Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой)

2020-01-13 373
Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.       

Характеристика детей с I уровнем развития речи.

А) отсутствие общеупотребительной речи.

Б) стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами.

В) вербальными средствами коммуникации являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов.

Г) при воспроизведении слов преимущественно сохраняется их корневая часть, грубо нарушается звуко-слоговая структура.

Д) многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка, активно использование паралингвистических средств общения: жестов, мимики, интонации. 

Е) неустойчивость в произношении звуков, их диффузность.

Ж) употребление, как правило, двусложных слов, только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно.

Характеристика детей со II уровнем развития речи.                         

А) начатки общеупотребительной речи, наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.

Б) нарушение способов согласования и управления слов во фразе.

В) появление в самостоятельной речи простых предлогов или их лепетных вариантов, отсутствие сложных предлогов.

Г) недостаточность словообразовательных операций разной степени сложности, грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Д) существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.

Е) сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении.

Ж) ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. З) Связная речь сводится к простому перечислению событий, действий или предметов.

И) звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков.

К) высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости

 Характеристика детей с III уровнем развития речи.                             

А) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура простых предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.

Б) существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

В) недостаточная словообразовательная деятельность: употребление лишь простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов… Трудности адекватного объяснения значений слов. Стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

Г) неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых.

Д) тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля.

Е) специфическое своеобразие связной речи, трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие используемых языковых средств.

Ж) трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

З) звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия: проблемы с выделением первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором картинок или слов с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове….

Характеристика детей с IV уровнем развития речи (НВ ОНР):

А) остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Б) затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.

В) несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция, «смазанность» речи.

Г) незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем.

Д) отдельные нарушения смысловой стороны речи - неточное понимание редко встречающихся слов, слабый подбор синонимических и антонимических пар.

Е) специфические словообразовательные ошибки: в притяжательных прилагательных, в сложных словах, в приставочных глаголах.

Ж) неточно понимание и употребление пословиц, слов и фраз с переносным значением.

З) ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного, нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа.

И) сложности в конструировании предложений с придаточными: пропуски или замены союзов.
К). В связной речи затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз, использование преимущественно коротких малоинформативных предложений.

 

I. Цель программы:

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации    

Задачи: выбрать в соответствии с контингентом детей в группе, остальное удалить:

· Для детей с ОНР I уровня речевого развития:

- развитие понимания речи;

- развитие активной подражательной речевой деятельности;

- развитие внимания, памяти, мышления детей.

· Для детей с ОНР II уровня речевого развития:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

· Для детей с ОНР III уровня речевого развития:

- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

· Для детей с ОНР IV уровня речевого развития (НВ ОНР):

- совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- совершенствование произносительной стороны речи

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

II. Целевые ориентиры:

Оставить те, которые соответствуют контингенту детей.

Для детей с ОНР I уровня речевого развития:

В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Дети должны научиться выражать свои желания с помощью простых просьб; отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

Для детей с ОНР II уровня речевого развития:

К концу данного этапа обучения дети должны научиться соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; узнавать по словесному описанию знакомые предметы; сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; понимать простые грамматические категории; воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; обращаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Для детей с ОНР III уровня речевого развития:

К концу данного этапа обучения  дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.

В итоге обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развёрнутая речь может иметь лексические, грамматические, фонетические неточности, ликвидация которых должна сочетаться с обучением детей сложным формам речи, что предполагается делать на следующем этапе обучения.

Для детей с ОНР IV уровня речевого развития (НВ ОНР):

В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами Рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с __ по __ сентября, с __ по __ мая.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.