный путь вперед?
И этот медлительный паук, ползающий при лунном свете, и этот самый лунный свет, и я, и ты, что шепчемся в воротах, шепчемся о вечных вещах, – разве мы все уже не существовали?
– и не должны ли мы вернуться и пройти этот другой путь впереди нас, этот длинный жуткий путь, – не должны ли мы вечно возвращаться" –
Так говорил я, и говорил все тише: ибо я страшился своих собственных мыслей и задних мыслей…".[84]
Вот и сказано " это " – вечное возвращение. Но опять страшится, боится Заратустра своих собственных мыслей, ибо "дух тяжести", этот безобразный карлик еще с ним, еще не преодолен и не оставлен. Более тог, карлик маскируется под Заратустру, важно изрекая: "Все прямое лжет… всякая истина крива, само время круг". Не "выздоровел" еще Заратустра, хотя и сказал " это ". "Болен" еще Заратустра, хотя и сбросил с себя карлика благодаря "мужеству – лучшему смертоносному оружию". Рядом еще "дух тяжести" и вливает еще он "свинец в уши" и "свинцовые мысли в мозг".
Суров и бесстрашен Заратустра, но даже его ужасает мысль о вечном возвращении и очевидно, изначально она ужасала и самого Ницше. В "Веселой науке" есть фрагмент 341, имеющий подзаголовок "Величайшая тяжесть". Из этого фрагмента хорошо видно, что действительно величайшей тяжестью обрушивается на человека открытие, известие вечного возвращения. Вот этот фрагмент: "Что, если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество некий демон и сказал бы тебе: "Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, – также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновенье и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова – и ты вместе с ними, песчинка из песка!" – Разве ты не бросился бы навзничь, скрежеща зубами и проклиная говорящего так демона? Или тебе довелось однажды пережить чудовищное мгновенье, когда ты ответил бы ему: "Ты – Бог, и никогда не слышал я ничего более божественного!" Овладей тобою эта мысль, она бы преобразила тебя и, возможно, стерла бы в порошок; вопрос, сопровождающий все и вся: "хочешь ли ты этого еще раз, и еще бесчисленное количество раз?" – величайшей тяжестью лег бы на твои поступки! Или насколько же хорошо должен был бы ты относиться к самому себе и к жизни, чтобы не жаждать больше ничего, кроме этого последнего вечного удовлетворения и скрепления печатью?".[85]
Эта "величайшая тяжесть" и обрушилась на Заратустру. И он все откладывает и откладывает сообщение о вечном возвращении даже самому себе, а не только ученикам. "Да, я знаю это, но не хочу говорить об этом!" – заявляет он Жизни. Ужас вечного возвращения гнетет Заратустру до такой степени, что наступает "великая усталость". Во многом именно поэтому Заратустра так много говорит о мужестве и твердости, требуя именно этих качеств от своих учеников, ибо как вынести и выстоять, не утратив себя, любви и великой надежды.
Жизнь, не имеющая ни цели, ни смысла, жизнь с вечным возвращением, повторением того же самого есть, таким образом, в известной степени абсурд, но Ницше не первый из утверждавших это. Достаточно вспомнить Екклесиаста: "Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. … Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. … Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать".[86] Мы сами придаем жизни смысл и цель посредством утверждаемых нами ценностей, в зависимости от нашего понимания ценности жизни, наших истин и идеалов. Однако истины и идеалы могут устаревать и больше не способствовать жизни, но напротив, могут вредить ей, ослабляя ее и убивая ее, ведя к Ничто, что, собственно, и утверждает Ницше, призывая произвести переоценку всех ценностей и утвердить жизнь на новом основании. Даже если жизнь и предстает иногда перед нами как одно сплошное страдание – это не самое страшное. Важен здесь, как это не звучит парадоксально, смысл страдания. Об этом великолепно написал Ф.М. Достоевский в "Записках из мертвого дома".
Не убегать, не прятаться от жизни, искажая ее или отвергая ее, призывает Ницше, проклиная тех, кто делает это, а принимать жизнь такой, как она есть, выдвигая соответствующие ценности и утверждая жизнь и человека, достойного этой жизни. Смысл жизни должен быть здесь, в этой жизни, в самой жизни, а не за пределами ее в потустороннем мире или благодаря потустороннему миру, и этот смысл должен быть прежде всего человеческим, утверждает Ницше в отличие от заявляющих: "О горнем помышляйте, а не о земном"; "Не любите мира, ни того, что в мире…"; "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу".[87]
Философия жизни, базирующаяся на полноте переживания жизни должна теперь заменить всю предшествующую философию, базировавшуюся на разуме и его определениях, ибо разум, с точки зрения философии жизни, это только средство для жизни. Уже в первом своем сочинении "Происхождение трагедии" Ницше рассматривает искусство как проявление воли или жизни вообще и противопоставляет "жизненное" искусство, символизируемое Дионисом, интеллектуальному, символизируемому Аполлоном. Для Ницше однозначно, что одно лишь интеллектуальное отношение к жизни разлагает и умерщвляет жизнь в теории, интеллект парализует волю. И таким первым убийцей жизни в теории, по мнению Ницше, был Сократ. Ведь Сократ по сути своей программист-вычислитель. Он вычисляет и исчисляет что хорошо, что справедливо, что благо, исходя из разума, холодного и отвлеченного. Сама душа исчислена как три составляющие: разум, мужество и вожделение, где разум обязательно должен быть кормчим. После Сократа места для Героя уже не остается и это место отводится учеником Сократа Платоном мудрому Правителю. Героическому, трагическому, творческому жизнепониманию приходит конец. Появляются среднестатистические единицы и вернее даже не единицы, а нули, ибо в качестве единицы в лучшем случае может быть правитель, хотя и он исчисляется. Хор выходит на авансцену, выталкивая, а иногда просто затаптывая, убивая героя. Судьба Сократа – свидетельство тому. Сократ противопоставляет чувственности, инстинктам и тем самым жизни, разум и логику, а Платон уже просто уничтожает человека и жизнь в их самодостаточности и самоценности, создавая мир вечных и неизменных умопостигаемых идей, вне человека, сообразно с которыми и должны определяться жизнь и человек.
Мысль о противоположности "жизни" и "разума", где разум есть лишь средство, а не цель для жизни, становится центральным пунктом всей последующей философии Ницше и философии жизни вообще. Разум предоставленный сам себе, возвысившийся над жизнью, отвергающий или подчиняющий себе жизненные инстинкты, отвергая и подавляя их, действуя вопреки им, может просто погубить, уничтожить жизнь. "Из сознательности, – пишет Ницше, – происходят бесчисленные промахи, вследствие которых зверь, человек гибнет раньше времени – "сверх рока", как говорит Гомер. Не будь смирительная рубашка инстинктов гораздо более могущественной, она не служила бы в целом регулятором: человечество должно было бы погибнуть от своих извращенных суждений и бредов наяву, от своей неосновательности и легковерия, короче, от своей сознательности; да, оно погибло бы, или, скорее, его бы давно уже не существовало".[88] Отдавая приоритет дионисическому (жизни, жизненным инстинктам), Ницше не отвергает напрочь аполлоническое (разум, логику), но требует в "Происхождении трагедии" их гармонического сочетания. И если он и призывает к дионисизму, на нем больше акцентирует внимание, то только потому, что дионисическое начало в современном мире, как отмечает Ницше, напрочь забыто и утрачено, а без него невозможно творчество и происходит крушение, деградация человека и культуры.
Если Декарт заявил "мыслю, следовательно, существую", то Ницше утверждает иное – живу, следовательно, мыслю. Над разумом, над сознанием Ницше возвышает жизнь, инстинкт, интуицию (как нечто бессознательное). Это обусловлено не в последнюю очередь тем, что рационализм философской теории познания все больше вырождается в "чистую, голую рациональность", в меркантильность и приобретает все более утилитарный и прагматический характер, обедняя и опошляя жизнь. А Ницше был поэт, романтик, поклонник возвышенного, "аристократического", "чистого" искусства. "Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех",[89] – заявляет он, и выступает ярым противником обывательского, бюргерского самодовольства и равнодушия (писатель пописывает – читатель почитывает), пошлости массового искусства, которые во многом сформировались на основе рациональной методологии и догматики, на основе "капиталистического типа рациональности – рыночной рациональности", веры в мощь науки, в прогресс, в незыблемость нравственных основ, веры в разум, как основу счастья и благополучия, действия на основе достижения прежде всего прибыли и торгашеского расчета. Всему этому Ницше противопоставляет волюнтаристский активизм, т.е. активность воли, сверхнапряжение воли и творческую интуицию в качестве средства прорыва в будущее, в качестве средства спасения жизни и культуры.
Воля к жизни, как мы уже знаем, это всегда воля к власти, а воля к власти – это неистощимая, творящая воля к жизни. Это творчество и стремление к высшему, ибо жизнь – это постоянное возвышение, усиление, расширение через преодоление себя.
Очень часто у различных комментаторов происходит искажение смысла понятия "воля к власти". Этот принцип ни в коей мере не означает изначально хотения или вожделения господства, вожделения власти. "Власть – как воля к власти – это не то, чего волит воля, это то, что волит в воле в лице Диониса",[90] – пишет Ж. Делез. Таким образом, это то, что волит в воле, это сила и мощь, но отнюдь не вожделение. Вожделение господства и власти (политической, экономической и т.п.) есть свидетельство бессилия, стремящегося компенсировать себя подобного рода господством. Говорить о господстве в таком смысле, это значит ничего не понять у Ницше или сознательно извратить смысл его термина "воля к власти". Отношение к государству и, следовательно, к различным видам власти и господства в нем у Ницше весьма и весьма однозначно:
"Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и дурные; государством, где медленное самоубийство всех – называется – "жизнь".
…
Посмотрите же на этих лишних людей! Богатства приобретают они и делаются от этого еще беднее. Власти хотят они, и прежде всего рычага власти, много денег, – эти немощные!
Посмотрите, как лезут они, эти проворные обезьяны! Они лезут друг на друга и потому срываются в грязь и пропасть.
Все они хотят достичь трона: безумие их в том – будто счастье восседало на троне! Часто грязь восседает на троне – а часто и трон на грязи.
По-моему, все они безумцы, карабкающиеся обезьяны и находящиеся в бреду. По-моему, дурным запахом несет от их кумира, холодного чудовища (государство, власть, деньги, господство в этом аспекте – В.С.); по-моему, дурным запахом несет от всех этих служителей кумира.
…
Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь идолопоклонства лишних людей!".[91]
Так говорил Заратустра и по-моему, яснее уже не сказать. Воля к власти – это проявление силы, свидетельство силы самой воли а, стремление к чему-то внешнему и инородному для воли, к тому чего нет в самой воле противоречит пониманию сущности воли, ибо воля может хотеть только себя, своей реализации. Мы уже отмечали, что жизнь – это некий круг власти и ее вечное возвращение к себе самой и как воля к власти, как расширение и увеличение, как возрастание над самой собой жизнь бесцельна и бессмысленна, бесцельна и бессмысленна, таким образом, и воля к власти.
Воля к власти как сила противопоставляется вожделению власти, господства и насилию в тех обывательских, "обезьяньих" аспектах, которые были уже указаны. Воля к власти как сила и господство – это прежде всего творчество и созидание и суть ее в том, чтобы творить, даря и отдавая. Воля к власти и вожделение власти – это не одно и то же. Именно в вожделении власти коренится насилие, так как вожделение власти предполагает, прежде всего, насилие и более ничего, ибо суть этого вожделения в том и состоит, чтобы брать и отбирать. Однако следует отметить и тот факт, что воля к власти, как творческое созидание не может обойтись без насилия и тогда, "в сущности, имеется только воля к насилию и воля защищать себя от насилия".[92]
С точки зрения философии жизни вся действительность есть "живой" поток, становление и воля к власти тот элементарный факт, из которого оно следует. Ницше постоянно подчеркивает, что "бытия" нет, а есть лишь становление. Здесь позиция Ницше перекликается с учением Гераклита, многие идеи которого были ему весьма близки. Из борьбы противоположностей или противодействующих сил, или воль к власти возникает становление, которое не имеет ни начала, ни конца, а эта борьба, естественно, без насилия невозможна. "Должно знать, – учил Гераклит, – что вражда – обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно".[93] И если некто требует упразднения насилия, исключения его из жизни, то тем самым он требует упразднения жизни. Рассматриваемая с этой точки зрения, вся вселенная есть становление, вечное и абсолютное становление, в котором нет ни целесообразности, ни смысла, ни какого бы то ни было порядка. Это совершенно бессмысленная и бесцельная игра сил, действующих друг на друга. Про становление нельзя говорить, что оно разумно или неразумно, доброжелательно или беспощадно, ибо оно в высшей степени безразлично или как говорит Ницше – "невинно". Сообразно этому, если рассматривать мир в целом, то в нем нет несправедливости и справедливости, виновности и невиновности, страдания и удовольствия и т.п., и "как мы могли бы порицать или восхвалять вселенную! – восклицает Ницше. – Остережемся приписывать ей бессердечность и неразумность либо их противоположности: она не совершенна, не прекрасна, не благородна и не хочет стать ничем из этого, она вовсе не стремится подражать человеку! Ее вовсе не трогают наши эстетические и моральные суждения! Ей чуждо и всякое стремление к самосохранению и вообще всякое стремление; она не ведает также никаких законов. Остережемся утверждать, что в природе существуют законы. Существуют лишь необходимости: здесь нет никого, кто распоряжается, никого, кто повинуется, никого, кто нарушает. Зная, что нет никаких целей, вы знаете также, что нет и никакого случая, ибо только рядом с миром целей слово "случай" вообще имеет смысл. Остережемся говорить, что мир создает вечно новое. Нет никаких вечно сущих субстанций; материя – такое же заблуждение, как Бог элеатов".[94] Характеризуя становление, в "Воле к власти", Ницше пишет:
"1) Становление не имеет никакого конечного состояния как цели, оно не упирается ни в какое-либо "бытие".
2) Становление не есть кажущееся состояние; быть может, наоборот, пребывающий мир есть видимость.
3) Становление в каждый данный момент одинаково по отношению к своей ценности: сумма его ценности остается равной себе; выражаясь иначе: у него нет никакой ценности, ибо не достает чего-то, чем можно было бы измерять его и в отношении чего слово "ценность" имело бы смысл. Общая ценность мира не поддается оценке… ".[95] Однако, "сообщать становлению характер сущего – это есть высшая воля к власти",[96] хотя сама по себе "воля к власти не есть ни бытие, ни становление, а пафос – самый элементарный факт, из которого уже возникает некоторое становление, некоторое действование…".[97]
Если мы обратимся к истории человечества, то вряд ли можно оспорить положение Энгельса о том, что насилие является повивальной бабкой истории. Все достижения человечества, в любой сфере, будь то религия, политика, экономика и т.д. были во многом получены посредством насилия. И из истории можно привести огромное количество примеров тому. Даже нравственные нормы отрицающие насилие, утверждались и утверждаются посредством насилия. Отказаться от насилия в истории и в нашей жизни просто невозможно. Насилие всегда было и есть. И не важно какое это насилие, физическое или духовное, палкой или словом, кнутом или пряником. Даже любовь может стать насилием. То, что является добром для одних выступает реальным злом для других и утверждение добра опять же невозможно без насилия. Таким образом, говоря о культуре, мы можем сказать, что культура есть мера насилия, способ организации насилия. Потому то культура и есть тонкая кожура над огненным хаосом. Количество и качество насилия от народа к народу по мере его культурного развития изменялись. Менялись способы и формы насилия. Представители естественно-правовой школы, например, подчеркивали необходимость и важность насилия при переходе от естественного к государственному (социальному) состоянию. Эмоции, страсти, аффекты – это природа, а она должна быть усмирена разумом, иначе никакое государственное (социальное) состояние невозможно, а будет лишь война всех против всех. Однако и в социальном состоянии естественная природа человека сохраняется, а потому и социум с необходимостью использует принуждение и насилие, для удержания человека в некоторых рамках, в некоторой мере, через воспитание и культуру. Кант, например, однозначно заявляет, что причиной развития всех задатков людей в обществе, вплоть до установления законосообразного порядка является антагонизм людей или их недоброжелательная общительность. По мнению Канта, человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо только в таком состоянии он и чувствует себя больше всего человеком, но человеку свойственно и стремление к уединению, к руководству своим только разумом, а потому он отовсюду ожидает сопротивление других, т.к. и сам сопротивляется другим. "Именно это сопротивление побуждает все силы человека, заставляет его преодолевать природную лень, – пишет Кант, – и, побуждаемый честолюбием, властолюбием или корыстолюбием, он создает себе положение среди своих ближних, которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может и обойтись".[98] Но Кант отнюдь не сетует за это на природу и не требует упразднения антагонизма, безусловно, предполагающего насилие, ибо благодаря ему и тем отрицательным с точки зрения морали качествам, которые присущи человеку, в соперничестве и вражде начинаются первые шаги от грубости к культуре. "Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми".[99] Не менее примечательна и следующая мысль Канта: "Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть существует полный антагонизм и тем не менее самое полное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, – только в таком обществе может быть доступна высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предназначенные ему цели, оно само осуществило".[100]
Но вернемся однако к Заратустре, говорящему свои речи. Следующая речь Заратустры была обращена к юноше, избегавшему его, хотя и встал уже этот юноша на путь Заратустры, но испугался себя самого на этом пути и одиночества, окружившего его на этом пути. И вот что говорил Заратустра ему:
"Ты еще не свободен, ты ищешь свободы. Бодрствующим сделало тебя твое искание и лишило сна.
В свободную высь стремишься ты, звезд жаждет твоя душа. Но твои дурные инстинкты также жаждут свободы.
Твои дикие псы хотят на свободу; они лают от радости в своем погребе, пока твой дух стремится отворить все темницы.
…
Очиститься должен еще освободившийся дух. В нем еще много от тюрьмы и от затхлости: чистым должен еще стать его взор. (Вот вам и разгул страстей и низменных инстинктов, пропаганду которых еще столь часто приписывают Ницше "обезьяны", видимо, стараясь спрятать и замаскировать свои. – В.С.)
…Знай, что у всех поперек дороги стоит благородный.
Даже для добрых стоит благородный поперек дороги; и даже когда они называют его добрым, этим хотят они устранить его с дороги.
Новое хочет создать благородный, новую добродетель. Старого хочет добрый и чтобы старое сохранилось.
Не в том опасность для благородного, что он станет добрым, а в том, что он станет наглым, будет насмешником и разрушителем. (Выделено мной. Еще одна великолепная характеристика благородного, знатного, аристократического "господина", которая столь часто извращается у некоторых "почитывающих". Это, наверное, как раз те, о которых Заратустра говорит далее. – В.С.)
Ах, я знал благородных, потерявших свою высшую надежду. И теперь клеветали они на все высшие надежды.
Теперь жили они, наглые, среди мимолетных удовольствий, и едва ли цели их простирались дальше дня.
"Дух – тоже сладострастие" – так говорили они. Тогда разбились крылья у духа их: теперь ползает он всюду и грязнит все, что гложет.
Некогда мечтали они стать героями – теперь они сластолюбцы. Печаль и страх для них герой.
Но моей любовью и надеждой заклинаю я тебя: не отметай героя в своей душе! Храни свято свою высшую надежду! ".[101] (Выделено мной. – В.С.)
Данный фрагмент весьма показателен для прояснения того, что понимает Ницше под благородством, знатностью, аристократизмом и о каком "господине" ведет он речь. Нельзя освободиться и возвыситься вмиг оказывается. Нельзя просто объявить себя высшим и благородным. Нельзя просто стать свободным. Нельзя освободиться и возвыситься, не избавившись от дурных инстинктов, ибо много "псов" сидит в темницах души нашей. Очиститься должен еще дух. Отсюда уж очень понятно, что тот, кто хочет быть свободным и возвыситься, должен сделать это сам. Свобода никому не падает как дар с неба. Свобода – это твой собственный неустанный труд, твоя борьба за себя самого. Не всякий человек способен быть свободным, не всякий способен выдержать бремя свободы, тем более если она вдруг
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!