Формы работы с родителями в воспитании успешного читателя — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Формы работы с родителями в воспитании успешного читателя

2020-01-13 152
Формы работы с родителями в воспитании успешного читателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. Вопрос воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Педагогам предстоит в сложное время больших перемен не только передать детям всё богатство отечественной культуры, но и научить беречь его, сохранять высшие ценности, нести нравственные идеалы, развивать духовные традиции, воспитывать интерес к культуре и природе родного края. Эти задачи учителя начальной школы могут решать только в сотрудничестве с родителями, тем более что родительский авторитет является мощным источником для подражания и воспитания ребенка. Наших современников интересует, что заботило, радовало и огорчало предков, чем они занимались, как трудились и отдыхали, о чем мечтали, чем занимались в свободное время, какие у них были культурные традиции и ритуалы, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности и воспитывать у молодого поколения уважение и любовь к своей семье и малой Родине. Большая роль в воспитании данных качеств у младших школьников принадлежит семейному чтению.

Книга «Бабочка над заливом» относится к научно-познавательной литературе. Чтение такой литературы имеет следующие особенности: помогает школьнику познавать окружающий мир, развивать воображение, обогащать эмоциональный интеллект, расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес к изучению природы и культуры родной земли. Для развития интереса к данной деятельности педагоги могут дать родителям рекомендации, которые мотивируют интерес и желание у ребенка взять в руки книгу и в дальнейшем получить от нее удовольствие.

Авторы данного пособия (Т.А Лысова и Т.Н. Старкова) предлагают родителям создать следующие социально-бытовые условия перед началом чтения книги: выбор уютного, хорошо освещенного места для чтения и времени, когда ребенок спокоен и не имеет других занятий.

Имеются следующие основные принципы работы с данной книгой:

· учет индивидуальных особенностей ребенка;

· опора на приоритет его интересов;

· опора на его интерес во время занятий и эмоциональную готовность;

· увлекательность;

· эмоциональность;

· наглядность;

· постепенность;

· последовательность;

· принцип успешности и заслуженной похвалы;

· чтение вслух должно быть не долгим и выразительным;

· личная заинтересованность родителей в чтении и других формах работы;

· рассказы родителей при обсуждении прочитанного о своих личных впечатлениях, что понравилось, что удивило, что нового узнали и т.п.;

· постепенная передача инициативы чтения от взрослого к ребенку и др.

Предварительный этап работы включает в себя ряд форм и видов совместной деятельности родителя и ребенка.

Можно предложить разные формы работы родителям в период знакомства с данной книгой. Такие формы помогут создать особую творческую атмосферу взаимодействия родителя и ребенка с опорой на восприятие окружающей природы и культуры, обогащая чувственный и эмоциональный опыт младшего школьника. К ним относятся экскурсии по местным культурным и природным достопримечательностям. Можно предложить родителям чаще бывать на прогулках, дышать свежим воздухом и обращать при этом внимание на красоту пруда, речки, полянки и т.п., понаблюдать за жизнью растений и животных, которые там живут. Важно при этом побывать на строительных объектах, тем самым расширяя представления детей о труде взрослых; посещать местные памятники и музеи, имеющиеся в районе, где живет школьник. Для анализа и обобщения данных впечатлений желательно помочь родителям в подборе алгоритма беседы об увиденном. Можно предложить примерные вопросы для обсуждения типа:

· Что особенно понравилось на прогулке (экскурсии)?

· Что удивило (огорчило, порадовало и т.п.)?

· Что запомнилось? И т.п.

Семейное чтение с использованием книги «Бабочка над заливом» необходимо начинать с рассматривания обложки книги. Первоклассникам особенно в этом случае нужна помощь родителей. Учитель начальных классов может порекомендовать родителям помочь ребенку в прочтении названия и его осмыслении.

Необходимо обратить внимание на карту Ленинградской области, которая тоже, как и название книги, похожа на бабочку. Будет полезным, если, листая страницы, малыш заинтересуется какой-либо иллюстрацией. В этом случае родители могут спросить о том, что привлекло его внимание, поразмышлять о содержании этой части книги, задав вопрос: «Как ты думаешь, о чем мы будем читать?». В случае затруднения при ответе целесообразно порекомендовать воспользоваться наглядным материалом: «Давай рассмотрим иллюстрацию, возможно, она нам поможет!». Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своему родному краю.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

– повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);

– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

– люди берегут и охраняют природу;

– есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

3.7. Практические рекомендации педагогам и родителям

Направления и формы работы по развитию интереса детей к чтению:

· Детям требуется «читающая среда и книжное окружение».

· Работа родителей над созданием образа «Читающая мама (папа)».

· Создание в семье семейного читального зала, в котором можно было проводить разные творческие интеллектуально-развивающие занятия: «Умные обсуждалки», «Час философствования», «Умники и умницы нашей семьи» и т.п.

· Книги в домашней библиотеке должны активно использоваться, а не просто занимать место на полках.

· Метод Ш. Амонашвили: советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон, и т.п.

· Дискуссия и обсуждение прочитанного, поощрение самостоятельной мысли и чувства ребенка.

· Тексты, предлагаемые для чтения детям, должны соответствовать не только возрастным, но и индивидуальным особенностям школьника, его интересам (непродуманный репертуар чтения может нанести вред для развития интереса к чтению).

· Хорошо, если содержание книги пробуждает мысль ребенка, является спорным.

· После прочтения хорошо организовать обмен мнениями, подискутировать.

· Создание спокойной обстановки для чтения.

· Учет психологического состояния школьника перед чтением.

· Шопинг – походы в книжные магазины.

· Использование ряда интернет-проектов «Этногенез» (и т.п.).

· Ограничивать и цензурировать для школьника Интернет и телевидение в целях предупреждения передозировки информацией.

· Совместные походы в библиотеку (в России около 4000 детских библиотек) на различные мероприятия.

· Взрослым надо дарить детям книги.

· Личность учителя, любящего литературу [22].

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей от психологов (В. Букатов, В. Кудрявцев и др.):

1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Для тренировки механизма чтения очень хорошо помогает, как советует В. Букатов, просмотр диафильмов.

5. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

6. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

7. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

8. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

9. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

12. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Профессор В. Кудрявцев предлагает взрослым следующие эффективные приемы повышения мотивации к чтению:

· Начинать не с чтения сказки, а с игры на ее тему.

· Учитывать интересы ребенка: если тот любит смотреть телевизор, то можно представить, что взрослый вместе с ребенком снимает рекламу по мотивам данного произведения, а потом только обратиться к тексту.

· Эмоциональное чтение литературы родителями вслух от имени героев, которые как будто обращаются к детям.

· Использовать прием «старая сказка на новый лад» и сочинять новые сказки.

· Использование буктрейлеров (создание коротких видеороликов по мотивам прочитанного) [15].

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод: младший школьный возраст – это возраст, когда формируется познавательный интерес к чтению, развиваются потребности в чтении и саморазвитии, происходит становление культурного поля ребенка в процессе активной читательской и творческой деятельности [23]. Как отмечают исследователи проблемы развития интереса к чтению, М. П. Воюшина, И. И. Тихомирова, Л.И. Беленькая и др. [19], совместные подходы к воспитанию успешного читателя – ученика начальных классов – это ряд общих усилий и приемов работы педагогов, родителей, библиотекарей, направленных на:

· поддержание статуса чтения в сознании ребенка;

· получение удовольствия и удивления от уникальности процесса чтения;

· формирование готовности к чтению как к собственной творческой самореализации;

· развитие творческих способностей ребенка и интереса к чтению [19].

Вопросы и задания

1. Какие особенности восприятия литературного произведения характерны для детей младшего школьного возраста?

2. Какие приемы воспитания ребенка книгой наиболее эффективны в данном возрасте?

3. Какие методы и приемы повышения мотивации учащихся к чтению можно использовать на уроках и во внеурочное время в начальной школе?

4. Какие методы может использовать учитель для воспитания успешного читателя начальных классов?

5. Какие требования при организации и проведении беседы с целью развития интереса к чтению нужно соблюдать педагогу начальных классов?

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Берденникова Н.Г., Самыловская Н.С. Школьная библиотека как центр поддержки и развития детского чтения.– практ. конф. – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 184 с.

3. Букатов В. Как хорошо уметь читать… О формировании интереса к чтению / В.Букатов // Школьный психолог. – 2014. – № 3 – С. 46–49.

4. Букатникова С.Д. Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания / С.Д. Букатникова // Молодой ученый. – 2015. – № 6.

5. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2017. – № 3. – С. 3–7.

6. Галактионова Т.Г. «Чтение плюс». Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Галактионова. – М.: РШБА, 2018. – 164 с.

7. Галицких Е.О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е.О. Галацких. – М.: Библиомир, 2016. – 272 с.

8. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. – М.: Просвещение, 1996.

9. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Академия педнаук, 1958.

10. Иванов С.В. Русский язык: Комментарии к урокам: 4 класс / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2017.

11. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) // Материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. – М., 2018. – С. 1–17.

12. Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование PIRLS2011 «Изучение качества чтения и понимания текста» и его основные результаты / Г.С.Ковалева, М.И.Кузнецова. // Народное образование. – 2013. – № 6. – С. 199–209.

13. Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции / М.И. Кузнецова // Педагогические измерения. – 2017. – № 2. – С. 35–45.

14. Кузнецова М.И.  Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 / М.И. Кузнецова // Вопр. образования. – 2009. – № 1. – С. 107–136.

15. Кудрявцев В. Почему они не читают? / В. Кудрявцев // Обруч. – 2015. – № 2. – С. 18–20.

16. Крылова Н.Б., Русак З.А. Новое поколение – новые технологии в привлечении к чтению классики [Электронный ресурс]. – Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – Режим доступа: //ceberleninka.ru

17. Купирова Е.А., Суворова Е.П. Учебно-научный текст как лингвистическая основа формирования интеллектуально-речевой культуры / Е.А. Купирова, Е.П. Суворова // Русский язык в школе. – 2010. – № 11. – С. 3–8.

18. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Тестовые умения. Как им учить? / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 1–6.

19. Методика обучения русскому языку и литературному чтению / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2016. – 468 с.

20. Мостова О.Н., Шило Т.Б. Достижение младшими школьниками планируемых результатов ФГОС в работе с текстом как основа успешного обучения в основной школе // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2016. – № 4. (Ч. II). – С. 88–93.

21. Мостова О.Н. Работа с текстом в начальной школе в соответствии с ФГОС начального общего образования: учеб.-метод. пособие / О.Н. Мостова, Т.Б. Шило. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 95 с.

22. Никитина О.З. Нечтение детей – проблема взрослых // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сб. материалов IV Всероссийской науч.-прак. конф.; отв. ред. Л.И. Коновалова, С.В. Букреева. – СПб.: ЛОИРО, 2015. – С. 69–72.

23.Окно в мир: программы внеурочной деятельности. Вып. 1: Учеб.-метод. пособие / сост. М.П. Воюшина, Е.П. Суворова; под ред. Г.А. Бордовского. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 225 с.

24. Первова Г.М. Законы формирования круга детского чтения / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 17–21.

25. Приказ Минобрнауки России от 26.06.2017 № 703 «План мероприятий ("дорожная карта") по формированию и введению национальной системы учительского роста».

26. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

27. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения (далее УМО) по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

28. Распоряжение Правительства России от 3 июня 2017 г. № 1155-р «О концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации».

29. Слонь О.В. Особенности работы с познавательными текстами на уроках литературного чтения / О.В. Слонь // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.

30. С уворова Е.П. Принципы формирования интеллектуально-речевой культуры школьника / Е.П. Суворова // Педагогика общеобразовательной школы. – 2009. – № 11. – С. 19–28. 

31. Тихомирова И.И. От чтения – к творчеству жизни: сб. ст. по педагогике и психологии детского чтения / И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2017. – 280 с.

32. Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425]

33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.) № 373.

34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

35. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопр. образования. – 2007. – № 4. – С. 240–267.

36. Цукерман Г.А.,  Ковалева Г. С. ,  Кузнецова М. И.  Победа в  PIRLS  и поражение в PISA:  cудьба  читательской грамотности 10–15-летних  школьников // Вопр. образования. – Вып. 2. – 2011.

37. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Баранова В.Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 // Вопр. образования. – 2018. – № 1. – С. 58–78.

 

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.