Возрастные и психологические особенности личности младшего школьника и их влияние на развитие интереса к чтению — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Возрастные и психологические особенности личности младшего школьника и их влияние на развитие интереса к чтению

2020-01-13 130
Возрастные и психологические особенности личности младшего школьника и их влияние на развитие интереса к чтению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Младший школьный возраст – время активного становления читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы учителей и родителей. Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

· фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

· слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

· зависимость от жизненного опыта;

· связь с практической деятельностью ребенка;

· ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

· превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

· недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;

· преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Как отмечает Т.С. Галактионова, взрослые, приобщая детей к чтению, должны учитывать ряд возрастных особенностей и тенденций в когнитивной сфере у детей данного возраста:

· ухудшение возможности избирательного внимания;

· снижения навыка оценки значимости информации;

· уменьшение объема рабочей памяти.

Кроме того, как пишет автор, тревогу ученых вызывает экранная зависимость, результатами которой становится постоянная потребность во внешней стимуляции, которую учащиеся привыкли получать с экрана. Эти проблемы проявляются и в трудности чтения и понимания текста [6]. Еще в середине 1990-х этим процессам дали название «клиповое сознание», данные проблемы дискутируются и по сей день. К.Г. Фрумкин отмечает положительные моменты современных детей:

· способность к многозадачности;

· способность к одновременности и параллельности действий;

· умение быстро переключаться между отдельными разрозненными смысловыми фрагментами;

· высокая скорость обработки информации и т. д.

Детям младшего школьного возраста присущи любознательность, высокая эмоциональная возбудимость, внушаемость, подражание. Кроме того, как отмечают ученые-практики, младший школьный возраст, как возрастной период, имеет важную особенность: период сензитивен (Б. Ананьев, Н. Лейтес) к восприятию искусства, природы, отношений со взрослыми. Эти особенности авторами выделяются как своеобразная детская одаренность.

Педагоги начальной школы, учитывая эти психофизиологические особенности, при грамотной организации воспитательно-образовательного процесса в школе и дома могут добиться значительных результатов в социально- нравственном развитии ребенка младшего школьного возраста. Именно поэтому роль взрослого в развитии интереса к чтению, в том числе и семейному, имеет большое значение для читательской судьбы ребёнка.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Чтение имеет большие возможности чтения как средства развития ума и души ребенка младшего школьного возраста.

Психологической предпосылкой сопереживания (эмпатии) является способность к идентификации и перевоплощению. Сила этой способности снижается после 12 лет. Сопереживание присуще природе младшего школьника, следовательно, взрослым, развивая интерес к чтению, важно не упустить данный возраст и возможность развития читательского интереса и нравственных ориентиров младшего школьника. Особенно эффективно этот процесс проходит с использованием игровых технологий.

Для детей младшего школьного возраста при восприятии искусства слова характерна такая особенность, которую научно обосновала исследователь восприятия литературного произведения детьми8 –9 лет Л.И. Беленькая, она называется «наивный реализм». Для них критерием качества произведения является «правдоподобие», «как на самом деле». В своей книге «Ребенок и книга» она выделяет такие особенности детского восприятия произведений младшим школьником: умение в малом увидеть большое, определение собственного отношения к героям через конкретные образы.

В младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок подражает положительным героям, так как испытывает потребность быть хорошим. Эти важные особенности должны учитываться взрослыми при организации детского чтения и работы с книгой. Как советовал взрослым Я. Корчак, отмечая способность младших школьников эмоционально реагировать на «правду» литературного произведения, необходимо «…подниматься до их чувств» [2].

3.3. Модель «Успешный читатель»ученик начальной школы

 

Портрет успешного читателя – это обучающийся, который бегло и хорошо, выразительно читает, эрудирован, имеет богатый словарный запас; умеет размышлять, анализировать прочитанное, пересказывать содержание; у него грамотная речь, он интересный собеседник. Вторым важным моментом является интерес и активность читателей к разным жанрам литературы и внеурочным занятиям с использованием разных видов чтения, использование чтения в свободное время для удовольствия. Таким образом, в структуру личности успешного читателя – ученика начальной школы могут быть включены следующие компоненты:

· операционно-процессуальные (умения и навыки, необходимые для беглого и осмысленного чтения; умение по деталям воссоздавать целое и др.);

· мотивационные (интерес к чтению; интерес к судьбе героев произведения и автора; желание читать в свободное время и др.);

· эмоционально-волевые (чуткость к слову; способность эмоционально включаться в события, рассказанные в книге, откликаться на мысли и чувства персонажей своими собственными мыслями и чувствами и др.);

· когнитивные (свежесть и непосредственность восприятия; возникновение аналогий и ассоциаций в ходе чтения, позволяющих сравнивать, анализировать, устанавливать связи читаемого произведения с имеющимся опытом и реальной жизнью и др.);

· личностные (формирование мировоззрения, сравнение себя с героями, поиск общих и различных черт и др.);

· креативные (яркость воображения, создание собственных образов на основе полученных впечатлений и др.).

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.