Прием «Верные и неверные утверждения» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Прием «Верные и неверные утверждения»

2020-01-13 568
Прием «Верные и неверные утверждения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прием «Верные и неверные утверждения» используется для систематизации информации, заложенной в тексте, выявления пробелов в понимании и отдельных аспектов текста. Младшие школьники сначала читают научный текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения.

Последовательность работы приема «Верные и неверные утверждения»:

1. Чтение научно-учебного или научно-популярного текста.

2. Зачитывание учителем вопросов и предположений по прочитанному тексту (5–7 вопросов исходя из текста).

3. Фиксация учащимися в тетрадях или на отдельных листочках ответов с помощью значков «+» и «».

4. На стадии рефлексии учитель возвращается к составленным таблицам и вновь зачитывает вопросы. Учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие неверными.

В технологии продуктивного чтения «предвидения» данный прием приобретает некоторое дополнение: заготовленные вопросы зачитываются учителем после того, как был проанализирован заголовок текста или иллюстрация к нему. После прочтения текста педагог возвращается вновь к таблице, получившейся у учеников до прочтения, и учащиеся отмечают, какие из убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе восприятия текста, в связи с новой информацией, заложенной в конкретном тексте.

Груши

Для посадки груши нужно выбрать очень освещенное, сухое и ровное место. Груши любят рыхлую, воздухопроницаемую почву, способную удерживать запас влаги, а также богатую питательными веществами. Сажать груши рекомендуется осенью. Поливать грушевое дерево необходимо часто, но небольшим количеством воды.

Примерные утверждения для приема «Верно – неверно»:

– Груши – это фруктовое дерево.

– Дерево груши любит землю, богатую питательными веществами.

– Для посадки груши нужно слабоосвещенное каменистое место.

– Сажать грушу рекомендуется осенью.

– Поливать грушевое дерево необходимо редко, большим количеством воды. 

Данный прием можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме текста, который будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее, чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст. Предположения должны строиться только на основе уже изученного и знакомого детям материала. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового. Прием «Верные и неверные утверждения» повышает мотивацию к изучению материала, способствует более осмысленному знакомству с текстом.

Прием «Пометки на полях»

Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления, во время чтения. Часто данный прием называют технологией эффективного чтения. Он осуществляется в несколько этапов. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Во время чтения учебного текста младшим школьникам дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Пометки должны быть следующими:

· Знаком «галочка» (P) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику, он ранее с ней познакомился.

· Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с ней в прочитанном тексте.

· Знаком «минус» (–) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями и информацией, о чём он думает иначе.

· Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного.

Использование этого приема требует и от учителя иного подхода и проходит по следующему алгоритму:

– предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

– объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

– четко обозначить время, отведенное на эту работу, и следить за регламентом;

– найти форму проверки и оценки проделанной работы.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, маркировок текста.

Прием «Написание синквейна»

Прием «Синквейн» наиболее распространенный в начальной школе, это одна из форм творческой деятельности учащихся, которая помогает им кратко обобщить прочитанную информацию в научном тексте. Прием «Синквейн» представляет собой составление стихотворения по алгоритму, состоящего из 5 строк.

Алгоритм написания «Синквейна»:

– на первой строчке записывается одно существительное – это тема текста – ключевое слово;

– на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему текста;

– на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме текста;

– на четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме текста;

– пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме текста, дает ее новую интерпретацию.

Как научить детей писать «Синквейн»

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации и выразить свое мнение, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. После завершения творческого процесса дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения.

Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников. Основной задачей учителя, применяющего данный прием, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета. Составлять пятистишие допустимо в работе с детьми любого возраста.

Пример «Синквейна» по научно-учебному тексту:

Снегири – удивительно прекрасные птицы, которые радуют разноцветным внешним видом человека. Снегири также смелые птицы, они прилетают в наши края в октябре на зимовку. Снегири – певчие птицы.

Они резко выделяются на фоне снежного покрова. Зимой снегири едят семена ольхи, клена, особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине, там снегири совьют гнезда, выведут своих птенцов.

1-я строчка – Снегири

2-я строчка – Прекрасные, смелые

3-я строчка – Прилетают, выделяются, едят

4-я строчка – Снегири – прекрасные птицы!

5-я строчка – Певцы.  

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает научно-популярный или научно-учебный текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:

– явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

– скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Составь задание»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Прием «Составь задание» способствует развитию творческих способностей учащихся. Он заключается в составлении детьми заданий для одноклассников по прочитанному тексту, это могут быть хороший кроссворд, сканворд или остроумная головоломка. Данные задания, как правило, задаются на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.